Автор: Пузакова Анна Алексеевна

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №5 (7) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 20.08.2016

Библиографическое описание:

Пузакова А. А. Расчет рисков при планировании создания нового предприятия в сфере производства кондитерских изделий // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5. — С. 168-173.



Огромное внимание при планировании основных мероприятий по созданию производства в сфере кондитерских изделий, необходимо уделять анализу рисков, с его помощью следует выявлять слабые и сильные стороны,прогнозировать причины возникновения рисков на предприятия, его подразделениях, деятельности персонала.

Для определения степени влияния рисков необходимо рассчитывать величину вероятности возникновения и потерь в процентах от плановой величины прибыли (таб. 1,2).

Таблица 1

Классификация рисков по величине потерь

Виды рисков

Iq баллы

I (в% от плановой прибыли по товару)

Максимальные

5

90 < I ≤ 100 %

Высокие

4

60 < I ≤ 90 %

Средние

3

40 < I ≤ 60 %

Низкие

2

10 < I ≤ 40 %

Минимальные

1

0 < I ≤ 10 %

Таблица 2

Классификация рисков по вероятности возникновения

Виды рисков

Pq

баллы

P

% от плановой прибыли по товару)

Почти вероятные

5

90 < P < 100 %

Весьма вероятные

4

60 < P ≤ 90 %

Вероятные

3

40 < P ≤ 60 %

Маловероятные

2

10 < P ≤ 40 %

Слабовероятные

1

0 < P ≤ 10 %

Умножая значения величин вероятности возникновения и потерь, получаем индекс риска — показатель величины вероятных потерь в баллах, который даёт возможность судить о степени воздействия и уровне риска [1].

Проанализируем по данным классификациям всевозможные риски и рассчитаем индекс риска для планируемого создаваемого производства в сфере кондитерских изделий.

Таблица 3

Оценка рисков влияния факторов создаваемого производства всфере кондитерских изделий на примере студии авторских тортов

Риск

P—вероятность

I— величина потерь

R— индекс риска

1

Ухудшение экономического состояния региона

2

3

6

2

Несвоевременный заказ сырья

2

4

8

3

Высокая себестоимость сырья

2

4

8

4

Увеличение ассортимента аналогичными, ненужными моделями

3

3

9

5

Не востребованность товара среди покупателей

2

5

10

6

Заказ большего/меньшего количества, чем необходимо

3

4

12

7

Срыв сроков поставки заказа

3

4

12

8

Агрессивная политика конкурентов

4

3

12

9

Заказ некачественного сырья

3

5

15

10

Неосведомлённые поставщиков о приходе сырья

3

5

15

11

Отсутствие денег для большого разового заказа

3

3

9

12

Отсутствие сырья у поставщика

3

5

15

Произведем оценку идентифицированных рисков, применив к ним выбранные критерии, получаем перечень рисков, сгруппированных по степени значимости. В нем, риски различаются на категориикритических (недопустимых), оправданных и приемлемых (рис. 1).

P -вероятность

5

Приемлемые

4

8

Оправданные

3

4,12

6, 7

9,10,11

Недопустимые

2

1

2, 3

5

1

1

2

3

4

5

I— величина потерь

Рис. 1. Ранжирование рисков

В результате ранжирования планируемого создаваемого производства в сфере кондитерских изделий на примере студии авторских тортов, видны риски, которые требуют особого внимания и те, обработку которых можно производить в зависимости от наличия возможностей и ресурсов.

К решению примем оправданные и недопустимые риски (таб. 4,5).

Таблица 4

Недопустимые риски для планируемого создаваемого производства всфере кондитерских изделий на примере студии авторских тортов

Риск

P

I

R

6

Заказ большего/меньшего количества чем необходимо

3

4

12

7

Срыв сроков поставки заказа

3

4

12

8

Агрессивная политика конкурентов

4

3

12

9

Заказ некачественного сырья

3

5

15

10

Неосведомление поставщиков о приходе сырья

3

5

15

11

Отсутствие денег для большого разового заказа

3

3

9

12

Отсутствие товара у поставщика

3

5

15

Таблица 5

Оправданные риски для планируемого создаваемого производства всфере кондитерских изделий на примере студии авторских тортов

Риск

P

I

R

1

Ухудшение экономического состояния региона

2

3

6

2

Несвоевременный заказ сырья

2

4

8

3

Высокая себестоимость сырья

2

4

8

4

Увеличение ассортимента аналогичными, ненужными моделями

3

3

9

5

Невостребованность товара среди покупателей

2

5

10

Поддержание актуального ассортимента товара в студии авторских тортов имеет большое значение, поскольку позволяет оценить спрос на заказы клиентов, выкладку товара на витрины, обратную связь с покупателями, все эти параметры позволяют определить причины не востребованности товара среди покупателей, появления неликвидного товара. Построим диаграмму Ишикавы (рис.2) для планируемого создаваемого производства в сфере кондитерских изделий. К рассмотрению примем проблемы, по приоритетности, главная из которых является падение спроса на товар и его не ликвидность. Эти несоответствия могут привезти к снижению удовлетворенности клиентов и снижению прибыли.


Business Studio 4.0 - Демонстрационная база

Рис. 2. Диаграмма Ишикавы


Установим причины возникновения рисков и запланируем процедуры для возможного их снижения (таб. 6).

Таблица 6

Процедуры для возможного снижения рисковдля создаваемого производства всфере кондитерских изделий на примере студии авторских тортов

Наименование риска

Решение

1

Срыв сроков поставки сырья

Поиск альтернативных вариантов

2

Высокая цена на сырье

3

Отсутствие товара у поставщика

4

Отсутствие доставки сырья

Концепция решения проблемы:

  • Иметь 2–3х поставщиков одного и того же сырья — и аналога.
  • Перед созданием заявки на закуп сырья, провести анализ цен и объемов в предыдущем сезоне, сравнение цен максимального количества аналога товара, оценить все возможности закупки.
  • Прорабатывать разные возможности поставки товара — частичное выполнение заявки, заявка за один раз, заявка по необходимости.

5

Плохая выкладка товара

Мерчандайзинг

6

Отсутствие товара на витрине

7

Отсутствие места для выкладки

Концепция решения проблемы:

  • Требование от продавцов поддержания выкладки товара.
  • Периодические ревизии витрин по группам товаров — проверка наличия
  • Разработать и внедрить систему поощрений и наказаний за содержание торгового зала.
  • Привлечение квалифицированного мерчендайзера для оптимальной выкладки товара

8

Большие очереди покупателей

Обучение персонала

9

Отсутствие у продавцов информации о товаре

10

Неумение продавать нужные вещи

11

Грубое обращение с клиентами

Концепция решения проблемы:

  • Ввести в практику студии тренинги для продавцов по методам ведения продаж

12

Неосведомление старших магазина о приходе товара

Повышение уровня организационной оставляющей работы фирмы

13

Отсутствие заказов необходимого товара со склада

14

Отсутствие актуальной информации о состоянии склада

Концепция решения проблемы:

  • Организовать прозрачную структуру компании. Схемы быстрого обмена актуальной информацией между продавцами и менеджерами. Еженедельные планерки и совещания. Создание внутренней ТМ культуры организации.

15

Заказ большего/меньшего количества чем необходимо

Планирование

16

Заказ некачественного товара

17

Отсутствие денег для большого разового заказа

18

Несвоевременный заказ сырья

19

Увеличение ассортимента аналогичными, ненужными моделями

Концепция решения проблемы:

  • Разработка формы плана обеспечивающей основательного, внимательного и разностороннего подхода к этапу планирования и включающей:
  • Анализ продаж прошлого года
  • Ожидаемые продажи будущего периода
  • Анализ всех аналогов
  • Анализ конкурентов
  • Анализ потребительской категории и ее потребностей
  • Выделение основных позиций и позиций для ассортимента
  • Строгое качественное определение номенклатуры магазина
  • Согласование ориентировочного плана поставок на весь период сезона с поставщиками.
  • Все дополнительные расходы, связанные с поставкой товара
  • Выбивание лучших условий поставки — отсрочка, дополнительные скидки, оплата транспортной поставщиком.

20

Агрессивная политика конкурентов

Реклама

21

Ухудшение экономического состояния региона

22

Невостребованность товара среди покупателей

23

Лучшее предложение у конкурентов

24

Отсутствие спроса на товар

25

Отсутствие скидок и распродаж в конце сезона

26

Отсутствие рекламы магазина

Концепция решения проблемы:

  • Ввести в порядок компании систематическое проведение распродажи товара, остающегося в избытке на конец сезона
  • Информирование продавцов о необходимости продавать конкретный товар.
  • Раскрутка магазина через радио, телевидение, интернет.
  • Поиск новых клиентов — розничных, корпоративных, оптовых.
  • Анализ конкурентов и ответные реакции с выделением сильных сторон фирмы.
  • Использование неликвидного товара в акциях магазина в качестве приза.
  • Использование массовой рекламной продукции и подъем шумихи вокруг позиций, на которые студия делает упор.

Проанализируем возможные риски, связанные с персоналом и опишем пути их решения. (таб. 7)

Таблица 7

Оценка рисков, связанных сперсоналом

Риск

P

I

R

Решение

1

Потеря конфиденциальной информации, разглашение сотрудниками коммерческой тайны

2

3

6

Заключение договоров о неразглашении коммерческой тайны

2

Сопротивление сотрудников изменениям

4

5

20

Проведение общих собраний на тему пути развития фирмы и нововведений. Акцент на разрешение их неудобств.

3

Сопротивление сотрудников обучению

3

4

12

Стимулирование сотрудников, руководствуясь их саморазвитием и получением нового опыта, финансовое стимулирование за инициативу и развитие.

5

Неприменение изученного на практике

4

4

16

Применение санкций с сотруднику.

6

Уход продавца, в которого вкладывается компания

1

5

5

Разработать систему карьерного роста и повышения сотрудника. Общение с продавцом о намерениях и недовольствах.

7

Некомпетентность мерчендайзера

2

4

8

Четко поставить цели пред мерчандайзером, прописать все в договоре.

В условиях рыночных отношений, при наличии конкуренции и возникновении порой непредсказуемых ситуаций, хозяйственная, производственная или коммерческая деятельность невозможна без рисков. Существование рисков и неизбежные в ходе развития изменения его степени выступают постоянным и сильнодействующим фактором движения предпринимательской сферы экономики. При принятии инвестиционного решения, процесс управления и оценки рисков имеет большое значение, поскольку позволяет оценить возможные потери, запланировать процедуры для возможного их снижения, а также определить экономический эффект от управления рисками.

Литература:

  1. Управление финансами — [Электронный ресурс] — [http://www.content-watch.ru/text/] (дата обращения 25.07.2016).
  2. Айказян А., Нисевич Е. В поисках совершенства управления //Вопросы экономики. — 2013. — № 2. — С.150–156.
  3. Кулинина Г. В., Ковригин В. В. Анализ финансового состояния предприятия.//Консультант. — 2011. — № 3. — С. 177–206.
Основные термины (генерируются автоматически): кондитерских изделий, сфере кондитерских изделий, причины возникновения рисков, студии авторских тортов, степени влияния рисков, производства кондитерских изделий, оценку идентифицированных рисков, Расчет рисков, вероятности возникновения, анализу рисков, Классификация рисков, перечень рисков, Существование рисков, оценки рисков, индекс риска, всфере кондитерских изделий, величины вероятных потерь, величину вероятности возникновения, величин вероятности возникновения, большое значение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов