Автор: Курзанцева Елена Геннадьевна

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №5 (7) ноябрь 2016 г.

Библиографическое описание:

Курзанцева Е. Г. Роль видения и миссии организации // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5. — С. 165-168.



Миссия представляет собой некую формулировку экономического будущего организации и занимает первое положение в иерархии целей компании. Фактически она определяет основное направление будущего развития предприятия в целом. Значение миссии для организации состоит в следующем.

Во-первых, миссия — это точка опоры для всех плановых решений организации, для дальнейшего установления целей и задач.

Во-вторых, она формирует уверенность в том, что организация стремится к непротиворечивым, сравнимым целям и ориентирует работников на концентрацию их усилий на найденном ими направлении;

В-третьих, миссия формирует осмысление и помощь среди стейкхолдеров организации, то есть тех, кто заинтересован в её успехе (акционеров, работников, финансовых фирм, общества и т. д.) [1].

Формирование видения — одна из задач высшего руководства.

Увеличение значения видения происходит по следующим причинам:

  1. Видение проявляет себя как хороший способ мотивации коллективов организаций, в особенности больших, децентрализованных, оно может помочь сплотить и объединить деятельность работников в одном направлении [2–4].
  2. Видение формирует чувство перспективы в деятельности организации, обеспечивает преемственность следующих друг за другом целей организации. Каждая цель ограничивает рамки действий организации, а у видения нет финального рубежа, оно формирует импульс для непрерывного прогресса.

В широком понятии миссия — это сформулированный смысл существования организации, её предназначение, философия бизнеса, которая включает морально-этические нормы, ценности и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность.

Содержание миссии включает в себя следующие главные аспекты:

1) Философию, необходимо сформулировать базовые точки зрения и ценности организации, являющиеся основанием для создания системы мотивации;

2) Внутреннюю концепцию, при которой организация обрисовывает собственные слабости, уровень конкурентоспособности, причины выживания;

3) Подробное описание товаров и (или) услуг, предлагаемых организацией;

4) Характеристику рынка — организация находит своих новых потребителей, клиентов, пользователей;

5) Цели организации, сформулированные в терминах выживания, роста, доходности;

6) Технологию, т. е. характеристики оборудования, технологических процессов, инноваций в технологии;

7) Внешний образ организации, ее имидж, подчеркивающий экономическую, социальную и экологическую ответственность ее перед партнерами, потребителями и обществом в целом [5,6]. В этой части миссии необходимо передать впечатление, которое организация желает произвести на внешний мир.

Формулировка миссии организации должна подразумевать постоянное развитие в краткосрочной и в долгосрочной перспективе. В наиболее упрощенном виде построение миссии может быть рассмотрено как «технологический системный взгляд с позиций бизнес-инжиниринга» [7]. Разработка (точнее конструирование) миссии организации, как и все в инженерном проектировании, начинается с системы координат (Рисунок 1) [8].

‒ Ось «надо» — отражает потребности рынка.

‒ Ось «могу» — определяет возможности компании (уникальность ресурсов и навык).

‒ Ось «хочу» — представляет собой философию бизнеса (ожидания, ценности, принципы).

C:\Users\Елена\Desktop\Снимок.PNG

Рис. 1. Система координат разработки миссии

В такой системе координат разработка миссии представляет собой задачу поиска компромисса между потребностями рынка, с одной стороны, и возможностями и желаниями компании — с другой.

Например, четвертая ось — «можно» будет отражать политические, экономические, технологические и социальные ограничения макроокружения компании. Однако их влияние, как правило, будет незначительным и до поры им можно будет пренебречь, сосредоточившись на наиболее существенных факторах рыночного окружения.

Видение организации — это описание того состояния, которого она хочет достигнуть к определенному времени. Это формулировка того образа, который должен возникнуть, когда организация достигнет свой миссии. Оно объясняет и демонстрирует всем сотрудникам и общественности: что представляет собой организация; какой она должна стать; к чему она стремится.

Увеличение значения видения происходит по следующим причинам:

  1. Видение проявляет себя как хороший способ мотивации коллективов организаций, в особенности больших, децентрализованных, оно может помочь сплотить и объединить деятельность работников в одном направлении.
  2. Видение формирует чувство перспективы в деятельности организации, обеспечивает преемственность следующих друг за другом целей организации. Каждая цель ограничивает рамки действий организации, а у видения нет финального рубежа, оно формирует импульс для непрерывного прогресса.

Не существует стратегического видения, единого для всех организаций. Так как не существует единого стиля стратегического планирования. Это обусловлено объективным фактом, что каждая организация уникальна в своем роде. Следовательно, и стратегическое планирование и выработка видения организации для каждой организации уникальны.

Стратегическое видение — это внутренний документ, необходимый руководству компании, чтобы снять все сомнения относительно долгосрочных перспектив развития компании. Если миссия ориентируется на потребителя, то видение компании акцентирует внимание на принципах деятельности, которые позволяют реализовать эту миссию.

Формулировка видения должна быть лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия, как лозунг или девиз. Видение должно отвечать следующим требованиям: вдохновлять; быть простым, как воспоминание или образ; заслуживать доверие; содержать ориентиры, которые могут служить основой для разработки стратегии.

Всю совокупность направлений деятельности организации можно разделить на три ключевых вида.

  1. Идеалы — направленность на что-то большее, чего не добьешься, но приблизиться к его достижению все-таки возможно;
  2. Цели — самые обширные направления деятельности организации в плановом периоде, их достижение возможно либо в полном объеме, либо в большей части;
  3. Задачиконкретные направления, измеряемые в количественных показателях, описания работ и функций, устанавливающих форму и время выполнения задания. Разработка стратегии подталкивает предпринимателя к установлению новых идеалов и целей. При использовании оперативного планирования организация обозначает для всех участников конкретные задачи в деятельности организации.

Таким образом, можно сделать вывод, у миссии существует свой финальный рубеж в отличие от видения, по окончании которого она обязательно должна быть реализована.

Срок у миссии, который должен быть незначительным (обычно 5 лет), чтобы современное поколение работников могло увидеть плоды своего труда. Так же, как видение, миссия подает общее направление деятельности организации.

Видение организации тесно пересекается с его миссией и его базовыми ценностями: миссия определяет, почему организации существуют, базовые ценности — во что сотрудники организации должны верить, видение — к чему организация стремится.

Литература:

  1. Черникова О. П. Нефинансовая отчетность российских предприятий: современное состояние проблемы // Naukai studia. 2016. Т.6. С.76–88.
  2. Нифонтов А. И., Кушнеров Ю. П., Черникова О. П. Мотивация шахтерских коллективов в условиях кризиса // Актуальные проблемы экономики и управления в XXI веке. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию СибГИУ. Сибирский государственный индустриальный университет. 2015. С.2–11.
  3. Chernikova O. P. The technology of valuation of the staff activity effectiveness // Современныйнаучныйвестник. 2016. Т.4. № 2. С.145–155.
  4. Nifontov A., Kushnerov U., Chernikova O. The development of awarding bonuses system of mining preparatory sections employees // Mines week-2015. ReportsoftheXXIinternationalscientificsymposium. 2015. C.221–228.
  5. Прибыткова Ю. А., Черникова О. П. О необходимости формирования социальной отчетности предприятий // Актуальные проблемы экономики и управления в XXI веке. Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции. 2016. С.202–204.
  6. Егорова Н. Д., Черникова О. П. Особенности формирования экологической отчетности российских предприятий // Актуальные проблемы экономики и управления в XXI веке. Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции. 2016. С.167–171.
  7. Черникова О. П. Реинжиниринг бизнес-процессов угледобывающего предприятия // NovaInfo.Ru. 2016. Т.3. № 48. С.243–254.
  8. Горелик С. Миссия — основополагающий регламент компании / Бизнес Инжиниринг Групп // http://bigc.ru/publications/bigspb/metodology/mission_company_reglament.php

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов