Анализ методических подходов и принципов планирования научно-исследовательских работ в Российской академии сельскохозяйственных наук до ее присоединения к Российской академии наук | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Анализ методических подходов и принципов планирования научно-исследовательских работ в Российской академии сельскохозяйственных наук до ее присоединения к Российской академии наук / Т. Г. Бондаренко, С. А. Аржанцев, В. М. Капицын [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5 (7). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1219/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье рассмотрены методические подходы и принципы планирования НИР в Россельхозакадемии до ее присоединения к РАН. В хронологическом порядке рассмотрены основополагающие и регламентирующие нормативно-правовые документы, определяющие основные принципы планирования НИР в Россельхозакадемии.

Ключевые слова: методические подходы, принципы планирования, научно-исследовательские работы, РАСХН, РАН

Управлением сводного планирования и координации научно-исследовательских работ (далее, НИР) Российской академии сельскохозяйственных наук (далее, Россельхозакадемия) совместно с отраслевыми и региональными отделениями, а также научно-методическими центрами в 2007 году было разработано методическое пособие «Основные принципы и методические положения планирования научно-исследовательских работ и отчетности в системе Россельхозакадемии». Это методическое пособие, ставшее на продолжительное время нормативным документом по части составления программ, годовых тематических планов и отчетов по результатам научно-производственной деятельности сельскохозяйственных научных организаций, состоит из трех разделов, первый из которых посвящен рассмотрению основных принципов планирования НИР и отчетности в системе Россельхозакадемии, во втором изложены методические положения к составлению программ и тематических планов НИР, в третьем приведены методические положения к составлению годовых отчетов научно-исследовательскими учреждениями Россельхозакадемии.

Следует сказать, что основные принципы планирования НИР в упомянутом методическом пособии сформулированы с учетом методических разработок Российской академии наук (далее, РАН), в связи с чем укажем на те отличия и дополнения, которые нашли отражение в руководстве Россельхозакадемии, при сохранении выделенных в документах РАН этапов планирования НИР.

Планирование НИР научных организаций Российской академии сельскохозяйственных наук до ее присоединения к РАН осуществлялось в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 года (с изменениями от 4 декабря 2006 г.), на основе материалов Концепции развития аграрной науки и научного обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года; Основных направлений агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001–2010 годы, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 27 июля 2000 года; Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации на период 2007–2009 годы, утвержденных приказом Президента Российской Федерации от 21 мая 2006 г. № ПР-843; Перспективного плана фундаментальных исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники на период до 2025 г. Министерства образования и науки России (далее, Минобрнауки России), включающего приоритетные направления развития науки, технологий и техники в агропромышленном комплексе Российской Федерации. При этом должен использоваться не только имеющийся научный задел, но и прогрессивные достижения отечественных и зарубежных научных школ, выдающихся ученых, а также учитываться уровень, состояние агропромышленного комплекса Российской Федерации и прогноз его развития на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

В руководящих документах предусматривалось, что централизованный заказ научному учреждению на научную, технологическую и техническую продукцию должен сочетаться с усилением конкурсных начал при формировании и реализации программ и планов научного учреждения Россельхозакадемии, четким определением объемов бюджетных ассигнований и других источников финансирования.

На заключительном этапе формирования планов НИР научных организаций Россельхозакадемии тоже имела место своя специфика. После рассмотрения и утверждения на бюро отделения Россельхозакадемии проектов планов научных организаций, входящих в данное отделение и подписания их академиком-секретарем, они становились основанием (базой) для составления сводного проекта плана НИР отраслевого и регионального отделений по установленной форме на определенный период. Сводный проект плана НИР отделений согласовывался с соответствующими департаментами Минсельхоза России, а затем представлялся для одобрения в экспертную комиссию по принадлежности. После этого академик-секретарь отделения согласовывал его с Управлением сводного планирования и координации НИР и представлял на заседание Президиума Россельхозакадемии, где аналогично с РАН выступал с докладом, содержащим оценку основных параметров планируемых научными организациями отделения фундаментальных и приоритетных прикладных исследований, их научной новизны и практической значимости, а также обоснование запрашиваемых на выполнение этих работ объемов финансирования из бюджета Россельхозакадемии. После обсуждения и одобрения на заседании Президиума Россельхозакадемии проекты планов НИР по поручению Президиума утверждались одним из вице-президентов Россельхозакадемии.

Утвержденные планы НИР отраслевых отделений представлялись в Управление сводного планирования и координации НИР для формирования Программы фундаментальных и прикладных исследований по научному обеспечению развития АПК РФ с последующим окончательным согласованием ее с Министерством сельского хозяйства России (далее, Минсельхозом России), Минобрнаукой России, Министерства экономического развития и торговли России (далее, Минэкономразвития России) и утверждением ее на Президиуме и Общем собрании академиков и членов-корреспондентов Россельхозакадемии.

Эта программа, составленная на не менее чем пятилетний срок, далее представлялась на рассмотрение и утверждение Правительства РФ, после чего становилась своего рода государственным заказом на проведение фундаментальных и прикладных исследований, являясь основанием для определения объема финансирования Россельхозакадемии, ее отраслевых отделений и научных организаций из федерального бюджета.

Примечательно, что в подразделе «Механизм разработки программ НИР научно-исследовательскими учреждениями, отраслевыми и региональными отделениями, научно-методическими центрами Россельхозакадемии на краткосрочную и долгосрочную перспективу» раздела «Методические положения к составлению программ и тематических планов научно-исследовательских работ в системе Россельхозакадемии» методического пособия даны подробные рекомендации по составлению и оформлению пятилетней научной программы деятельности научно-исследовательской организации, отраслевых и региональных отделений, научно-методических центров.

В конечном счете, программа научными организациями должна была быть представлена в виде разработанных и утвержденных форм. Сформированная программа подписывалась академиком-секретарем отделения (по принадлежности) и начальником управления сводного планирования и координации НИР.

После завершения разработки и составления научных программ отраслевыми и региональными отделениями, научно-методическими центрами, оформлялась сводная Программа фундаментальных и приоритетных прикладных исследований Россельхозакадемии с последующим ее рассмотрением и одобрением на заседании Президиума Академии, Общим годичным собрании действительных членов и членов-корреспондентов Россельхозакадемии и согласованием ее с Минсельхозом России, Минобрнаукой России, Минэкономразвития Российской Федерации и утверждением Правительством Российской Федерации.

В целях реализации принятой Программы, в соответствии с рекомендациями подраздела «Механизм составления годовых тематических планов научно-исследовательскими учреждениями Россельхозакадемии» составлялись годовые тематические планы НИР научных организаций Россельхозакадемии, с последующим их согласованием с отраслевыми и региональным отделениями, научно-методическими центрами по принадлежности, Управлением сводного планирования и координации НИР и утверждением одним из вице-президентов Россельхозакадемии.

Наряду с изложением общих принципов планирования НИР, значительное внимание в методическом пособии Россельхозакадемии уделено вопросам оформления и утверждения научных отчетов по итогам проделанной научными организациями работы.

Вопросу оформления годовых отчетов о выполнении НИР посвящен специальный раздел методического пособия, в котором четко определена рекомендуемая структура отчета. В соответствии с этими рекомендациями отчет должен содержать следующие разделы:

− общие сведения;

− цель, новизна, база и методика проведения исследований;

− обсуждение экспериментальных данных и результаты научных исследований;

− форма завершения работ;

− научный потенциал и подготовка кадров;

− материально-техническая база и ее совершенствование;

− научно-организационная деятельность;

− изобретательская и патентно-лицензионная деятельность;

− международное научно-техническое сотрудничество;

− пропаганда и освоение научно-технических разработок;

− объем финансирования на выполнение научно-исследовательских работ;

− производственная и коммерческая деятельность;

− приложения.

По завершению заявленного срока выполнения задания (этапа) структурное подразделение должно было представить в дирекцию своей научной организации итоговый отчет, подготовленный в соответствии с перечисленными требованиями.

Интересно, что в отличие от РАН, в системе Россельхозакадемии было предусмотрено проведение ежегодных отчетных сессий, к началу которых научные организации должны были подготовить сводные отчеты о результатах НИОКР и своей производственной деятельности, причем к отчету должны были прилагаться: акты сдачи-приемки научной продукции, паспорта на завершенные и предлагаемые производству разработки, а также план НИР научной организации на следующий год со сметой затрат.

На этом шаге весьма важным моментом являлось назначение экспертных комиссий отделений, на заседании которых заслушивались отчеты директоров научных организаций о результатах научно-производственной деятельности, рассматривались и одобрялись планы НИОКР на следующий год, с предварительным анализом поступивших из научных организаций перечисленных выше документов. По представлению экспертных комиссий бюро отделения принимало решение об утверждении отчетов о работе научной организации и планов НИОКР на последующий год.

Распоряжением Россельхозакадемии была создана Центральная экспертная комиссия при Президиуме Россельхозакадемии под председательством первого вице-президента Академии по рассмотрению ежегодных отчетов о научной и производственной деятельности отраслевых отделений и других структурных подразделений Россельхозакадемии, на заседании которой рассматривались вопросы выполнения тематических планов отраслевых отделений в соответствии с Программой фундаментальных и приоритетных прикладных исследований по научному обеспечению развития АПК Российской Федерации, результаты исследований, их теоретическая и практическая значимость, возможность применения в производстве, затраты на выполнение этих исследований и другие показатели, свидетельствующие об успешном завершении работ. На заседании этой комиссии заслушивались результаты работы и других структурных подразделений, занимающихся научно-методическими и организационными вопросами, проблемами планирования и координации НИР, выполнения международных научных контрактов, кадров, работы опытно-производственных хозяйств и предприятий, имущественных отношений.

По завершении отчетной сессии и работы Центральной экспертной комиссии Председатель комиссии, академики-секретари отраслевых и регионального отделений, руководители научно-методических центров и других структурных подразделений Россельхозакадемии выступали на заседании Президиума Россельхозакадемии с докладами о научной и производственной деятельности научно-исследовательских учреждений, с анализом основных результатов исследований, их научной новизны, практической значимости и произведенных финансовых затрат. При этом давалась характеристика основных параметров планируемых научными учреждениями отделения фундаментальных и приоритетных прикладных исследований с обоснованием запрашиваемых на выполнение определенных на последующий год научных работ, объемов финансирования из бюджета Россельхозакадемии.

После обсуждения и одобрения на заседании Президиума Россельхозакадемии отчетов о научно-производственной деятельности научных учреждений, отраслевых и регионального отделений, научно-методических центров и других структурных подразделений все отчитывающиеся структуры Россельхозакадемии составляли сводные отчеты, в соответствии с вышеуказанными «Методическими положениями», для включения их в сборник основных итогов работы Российской академии сельскохозяйственных наук за прошедший год.

Подводя итог выполненному анализу методических подходов и принципов планирования НИР, принятых в академической сфере, необходимо отметить, что как в РАН, так и в Россельхозакадемии значительное внимание уделялось экспертизе намечаемых работ. Этот момент является исключительно важным, если учесть, что экспертиза должна предшествовать выполнению работ, вследствие чего возможно исключение затрат бюджетных средств на НИР, по мнению экспертов не обеспечивающих получение значимых результатов. Такой подход прямо противоположен тому, который принят в настоящее время в соответствии с разработанной ФАНО России «Методикой оценки результативности деятельности научных организаций» и ориентирован на проведение экспертной оценки уже выполненных работ, т. е., когда затраты уже произведены.

Другим весьма важным моментом в принятом в академической сфере подходе является предупреждение о недопущении дублирования работ. Нужно сказать, что данное предупреждение носило скорее формальный, нежели практический характер. Обусловлено это тем, что при дублировании «чужих» работ в условиях имеющего место достаточно большого числа предлагаемых к выполнению тем НИР выявить, без применения специальных методов семантического компьютерного анализа, близкие по содержанию темы весьма трудоемко и сложно. Подобная же проблема возникает и в том случае, если предпринимается попытка дублирования под видоизмененным названием ранее выполненной «своей» работы.

Положительным моментом является наличие в методическом руководстве Россельхозакадемии раздела «Методические положения к составлению годовых отчетов научно-исследовательских учреждений», причем примечательно, что в рамках этого раздела предпринята попытка затребовать от научных организаций часть отчетности в формализованном виде.

Вместе с тем в предлагаемых формах не предусмотрено отражение части сведений, необходимых для объективной оценки результативности научных организаций.

В частности, предлагается отражать только сведения об охраноспособных результатах, на которые выдаются патенты, и не выделяются охраноспособные результаты, на которые выдаются свидетельства Минсельхоза России. Кроме того, вообще не говорится о неохраноспособных результатах. Хотя в соответствии с информацией, накопленной в Базе данных Россельхозакадемии «Результаты интеллектуальной деятельности» за период с 2006 по 2013 год таких результатов оказалось более 70 %.

В методическом пособии отсутствуют также рекомендации по описанию количественных и качественных характеристик получаемых результатов.

Не сказано в требованиях к отчетности и о необходимости представления сведений о результатах выполнения инициативных работ, в том числе о проведении научных мероприятий (конференций, симпозиумов, «круглых столов», выставок и т. д.), о публикациях научных трудов (монографий, книг, учебников, брошюр, научных статей и т. д.), о присвоении в отчетном периоде ученых званий (профессора, доцента, старшего научного сотрудника) и академических званий (академика, член-корреспондента).

Кроме того, с точки зрения требований сегодняшнего дня, характеризующихся необходимостью и целесообразностью формализованной оценки результативности деятельности научных организаций, заметным пробелом является отсутствие в методическом пособии требований по представлению отчетности в электронном виде в строго определенном формате.

Литература:

  1. Методические рекомендации по формализованной оценке результативности деятельности сельскохозяйственных научных организаций. / Авторский коллектив: Бондаренко Т. Г., Капицын В. М. и др. / М.: ФГБНУ ВНИИЭСХ, 2015. — 41 стр.
  2. Бондаренко Т. Г., Капицын В. М. Создание и особенности организации государственной системы учета РНТД и оценки результативности деятельности научных организаций / Статьи и доклады участников международной научно-практической конференции, г. Калуга, 1–2 октября 2015 г. — М.: Издательство «Научный консультант», 2015. — 548 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, координация НИР, методическое пособие, Российская Федерация, сводное планирование, работа, региональное отделение, научная организация, научно-производственная деятельность, практическая значимость.

Похожие статьи

Актуальность проблемы организации...

Актуальность проблемы организации научно-исследовательской работы студентов в учреждениях СПО технического профиля.

Если обратиться к положениям «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», то в части...

Научно-исследовательская работа студентов...

Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС)

Анализ работ перечисленных авторов показывает, что ведущими принципами организации НИР как системы является обеспечение...

Анализ методических подходов и принципов планирования...

...научно-исследовательской работы научной организации», речь в нем должна прежде всего идти об основных принципах планирования НИР, фактически он определяет методические подходы...

Организация научно-исследовательской деятельности...

Организация научно-исследовательской деятельности в рамках школьного научного общества учащихся.

Кушко А. В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся»...

Финансовая политика организаций, осуществляющих...

Рассмотрены основные источники финансирования научно-исследовательских и инновационных работ организаций.

В России осуществляют научно-исследовательскую и проектную деятельность следующие организации: государственные и муниципальные...

Важная роль мониторинга в научно-исследовательских работах...

Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор... Исследовательская работа студента во всех вузах России является

Актуальность проблемы организации научно-исследовательской работы студентов в учреждениях СПО технического профиля.

Концепция совершенствования НИР и НИРС для развития...

Научно-исследовательские работы выполняют в случае, когда разработку продукции невозможно или нецелесообразно осуществлять без проведения соответствующих

Новым условием организации НИР в инновационной деятельности является изменение приоритетов.

К вопросу об организации научно-исследовательской работы...

Организацию научно-исследовательской работы в учебном заведении можно рассматривать как проектирование совместной

Научно-исследовательская деятельность студентов как... Исследовательская работа студента во всех вузах России является обязательной.

Похожие статьи

Актуальность проблемы организации...

Актуальность проблемы организации научно-исследовательской работы студентов в учреждениях СПО технического профиля.

Если обратиться к положениям «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», то в части...

Научно-исследовательская работа студентов...

Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС)

Анализ работ перечисленных авторов показывает, что ведущими принципами организации НИР как системы является обеспечение...

Анализ методических подходов и принципов планирования...

...научно-исследовательской работы научной организации», речь в нем должна прежде всего идти об основных принципах планирования НИР, фактически он определяет методические подходы...

Организация научно-исследовательской деятельности...

Организация научно-исследовательской деятельности в рамках школьного научного общества учащихся.

Кушко А. В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся»...

Финансовая политика организаций, осуществляющих...

Рассмотрены основные источники финансирования научно-исследовательских и инновационных работ организаций.

В России осуществляют научно-исследовательскую и проектную деятельность следующие организации: государственные и муниципальные...

Важная роль мониторинга в научно-исследовательских работах...

Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор... Исследовательская работа студента во всех вузах России является

Актуальность проблемы организации научно-исследовательской работы студентов в учреждениях СПО технического профиля.

Концепция совершенствования НИР и НИРС для развития...

Научно-исследовательские работы выполняют в случае, когда разработку продукции невозможно или нецелесообразно осуществлять без проведения соответствующих

Новым условием организации НИР в инновационной деятельности является изменение приоритетов.

К вопросу об организации научно-исследовательской работы...

Организацию научно-исследовательской работы в учебном заведении можно рассматривать как проектирование совместной

Научно-исследовательская деятельность студентов как... Исследовательская работа студента во всех вузах России является обязательной.

Задать вопрос