Библиографическое описание:

Шкурупей О. В. Правовые вопросы социального обслуживания населения в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (на примере Камчатского края) // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5. — С. 49-54.



The article is devoted to legal bases of social service of the population in the far North and equated localities. It deals with the contents of the basic normative legal acts regulating social services for citizens in the Russian Federation at the Federal and local levels. The article highlights the legal issues associated with improving the quality of social services, supervision over the providers of social services, implementation of state social programs.

Keywords:social service, the principles of social service, the legal basis of social services, social support, criteria of quality of social services

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1]. По мнению ученых, смысл социального государства заключается в социальной защищенности каждого гражданина, всех социальных групп и прежде всего семьи. Главной задачей такого государства является защита социальных интересов граждан, включающая обеспечение и соблюдение основных экономических, социальных и культурных прав личности [2].

Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения РФ устанавливает Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», вступивший в силу 1 января 2015 года.

Законом определено понятие социального обслуживания как деятельности «по предоставлению социальных услуг гражданам». Под «социальными услугами», в свою очередь, следует понимать «действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности» [3].

В соответствии со статьей 4 главы 1 Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», «социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека» [4]. Этой же статьей закреплены основополагающие принципы социального обслуживания граждан, на которых должно основываться проведение последовательной и, самое главное, эффективной государственной политики по социальному обслуживанию граждан Российской Федерации.

Согласно определениям, содержащимся в академических словарях, под принципом, следует понимать «основание некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или руководства к действиям» [5]. Законом установлены следующие основания социального обслуживания граждан в Российской Федерации:

1) доступность;

2) адресность;

3) достаточность;

4) благоприятность социальной среды;

5) добровольность;

6) конфиденциальность.

Законом об основах социального обслуживания предусмотрены только три формы предоставления социальных услуг их получателям, т. е. «гражданам, которые признаны нуждающимся в социальном обслуживании»: стационарное и полустационарное обслуживание, социальное обслуживание на дому.

Статьей 20 Закона закреплен перечень видов социальных услуг, которые предоставляются получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей, а именно:

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

8) срочные социальные услуги [6].

С целью реализации Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 296 была утверждена государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», включающая четыре подпрограммы:

 подпрограмма 1:«Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан»;

 подпрограмма 2: «Модернизация и развитие социального обслуживания населения»;

 подпрограмма 3: «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей»;

 подпрограмма 4: «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».

Согласно паспорту, целями программы «Социальная поддержка граждан» являются: создание условий для роста благосостояния граждан — получателей мер социальной поддержки; повышение доступности социального обслуживания населения.

Указанные цели конкретизированы следующими задачами:

 выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан;

 обеспечение потребности граждан старшего возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании;

 создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей;

 повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг,

решение которых, согласно ожиданиям ответственного исполнителя (Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации), соисполнителя (Министерства экономического развития Российской Федерации), участниковПрограммы, должно привести к следующим результатам:

 увеличению количества граждан — получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта, преодолевших трудную жизненную ситуацию; снижению бедности отдельных категорий граждан — получателей мер социальной поддержки; увеличению количества малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта;

 решению к 2020 году проблемы удовлетворения потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в постоянном постороннем уходе; формированию демонополизированного рынка услуг в сфере социального обслуживания населения; обеспечению доступности, качества и безопасности социального обслуживания населения; повышению престижа профессии «социальный работник», притоку молодых специалистов, сокращению дефицита социальных работников в сфере социального обслуживания населения;

 повышению уровня жизни семей с детьми; решению проблемы беспризорности; преобладанию к 2020 году семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей; увеличению количества детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, охваченных отдыхом и оздоровлением; расширению охвата детей-инвалидов социальным обслуживанием; повышению суммарного коэффициента рождаемости к 2018 году до 1,753;

 созданию прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций; повышению эффективности и финансовой устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций; увеличению объемов и повышению качества социальных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями.

Общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации в сфере реализации Программы отражены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», постановлении Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» [7].

Следует отметить, что в Камчатском крае в настоящее время действуют следующие нормативные акты, регулирующие порядок социального обслуживания населения:

 Закон Камчатского края от 30 июля 2015 г. № 654 «О внесении изменений в Закон Камчатского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае отдельными государственными полномочиями Камчатского края по социальному обслуживанию граждан в Камчатском крае»;

 Закон Камчатского края от 01.07.2014 г. № 469 «Об отдельных вопросах социального обслуживания граждан в Камчатском крае»;

 Закон Камчатского края от 23.09.2014 № 509 «О внесении изменений в Закон Камчатского края от 01.07.2014 № 469 «О полномочиях органов государственной власти Камчатского края в сфере социального обслуживания граждан в Камчатском крае»;

 Закон Камчатского края от 23.09.2014 № 507 «О внесении изменений в Закон Камчатского края 04.12.2008 № 160 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями по социальному обслуживанию»;

 Закон Камчатского края от 01.07.2014 № 469 «О полномочиях органов государственной власти Камчатского края в сфере социального обслуживания граждан в Камчатском крае»;

 Закон Камчатского края 04.12.2008 № 160 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями по социальному обслуживанию»;

 Закон Камчатского края от 15 сентября 2008 г. № 116 «О социальном обслуживании граждан в Камчатском крае»;

Постановлениеот 23 июля 2015 года N 264-П «О внесении изменений в государственную программу камчатского края «Социальная поддержка граждан в камчатском крае на 2015–2018 годы», утвержденную Постановлением правительства камчатского края от 29.11.2013 № 548-П»;

 Постановление Правительства Камчатского края от 08.10.2014 № 429-П «Об утверждении порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в Камчатском крае»;

 Постановление Правительства Камчатского края от 30.12.2014 г. № 552-П «О регламенте межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Камчатского края при организации социального обслуживания граждан и социального сопровождения»;

 Постановление Правительства Камчатского края от 12.12.2014 № 517-П «О порядке утверждения тарифов на социальные услуги в Камчатском крае»;

 Постановление правительства камчатского края от 29.11.2013 № 548-П «Об утверждении государственной программы камчатского края «социальная поддержка граждан в камчатском крае на 2015–2018 годы»;

 Приказ Министерства социального развития и труда Камчатского края от 17.04.2015 г. № 413-п «Об утверждении тарифов на социальные услуги в форме социального обслуживания на дому на 2015 год»;

 Приказ Министерства социального развития и труда Камчатского края от 17.04.2015 г. № 393-п «Об утверждении тарифов на социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания на 2015 год»;

 Приказ Министерства социального развития и труда Камчатского края от 05.11.2014 г. № 985-п «Об утверждении обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан, при наличии которых гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании»;

 Приказ Министерства социального развития и труда Камчатского края от 26.11.2014 г. № 1096-п «Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг в Камчатском крае и порядка ее взимания»;

 Приказ Министерства социального развития и труда Камчатского края от 10.10.2014 № 865-п «Об обеспечении бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в сети «Интернет» в Камчатском крае»;

 Приказ Министерства социального развития и труда Камчатского края от 24.12.2014 г. № 1261-п «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг на дому поставщиками социальных услуг в Камчатском крае»;

 Приказ Министерства социального развития и труда Камчатского края от 24.12.2014г.№ 1262-п «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Камчатском крае в полустационарной форме социального обслуживания»;

 Приказ Министерства социального развития и труда Камчатского края от 24.12.2014 г.№ 1264-п «Об утверждении Порядка предоставления срочных социальных услуг поставщиками социальных услуг в Камчатском крае»;

 Приказ Министерства социального развития и труда Камчатского края от 25.12.2014 г. № 1280-п «О порядках формирования и обеспечения ведения реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг в Камчатском крае»;

 Приказ Министерства социального развития и труда Камчатского края от 16.10.2014г.№ 901-п «Об утверждении формы акта о предоставлении срочных социальных услуг»;

 Приказ Министерства социального развития и труда Камчатского края от 26.09.2014 № 830-П «Об утверждении Порядка расходования организациями социального обслуживания, подведомственными Министерству социального развития и труда Камчатского края, средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг»;

 Приказ Министерства социального развития и труда Камчатского края от 22.08.2014 № 687-П «Об утверждении нормативов обеспечения площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг в организациях социального обслуживания населения Камчатского края»;

 Приказ Министерства социального развития и труда Камчатского края от 14.08.2014 г. № 648-п «Об утверждении номенклатуры организаций социального обслуживания в Камчатском крае»;

 Распоряжение Правительства Камчатского края от 28.02.2013 № 79-РП «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Камчатском крае на 2013–2018 годы» [8].

Несмотря на обширную федеральную и локальную нормативно-правовую базу, позволяющую регулировать взаимоотношения в социальной сфере, а также наличие целого списка национальных стандартов в сфере оказания социальных услуг [9], четкие критерии эффективности оказания социальной поддержки гражданам, т. е. результативности предоставления тех или иных видов социальных услуг их получателям, а также порядок получения объективной, независимой оценки эффективности работы поставщиков социальных услуг — «юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание», на сегодняшний день не только не утверждены, но и не разработаны, что, на наш взгляд, существенно снижает качество предоставляемых социальных услуг.

Решение стратегических задач социального обслуживания, разработку нормативно-правовой базы и методических рекомендаций по осуществлению социальной деятельности многие (87,6 %) однозначно отнесли к прерогативе властей регионального уровня. Возможно, такая ситуация будет постепенно меняться с дальнейшим совершенствованием теории и практики организации местного самоуправления в России [26, c. 149].

Следовательно, разработка унифицированных критериев качества предоставления социальных услуг гражданам в зависимости от конкретного вида социальной услуги, разработка порядка осуществления независимого контроля над поставщиками социальных услуг, а также контроля за реализацией программы «Социальной поддержки граждан» в субъектах Российской Федерации с их последующим закреплением в соответствующих нормативно-правовых актах должна стать одной из приоритетных задач государства в социальной сфере, решение которой позволит не только осуществлять эффективный контроль в отношении социального обслуживания населения и реализации программы «Социальной поддержки граждан», включая самые отдаленные уголки России, но и повысить качество предоставляемых социальных услуг в Российской Федерации, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях.

Литература:

  1. Большой энциклопедический словарь. — М., 2008.
  2. Данилов A. A. Политические реформы в России на рубеже XX — XXI вв. в свете исторического опыта страны // История и историки, 2005: Историогр. вести. — M., 2006.
  3. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. — М., 2009.
  4. Жуков В. И. Реформирование России: мифы и реальность / Институт социально-политических исследований РАН. — М., 2002.Жуков В. И. Россия. XX век. — М., 1996.
  5. Жуков В. И. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития. Изд. 2-е, допол. — М., 1995.
  6. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ» URL: http://base.garant.ru/10103000/1/#block_1000 Дата обращения: 10.10.2015.
  7. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. — СПб., 2008.
  8. Нормативно-правовые акты. Министерство социального развития и труда Камчатского края [Электронный ресурс] // Камчатскийкрай. Официальныйсайт URL: http://www.kamchatka.gov.ru/?cont=oiv_din&mcont=doc&menu=4&menu2=0&id =174 Дата обращения: 11.10.2015.
  9. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ» URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70644062/paragraph/1:4 Дата обращения: 12.10.2015.
  10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковыйсловарьрусскогоязыка. — М., 2013.
  11. Пыжиков A. B. Административно-территориальное устройство России: история и современность. — М.: Олма-Пресс, 2003.
  12. Реформирование России: от мифов к реальности/ Под ред. академика Г. В. Осипова. — М., т.1–2, 2004.
  13. Серебряков В., Хлопьев А. Социальная безопасность России. — М., 1996.
  14. Уткин А. И. Россия в мировом сообществе. Ч. 2. Региональные проблемы // Мир России. — 2001.
  15. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ» URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70552648/paragraph/1:1 Дата обращения: 10.10.2015.
  16. ГОСТ Р 52142–2013Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения.
  17. ГОСТ Р 52498–2005Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания. ГОСТ Р 54341–2011Социальное обслуживание населения. Контроль качества реабилитационных услуг гражданам пожилого возраста.
  18. ГОСТ Р 53347–2014Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг гражданам пожилого возраста.
  19. ГОСТ Р 53061–2014Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям.
  20. ГОСТ Р 52496–2005Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения.
  21. ГОСТ Р 53063–2014Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг семье.
  22. ГОСТ Р 53555–2009Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг лицам без определенного места жительства и занятий.
  23. ГОСТ Р 53348–2014Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг инвалидам.
  24. ГОСТ Р 53348–2009Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг инвалидам.
  25. ГОСТ Р 53062–2008Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг женщинам.
  26. Шатилов И. Н. Управление социальной работой в контексте социально-экономического развития малых городов современной России//Экономика России: XXI век: междунар. сб. науч. трудов / под общ. Ред. О. И. Кирикова. Воронеж, 2008. Вып. 12. с. 144–151.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов