Автор: Хайдукова Дарья Алексеевна

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №5 (7) ноябрь 2016 г.

Библиографическое описание:

Хайдукова Д. А. Прибыль предприятия: экономическая сущность, виды, методы анализа // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5. — С. 175-179.



В статье исследованы подходы к определению экономической сущности понятия «прибыль», дана авторская трактовка данного понятия, обобщена классификация видов прибыли предприятия, представлены методы анализа прибыли.

Ключевые слова: доходы, расходы, прибыль

Основной целью деятельности коммерческой организации является получение прибыли. Прибыль является показателем, характеризующим абсолютную эффективность деятельности организации. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социально-экономического развития организации и материального поощрения персонала.

Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории.

Понятие прибыли по мере развития экономической теории постоянно изменялось и усложнялось. Так, представители классической школы политэкономии А. Смит и Д. Рикардо видели источник прибыли в производстве. Они считали, что при обмене созданного товара на деньги кроме оплаты всех расходов возникает «нечто», являющееся компенсацией предпринимателю за риск, то есть прибыль. Величина прибыли при этом определяется только величиной капитала и не связана с заработной платой [12].

Д. Кларк рассматривал прибыль как трудовой доход предпринимателя. Более развернутое обоснование предпринимательской прибыли было дано Й. Шумпетером. Он рассматривал прибыль как вознаграждение за техническое усовершенствование и успешную предпринимательскую деятельность и утверждал, что доходы, получаемые с помощью новых технических усовершенствований, и составляют прибыль [12].

Ф. Найт также связывал происхождение прибыли с предпринимательской деятельностью, но подходил к ее анализу с позиций хозяйственного риска. По его мнению, несение риска является функцией предпринимателя, в связи с этим риск требует особого вознаграждения в виде получения прибыли [4].

К. Маркс определил прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости, порожденную всем авансированным капиталом. К. Маркс источником прибавочной стоимости считал труд наемных работников, занятых в сфере материального производства. Рабочий своим трудом создает стоимость большую, чем стоит его рабочая сила [6].

П. Э. Самуэльсон и В. Д. Нордхаус определили прибыль как доход от факторов производства, вознаграждение за предпринимательскую деятельность и введение технических усовершенствований. Прибыль состоит из имплицитных (неявных) издержек (таких, как доход от собственного капитала), дохода от риска и инновационной прибыли [8].

Анализ современной экономической литературы также свидетельствует об отсутствии единого понимания понятия прибыли. В табл. 1 представлены современные подходы к определению данного понятия.

Таблица 1

Подходы к определению понятия «прибыль»

Авторы, источники

Определение прибыли

Большой экономический словарь [4]

Превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров и услуг

Финансово-кредитный энциклопедический словарь [11]

Разница между доходами, полученными от реализации продукции, основных средств и иного имущества, выполненных работ, оказываемых услуг, внереализационной деятельности, и начисленной суммой затрат на производство, реализацию продукции и осуществление других видов деятельности.

И. А. Бланк [2]

Выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предприятием деятельности, разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Н. Б. Клишевич [5]

Конечный положительный финансовый результат предприятия, представляющий собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом

Д. С. Моляков [7]

Денежное выражение части стоимости прибавочного продукта.

Г. В. Савицкая [9]

Часть чистого дохода, непосредственно получаемого субъектами хозяйствования в процессе реализации продукции

Н. Н. Селезнева [10]

Чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе хозяйственной деятельности

Анализ представленных подходов показывает, что в экономической литературе под прибылью понимается:

‒ денежное выражение части стоимости прибавочного продукта;

‒ чистый доход предпринимателя на вложенный капитал;

‒ разность между совокупными доходами и совокупными затратами;

‒ конечный положительный финансовый результат предприятия.

В российском законодательстве определение прибыли дается в части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Так, под прибылью признается: для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов; для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов; для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации [1].

С учетом вышеизложенного мы предлагаем следующее комплексное определение понятия прибыли. Прибыль — это экономическая категория, представляющая собой обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, который определяется как разность между доходами предприятия и расходами, связанными с осуществлением данной деятельности, исчисленная в денежном выражении.

В экономической литературе предлагают различные признаки классификации прибыли [2, 5, 9, 10]. Обобщенная классификация прибыли представлена в табл. 2.

Таблица 2

Классификация прибыли предприятия

Признак классификации

Виды прибыли

1. Направление деятельности предприятия

Прибыль от операционной деятельности

Прибыль от инвестиционной деятельности

Прибыль от финансовой деятельности

2. Состав включаемых элементов

Маржинальная прибыль.

Прибыль от реализации продукции

Прибыль до выплаты процентов за кредит и налога на прибыль

Прибыль до налогообложения

Чистая прибыль

3. Характер деятельности предприятия

Прибыль от обычной деятельности

Прибыль от чрезвычайных ситуаций

4. Налогообложение прибыли

Налогооблагаемая прибыль

Не облагаемая налогом прибыль

5. Учет инфляции

Номинальная прибыль

Реальная прибыль

6. Экономическое содержание прибыли

Бухгалтерская прибыль

Экономическая прибыль

7. Характер использования чистой прибыли

Капитализированная (нераспределенная) прибыль

Потребляемая прибыль

8. Степень обобщения

Прибыль организации

Консолидированная прибыль

Рассмотрим классификационные признаки и виды прибыли.

В зависимости от направления деятельности предприятия различают: прибыль от операционной деятельности, включающую прибыль от продажи продукции, товаров, работ, услуг; прибыль от инвестиционной деятельности, связанную с приобретением и продажей земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, с осуществлением финансовых вложений; прибыль от финансовой деятельности, связанную с поступлениями от эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций), погашением заемных средств и т. п.

В зависимости от состава включаемых элементов различают: маржинальную прибыль, представляющую собой разность между выручкой и прямыми переменными затратами по операционной деятельности; прибыль от реализации продукции (разность между маржинальной прибылью и постоянными затратами); прибыль до выплаты процентов за кредит и налога на прибыль, характеризующую финансовый результат, полученный предприятием для основных стейкхолдеров — государства, кредиторов, собственников, персонала; прибыль до налогообложения — результат после выплаты процентов кредиторам; чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов и прочих обязательных отчислений.

По характеру деятельности предприятия выделяют прибыль от обычной деятельности и прибыль от чрезвычайных ситуаций, нетипичных для нормальной деятельности предприятия, которую необходимо выделять из общей прибыли для правильной оценки деятельности предприятия.

В зависимости от налогообложения выделяют налогооблагаемую прибыль и не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством.

В зависимости от того, учитывается ли фактор инфляции при анализе прибыли, различают номинальную прибыль (без учета фактора инфляции) и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в анализируемом периоде.

По экономическому содержанию выделяют бухгалтерскую прибыль (разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в бухгалтерском учете) и экономическую прибыль (при ее расчете также учитываются неявные затраты, не отражаемые в бухгалтерском учете).

В зависимости от характера использования чистой прибыли выделяют: капитализированную (нераспределенную) часть чистой прибыли, направляемую на финансирование прироста активов предприятия, потребляемую часть чистой прибыли, расходуемую на выплату дивидендов акционерам.

По степени обобщения выделяют прибыль отдельной организации и консолидированную прибыль группы компаний.

В бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий отражаются следующие виды прибыли:

‒ валовая прибыль — финансовый результат, рассчитываемый как разность между выручкой и себестоимостью продаж;

‒ прибыль от продаж — финансовый результат, полученный от реализации продукции (работ, услуг), рассчитывается как разность между выручкой и расходами на производство и реализацию продукции (работ, услуг);

‒ прибыль до налогообложения — прибыль от продажи продукции (работ, услуг), увеличенная на сумму доходов от участия в других организация, процентов к получению, прочих доходов, и уменьшенная на величину процентов к уплате и прочих расходов;

‒ чистая прибыль — разность между величиной прибыли до налогообложения и величиной налога на прибыль и иных обязательных платежей.

Использование определенного показателя прибыли зависит от целей проведения исследования. Так, например, для оценки уровня доходности производства продукции используется показатель прибыли от продажи продукции, для оценки уровня доходности совокупных активов (совокупного капитала) предприятия — показатель прибыли до выплаты процентов за кредит и налога на прибыль, для оценки уровня доходности собственного капитала — показатель чистой прибыли, для расчета безубыточного объема продаж — показатель маржинальной прибыли,

Анализ прибыли предприятия, оценка факторов, влияющих на ее величину, позволяет разработать рекомендации по увеличению доходов предприятия, оптимизации расходов и увеличению прибыли. Можно выделить следующие группы методов анализа прибыли: неформализованные методы анализа, основанные на описании аналитических процедур на логическом уровне (методы экспертных оценок, сравнения, построения аналитических таблиц и т. п.); формализованные методы анализа, основанные на строгих формализованных аналитических зависимостях (методы цепных подстановок, арифметических разниц, относительных величин, графический метод, корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ и т. п.) [9, 10].

На практике при анализе финансовых результатов (прибыли) предприятия чаще используются следующие методы: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; сравнительный анализ; факторный анализ; анализ коэффициентов [5, 9, 10].

Горизонтальный (или трендовый) анализ прибыли основан на изучении динамики ее показателей во времени. В процессе использования данного метода анализа рассчитываются темпы роста (прироста) прибыли, определяются общие тенденции ее изменения (или тренда).

Вертикальный (или структурный) анализ прибыли базируется на структурном разложении агрегированных показателей ее формирования, распределения и использования. В процессе применения этого метода анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих агрегированного показателя прибыли.

Сравнительный анализ прибыли базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных ее показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. Наибольшее распространение получили следующие виды анализа: сравнительный анализ показателей уровня прибыли данного предприятия и среднеотраслевых; сравнительный анализ показателей прибыли данного предприятия и предприятий — конкурентов; сравнительный анализ показателей прибыли отдельных центров ответственности; сравнительный анализ отчетных и плановых (нормативных) показателей прибыли.

Факторный анализ прибыли предполагает выявление факторов, воздействующих на величину показателя прибыли. В процессе факторного анализа выявляются причины отклонений фактических показателей прибыли от плана или предшествующих периодов. При этом важно выявить не только причину отклонения, но и подготовить управленческое решение по устранению негативных причин. Анализ прибыли при таком подходе является основным инструментом обоснования управленческих решений по повышению эффективности работы предприятия.

Анализ коэффициентов базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей между собой. В процессе использования данного метода анализа определяются различные относительные показатели, характеризующие отдельные аспекты формирования, распределения и использования прибыли предприятия. В аналитической практике наибольшее распространение получили следующие показатели рентабельности:

‒ рентабельность продаж — показывает объем прибыли от продаж, приходящейся на один рубль выручки от продажи;

‒ рентабельность продукции — показывает объем прибыли, приходящейся на один рубль затрат, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг);

‒ рентабельность активов (совокупного капитала) — отражает эффективность использования всего имущества (капитала) предприятия;

‒ рентабельность собственного капитала — отражает эффективность использования собственного капитала;

‒ фондорентабельность — отражает эффективность использования основных средств предприятия [2, 5, 9, 10].

Показатели рентабельности активов (совокупного капитала) и собственного капитала рассчитываются как с использованием показателей чистой прибыли, так и прибыли до выплаты процентов за кредит и налога на прибыль.

Анализ прибыли позволяет вовремя выявить проблемы в финансово-хозяйственной деятельности предприятия и использовать различные инструменты для их устранения.

Литература:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016)

2. Бланк И. А. Управление финансовыми ресурсами. — М.: Омега-Л, 2011. — 768 с.

3. Большойэкономическийсловарь: 26500 терминов / авт. и сост.: А. Н. Азрилиян; под ред. А. Н. Азрилияна. — Изд. 7-е, доп. — М.: Институт новой экономики, 2007. — 1472 с.

  1. Войтов А. Г. История экономических учений: учебное пособие. — М.: Дашков и К°, 2016. — 228 с.
  2. Клишевич Н. Б. Финансы организаций: менеджмент и анализ. — М.: КНОРУС, 2016. — 245 с.
  3. Мареев С. Н. Экономическая теория Маркса и ее критики: монография. — М.: Изд-во СГУ, 2013. — 322 с.
  4. Моляков Д. С., Шохин Е. И. Теория финансов предприятий: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 110 с.

8. Нордхаус В., Самуэльсон П., Экономика: Пер. с англ. — М.: Вильямс, 2011. — 1360 с.

9. Савицкая Г. В. Экономический анализ: учебник для студентов высших учебных заведений. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 647 с.

10. Селезнева Н. Н., Ионова А. Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ, 2012. — 639 с.

11. Финансово-кредитныйэнциклопедическийсловарь / По общ. ред. А. Г. Грязновой. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 1165 с.

12. Экономическая мысль: разнообразие концепций и сфер применения / под ред. А. П. Заостровцева. — СПб.: Леонтьевский центр, 2011. — 428 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов