Библиографическое описание:

Муханова И. Н., Муханова Л. З. Основные проблемы и направления развития нефтегазовых отношений России с Европой // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5. — С. 67-73.



Развитие экономики России, как крупнейшего экспортера нефтегазовых ресурсов, существенно зависит от мировой нефтегазовой конъюнктуры. Неустойчивость цен на мировых нефтегазовых рынках, а также экономическое и санкционное давление со стороны США и Европы приводит к ухудшению состояния национальной экономики, в том числе и в нефтегазовом секторе, усложнению международных нефтегазовых отношений. Для России главным потребителем нефтегазовых ресурсов является Европа, как в силу географических, так и исторических аспектов. Для экономики Европы, не обладающей нефтегазовыми ресурсами, достаточными для обеспечения экономического роста, Россия много лет является одним из основных и надежных поставщиков энергоносителей. Тем не менее, наблюдается увеличение напряженности и противоречий в нефтегазовых отношениях между Россией и Европой. В современных условиях геополитической и макроэкономической нестабильности нефтегазовые отношения между Россией и Европой приобрели особое значение и находятся в центре внимания политических сил, общественных движений, средств массовой информации.

В текущий период низких мировых цен на углеводороды, ослабления национальной валюты и усиливающихся экономических санкций потребность в получении более обширного знания о развитии отношений между Россией и Европой в нефтегазовой сфере усиливается. С этих позиций тема исследования является достаточно актуальной.

Цель исследовательской работы — ознакомиться с состоянием современных нефтегазовых отношений между Россией и Европой, исследовать основные проблемы и направления их развития.

Поставленные исследовательские задачи:

− оценить роль нефтегазового сектора в развитии российской экономики;

− исследовать положение российского нефтегазового сектора в мировой экономике и основные проблемы экспорта углеводородов;

− исследовать состояние и основные проблемы экспорта нефти и газа в Европу;

рассмотреть перспективы взаимодействия России и Европы в нефтегазовой сфере.

На энергетический рынок Европы СССР вышел во второй половине 20-го века. Именно в это время началось строительство российской экспортной системы трубопроводов. Первоначально российские трубопроводы поставляли нефть в страны Восточной Европы, затем были заключены контракты на поставку газа с Австрией, Германией, Италией и Францией. Трубопроводная система СССР была полностью сформирована в 80-е годы 20-го века, при этом в качестве основных экспортных коридоров использовались Белоруссия и Украина для осуществления поставок энергоресурсов в страны Центральной Европы, черноморское побережье СССР — для стран Южной Европы и порты прибалтийских республик — для Северной Европы.

Существенное расширение нефтегазовых отношений России с Европой произошло в периоды мировых нефтяных кризисов 1973 и 1979 годов, которые вынудили европейские страны искать поставщиков энергоресурсов за пределами стран Ближнего Востока. В свою очередь непоправимый ущерб состоянию экономики СССР в нефтегазовой сфере нанес мировой экономический кризис 1986 года.

После распада СССР экспортная трубопроводная система оказалась на территории 15 новых государств и утратила единую систему управления. В условиях разрушения промышленности и тяжелой социально-экономической обстановки экспорт углеводородных ресурсов приобрел для новой России еще большее значение, чем в советский период, поскольку с помощью полученных от него доходов правительство получало возможность нивелировать критическую ситуацию, сложившуюся в стране в первое десятилетие перестройки.

Тем не менее, и в последующие десятилетия и в настоящее время нефтегазовый сектор определяет развитие российской экономики. Для подтверждения этого осуществим сопоставление динамики основных показателей экономики с показателями доходов государственного бюджета. В целях экономического анализа используем статистическую информацию, опубликованную на официальных сайтах Федеральной службы государственной статистики [1], Счетной палаты [2] и министерства финансов [3,4].

Тенденции развития экономики России выражаются в значениях валового внутреннего продукта (ВВП), инвестиций в основной капитал, среднегодовых цен на нефть, а также в динамике индексов физического объема ВВП и инвестиций в основной капитал в 2008–2015 годах (таблица 1).

Таблица 1

ВВП, инвестиции восновной капитал, среднегодовые цены на нефть в 2008–2015гг.

Показатель

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

1. ВВП в текущих ценах,

млрд. руб.

41276,8

38807,2

46308,5

55967,2

62176,5

66190,1

71406,4

80804,3

2. Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

8781,6

7976,0

9152,1

11035,7

12586,1

13450,2

13902,6

14555,9

3. Средняя цена на нефть «Юралс», долл. США /баррель за год

94,8

60,4

78,2

109,3

110,5

107,9

97,6

51,2

Индекс физического объема, впроцентах кпредыдущему году

4. ВВП, %

105,2

92,2

104,5

104,3

103,4

101,3

100,6

96,3

5. Инвестиции в основной капитал, %

109,5

86,5

106,3

110,8

106,8

100,8

98,5

91,6

Таблица составлена авторами на основе данных [1,2]

Мировой экономический кризис 2008–2009 годов привел к резкому снижению темпов экономического развития России и обвалу ВВП от 105, 2 до 92,2 %, а инвестиций в основной капитал от 109,5 до 86,5 %. Последующее восстановление экономики в 2010 году привело к росту ВВП до 104,5 %, а инвестиций до 106,3 %. Однако, в дальнейшем сохранить положительную динамику экономического развития России не удалось, темпы роста ВВП стали замедляться: 104,3 % в 2011 году, 103,4 % в 2012 году, 101,3 % в 2013 году, 100,6 % в 2014 году, 96,3 % в 2015 году. Темпы роста инвестиций в основной капитал также снижались: 106,8 % в 2012 году, 100,8 в 2013 году, 98,3 % в 2014 году, 91,2 % в 2015 году.

Темпы прироста ВВП и инвестиций в основной капитал (рис. 1) более наглядно отражают особенности кризисных явлений в российской экономике: обвал экономических показателей в 2009 году и постепенное их ухудшение с 2011 года по 2015 год. Как известно, снижение показателей экономического роста продолжается и в текущем 2016 году.

Основной причиной падения ВВП России, как экспортера нефтегазовых ресурсов, является снижение мировых цен на нефть, например, в 2009 году при цене 60,4 долларов за баррель индекс физического объема ВВП составил 92,2 %, также в 2015 году при цене нефти 51,2 долларов за баррель индекс физического объема ВВП составил 96,3 %.

Рис. 1. Темпы прироста ВВП и инвестиций в основной капитал

Тенденции к ухудшению основных показателей экономического развития прослеживаются в динамике доходов федерального бюджета (таблица 2).

Таблица 2

Доходы федерального бюджета в 2010–2015гг.

Показатель

2010

2011

2012

2013

2014

2015

1. Доходы федерального бюджета, млрд руб.

8305,4

11367,7

12855,5

13019,9

14496,9

13655,7

2. Доходы федерального бюджета, в % к ВВП

17,9

20,3

20,7

19,7

20,3

17,0

3. Доходы федерального бюджета, в % к пред. году (в реал. выражении)

104,0

129,0

106,1

95,1

99,9

83,4

4. Нефтегазовые доходы, млрд руб.

3830,7

5641,8

6453,2

6534

7433,8

5862,7

5. Ненефтегазовые доходы, млрд руб.

4474,7

5725,9

6402,4

6485,9

7063,1

7793,0

6. Удельный вес нефтегазовых доходов, %

46,1

49,6

50,2

50,2

51,3

42,9

7. Удельный вес ненефтегазовых доходов, %

53,9

50,4

49,8

49,8

48,7

57,1

Таблица составлена авторами на основе данных [2,3,4]

Доля доходов федерального бюджета относительно ВВП находится на постоянном уровне и составляет около 20 % ВВП, за исключением 17,9 % в 2010 и 17,0 % в 2015 году. При этом наблюдается существенное снижение темпов роста доходов в реальном выражении с 2012 года — 106,1 %, переходящее в спад в 2013 (95,1 %) в 2014 (99,9 %) и в 2015 (84,4 %) годах.

Для оценки сырьевой зависимости доходы федерального бюджета подразделяют на две составляющие: нефтегазовые и ненефтегазовые (Бюджетный кодекс, статья 96.6) [5]. К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы от уплаты налога на добычу полезных ископаемых (нефти и газа) и доходы от вывозных таможенных пошлин на нефть и газ. Удельный вес нефтегазовых бюджетных доходов составляет существенную величину, при этом наблюдается его постоянный рост с 46,1 % в 2010 до 51,3 % в 2014 году. В 2015 году произошло снижение поступлений нефтегазовых доходов в бюджет, что привело к падению удельного веса более чем на 8 %.

Таким образом, в динамике объемов ВВП и бюджетных доходов прослеживаются общие циклические тенденции, отражающие увеличение зависимости бюджета от мировой экономической конъюнктуры на нефтегазовые ресурсы, что подтверждает объективную необходимость как в снижении зависимости государственного бюджета от объема нефтегазовых доходов, так и в разработке путей взаимодействия и развития нефтегазовых отношений между Россией и Европой.

Россия является мировой нефтегазовой державой, поскольку обладает огромными запасами углеводородов: так по объему запасов нефти Россия занимает 6 место в мире (5,9 %) (таблица 3), а по объему газа — первое (24,6 %) (таблица 4).

Таблица 3

Мировые запасы нефти, оценка 2014 года

Страна

Запасы, млрд тонн

Доля вобщем объеме,%

1. Венесуэла

2. Саудовская Аравия

3. Канада

4. Иран

5. Ирак

6. Россия

7. Кувейт

8. ОАЭ

9. США

10. Ливия

11. Другие страны

46,6

36,7

27,9

21,7

20,2

14,1

14,0

13,0

5,9

6,3

33,4

19,4

15,3

11,6

9,0

8,4

5,9

5,8

5,4

2,5

2,6

13,9

Мир всего

239,8

100

Таблица составлена авторами на основе данных [6]

Таблица 4

Мировые запасы природного газа, оценка 2014 года

Страна

Запасы трлн м3

Доля вобщем объеме,%

1. Россия

2. Иран

3. Катар

4. Туркмения

5. США

6. Саудовская Аравия

7. ОАЭ

8. Венесуэла

9. Другие страны

49,541

34,020

24,531

9,934

9,580

8,489

6,091

5,617

53,336

24,6

16,9

12,2

4,9

4,8

4,2

3

2,8

26,6

Мир всего

201,139

100

Таблица составлена авторами на основе данных [7]

В настоящее время в России функционирует около трехсот нефтедобывающих компаний, ключевыми из которых являются ПАО«Роснефть» — 37 % добычи, далее ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Сургутнефтегаз» и ПАО «Газпром нефть», которые добывают 34 % совокупного объема российской нефти [8]. Газовых компаний в России около ста шестидесяти. Большая часть запасов газа добывается тремя компаниями: ПАО«Газпром» (73,1 %), ПАО «НОВАТЭК» (12,6 %) и ПАО «Роснефть» (5 %) [8]. Лидеры нефтегазовой отрасли, без сомнения, государственные корпорации мирового уровня ПАО «Роснефть» и ПАО «Газпром». Что касается экспорта российских углеводородов на мировом рынке, то его объемы по сырой нефти в натуральном выражении находятся на постоянном уровне с 2004 года (в среднем 250 млн тонн в год), в стоимостном — подвержены существенным спадам за счет обвалов мировых цен в периоды экономических кризисов (рис. 2).

Рис. 2. Динамика экспорта сырой нефти за 2000–2015 годы. Составлено авторами по данным [9, 10]

Объемы экспорта природного газа в натуральном выражении постепенно снижаются с 2008 года при повторяемости спадов по суммам доходов, поскольку мировые цены на газ увязаны с ценами на нефть (рис. 3).

Рис. 3. Динамика экспорта природного газа за 2000–2015 годы. Составлено авторами по данным [9, 10]

Европа является основным потребителем российских углеводородов на мировом рынке. В настоящее время на долю европейского рынка приходится около 74 % экспорта углеводородов.

Среди потребителей российской нефти первое место занимают Нидерланды (22 %), второе — Германия (14 %), далее Польша (12 %) (рис. 4).

Рис. 4. Европейские импортеры российской нефти. Составлено авторами по данным [11]

Среди потребителей российского газа на первом месте находится Германия (29,1 %), на втором Турция (17,4 %), далее Италия (15,7 %), затем Великобритания (7,1 %), Франция (6,2 %) (рис. 5).

Рис. 5. Европейские импортеры российского газа. Составлено авторами по данным [12]

Поставки газа осуществляются по территории Европы, Беларуси и Украины. По Украине природный газ транспортируется по 22 трубопроводам, а уходит в Европу по 15. Проблема России заключается в том, что основной транзит газа к европейскому потребителю проходит именно через украинскую газотранспортную сеть. Это обусловлено не только географией, но иособенностями украинской газотранспортной системы, которая включает газовые хранилища, благодаря которым возможны бесперебойные поставки газа в Европу. В условиях политических и экономических разногласий между Россией и Украиной стабильность поставок газа в Европу находится под постоянной угрозой, что серьезно беспокоит европейских потребителей.

Необходимо указать, что основные страны-импортеры российских углеводородов поддерживают политику экономических санкций к России в энергетическом секторе и поэтому пытаются ограничить или заменить российские поставки нефти и газа.

Назовемосновных конкурентов России на европейском рынке поставок нефти:

− Саудовская Аравия (Saudi Aramco).Предлагает компенсировать странам Восточной Европы российские поставки по заниженным ценам;

− США (Chevron, Exxon Mobil, EnterpriseProducts).Вышли в 2016 году на европейский рынок со сланцевой нефтью и газом. Одна из задач — вытеснение России с рынка Европы и продолжение политики изоляции и санкций;

− Иран (NationalIranianOilCo) — крупный поставщик нефти в Азию и Европу до санкций 2012 года. Возобновил в этом году поставки нефти в Грецию, Италию, Испанию. Готов занять часть ниши российских нефтегазовых компаний в Европе. Предлагает демпинговые цены.

Назовемосновных конкурентов России на европейском рынке поставок газа:

− Норвегия (Statoil) — постоянно увеличивает поставки природного газа в Европу путем контрактов по спотовым ценам;

− Нидерланды (RoyalDutchShell, Gasunie) — активный игрок европейского нефтегазового рынка;

− Великобритания (RoyalDutchShell, Afren, BPCentrica, BritishGas) поставляет газ в Европу и Северную Америку.

На мировом рынке нефти и газа Россия не определяет цены на энергоресурсы, а принимает их. Современное мировое и региональное ценообразование на нефтегазовые ресурсы, помимо факторов спроса и предложения на рынке, зависит также от множества других, связанных, в том числе, со стремлением ведущих мировых государств господствовать в энергетической отрасли, как основной в развитии любой современной экономики.

Европейским странам выгодно импортировать энергоресурсы по сниженным ценам, что и происходит в настоящее время. Поэтому они будут стремиться к сохранению на мировом рынке низких цен на нефть и газ. Для этого Европа может и использует различные политические инструменты, в том числе и санкции. Европейские страны-потребители российских нефтегазовых ресурсов в рамках решений Энергетической Комиссии Европейского Союза пытаются централизованно принимать решения в нефтегазовых отношениях с Россией, навязывая ей свои условия. Поэтому России следует учитывать изменения в геополитической и экономической обстановке на европейском нефтегазовом рынке и находить приемлемые для сторон варианты.

В настоящее время российская нефтегазовая отрасль является локомотивом национальной экономики, а корпорации ПАО «Роснефть» и ПАО «Газпром» являются основными налогоплательщиками федерального бюджета. Состояние нефтегазового отрасли, как системообразующей в современной российской экономике находится под пристальным вниманием государства. В соответствии с «Энергетической стратегией России» основные направленияееразвития заключаются в следующем [13]:

− импортозамещение нефтегазохимической продукции и развитие внутреннего рынка;

− освоение экономически доступных ресурсов нефти и газа в новых районах (Восточная Сибирь и Дальний Восток) и на континентальном шельфе РФ;

− модернизация и расширение мощностей Единой системы газоснабжения, в частности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке;

− разработка и внедрение передовых отечественных технологий нефтегазохимии.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, чтотекущий период функционирования мирового нефтегазового рынка связан с процессами его передела, обострения конкуренции и низким уровнем цен на нефть и газ, что экономически выгодно для потребителей энергоресурсов. Нефтегазовый сектор России функционирует в условиях внутреннего экономического кризиса, снижения рентабельности нефтегазовой отрасли, жесткой конкуренции за европейские рынки и экономических санкций. Наблюдается существенное сокращение прибыли государственных корпораций и, соответственно, доходов государственного бюджета от нефтегазового экспорта при сохранении его объемов.

Цель современной энергетической политики Европы — снижение энергетической зависимости от России, путем ее постепенного вытеснения с лидеров европейского нефтегазового рынка. В тоже время в интересы Европы не входит полное вытеснение России со своего нефтегазового рынка, поскольку это невыгодно для обеих сторон. Россия много лет является естественным поставщиком природных ресурсов в Европу и будет им оставаться в среднесрочной перспективе.

России необходимо сделать все возможное, чтобы сохранить европейские рынки, что предполагает ведение гибкой и осмотрительной экспортной политики. России также необходимо осваивать новые рынки экспорта нефти и газа в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Для уменьшения зависимости национальной экономики от экспорта углеводородов России необходимо осуществлять импортозамещение и интенсивно развивать внутренние рынки в нефтегазохимической сфере.

В прогнозах экономического развития России предполагается, что экспорт углеводородов будет оставаться важнейшим фактором развития в период до 2030 года [13], однако степень его влияния на экономику будет постепенно сокращаться посредством реализации долгосрочной экономической политики, ориентированной на диверсификацию структуры экономики.

Литература:

  1. Статистический сборник «Национальные счета России в 2007–2014 гг., 2015 г." [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/, свободный (дата обращения: 26.05.2016)
  2. Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь-декабрь 2015 года. [Электронный ресурс] / Счетная палата Российской Федерации. Режим доступа: , свободный (дата обращения: 23.05.2016)
  3. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2014 год. Москва, 2015. [Электронный ресурс] / Министерство финансов Российской Федерации. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/, свободный (дата обращения: 25.05.2016)
  4. Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. Москва, 2015. [Электронный ресурс] / Министерство финансов Российской Федерации. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/, свободный (дата обращения: 20.05.2016)
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.11.2015). [Электронный ресурс], Режим доступа: , свободный(дата обращения: 16.03.2016)
  6. BP Statistical Review of World Energy June 2015 — [Электронныйресурс] / British Petroleum. Режимдоступа: , свободный (датаобращения: 18.03.2016)
  7. OPEC Annual Statistical Bulletin 2015 — [Электронныйресурс] / Organization of the Petroleum Exporting Countries. Режимдоступа: , свободный (датаобращения: 18.03.2016)
  8. Russia 2014 — Energy Policies Beyond IEA Countries[Электронныйресурс] / International Energy Agency / Publications archive. Режим доступа: , свободный (дата обращения: 23.03.2016)
  9. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России — [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: , свободный (дата обращения: 28.03.2016)
  10. Статистический сборник «Российский статистический ежегодник», 2015 г. — [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: , свободный (дата обращения: 16.03.2016)
  11. TheObservationofEconomicComplexity — [Электронный ресурс] /Режим доступа: , свободный (дата обращения: 20.03.2016)
  12. Официальный сайт ООО «Газпром экспорт» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: , свободный (дата обращения: 23.03.2016)
  13. Энергетическая стратегия России на период до 2035 года[Электронный ресурс] / Министерство энергетики. Режим доступа: , свободный (дата обращения: 20.03.2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов