Библиографическое описание:

Кудакова К. С. Основные направления социальной политики государства // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5. — С. 10-12.



Политика государства в социальной сфере направлена для решения важных задач. Чтобы общество развивалось в динамичном ключе, необходимо повысить благосостояние граждан, улучшить условия труда и жизни людей и восстанавливать принцип социальной справедливости.

Необходимо отметить, что согласно теории экономики социальная политика должна рассматривать не только материальные, но и политические, а также духовные интересы членов общества. Поэтому в широком смысле под «социальной политикой государства понимают политику, направленную на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов». Конституция РФ на современном этапе определяет стратегические целевые установки социальной политики — «достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей; обеспечение эффективной занятости населения, повышении качества и конкурентоспособности рабочей силы; гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; нормализация и улучшение демографической ситуации; существенное улучшение социальной инфраструктуры» [4]. Сущность социальной политики заключается в поддержке отношений в социальных группах, гарантии условий для увеличения уровня благосостояния, жизни членов общества, формировании социальных гарантий. Среди важнейших ориентиров социальной политики государства в настоящее время признаются: формирование и развитие приемлемой социальной инфраструктур; политика грамотного распределения доходов населения; социально-демографическая политика; проблемы социальной защиты и занятости граждан, проблемы охраны и защиты окружающей среды. Остановимся подробнее на каждом из них.

Все виды социального обеспечения, такие как денежное содержание, материальная помощь, оказываемая отдельным, чаще всего нетрудоспособным и незащищенным слоям населения, которые не могут позаботиться сами о себе из-за того, что не имеют личных доходов и источников своего существования, либо обладают ими в ограниченной степени, имеют прямое отношение к социальной экономике. Наиболее распространенным видом социального обеспечения незащищенных слоев населения является пенсионное обеспечение. В России на сегодняшний день более 38 млн. пенсионеров. При общей численности населения страны в 147,5 млн. человек это составляет более 25 %. Большая часть представлена пенсионерами по возрасту: женщины старше 55 лет, мужчины — более 60 лет. Для отдельных категорий населения пенсионный возраст намного ниже.

В России установлены определенные гарантии, заключающиеся в том, что каждому пенсионеру выплачивается пенсия не ниже установленного законодательством уровня (минимальная пенсия). Уровень пенсии зависит от стажа работы и уровня заработной платы, поэтому данная социальная гарантия может быть выше установленного государством минимального уровня пенсии. Кроме пенсионных выплат, из средств государственного и местных бюджетов выделяются пенсионерам разнообразные пособия. Они выражаются в постоянной или временной, а также длительной или разовой социальной поддержке. Так, например, в Нижегородской области пенсионерам предоставляются следующие льготы:

– Ежемесячная скидка (50 %) на оплату жилищно-коммунальных услуг.

– Поквартальная денежная компенсация затрат ветеранам на получение твердого топлива в размере 591 рубль [7].

Не менее значимым фактором, влияющим на удовлетворенность жизнью, и как следствие на социальное самочувствие населения, его социальное спокойствие влияет уровень материального благосостояния. Чувство тревожности в большей степени присуще людям, имеющим малый и средний доход, чем людям с крайне малыми и достаточно высокими доходами [1].

С проблемой неравенства доходов взаимосвязан вопрос о бедности. Обозначение границ семейного дохода, за пределами которых не обеспечивается воспроизводство населения возможно. Этот уровень, по мнению ведущих экономистов, и должен выступать как минимум материальной обеспеченности, или прожиточный минимум (так называемый порог или черта бедности). Более трети россиян в конце прошлого столетия находилось ниже черты бедности [3].

Центральное место в вопросе демографии, как всем известно, занимает воспроизводство населения, происходящее посредством естественной смены поколений, т. е. через рождаемость и смертность. Если в вопросах социальной политики не ставить демографические проблемы в число первостепенных, то создается угроза для генофонда нации.

Главные акценты в демографической политике должны быть расставлены в направлении обеспечения здорового нового поколения, роста продолжительности активной жизни, сохранения здоровья населения и других качественных характеристик развития граждан общества.

Среди первоочередных и наиважнейших задач социально-демографической политики условия рынка определяют и укрепление экономической самостоятельности и благополучия семей с детьми. Для этого, утверждают экономисты, необходимо не увеличивать пособия и компенсационные выплаты, а поощрять рост трудовых доходов.

Еще одним из важнейших аспектов социальной политики является снижение смертности трудоспособного населения.

Одним из других важнейших направлений социальной политики является политика занятости, т. к. повышение уровня занятости населения обеспечивает соответствующие доходы основной ее части.

Структурная и фрикционная безработица образуют, как известно, естественную норму безработицы. Безработица является одним из показателей и одной из основных проблем рыночной экономики, решать которую должно и обязано государство [8].

Движение к рынку невозможно без формирования надежной системы социальной защиты всех слоев населения, которая способна максимально обеспечить возможную нейтрализацию отрицательных явлений в экономике. Государством должен быть создан механизм защиты населения от таких факторов социального риска, как безработица и инфляция.

В широком смысле «социальная защита заключается в том, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам» [2].

К сожалению, в настоящее время система социальной защиты и социальных гарантий в полном объеме не соответствует основным принципам рыночной экономики, не обладает достаточной гибкостью и нуждается в глубоком и срочном преобразовании. Наиболее целесообразен путь разработки многоуровневой системы, в реализации которой гарантии, установленные на вышестоящем уровне, на нижестоящих уровнях дополнялись бы и развивались, а не сокращались. Так, например, на федеральном уровне следует сохранить установление минимального уровня гарантий для всего населения государства независимо от его местожительства.

Безусловно, принципов (требований) проводимой политики достаточно много. Например, в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в РФ», принятом Госдумой 15 ноября 1995 г., определяются принципы адресности, гуманности, добровольности, конфиденциальности, дифференцированности, доступности, профилактической направленности социального обслуживания.

Система социальной защиты населения, естественно, действует в единстве с системой социальных гарантий. Социальные гарантии государства являются базой для реализации системы социальной защиты населения.

Система социальных гарантий должна быть динамичной и рассчитана, прежде всего, на предупреждение возможных факторов социального риска, а не на устранение уже возникших очагов социальной напряженности. Поэтому данная система социальных гарантий должна быть разработана так, чтобы автоматически удерживать планку социальной защиты на необходимом уровне. Основой для этого будет создание объективной, научно-обоснованной базы социальных гарантий, представленной в виде системы государственных социальных стандартов.

В период перехода к рыночной экономике наиболее остро встает проблема социальной защиты населения от роста цен, инфляции и безработицы. Для того, чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению личного потребления и жизненного уровня, должна меняться индексация доходов. То есть, зарплата, пенсии, стипендии и другие виды доходов и выплат должны увеличиваться по мере роста розничных цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.

Таким образом, среди основных направлений социальной политики государства можно выделить формирование приемлемой социальной инфраструктуры и ее развитие; вопросы политики распределения доходов населения; основные аспекты социально-демографической политики; проблемы занятости и социальной защиты граждан, вопросы государственного регулирования занятости населения.

Литература:

  1. Воронин Г. Л. Социальное самочувствие россиян (1994–1996–1998 гг.) [Электронный ресурс] URL: http://www.isras.ru/files/File/Socis/06–2001/008Voronin.pdf (Дата обращения 25.04.2016).
  2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) ст. 25 [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_120805 /(дата обращения: 20.03.2016).
  3. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. Под общей редакцией зав. кафедрой экономической теории ВВАГС, доктора экономических наук, профессора Г. Н. Власова и кандидата экономических наук, доцента А. М. Желтова. [Электронный ресурс] URL: ttp://vasilievaa.narod.ru/gu/stat_rab/book/GRE_Zheltov/g11.htm (дата обращения: 19.03.2016).
  4. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993// Конституция РФ. Герб. Гимн. Флаг (с посл. изм. на 2016 год)- М.: Издательство «Эксмо», 2015. — 64с
  5. Кудакова К. С. Правовое регулирование и правовое воздействие в развитии экономической системы.// Молодой ученый. 2016. № 6 (110). С. 605–607.
  6. Кудакова К. С. Содержание понятия социальной политики. // Инновационные направления в науке, технике, образовании Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. ООО «НОВАЛЕНСО». Смоленск, 2016. С. 138–140.
  7. Льготы ветеранам труда в Нижегородской области в 2016 году [Электронный ресурс] URL:http://lgotyinfo.ru/lgoty/veterany-truda-v-nizhegorodskoj-oblasti.html(Дата обращения 25.04.2016).
  8. Структурная безработица: причины, отличие от фрикционной безработицы [Электронный ресурс] URL: http://fb.ru/article/4174/strukturnaya-bezrabotitsa-prichinyi-otlichie-ot-friktsionnoy-bezrabotitsyi (дата обращения: 19.03.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов