Библиографическое описание:

Шарабидзе Н. Р. Туризм — важное направление развития экономики Грузии // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5. — С. 88-93.



Туризм является важным направлением экономики, как для высокоразвитых, так и развивающихся стран. Целью работы является анализ динамики развития туризма в Грузии за последние годы и определение перспектив на будущее. Показано, что на сегодняшний день наблюдается тенденция соблюдения роста количества визитеров в стране. Однако, для повышения доли туристов необходимо повышение эффективности маркетинговой кампании национальной администрации туризма и креативное мышление туристических предприятий с целью создания инновационных, привлекательных и конкурентных туров.

Ключевые слова: доходы от туризма, динамика приезда визитеров, цели визита, расходы на туристические продукты.

В структуре мировой экономики четко прослеживается тенденция повышения удельной доли двух направлений — высоких технологии и потребительского сервиса. В сфере сервиса на одной из лидирующих позиции находится туризм. Туризм является важным направлением экономики высокоразвитых стран мира, таких как Франция, Канада, США, Германия, Швейцария, Великобритания, Бельгия, Израиль. А для менее развитых постсоциалистических стран туризм стал основным «двигателем» экономики. Так как развитие туризма стимулирует развитие ряда отраслей народного хозяйства: строительства, транспорта, инфраструктуры. При этом туризм дает возможность малому и среднему бизнесу, мелким предпринимателям проявлять инициативу, активность, предприимчивость, фантазию с целью обеспечения эффективной и устойчивой деятельности. Поэтому, во многих странах мира забота о росте туристической привлекательности собственных стран является задачей государственного значения [1].

Целью работы является анализ динамики развития туризма в Грузии за последние годы и определение перспектив на будущее.

Анализ доли туризма в валовом внутреннем продукте показывает, что с 2006 года она выросла незначительно (на 03 %). При этом, она колебалась в зависимости от стабильности в стране и мировой экономике. Однако, позитивным можно считать тот факт, что с 2013 года наметилась тенденция роста доли туризма в ВВП (рис.1). По данным I и II кварталов 2016 года эта тенденция сохраняется [2].

Рис. 1. Доля туризма (%) в ВВП Грузии

Стратегию развития туризма разрабатывает и осуществляет национальная администрация туризма (НАТ). Развитие внешнего и внутреннего туризма, разработка новых туристических продуктов и диверсификация рынка является основной и главной задачей национальной администрации туризма [3,4].

По данным национальной администрации туризма за 2015 год доходы от туризма составили до 2 миллиарда долларов (рис.2). А за I квартал 2016 года по сравнению с 2015 годом доходы выросли на 148 миллион долларов.

Рис. 2. Доходы от туризма (млн. долларов)

Примечательно, что в 2015 году 88 % визитеров приезжали из соседних стран. При этом 47,4 % визитеров находились в стране однодневным визитом, 16,7 % — проездом, а 35,9 % — являлись туристами. Основные визитеры приехали из соседних стран: Азербайджана (31,1 %), Турции (24,1 %), Армении (20,2 %), России (12,8 %), Украины (2,8 %).

С 2015 года НАТ проводит активную маркетинговую кампанию с целевыми аудиториями на различных ринках, что и приводит к определенным результатам.

По данным НАТ за 9 месяцев 2016 года количество международных визитеров составило 4879031 человек, что на 8,6 % больше, чем прошлогодний показатель того же времени. Рост количества туристов отмечен из следующих стран: Азербайджана (24 %), Ирана (21 %), России (20 %), Израиля (6 %), Украины (6 %), Индии (4 %), Казахстана (2 %), остальных (17 %). Надо отметить, что количество туристов (время визита 24 ч и больше) с каждым годом растет и на сегодняшний день (октябрь 2016 года) составляет 2 156 731 человек (44 %)(рис.3).

Рис. 3. Динамика количества туристов

Среди визитеров, которые заходят в страну через сухопутные границы, как правило, превалируют транзитные путешественники и визитеры, которые, не ночуя уезжают обратно. Естественно доходы от таких визитов меньше.

Надо отметить, что среди Российских визитеров 64 % приезжают более чем на 24 часа. Однако, если проанализировать цели визита, станет ясно, что и среди них не все являются туристами.

Проанализировав цели визита, можно сказать, что только треть визитеров являются туристами, т. е. потребителями туристических продуктов и сервисов. Данные приведены в таблице 1.

Таблица 1

Распределение визитеров по цели приезда (%)

Цель визита

2014 год

2015 год

2016 год

I квартал

II квартал

Отдых, развлечение, рекреация

2,8

7,6

3,4

7,4

Приезд к родственникам / друзьям

57,3

54,5

56,3

51,9

Учеба / образование

0,7

0,6

0,8

1,1

Лечение /оздоровление

10,3

10,3

12,7

11,5

Религия / паломничество

1,7

1,8

1,6

2,4

Шопинг

12,6

11,4

12,2

12,1

Приезд в собственный дом / дачу

5,6

6,6

7,0

6,4

Профессиональная / экономическая деятельность

8,2

6,0

5,0

4,8

Другая

1,0

1,2

1,1

2,4

Всего

100

100

100

100

Анализ цели визитов показывает, что в Грузии визитеры приезжают, в основном, чтобы повидаться с близкими и друзьями, а так же в целях лечения и шопинга. Можно с уверенностью сказать, что больше 60 % визитеров — это люди, которые находятся за рубежом (в основном, в России и Турции), которые время от времени приезжают домой либо для продления виз, либо чтобы повидаться с семьей. Около 12 % визитеров приезжают для торговли. К ним относятся дилеры из Турции, Ирана, Азербайджана и Армении, которые торгуют преимущественно сельскохозяйственной продукцией, а так же «вторичными» автомобилями. 10 % визитеров это приезжие, в основном из бывших союзных республик, которые пока еще помнят о Грузинских курортах и лечебницах. А с целью отдыха, развлечений и рекреации в Грузию приезжают 7,5 % визитеров.

Имеющая структура визитеров отражается в объеме производства туристической сферы (таблица 2). Из таблицы 2 видно, что производство в различных туристических сферах растет. Особо важно, что рост объема производства отмечается в сфере деятельности туристических предприятий (туристических фирм, туроператоров, туристических агентств и т. п.). Если сопоставить показатели объема производства туристической сферы с количеством туристов, то получится, что доход составляет 1100–1400 лари на визит.

Таблица 2

Объем производства (млн. лари) втуристической сфере

Сфера производства

2012

2013

2014

2015

2016

I квартал

II квартал

Обслуживание в гостиницах или кемпингах

234,4

324,7

390,6

499,3

110,5

128,3

Обслуживание в ресторанах, барах, столовых и предоставление готовых блюд

831,1

842,6

932,7

1 051,2

266,8

284,4

Железнодорожный транспорт

123,4

123,2

124,7

134,0

26,7

23,8

Сухопутный и водный транспорт

742,0

531,3

717,2

692,5

150,1

229,1

Воздушный транспорт

139,0

162,8

183,0

203,9

41,0

48,6

Деятельность туристических предприятий; предоставление помощи туристам

549,8

651,0

721,2

931,2

222,6

222,8

Всего

2623,7

2635,7

3069,4

3 512,1

817,8

937,0

Производство на 1 визитера (лари)

1466

1276

1377

1539

1137

1303

Таким образом, анализ динамики развития туризма в Грузии за последние годы показал, что на сегодняшний день наблюдается тенденция роста визитеров в стране. Однако, доля туристов не превышает 40 %. Для привлечения большего количества туристов необходимо повышение эффективности маркетинговой кампании национальной администрации туризма и креативное мышление туристических предприятий с целью создания инновационных, привлекательных и конкурентных туров, как на базе известных «брендов», так и новых региональных туристических объектов.

Литература:

  1. Шарабидзе Н., Цагареишвили С. О рациональном туризме. // Периодический научный журнал Кутаисского научного центра «Новация», № 8, 2011г., ст.144–148
  2. http://www.geostat.ge
  3. http://gnta.ge
  4. http://factcheck.ge

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов