Автор: Пузакова Анна Алексеевна

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №5 (7) ноябрь 2016 г.

Библиографическое описание:

Пузакова А. А. Расчет рисков при планировании создания нового предприятия в сфере производства кондитерских изделий // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5. — С. 168-173.



Огромное внимание при планировании основных мероприятий по созданию производства в сфере кондитерских изделий, необходимо уделять анализу рисков, с его помощью следует выявлять слабые и сильные стороны,прогнозировать причины возникновения рисков на предприятия, его подразделениях, деятельности персонала.

Для определения степени влияния рисков необходимо рассчитывать величину вероятности возникновения и потерь в процентах от плановой величины прибыли (таб. 1,2).

Таблица 1

Классификация рисков по величине потерь

Виды рисков

Iq баллы

I (в% от плановой прибыли по товару)

Максимальные

5

90 < I ≤ 100 %

Высокие

4

60 < I ≤ 90 %

Средние

3

40 < I ≤ 60 %

Низкие

2

10 < I ≤ 40 %

Минимальные

1

0 < I ≤ 10 %

Таблица 2

Классификация рисков по вероятности возникновения

Виды рисков

Pq

баллы

P

% от плановой прибыли по товару)

Почти вероятные

5

90 < P < 100 %

Весьма вероятные

4

60 < P ≤ 90 %

Вероятные

3

40 < P ≤ 60 %

Маловероятные

2

10 < P ≤ 40 %

Слабовероятные

1

0 < P ≤ 10 %

Умножая значения величин вероятности возникновения и потерь, получаем индекс риска — показатель величины вероятных потерь в баллах, который даёт возможность судить о степени воздействия и уровне риска [1].

Проанализируем по данным классификациям всевозможные риски и рассчитаем индекс риска для планируемого создаваемого производства в сфере кондитерских изделий.

Таблица 3

Оценка рисков влияния факторов создаваемого производства всфере кондитерских изделий на примере студии авторских тортов

Риск

P—вероятность

I— величина потерь

R— индекс риска

1

Ухудшение экономического состояния региона

2

3

6

2

Несвоевременный заказ сырья

2

4

8

3

Высокая себестоимость сырья

2

4

8

4

Увеличение ассортимента аналогичными, ненужными моделями

3

3

9

5

Не востребованность товара среди покупателей

2

5

10

6

Заказ большего/меньшего количества, чем необходимо

3

4

12

7

Срыв сроков поставки заказа

3

4

12

8

Агрессивная политика конкурентов

4

3

12

9

Заказ некачественного сырья

3

5

15

10

Неосведомлённые поставщиков о приходе сырья

3

5

15

11

Отсутствие денег для большого разового заказа

3

3

9

12

Отсутствие сырья у поставщика

3

5

15

Произведем оценку идентифицированных рисков, применив к ним выбранные критерии, получаем перечень рисков, сгруппированных по степени значимости. В нем, риски различаются на категориикритических (недопустимых), оправданных и приемлемых (рис. 1).

P -вероятность

5

Приемлемые

4

8

Оправданные

3

4,12

6, 7

9,10,11

Недопустимые

2

1

2, 3

5

1

1

2

3

4

5

I— величина потерь

Рис. 1. Ранжирование рисков

В результате ранжирования планируемого создаваемого производства в сфере кондитерских изделий на примере студии авторских тортов, видны риски, которые требуют особого внимания и те, обработку которых можно производить в зависимости от наличия возможностей и ресурсов.

К решению примем оправданные и недопустимые риски (таб. 4,5).

Таблица 4

Недопустимые риски для планируемого создаваемого производства всфере кондитерских изделий на примере студии авторских тортов

Риск

P

I

R

6

Заказ большего/меньшего количества чем необходимо

3

4

12

7

Срыв сроков поставки заказа

3

4

12

8

Агрессивная политика конкурентов

4

3

12

9

Заказ некачественного сырья

3

5

15

10

Неосведомление поставщиков о приходе сырья

3

5

15

11

Отсутствие денег для большого разового заказа

3

3

9

12

Отсутствие товара у поставщика

3

5

15

Таблица 5

Оправданные риски для планируемого создаваемого производства всфере кондитерских изделий на примере студии авторских тортов

Риск

P

I

R

1

Ухудшение экономического состояния региона

2

3

6

2

Несвоевременный заказ сырья

2

4

8

3

Высокая себестоимость сырья

2

4

8

4

Увеличение ассортимента аналогичными, ненужными моделями

3

3

9

5

Невостребованность товара среди покупателей

2

5

10

Поддержание актуального ассортимента товара в студии авторских тортов имеет большое значение, поскольку позволяет оценить спрос на заказы клиентов, выкладку товара на витрины, обратную связь с покупателями, все эти параметры позволяют определить причины не востребованности товара среди покупателей, появления неликвидного товара. Построим диаграмму Ишикавы (рис.2) для планируемого создаваемого производства в сфере кондитерских изделий. К рассмотрению примем проблемы, по приоритетности, главная из которых является падение спроса на товар и его не ликвидность. Эти несоответствия могут привезти к снижению удовлетворенности клиентов и снижению прибыли.


Business Studio 4.0 - Демонстрационная база

Рис. 2. Диаграмма Ишикавы


Установим причины возникновения рисков и запланируем процедуры для возможного их снижения (таб. 6).

Таблица 6

Процедуры для возможного снижения рисковдля создаваемого производства всфере кондитерских изделий на примере студии авторских тортов

Наименование риска

Решение

1

Срыв сроков поставки сырья

Поиск альтернативных вариантов

2

Высокая цена на сырье

3

Отсутствие товара у поставщика

4

Отсутствие доставки сырья

Концепция решения проблемы:

  • Иметь 2–3х поставщиков одного и того же сырья — и аналога.
  • Перед созданием заявки на закуп сырья, провести анализ цен и объемов в предыдущем сезоне, сравнение цен максимального количества аналога товара, оценить все возможности закупки.
  • Прорабатывать разные возможности поставки товара — частичное выполнение заявки, заявка за один раз, заявка по необходимости.

5

Плохая выкладка товара

Мерчандайзинг

6

Отсутствие товара на витрине

7

Отсутствие места для выкладки

Концепция решения проблемы:

  • Требование от продавцов поддержания выкладки товара.
  • Периодические ревизии витрин по группам товаров — проверка наличия
  • Разработать и внедрить систему поощрений и наказаний за содержание торгового зала.
  • Привлечение квалифицированного мерчендайзера для оптимальной выкладки товара

8

Большие очереди покупателей

Обучение персонала

9

Отсутствие у продавцов информации о товаре

10

Неумение продавать нужные вещи

11

Грубое обращение с клиентами

Концепция решения проблемы:

  • Ввести в практику студии тренинги для продавцов по методам ведения продаж

12

Неосведомление старших магазина о приходе товара

Повышение уровня организационной оставляющей работы фирмы

13

Отсутствие заказов необходимого товара со склада

14

Отсутствие актуальной информации о состоянии склада

Концепция решения проблемы:

  • Организовать прозрачную структуру компании. Схемы быстрого обмена актуальной информацией между продавцами и менеджерами. Еженедельные планерки и совещания. Создание внутренней ТМ культуры организации.

15

Заказ большего/меньшего количества чем необходимо

Планирование

16

Заказ некачественного товара

17

Отсутствие денег для большого разового заказа

18

Несвоевременный заказ сырья

19

Увеличение ассортимента аналогичными, ненужными моделями

Концепция решения проблемы:

  • Разработка формы плана обеспечивающей основательного, внимательного и разностороннего подхода к этапу планирования и включающей:
  • Анализ продаж прошлого года
  • Ожидаемые продажи будущего периода
  • Анализ всех аналогов
  • Анализ конкурентов
  • Анализ потребительской категории и ее потребностей
  • Выделение основных позиций и позиций для ассортимента
  • Строгое качественное определение номенклатуры магазина
  • Согласование ориентировочного плана поставок на весь период сезона с поставщиками.
  • Все дополнительные расходы, связанные с поставкой товара
  • Выбивание лучших условий поставки — отсрочка, дополнительные скидки, оплата транспортной поставщиком.

20

Агрессивная политика конкурентов

Реклама

21

Ухудшение экономического состояния региона

22

Невостребованность товара среди покупателей

23

Лучшее предложение у конкурентов

24

Отсутствие спроса на товар

25

Отсутствие скидок и распродаж в конце сезона

26

Отсутствие рекламы магазина

Концепция решения проблемы:

  • Ввести в порядок компании систематическое проведение распродажи товара, остающегося в избытке на конец сезона
  • Информирование продавцов о необходимости продавать конкретный товар.
  • Раскрутка магазина через радио, телевидение, интернет.
  • Поиск новых клиентов — розничных, корпоративных, оптовых.
  • Анализ конкурентов и ответные реакции с выделением сильных сторон фирмы.
  • Использование неликвидного товара в акциях магазина в качестве приза.
  • Использование массовой рекламной продукции и подъем шумихи вокруг позиций, на которые студия делает упор.

Проанализируем возможные риски, связанные с персоналом и опишем пути их решения. (таб. 7)

Таблица 7

Оценка рисков, связанных сперсоналом

Риск

P

I

R

Решение

1

Потеря конфиденциальной информации, разглашение сотрудниками коммерческой тайны

2

3

6

Заключение договоров о неразглашении коммерческой тайны

2

Сопротивление сотрудников изменениям

4

5

20

Проведение общих собраний на тему пути развития фирмы и нововведений. Акцент на разрешение их неудобств.

3

Сопротивление сотрудников обучению

3

4

12

Стимулирование сотрудников, руководствуясь их саморазвитием и получением нового опыта, финансовое стимулирование за инициативу и развитие.

5

Неприменение изученного на практике

4

4

16

Применение санкций с сотруднику.

6

Уход продавца, в которого вкладывается компания

1

5

5

Разработать систему карьерного роста и повышения сотрудника. Общение с продавцом о намерениях и недовольствах.

7

Некомпетентность мерчендайзера

2

4

8

Четко поставить цели пред мерчандайзером, прописать все в договоре.

В условиях рыночных отношений, при наличии конкуренции и возникновении порой непредсказуемых ситуаций, хозяйственная, производственная или коммерческая деятельность невозможна без рисков. Существование рисков и неизбежные в ходе развития изменения его степени выступают постоянным и сильнодействующим фактором движения предпринимательской сферы экономики. При принятии инвестиционного решения, процесс управления и оценки рисков имеет большое значение, поскольку позволяет оценить возможные потери, запланировать процедуры для возможного их снижения, а также определить экономический эффект от управления рисками.

Литература:

  1. Управление финансами — [Электронный ресурс] — [http://www.content-watch.ru/text/] (дата обращения 25.07.2016).
  2. Айказян А., Нисевич Е. В поисках совершенства управления //Вопросы экономики. — 2013. — № 2. — С.150–156.
  3. Кулинина Г. В., Ковригин В. В. Анализ финансового состояния предприятия.//Консультант. — 2011. — № 3. — С. 177–206.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов