Библиографическое описание:

Щербакова Н. С. Оценка эффективности деятельности предприятий ТЭК в современных экономических условиях // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5. — С. 119-128.



В статье рассмотрены основные проблемы и тенденции, характеризующие современное состояние российской энергетики. Сформулированы актуальные направления развития современных компаний ТЭК, релевантные рассмотренной проблематике.

Ключевые слова: источники энергии, топливно-энергетические ресурсы, энергетическая эффективность, экология, топливно-энергетический сектор

Эколого-ориентированное развитие экономики в настоящее время становится все более актуальным. Компании нефтегазового комплекса России являются крупнейшими налогоплательщиками в стране и играют ключевую и системообразующую роль в экономике России. Вследствие этого в современных кризисных условиях всё большее значение приобретает сравнительный анализ системы финансовых и экономических показателей, позволяющий оценить эффективность ведения бизнеса с точки зрения, выбранной компанией стратегии [2, c. 11].

Анализ эффективности деятельности компании можно проводить с помощью различных подходов: качественного рассмотрения первичных (натуральных) показателей, сопоставления вторичных показателей (коэффициентный анализ) и анализа вероятности банкротств (третичных показателей, комбинаций первичных и вторичных) и в конечном итоге построения балльно-рейтинговой модели оценки финансового состояния предприятия. Каждый из этих подходов имеет свои достоинства и недостатки. Применение только первичных показателей в анализе эффективности корпораций оказывается некорректным ввиду того, что они показывают лишь масштаб компании, не отражая взаимосвязи факторов друг с другом и уровня эффективности работы компании. В то время как вторичные показатели выступают более эффективным инструментом в анализе и сравнении различных по масштабу компаний, оказываясь нормированными величинами, имеющими меньшую степень разброса. Методики по оценке вероятности банкротства компаний в большинстве случаев оказываются сложными, с непрозрачным механизмом получения результатов. В то же время результаты нередко противоречивые и не позволяют сделать выводы о том, какую стратегию развития выбрать в дальнейшем для изменения ситуации. Поэтому целью данного исследования является анализ деятельности крупнейших нефтегазовых компаний России на основе разработанной классификации вторичных показателей — коэффициентный анализ [3, c. 20].

Выбор показателей для составления классификации был основан на следующих принципах:

  1. Доступность первичных данных из бухгалтерской отчётности компании.
  2. Отражение показателем наиболее важных аспектов деятельности компании.
  3. Информативность показателя для инвесторов и кредиторов компании.

В этой связи был предложен возможный вариант состава вторичных показателей оценки эффективности нефтегазовых компаний с разделением по группам, характеризующим всесторонний анализ особенностей деятельности компании. Всего было выделено 6 групп показателей (ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости, рыночной активности, производственно-финансовых), по которым распределено 10 основных коэффициентов.

Рассмотрим динамику вторичных показателей как в структуре 10 крупнейших вертикально интегрированных компаний России, так и на уровне отрасли в целом. Крупнейшие компании обеспечивают более 75 % добычи нефти в России и около 90 % природного газа, поэтому имеют доминирующее влияние на динамику всех показателей нефтегазовой отрасли страны [1. c. 12].

Анализ динамики вторичных показателей нефтегазовой отрасли России с дифференциацией по компаниям проводится на периоде 2011–2014 гг., который можно разделить на 2 этапа:

  1. 2011–2013 гг. — докризисный, или восстановительный период после кризиса 2008–2010 гг., который характеризовался, прежде всего, уровнем цен на нефть свыше 100 дол./баррель;
  2. 2014 г. — по настоящее время — период нового этапа кризисных явлений в экономике.

Основными факторами, повлиявшими на ухудшение финансово-экономического положения в нефтегазовом секторе, в 2014 г. стали:

‒ снижение мировых цен на нефть;

‒ неустойчивая динамика курса рубля по отношению к основным мировым свободно конвертируемым валютам;

‒ введение секторальных экономических санкций со стороны США и ряда стран Европы, под которые подпали, в том числе, российские нефтегазовые компании [3, c. 19].

Рассмотрим первую группу показателей — показатели ликвидности.

Показатели ликвидности, как правило, отражают способность компании обеспечивать выплаты по своим краткосрочным обязательствам. Наиболее распространенными показателями ликвидности являются текущая ликвидность и критическая ликвидность. Этот показатель особенно актуализируется в современных кризисных условиях.

Коэффициент текущей ликвидности как отношение оборотных активов и краткосрочных обязательств показывает финансовую устойчивость компании в краткосрочной перспективе, т. е. способность осуществлять выплаты по своим краткосрочным обязательствам.

В докризисный период 2011–2013 гг. коэффициент текущей ликвидности в нефтегазовой отрасли имел устойчивую тенденцию к снижению. Так, за рассматриваемый период этот показатель сократился на 10 %, что связано с ростом краткосрочных обязательств, прежде всего, со стороны компании «Роснефть», активно привлекающей заёмные средства для обеспечения сделок по слиянию и поглощению. В 2014 г. отношение оборотных активов и краткосрочных обязательств в НГК России сократилось по отношению к докризисному периоду, это связано с тем, что в условиях ожидания кризиса в отрасли произошел рост краткосрочных обязательств.

Таблица 1

Коэффициент текущей ликвидности нефтегазовых компаний России в 2011–2014 гг[1].

Компания

Год

2011

2012

2013

2014

«Газпром»

1,71

1,62

2,06

1,86

«ЛУКойл»

2,12

1,95

1,79

1,60

«Роснефть»

1,89

2,09

1,04

1,04

«Газпром нефть»

1,78

1,75

2,08

1,88

«Сургутнефтегаз»

5,57

5,60

5,52

5,38

«Татнефть»

1,66

1,83

1,83

2,64

«Башнефть»

1,86

1,40

1,19

1,22

«РуссНефть»

1,14

0,92

0,90

0,50

«Славнефть»

0,59

0,90

0,73

0,35

«НОВАТЭК»

1,16

1,06

1,38

1,56

В среднем по отрасли

1,91

1,83

1.70

1,60

Традиционно наибольшим коэффициентом текущей ликвидности обладает компания «Сургутнефтегаз» (более 5), что обусловлено наличием значительных финансовых ресурсов на счетах компании, обеспечивающих способность к выполнению краткосрочных обязательств. Для большинства же российских ВИНК этот показатель находится в диапазоне 1–2. Последние годы крупные российские нефтяные компании, такие, как «ЛУКойл», «Роснефть», «Башнефть», «РуссНефть», «Славнефть», имеют закономерную тенденцию к сокращению значения данного показателя ввиду превышения темпа прироста краткосрочных обязательств над приростом оборотных активов. «Татнефть» и «НОВАТЭК», наоборот, показывают положительную динамику данного показателя, превышая среднеотраслевое значение, что указывает на рост их способности к погашению краткосрочных обязательств и привлекательности для инвесторов (Таблица 1).

Если не учитывать показатели компании «Славнефть», которая, по существу, является дочерней структурой «Газпром нефти» и «Роснефти», то критическое положение с коэффициентом текущей ликвидности наблюдается у «Роснефти», которая за последние несколько лет ухудшила этот показатель почти в 2 раза.

К наиболее надёжным корпорациям с точки зрения немедленного погашения текущих обязательств без продажи активов (значение показателя больше 1) в течение рассматриваемого промежутка относятся «Газпром» и «Татнефть». В последние 2 года улучшили свою привлекательность для кредиторов «Газпром нефть» и «НОВАТЭК», приблизившись к нижней допустимой границе показателя.

Таблица 2

Коэффициент критической ликвидности нефтегазовых компаний России в 2011–2014 гг[2].

Компания

Год

2011

2012

2013

2014

«Газпром»

0,998

0,92

1,25

1,13

«ЛУКойл»

1,07

0,95

0,76

0,88

«Роснефть»

1,23

1,38

0,66

0,74

«Газпром нефть»

0,71

0,75

1,13

0,94

«Сургутнефтегаз»

0,996

1,26

1,04

0,52

«Татнефть»

1,08

1,07

1,18

1,65

«Башнефть»

1,07

0,77

0,57

0,62

«РуссНефть»

0,96

0,89

0,91

0,48

«Славнефть»

0,46

0,79

0,81

0,28

«НОВАТЭК»

0,81

0,63

0,96

0,93

В среднем по отрасли

1,02

0,99

0,94

0,89

В 2014 г. самые резкие спады показали «РуссНефть» и «Славнефть», что связано с 65 %-м сокращением дебиторской задолженности у «РуссНефти» и 40 %-м ростом краткосрочных обязательств у «Славнефти» на фоне сокращения денежных средств и краткосрочной дебиторской задолженности в 2 раза (Таблица 2).

Показатели платежеспособности позволяют оценить возможность компании полностью погасить свои обязательства. Наиболее распространенными показателями являются коэффициент автономии и коэффициент финансового левериджа.

Коэффициент автономии как отношение собственного капитала к совокупным активам показывает, насколько компания независима от кредиторов, т. е. ее независимость от заемных источников финансирования.

В докризисный период коэффициент автономии имел разнонаправленную динамику, что было связано с различной динамикой изменения совокупных активов и совокупных обязательств. После 2012 г. этот показатель в среднем по отрасли устойчиво снижается. По отрасли в целом отмечается ускоренный рост обязательств по сравнению с ростом активов. Вклад в опережающий рост обязательств над активами внесли крупнейшие компании отрасли — «Роснефть» (в 4,3 раза за 2011–2014 гг., приобретя «ТНК-BP», и на 34 % за кризисный 2014 г.) и «Газпром» (на 33 % за кризисный 2014 г.). Большинство компаний отрасли показывают приемлемый уровень концентрации собственного капитала (больше 0,5) и соответственно устойчивое финансовое положение в долгосрочной перспективе и финансовую независимость. Выше отраслевого значения финансовую независимость имеют «Сургут-нефтегаз» (0,88), «Татнефть» (0,76) и «ЛУКойл» (0,73), наращивающие величину собственного капитала на протяжении всего рассматриваемого периода времени. Худшие показатели, значительно ниже среднеотраслевых, имеют «Башнефть» (0,37), «Роснефть» (0,33), а также «Славнефть» (0,23) и «РуссНефть»(-0,4) (Таблица 3).

Устойчивой тенденцией является то, что компании, имеющие изначально высокий коэффициент автономии, в последующие годы только наращивают его, а компании с низким коэффициентом автономии за рассматриваемый период существенно его сократили.

Коэффициент финансового левериджа как отношение совокупных обязательств к собственному капиталу показывает соотношение долей капитала и обязательств, которое компания использует для финансирования своих активов, или величину финансового рычага [4. c. 21].

До кризисного 2013 г. динамика соотношения совокупных обязательств и собственного капитала оставалась стабильной на уровне 0,45–0,47, однако за последние годы финансовая устойчивость НГК в целом, в долгосрочном плане, ухудшилась, о чем свидетельствует рост коэффициента на 26 % в 2013 г. и 20 % в 2014 г. Данное обстоятельство связано с покупкой «Роснефтью» компании «ТНК-ВР» в предкризисный период и ухудшением экономической ситуации в кризисный 2014 г.

Таблица 3

Коэффициент автономии нефтегазовых компаний России в 2011–2014 гг[3].

Компания

Год

2011

2012

2013

2014

«Газпром»

0,67

0,70

0,69

0,65

«ЛУКойл»

0,59

0,74

0,72

0,73

«Роснефть»

0,60

0,57

0,42

0,33

«Газпром нефть»

0,61

0,62

0,61

0,51

«Сургутнефтегаз»

0,88

0,88

0,86

0,88

«Татнефть»

0,62

0,68

0,71

0,76

«Башнефть»

0,41

0,52

0,58

0,37

«РуссНефть»

0,12

0,14

0,08

-0,40

«Славнефть»

0,33

0,30

0,32

0,23

«НОВАТЭК»

0,63

0,63

0,62

0,55

В среднем по отрасли

0,64

0,68

0,63

0,59

Падение цен на нефть, санкции и стремительный рост курса доллара, с одной стороны, увеличили цену валютных займов, а с другой — снизили платежеспособность компаний отрасли. Самое низкое соотношение совокупных обязательств и собственного капитала (ниже среднеотраслевого значения) отмечается у компаний «Сургутнефтегаз» (0,14), «Татнефть» (0,27) и «ЛУКойл» (0,38). Для первых двух компаний это связано со значительным ростом чистых активов по сравнению с обязательствами. «ЛУКойл» же спасает рост стоимости иностранных активов в связи с увеличением курса доллара. Напротив, негативная динамика коэффициента финансового левериджа отмечается у «Роснефти», «Газпром нефти», «Башнефти», «РуссНефти», «,Славнефти» и «НОВАТЭКа» — т. е. у большей части нефтегазовых корпораций отрасли, что во многом связано со значительным ростом совокупных обязательств компаний, особенно в кризисном 2014 г».РуссНефть» имеет отрицательное значение достаточности собственного капитала, что указывает на невозможность расплатиться с кредиторами собственным капиталом (Таблица 4).

Показатели рентабельности отражают степень эффективности использования ресурсов компании. Основными из них являются рентабельность активов и рентабельность продаж.

Таблица 4

Коэффициент финансового левериджа нефтегазовых компаний России в 2011–2014 гг[4].

Компания

Год

2011

2012

2013

2014

«Газпром»

0,44

0,41

0,41

0,52

«ЛУКойл»

0,35

0,34

0,39

0,38

«Роснефть»

0,66

0,72

1,39

2,04

«Газпром нефть»

0,61

0,55

0,59

0,91

«Сургутнефтегаз»

0,13

0,14

0,16

0,14

«Татнефть»

0,59

0,43

0,35

0,27

«Башнефть»

1,16

0,89

0,90

1,63

«РуссНефть»

7,49

5,91

11,59

-3,50

«Славнефть»

1,28

1,45

1,34

2,32

«НОВАТЭК»

0,59

0,59

0,61

0,81

В среднем по отрасли

0,47

0,45

0,57

0,68

Коэффициент рентабельности активов как отношение чистой прибыли к совокупным активам показывает степень эффективности использования имущества организации, т. е. способность организации генерировать прибыль без учета структуры ее капитала.

По отрасли количество прибыли, приходящейся на единицу вложенных активов, в течение рассматриваемого времени стабильно падало на 10–15 % в год, а в кризисном 2014 г. сократилось практически в 2 раза — на 46 %. Это связано со значительным падением чистой прибыли как в результате увеличения операционных расходов практически всех компаний НГК, так и со снижением выручки от падения цен на нефть на мировом рынке. Так, лидер прошлых лет, компания «НОВАТЭК» более чем в 3 раза сократила рентабельность активов (с 31,1 до 5,3 %) по причине 65 %-го падения чистой прибыли вследствие негативного влияния курсовой разницы. Более значительным оказалось падение у компании «Газпром» — в 8,7 раза, что связано с сокращением объема экспорта газа на европейском рынке и снижением валютных поступлений компании. Сложная финансовая макроэкономическая ситуация в стране в 2014 г. позитивно сказалась на деятельности компаний, которые ориентированы в значительной степени на экспорт сырья, а также продукции его переработки. Несмотря на падение цен на нефть, в условиях значительной курсовой разницы рубля и доллара, коэффициенты рентабельности активов «Сургутнефтегаза» (лидер 2014 г. по данному показателю) и «Татнефти» выросли в 2,3 и 1,15 раза, соответственно. Компании, которые в значительной степени ориентированы на переработку нефти и поставки нефтепродуктов на внутренний рынок в отечественной валюте, напротив, существенно снизили рентабельность своих активов («ЛУКойл», «Газпром нефть», «Роснефть»). Нельзя не отметить сложную ситуацию у компаний «РуссНефть» и «Славнефть», имеющих отрицательную рентабельность активов и как следствие показывающих убыточность их деятельности (Таблица 5).

Таблица 5

Коэффициент рентабельности активов нефтегазовых компаний России в 2011–2014 гг[5].

Компания

Год

2011

2012

2013

2014

«Газпром»

12,3

10,1

8,7

1,0

«ЛУКойл»

8,6

11,0

7,0

4,2

«Роснефть»

9,7

9,2

7,4

4,0

«Газпром нефть»

15,0

13,9

11,9

6,0

«Сургутнефтегаз»

14,5

8,7

11,7

26,8

«Татнефть»

10,6

12,4

11,6

13,3

«Башнефть»

0,1

12,3

11,3

8,2

«РуссНефть»

-1,5

3,3

-11,6

-46,9

«Славнефть»

-1,6

9,2

6,1

-3,4

«НОВАТЭК»

31,1

15,0

18,4

5,3

В среднем по отрасли

11,4

10,3

8,7

4,9

Рентабельность продаж как отношение прибыли до налогообложения и вычета процентов к выручке показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле и свидетельствует о том, прибыльна или убыточна деятельность компании.

По схожим причинам, что и предыдущий показатель, коэффициент рентабельности продаж нефтегазового сектора стабильно снижается. Так, если в докризисный период падение показателя составляло около 10 %, то в 2014 г. оно достигло 40 %. Но процессы, влияющие на этот показатель, проходят крайне неравномерно и отличаются по компаниям. Компания «НОВАТЭК», некогда лидер по данному показателю, показала довольно низкое значение в 2014 г. (15,6 %) в сравнении с предыдущим годом (46,9 %). Наиболее стабильная прибыльность за последние 3 года отмечается у «Татнефти» (около 24 %). Абсолютно фантастическое значение рентабельности продаж продемонстрировала компания «Сургутнефтегаз», у которой рентабельность продаж возросла более чем в 3 раза до 73 %. Сильно сократился показатель рентабельности продаж у компаний группы «Газпром», а также у компаний «Роснефть» и «Башнефть», но менее значительно, оставшись на уровне среднеотраслевых значений. Отрицательные значения в изменении показателя рентабельности у компаний «РуссНефть» и «Славнефть» (Таблица 6.).

Таблица 6

Коэффициент рентабельности продаж нефтегазовых компаний России в 2011–2014 гг[6].

Компания

Год

2011

2012

2013

2014

«Газпром»

37,2

32,6

28,9

6,3

«ЛУКойл»

10,33

10,22

7,70

5,09

«Роснефть»

16,1

15,9

14,7

10,2

«Газпром нефть»

16,0

15,1

15,4

9,4

«Сургутнефтегаз»

39,7

13,6

22,2

73,7

«Татнефть»

14,5

23,6

23,0

25,7

«Башнефть»

16,7

15,0

11,8

10,3

«РуссНефть»

6,2

13,4

-12,7

-102,5

«Славнефть»

-3,4

15,5

10,9

-6,5

«НОВАТЭК»

78,2

41,2

46,9

15,6

В среднем по отрасли

22,4

19,5

17,9

10,9

Показатели оборачиваемости отражают интенсивность использования активов или обязательств компании, т. е. скорость их оборота.

Оборачиваемость активов как отношение выручки к среднегодовой стоимости активов показывает интенсивность использования всей совокупности активов компании, или сколько денежных единиц реализованной продукции приносит каждая денежная единица активов. Интенсивность использования активов по отрасли показывает незначительный рост, причем не прослеживается влияние кризиса на величину данного показателя. В целом можно отметить рост эффективности управления активами по нефтегазовой отрасли. Самой низкой оборачиваемостью активов обладает компания «Газпром» (0,39), что говорит о невысокой интенсивности использования организацией всей совокупности имеющихся активов или также о том, что каждая единица активов приносит лишь 0,39 единицы реализованной продукции. Кроме того, невысокое значение показывает «Сургутнефтегаз». Компания активно инвестирует в бурение и инфраструктуру, отчего стоимость активов у компании достаточно высокая, при относительно небольшой выручке. С одной стороны, это говорит о достаточно невысокой эффективности компании. С другой стороны, компания может проводить ответственную социальную или отраслевую политику, вкладывая дополнительные средства, в том числе, в социальную инфраструктуру или рациональное использование ресурсов. Высокое значение показателя отмечается у «ЛУКойл» (1,30), «Газпром нефти» (0,92) и «Башнефти» (1,37), что говорит о высокой оборачиваемости активов и относительно высокой эффективности использования имеющихся активов. Среднеотраслевые значения этого показателя у «Роснефти» и «Татнефти» приведены в Таблице 7.

Таблица 7

Коэффициент оборачиваемости активов нефтегазовых компаний России в 2011–2014 гг[7].

Компания

Год

2011

2012

2013

2014

«Газпром»

0,43

0,42

0,41

0,39

«ЛУКойл»

1,17

1,30

1,35

1,30

«Роснефть»

0,78

0,83

0,82

0,68

«Газпром нефть»

1,19

1,24

1,04

0,92

«Сургутнефтегаз»

0,42

0,66

0,59

0,48

«Татнефть»

1,02

0,72

0,70

0,68

«Башнефть»

1,14

1,18

1,29

1,37

«РуссНефть»

0,61

0,63

0,67

0,51

«Славнефть»

0,70

0,79

0,70

0,68

«НОВАТЭК»

0,46

0,50

0,56

0,55

В среднем по отрасли

0,67

0,69

0,69

0,70

Показатели рыночной активности характеризуют положение акций компании на рынке ценных бумаг, что косвенно через цену акции отражает востребованность акций компаний со стороны инвесторов. Наиболее важными для нашего анализа являются показатели отношения рыночной цены одной акции к прибыли на одну акцию, а также доля выплаченных дивидендов.

Соотношение рыночной цены акции и прибыли на акцию как отношение рыночной стоимости акции к прибыли на акцию показывает, сколько рублей согласны заплатить акционеры за рубль чистой прибыли компании.

Отраслевое значение показателя растет на протяжении рассматриваемого периода, что говорит о росте доверия рынка к деятельности нефтегазовых корпораций. Инвесторы готовы вкладывать больше денег на рубль дивидендов, несмотря на определенное сокращение дивидендов на акцию, в том числе в кризисный 2014 г. Газовые компании «НОВАТЭК» и «Газпром» имеют самый высокий уровень соотношения рыночной цены акции и прибыли в расчёте на одну акцию. «ЛУКойл» и «Газпром нефть» показывают стабильный рост показателя, отмечая положительные ожидания инвесторов относительно роста доходности акций данных корпораций. За последние 2 года значение коэффициента для «Роснефти» упало ниже среднего значения по отрасли, это же характерно и для «Башне[8]фти» (Таблица 8.).

Таблица 8

Соотношение рыночной цены акции и прибыли на акцию нефтегазовых компаний России в 2011–2014 гг.

Компания

Год

2011

2012

2013

2014

«Газпром»

3,01

2,71

2,80

18,97

«ЛУКойл»

3,97

4,56

5,96

6,27

«Роснефть»

6,15

6,99

4,69

5,95

«Газпром нефть»

4,40

3,80

3,91

5,44

«Сургутнефтегаз»

3,47

5,54

3,87

1,04

«Татнефть»

5,72

6,73

6,64

5,72

«Башнефть»

5,03

6,19

8,24

4,95

«РуссНефть»

-

-

-

-

«Славнефть»

-638,66

85,13

161,57

-343,97

«НОВАТЭК»

9,85

15,10

11,05

35,33

В среднем по отрасли

5,18

5,83

7,21

7,22

Доля прибыли, которая была распределена на выплату дивидендов, может рассчитываться как отношение дивидендов на одну акцию к чистой прибыли на одну акцию, показывает, какая часть чистой прибыли была израсходована на выплату дивидендов.

Величина доли выплаченных дивидендов по отрасли за последние годы выросла почти до 0,5, что говорит о стремлении компаний привлечь акционеров щедрой дивидендной политикой. В период кризиса размер дивидендов на одну акцию сильно не изменился, при этом доходы и прибыль по ряду компаний существенно сократились, что в конечном итоге привело к повышению доли прибыли, которая распределяется на дивиденды. В докризисные годы дивидендная политика по компаниям нефтегазового сектора России была достаточно взвешенная. На распределение прибыли по дивидендам направлялось в среднем 20–25 % всей прибыли, в том числе «ЛУКойл» — около 18–20 %, «Роснефть» — 21–22 %, «Газпром нефть» — 21–22 %. Более высокий уровень доходов акционеров обеспечивали «Башнефть» и «Татнефть» (около 30–35 %). «Сургутнефтегаз» традиционно зарекомендовал себя в отрасли как компания, направляющая незначительную долю прибыли на выплату по дивидендам (около 8 %), и основную часть прибыли пускал в инвестиции и основные фонды и оставлял на счетах компании, отчего накопилась значительная сумма в долларовом выражении. «Газпром» также имел невысокое значение прибыли, распределяемой на выплату по дивидендам (Таблица 9.).

Таблица 9

Коэффициент доли выплаченных дивидендов нефтегазовых компаний России в 2011–2014 гг[9].

Компания

Год

2011

2012

2013

2014

«Газпром»

0,16

0,11

0,15

1,00

«ЛУКойл»

0,18

0,20

0,32

0,17

«Роснефть»

0,22

0,21

0,24

0,25

«Газпром нефть»

0,21

0,25

0,25

0,18

«Сургутнефтегаз»

0,08

0,10

0,08

0,03

«Татнефть»

0,26

0,27

0,26

0,26

«Башнефть»

0,49

0,35

0,92

0,86

«РуссНефть»

0,00

0,33

0,00

0,00

«Славнефть»

-0,42

0,01

0,69

0,00

«НОВАТЭК»

0,15

0,30

0,22

0,85

В среднем по отрасли

0,27

0,25

0,48

0,47

В кризисный 2014 г. политика компаний имела явное разнонаправленное действие. В условиях сокращения выручки в долларовом выражении и роста уровня издержек ряд компаний выбрали антикризисную консервативную стратегию, направленную на снижение объема дивидендов. С одной стороны, чтобы не подвергать существенной корректировке программу капитальных вложений, с другой — сохранить объем прибыли в долларовом выражении на случай дальнейшего ухудшения ситуации. К этой группе компаний можно отнести «ЛУКойл», «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть». Другая часть компаний выбрала, напротив — агрессивную стратегию, увеличив объем выплат по дивидендам в структуре прибыли — это «Газпром», «НОВАТЭК», отчасти «Роснефть», которые довели выплаты по дивидендам до 25 % от прибыли. Это связано с необходимостью увеличения пополнения бюджета за счет прибыли государственных корпораций, которые направляют этот объем средств в федеральный бюджет.

Производственно-финансовые показатели позволяют сопоставить различные производственные мощности компаний, нормируя их по финансовым показателям. Данную категорию показателей рассмотрим на примере коэффициента отношения капитализации к запасам.

Отношение капитализации к запасам показывает ценность для рынка 1 барреля нефтяного эквивалента запасов, т. е. способность эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами компании.

В целом для отрасли стало характерно снижение данного показателя, что связано с сокращением капитализации ряда российских нефтегазовых корпораций и в среднем отраслевого показателя на фоне прироста запасов. Наибольшее падение отношения капитализации к запасам отмечается в кризисном 2014 г. на 8,5 %. А за весь рассматриваемый период сокращение показателя составило около 12 %. Ценность запасов для рынка со временем падает. Для крупнейших компаний сектора характерным трендом стало снижение показателя отношения капитализации к запасам («Газпром», «Роснефть», «Газпром нефть»), что связано с падением рыночной капитализации корпораций на фондовом рынке. Однако «ЛУКойл» показывает обратную динамику, незначительно сокращая запасы при росте капитализации, что говорит о повышении оценки деятельности компании на рынке или росте ценности для рынка 1 барреля нефтяного эквивалента запасов, которыми владеет корпорация. Ещё более привлекательную динамику, связанную с ростом капитализации, показывает «Татнефть» (Таблица 10.).

Таблица 10

Коэффициент отношения капитализации к запасам нефтегазовых компаний России в 2011–2014 гг[10].

Компания

Год

2011

2012

2013

2014

«Газпром»

19,7

16,8

15,9

14,9

«ЛУКойл»

48,7

58,2

62,4

67,9

«Роснефть»

24,4

28,3

26,2

19,5

«Газпром нефть»

36,4

31,6

29,3

25,4

«Сургутнефтегаз»

-

-

-

-

«Татнефть»

56,1

76,6

74,7

82,0

«Башнефть»

76,4

104,4

116,1

53,9

«РуссНефть»

-

-

-

-

«Славнефть»

7,6

1,7

10,1

10,7

«НОВАТЭК»

76,6

46,9

52,8

57,8

В среднем по отрасли

27,11

26,70

26,27

24,04

В настоящее время наиболее эффективно с точки зрения уровня капитализации используют свои имеющиеся ресурсы «Татнефть», «Башнефть» (не учитывая ситуацию со сменой собственника компании и временным падением ее капитализации), «ЛУКойл», «НОВАТЭК». Компании, с одной стороны, активно проводят политику по повышению привлекательности для инвесторов, с другой — проводят активную политику в области рационального природопользования, прежде всего, в области извлечения трудноизвлекаемых запасов нефти. «Роснефть», «Газпром нефть», «Славнефть» имеют относительно невысокое значение рассматриваемого показателя, которое в последние годы еще и продолжает снижаться.

Литература:

  1. Долгосрочные инвестиции в ТЭК России // Энергетический бюллетень. — 2014. — № 14. С. 10–14.
  2. Санкции против нефтегазовой сферы России: курс на импортозамещение //Энергетический бюллетень. — 2015. — № 27. С.10–14.
  3. Тенденции в ТЭК России в начале 2015 года // Энергетический бюллетень. — 2015. — № 23. С.18–21.
  4. ТЭК России в текущих экономических условиях // Энергетический бюллетень. — 2015. — № 19. С.19–23.
  5. Энергетическая стратегия России на период до 2035 года, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2015 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http://minenergo.gov.ru/node/1913.

[1] Источник: Консолидированная финансовая отчётность компаний по МСФО, US GAAP, РСБУ. – 2011-2014.

[2] Источник: Консолидированная финансовая отчётность компаний по МСФО, US GAAP, РСБУ. – 2011-2014.

[3] Источник: Консолидированная финансовая отчётность компаний по МСФО, US GAAP, РСБУ. – 2011-2014.

[4] Источник: Консолидированная финансовая отчётность компаний по МСФО, US GAAP, РСБУ. – 2011-2014.

[5] Источник: Консолидированная финансовая отчётность компаний по МСФО, US GAAP, РСБУ. – 2011-2014.

[6] Источник: Консолидированная финансовая отчётность компаний по МСФО, US GAAP, РСБУ. – 2011-2014.

[7] Источник: Консолидированная финансовая отчётность компаний по МСФО, US GAAP, РСБУ. – 2011-2014.

[8] Источник: Консолидированная финансовая отчётность компаний по МСФО, US GAAP, РСБУ. – 2011-2014.

[9] Источник: Консолидированная финансовая отчётность компаний по МСФО, US GAAP, РСБУ. – 2011-2014.

[10] Источник: Консолидированная финансовая отчётность компаний по МСФО, US GAAP, РСБУ. – 2011-2014

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов