Перспективы и предпосылки развития услуг Private Banking в российских банках | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Финансы, деньги и кредит

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №5 (7) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 25.10.2016

Статья просмотрена: 1331 раз

Библиографическое описание:

Шевченко, Д. А. Перспективы и предпосылки развития услуг Private Banking в российских банках / Д. А. Шевченко, А. Г. Боровикова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5 (7). — С. 116-119. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1375/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье рассматриваются современные условия и возможности развития индивидуального банковского обслуживания в России. Охарактеризовано значение privstebanking для ведущих российских банков, определены основные проблемы развития данного сектора банковских услуг.

Ключевые слова: private banking,индивидуальное банковское обслуживание, инвестиции, сбережения, банковское дело, финансы населения, финансовая грамотность

Обострение конкурентной борьбы на различных сегментах финансового рынка и рост себестоимости финансовых услуг приводят к неизбежному для многих российских банков поиску «нишевой» специализации. В этом проявляется одна из возможных продуктовых стратегий банков на рынке финансовых услуг [1, с. 120]. Привлекательной для банков специализаций является private banking (РВ), перспективы которого требуют детального анализа со стороны участников рынка банковских услуг.

Согласно ежегодному исследованию Boston Consulting Group (BCG) за 2015 год, в России самый быстрорастущий сегмент — это домохозяйства с состоянием от 5 миллионов долларов до 100 миллионов. Со своим показателем (0,4 % от общего числа домохозяйств в стране) Россия вошла в топ-15 стран по числу домохозяйств с высоким уровнем частного капитала [9]. Согласно прогнозам международных экспертов активы частных лиц в России будут увеличиваться со среднегодовым темпом 12 % и к 2019 году составят 3,5 трлн. долларов США.

Также следует обозначить текущую катастрофическую ситуацию с оттоком капитала из страны [6]. С финансовой точки зрения, необходимо предоставить такие условия состоятельным клиентам, чтобы их капиталы работали на экономику России, а не выводились в другие страны. Согласно сведениям Центробанка РФ, за 2015 год вывоз капитала частным сектором из России составил 58,1 млрд. долл. [7], эта сумма могла быть инвестирована на территории РФ. Конечно, даже идеальная система РВ не решит задачу полностью, но в определённой степени острота проблемы будет снижена.

Таким образом, актуальность статьи определяется потребностью российских финансовых институтов в ускоренном, конкурентоспособном и качественно новом уровне предоставления и развития услуг для состоятельных клиентов.

Длительное время общепризнанными экспертами в вопросах обслуживания крупного частного капитала считались банки Швейцарии, Люксембурга и Монако. Но с приходом новой волны развития бизнеса в Европе образовалось новое целостное направление в сегменте международных финансов — private banking. Российскому рынку персонального банковского обслуживания чуть более двадцати лет, однако этот сегмент финансового посредничества в России еще не окончательно сформировался, и перед российскими коммерческими банками стоит ряд проблем в области частного банковского обслуживания, которые необходимо решить, чтобы выйти на мировой уровень в данной сфере.

На текущий момент понятие private banking ассоциируется в первую очередь с высочайшим уровнем сервиса при предоставлении финансовых услуг, их надежности и безопасности. Классический private banking можно определить как совокупность специфических услуг и продуктов финансового и нефинансового характера, предоставляемых состоятельному лицу и членам его семьи на доверительной основе через персонального менеджера высокой квалификации [5]. При этом предоставляемые услуги и продукты, как правило, структурированы под каждого индивидуального клиента, что также главным образом позволяет удовлетворить его стремление к персонифицированности. Помимо этого, выделяются специальные зоны VIP-обслуживания в рамках отделения, в городах-миллионерах открываются специализированные отделения, а для клиентов существует круглосуточная выделенная

Частное банковское обслуживание является эксклюзивной услугой, так как для ее осуществления банком устанавливается нижний порог для клиента. Так, в странах с развитой банковской системой средний входной порог составляет от 1 до10 млн. долларов, а в странах Европейского Союза входные пороги различны: в Румынии, Словакии, Чехии и Венгрии самый низкий порог, от 75 до 150 тыс. евро [4].

Порог входа для частного обслуживания в российских банках представлен в таблице 1.

Агентство по страхованию вкладов (АСВ) в отчете о рынке вкладов в первом полугодии 2015 года обращает внимание на значительное снижение среднего уровня ставок по рублевым депозитам. Если в начале года средневзвешенная ставка по вкладу на миллион рублей на год составляла 12,4 % годовых, то в конце июня — только 9,3 % годовых. Несмотря на это, в первом полугодии зафиксирован рост объема вкладов в банках: чистый приток вкладов (с исключением капитализации процентов и валютной переоценки) составил примерно 4,6 % [3].

Таблица 1

Минимальный капитал депозита (порог входа) для частного банковского обслуживания вРоссии (составлено автором по данным банков)

Банк

Порог входа

Газпромбанк

15 млн. рублей

ВТБ 24

- Privatebanking — 15 млн. рублей;

— ВТБ Привилегия — 1,5 млн. рублей

Промсвязьбанк

-15 млн рублей (Москва); 10 млн. рублей (регионы)

Сбербанк

- Сбербанк1–8 млн. руб. (Москва); 4 млн. руб. (регионы)

— Сбербанк Премьер — 1,5 млн. рублей

Московский кредитный банк

5 млн. рублей

Уралсиб

3 млн. рублей

Райффайзенбанк

1 млн. рублей

Русский стандарт

1 млн. рублей

Альфа-банк

1 млн. рублей

Росбанк

1 млн. рублей

Почему же на этом фоне происходит рост объема вкладов? Объяснение этому достаточно интересно. Согласно исследованию АСВ выясняется, что в первом полугодии 2015 года выросли только две категории вкладов: от 700 тыс. до 1 млн. рублей (на 16,2 %) и свыше 1 млн. рублей (на 17,8 %). Самые «ходовые» вклады — на сумму от 100 тыс. до 700 тыс. рублей — не выросли в объемах вообще, а объем депозитов на сумму до 100 тыс. рублей и вовсе сократился (на 3,6 %). Агентство прогнозирует и дальнейшее снижение ставок в 2016 году. Несмотря на это эксперты предполагают увеличение совокупного объема вкладов на 3,3–3,7 трлн. рублей (14–16 %) до 26,5–26,9 трлн. рублей [2].

Таким образом, услуги банковского обслуживания состоятельных клиентов в России представляют собой довольно перспективное направление, которое привлекает все большее количество финансовых институтов.

С увеличением количества обеспеченных клиентов и ростом спроса с их стороны на качественные финансовые услуги постоянно расширяется структура предложения. На российском рынке РВ сформировался достаточно устойчивый круг участников. Среди них можно выделить несколько основных групп. Отечественные финансовые институты, такие как Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ, Альфа-Банк, Промсвязьбанк, Уралсиб, Зенит. Помимо банков на рынке представлены инвестиционные и финансовые компании, специализирующиеся в области управления средствами клиентов (Renaissance Capital, UFG, Атон, Антанта Капитал). А также ряд иностранных банков, таких, как: UBS, Credit Suisse, HSBC Private Bank, Deutsche Bank, SG Private banking, City Group, Raiffeisenbank.

В результате проведенной оценки структуры активов и пассивов крупных российских банков было выявлено, что доля пассивов VIP-клиентов занимает от 20 % до 60 % совокупных пассивов физических лиц, размещаемых в банках. Для большей наглядности приведем показатели трех крупнейших российских банков относительно доли средств VIP-клиентов в их пассивах (см. табл. 1)

Таблица 2

Доля вкладов состоятельных клиентов впассивах физ. лиц банков по итогам 1 квартала 2015г. (составлено автором)

Сбербанк

ВТБ

Промсвязьбанк

Пассивы физ.лиц, млрд. руб.

8392

1350

244

Пассивы VIP-клиентов, млрд.руб.

1972

419

134

Доля средств VIP-клиентов в пассивах физ.лиц

23,5 %

31 %

55 %

Рис. 1. Соотношение численности состоятельных клиентов и доли их операций в активах и пассивах физических лиц ПАО «Сбербанк России» на 1 июля 2015 г.

Если сравнить пассивы состоятельных клиентов Сбербанка и все пассивы банка ВТБ в сумме, то по объему средств можно выделить отдельный банк «Сбербанк Первый», капитал которого будет превышать всю сумму привлеченных средств физических лиц банка ВТБ. Также будет логично привести соотношения численности состоятельных клиентов и доли их операций в активах и пассивах банка на примере ПАО «Сбербанк России» (рис. 1). Кредитные и депозитные операции состоятельных клиентов российских коммерческих банков занимают значимую долю в их балансовых показателях, в то время как отношение численности VIP-клиентов к общему количеству обслуживающихся в финансовом институте клиентов является достаточно низким.

Основными плюсами фокусирования на сегменте private banking с точки зрения финансового института являются:

– возможность формирования значительной пассивной базы финансового института (от 20 % до 60 % всех пассивов согласно проведенной оценке рынка);

– наличие существенных остатков клиентских средств на счетах «до востребования», которые используются для проведения платежей и приносят доход банку;

– получение комиссионного дохода в рамках реализации дополнительных продуктов и услуг состоятельным частным лицам для реализации их потребностей (например, конвертация крупных сумм валюты);

– расширение клиентской базы финансового института за счет рекомендаций от действующих клиентов;

– осуществление кросс-продаж между подразделениями финансового института (например, обслуживающийся в подразделении private banking собственник бизнеса переводит обороты своей группы компаний в финансовый институт и наоборот).

В настоящее время финансовые институты, обслуживающие состоятельных частных клиентов, столкнулись с тем, что в рамках обострения международной экономической обстановки индустрия персонального банковского обслуживания находится в постоянно изменяющихся условиях. У VIP-клиентов повысились ожидания от предлагаемого им сервиса, и практика предоставления им ограниченного пакета услуг больше их не устраивает, что является еще одним дополнительным фактором необходимости скорейшего формирования полноценной системы индивидуального банковского обслуживания в России.

Также в ряду проблем в области частного банковского обслуживания, которые необходимо решить, чтобы выйти на мировой уровень в данной сфере, является кадровый подбор в подразделения персонального банковского обслуживания, т. к. отрасль является сравнительно новой для российского банковского рынка. Кроме того, практически отсутствуют профессиональные образовательные учреждения, которые бы готовили специалистов, обладающих достаточным уровнем компетенции для работы в секторе обслуживания крупных частных капиталов. В связи с вышеуказанными факторами на текущий момент в России существует объективная сложность при подборе кадров.

Развитие российского рынка private banking сдерживают еще два важных фактора:

– низкий уровень финансовой грамотности [8], неготовность к сложным финансовым инструментам и продуктам, вследствие чего клиенты ориентированы на классические банковские продукты (депозиты, переводы, премиальные карты);

– отсутствие доверия к национальной банковской системе и государственным институтам в плане стабильности и соблюдения принципов банковской тайны.

Таким образом, имеющиеся экономические условия и объективные предпосылки для опережающего развития private banking в России могут быть реализованы только в связи с преодолением указанных проблем, формированием и предложением клиентам максимально полного продуктового ряда с привлечением современных технологий, компетентного персонала и сети партеров банка, действующих на разных секторах финансового рынка (страхование, фондовый рынок и другие).

Литература:

1. Алешин В. А., Зотова А. И., Шевченко Д. А. Финансовый маркетинг: учебное пособие. Ростов-н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2011.

2. АСВ прогнозирует снижение ставок по вкладам // Financial One, 2015. URL: http://www.fomag.ru/ru/news/stocks.aspx?news=10119

3. Ейсков А. Банковские вклады растут благодаря миллионерам // Банки.ру, 2015. URL: http://www.banki.ru/news/columnists/?id=8351641

4. Козлова А. С. Российские особенности частного банковского обслуживания клиентов // Молодой ученый. — 2012. — № 12.

5. Петрикова В. А. Особенности российской системы элитного обслуживания private banking и перспективы её развития // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012.

6. Савенко О. Л., Абрамян Г. А. Отток капитала из России: сущность и причины // Финансовые аспекты модернизации экономики России. Ростов-н/Д.: Содействие XXI век, 2014.

7. Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором в 2000–2015 годах и I квартале 2016 года // ЦБ РФ, 2016. URL: www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/bop/outflow.xlsx

8. Шевченко Д. А., Давыденко А. В. Финансовая грамотность населения как фактор сберегательного поведения домашних хозяйств // TERRA ECONOMICUS. — 2013. — Том 11. — № 4.2.

9. Global Wealth 2015: Winning the Growth Game: Отчетконсалтинговойкомпании Boston Consulting Group, 2015. URL: http://www.bcg.com/perspectives/190261

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, рубль, банк, клиент, финансовый институт, частное банковское обслуживание, индивидуальное банковское обслуживание, персональное банковское обслуживание, порог входа, российский рынок.

Ключевые слова

инвестиции, сбережения, банковское дело, финансы населения, финансовая грамотность, личный банк, индивидуальное банковское обслуживание, банковское дело, private banking

Похожие статьи

Оценка безопасности дистанционного банковского...

Россия, рубль, финансовый институт, банк, клиент, частное банковское обслуживание, индивидуальное банковское обслуживание, персональное банковское обслуживание, российский рынок, порог входа.

Российские особенности частного банковского обслуживания...

Ни для кого не секрет, что развитие банковского сектора в России с каждым годом набирает обороты. Наибольшим спросом на рынке банковских услуг среди состоятельных людей на данный момент пользуется частное банковское обслуживание клиентов.

Необанки: мировой опыт и перспективы | Статья в журнале...

Россия, рубль, финансовый институт, банк, клиент, частное банковское обслуживание, индивидуальное банковское обслуживание, персональное банковское обслуживание, российский рынок, порог входа.

дистанционное обслуживание, клиент, продукт, Банк, молодая...

Россия, рубль, финансовый институт, банк, клиент, частное банковское обслуживание, индивидуальное банковское обслуживание, персональное банковское обслуживание, российский рынок, порог входа.

Клиентоориентированные технологии на финансовом рынке...

Россия, рубль, финансовый институт, банк, клиент, частное банковское обслуживание, индивидуальное банковское обслуживание, персональное банковское обслуживание, российский рынок, порог входа.

Россия, рубль, финансовый институт, банк, клиент, частное...

Перспективы и предпосылки развития услуг Private Banking... Россия, рубль, финансовый институт, банк, клиент, частное банковское обслуживание, индивидуальное банковское обслуживание, персональное банковское обслуживание, российский рынок, порог входа.

Продвижение продуктов дистанционного банковского...

Наиболее значительным игроком на рынке дистанционного банковского обслуживания стал «Тинькофф Банк». Рыночная доля банка по объему кредитного портфеля составила 10,3 % по итогам 2016 года, рост портфеля составил 19,6 % за год [11 c. 4]...

Современные проблемы банковского обслуживания...

Сегодня банки имеют огромный опыт банковского кредитования юридических лиц и перечень проблем, связанных с таким кредитованием, который обязательно получают за приобретаемым опытом.

Развитие интернет-банкинга в России: основные тенденции

Ключевые слова: private banking,индивидуальное банковское обслуживание, инвестиции, сбережения, банковское дело, финансы населения, финансовая. В этом проявляется одна из возможных продуктовых стратегий банков на рынке финансовых услуг [1, с. 120].

Похожие статьи

Оценка безопасности дистанционного банковского...

Россия, рубль, финансовый институт, банк, клиент, частное банковское обслуживание, индивидуальное банковское обслуживание, персональное банковское обслуживание, российский рынок, порог входа.

Российские особенности частного банковского обслуживания...

Ни для кого не секрет, что развитие банковского сектора в России с каждым годом набирает обороты. Наибольшим спросом на рынке банковских услуг среди состоятельных людей на данный момент пользуется частное банковское обслуживание клиентов.

Необанки: мировой опыт и перспективы | Статья в журнале...

Россия, рубль, финансовый институт, банк, клиент, частное банковское обслуживание, индивидуальное банковское обслуживание, персональное банковское обслуживание, российский рынок, порог входа.

дистанционное обслуживание, клиент, продукт, Банк, молодая...

Россия, рубль, финансовый институт, банк, клиент, частное банковское обслуживание, индивидуальное банковское обслуживание, персональное банковское обслуживание, российский рынок, порог входа.

Клиентоориентированные технологии на финансовом рынке...

Россия, рубль, финансовый институт, банк, клиент, частное банковское обслуживание, индивидуальное банковское обслуживание, персональное банковское обслуживание, российский рынок, порог входа.

Россия, рубль, финансовый институт, банк, клиент, частное...

Перспективы и предпосылки развития услуг Private Banking... Россия, рубль, финансовый институт, банк, клиент, частное банковское обслуживание, индивидуальное банковское обслуживание, персональное банковское обслуживание, российский рынок, порог входа.

Продвижение продуктов дистанционного банковского...

Наиболее значительным игроком на рынке дистанционного банковского обслуживания стал «Тинькофф Банк». Рыночная доля банка по объему кредитного портфеля составила 10,3 % по итогам 2016 года, рост портфеля составил 19,6 % за год [11 c. 4]...

Современные проблемы банковского обслуживания...

Сегодня банки имеют огромный опыт банковского кредитования юридических лиц и перечень проблем, связанных с таким кредитованием, который обязательно получают за приобретаемым опытом.

Развитие интернет-банкинга в России: основные тенденции

Ключевые слова: private banking,индивидуальное банковское обслуживание, инвестиции, сбережения, банковское дело, финансы населения, финансовая. В этом проявляется одна из возможных продуктовых стратегий банков на рынке финансовых услуг [1, с. 120].

Задать вопрос