Библиографическое описание:

Эскиев М. А. Понятие и сущность государственной службы как административно-правового института // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5. — С. 54-57.



Today, the public service is entering a new stage of reform and development, during which to decide not less important tasks related to the improvement of the civil service system as an integral state-legal mechanism for the creation of public service management system, the implementation of the public service efficient technologies and modern methods of personnel management, improving the efficiency and effectiveness of public service occupational performance of employees.

Keywords: Public service, administration, personnel structure, control

«Государственная служба — это конституционный государственный институт (п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации)», согласно ч.4 ст.32, Конституции Российской Федерации: «граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе». Названные положения сближают конституционное право и административное право.

Ст. 32 Конституции Российской Федерации закрепляет публичные права граждан Российской Федерации, которые в целом объединены в ч.1 этой статьи институтом участия граждан в управлении делами государства. В ч.4 этой статьи определено: «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе».

Как справедливо отмечает профессор И. Д. Хутинаев, «не является государственной службой профессиональная деятельность на госпредприятиях, не имеющих властных функций. Таковой не является и работа во властных органах на должностях, не относящихся к государственным».

Конституционное установление права народа на участие в управлении делами государства — традиционная для западной цивилизации норма права, опирающаяся на римскую традицию республики — «Respublica est res populi» (Республика является делом народа). Данная норма получила международное правовое закрепление в актах международного публичного права, Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.

Государственная служба в актах международного публичного права и в российской Конституции регулируется в рамках института публичных прав граждан в составе института участия граждан в управлении государством наряду с входящими в него институтами избирательного права и воли народа как основы для власти правительства.

Государственная служба устанавливается международным правом еще не как институт, но как публичное право, т. е. право народа на участие в управлении делами государства наряду с другими публичными правами граждан — избирать и быть избранными, обеспечивать связь воли правительства с волей народа.

Государственная служба — стержень, поддерживающий как правовое государство (во всей сложности его элементов), так и свободное гражданское общество. В послании Президента Российской Федерации 2005 года говорится: «Мы исходим из того, что иметь в стране развитые демократические процедуры не просто необходимо, но и экономически выгодно. Быть с обществом в ответственном диалоге — политически целесообразно. И поэтому современный российский чиновник обязан учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества. Языке общественной заинтересованности, диалога и реальной демократии. Это — наша базовая позиция, и мы будем ей строго следовать». Поддерживать Конституцию Российской Федерации, конституционный строй, обеспечивать прямое действие ее норм по всей территории страны способна только должным образом организованная государственная служба.

Государственная служба как правовой институт и различные аспекты ее деятельности рассмотрены во многих работах. В Конституции Российской Федерации отсутствует статья, развернуто определяющая статус этого важного института. Понятие «служба» имеет несколько значений.

В определении Б. М. Лазарева формулировка «служение государству» придает новые импульсы этому сложному явлению. И одновременно сохраняет, резервирует потенциал для расширения диапазона этой формулы.

Смысл, назначение, цель, задачи и функции государственной службы, не сводятся только к служению одному государству, а предполагают более широкое толкование: служение гражданскому обществу; активное содействие развитию рыночных отношений и борьбе с монополизмом; обеспечение гарантий единства экономического пространства, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых потоков, конкуренции.

Существенное значение имеет адекватное, четкое и достаточно полное определение феномена «государственная служба», что предлагает раскрытие сущности государственной службы как определенного явления, воспроизводящего в себе предназначение государства как гаранта суверенитета, целостности и безопасности страны, а также обеспечивающего эффективное управление общественными процессами.

Прохождение государственной службы — карьера, организационное ее оформление, культура поведения и деловой этикет, правовые статусы и социально-экономическое обеспечение государственных служащих и другие аспекты — производные от места и роли, предназначения и потенциала государственной службы как института.

Государство — сложнейшее общественное явление, отражающее во взаимосвязях с людьми многогранные и разные свои элементы и свойства. Поэтому оно имеет множество определений. В разных языках имеет свое происхождение. В русском языке оно ведет свое начало от слова «государь» (властитель, правитель, верховное лицо).

Государственная служба должна быть совместима с частной собственностью, с многообразием форм собственности вообще. Надо искать и находить направления, сферы, способы и средства их развития, улучшающие благосостояние общества. Чтобы успешно решать стоящие перед Российской Федерацией проблемы, государственные служащие должны иметь соответствующие взгляды, мнения, ценностные ориентиры.

Кадровый состав государственной службы (федеральной и субъектов Российской Федерации) — это граждане, специально отобранные, профессионально подготовленные, назначенные в установленном порядке (по контракту) на должности государственной службы, осуществляющие профессиональную служебную деятельность и получающие денежное содержание (вознаграждение, довольствие) из средств государственного бюджета Российской Федерации или государственных бюджетов ее субъектов. Наниматель федерального государственного служащего — Российская Федерация; наниматель государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской Федерации. Кадровый состав государственной службы потенциально обладает огромными властно-бюрократическими возможностями и интеллектуально- производственным ресурсом. По состоянию на 1 января 2015 г., только в структурах гражданской службы было занято 653,6 тыс. человек. Если добавить к ним политический руководящий состав и служащих государственных структур, то число специалистов, профессионально занятых государственным и муниципальным управлением, возрастет до 1318,6 тыс. Это число из года в год растет примерно на 10–15 %. Средний возраст гражданских служащих — 39 лет; почти 72 % — женщины; 61 % имеет стаж работы в органах государственного и муниципального управления более 15 лет. Более 78 % имеют высшее образование (среди экономически занятого населения страны этот показатель 23 %, т. е. в три раза ниже). Сфера государственной власти и государственного управления в принципе должна укомплектовываться исключительно качественными и квалифицированным кадрами.

На вопрос социологов «Чьи интересы, на Ваш взгляд, в первую очередь реально защищают государственные служащие?» ответы от общего числа опрошенных распределились в процентах следующим образом: государства — 32,1; свое ведомство — 23,3, граждане — 17,2; свои собственные — 13,8, своего непосредственного начальства — 10,1, коммерческих структур — 3,12.

То есть интересы и потребности граждан, оказались на третьей позиции. Лишь каждый третий отдает предпочтение интересам государства, каждый восьмой откровенного говорит, что его интерес лежит в сфере собственной выгоды и личного благополучия. Отсюда берут начало безответственность, коррупция, круговая порука, нежелание слышать человека и адекватно реагировать на его боли и тревоги.

По категориям должностей кадровая структура госаппарата соответствует научным критериям управления: 17,1 % служащих занимают руководящие должности; 2,6 % — исполняют обязанности помощников, консультантов и советников; 65,7 % -обслуживающие специалисты. К концу 2006 г. практическим всем из них присвоены соответствующие чины, звания и разряды.

Удельный вес работников, занимающих государственные должности в органах исполнительной власти превышает 78 %. В органах судебной власти и прокуратуры занято 19 %; в структурах законодательно-представительной власти — 2 %; в других органах — 1 %. Четко просматривается тенденция постепенного сокращения кадровой численности центрального аппарата федеральных органов власти (с 39,4 тыс. в 2004 г. до 35,6 тыс., в 2015 г.) и ее увеличения в регионах.

Законодательством строго регламентированы правовой статус служащих, квалификационные требования, права, обязанности, юридическая ответственность, ограничения и запреты, связанные с прохождением службы, гарантии, порядок отбора и назначения на должность, система профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, отставка.

Управление и повседневное регулирование кадровых процессов организуют соответствующие кадровые службы. На них возложены обязанности по формированию кадрового состава и резерва для замещения должностей гражданской службы; подготовке проектов нормативных актов, связанных с отбором и поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, заключению служебных контрактов, назначению и освобождению служащих от замещаемых должностей гражданской службы; ведению реестров, списков резерва, трудовых книжек и личных дел служащих; обеспечению деятельности комиссий по урегулированию конфликтов интересов; организации конкурсов, аттестаций, квалификационных экзаменов; организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации; формированию кадрового резерва и организации работы с этим резервом.

Не все формы участия граждан в осуществлении целей и функций государства можно отнести к государственной службе. В демократическом государстве государственный аппарат должен быть широко и тесно связан с обществом, воспринимать его социальный состав, интересы, настроение, взгляды, получать от общества доверие. В нем преобладают государственные должности политического характера. Посредством их исполнения формируется государственная политика, осуществляется законотворчество или иное нормоустановление. Для них устанавливается особый порядок замещения — выборы обществом (гражданами) или по его поручению представительными органами государственной власти. Главный выделяющий и определяющий признак государственной службы — ее привязанность к государственной должности.

В юриспруденции, в административно-правовой науке государственная служба наиболее важная — административно-правовая категория, отражающая свойства и характерные черты административно-правовой деятельности.

Таким образом, государственная служба — важнейший элемент государственного аппарата — и административно-правовой институт, создаваемый в интересах государства; является олицетворением государства, служит государству и обществу, подконтрольна народу. Государственный служащий становится добросовестным служащим для общества, защитником интересов общества и каждого человека. Человек, его права и свободы для него главная ценность и главный приоритет.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. — 1993 г. — № 237.
  2. Федеральный закон от 27 мая 2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003 г. — № 22. — ст. 2063.
  3. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004 г. — № 31. — ст. 3215.
  4. Закон Чеченской Республики от 6 октября 2006 г. N 29-рз «О государственной гражданской службе Чеченской Республики»
  5. Административное право: Учебник/ Под общ. ред. Г.В Атаманчука.- М.: Изд-во РАГС, 2013. С. 111.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов