Формирование рынка биологически активных добавок в рамках стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Отраслевая экономика

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №4 (6) июль 2016 г.

Дата публикации: 18.05.2016

Статья просмотрена: 887 раз

Библиографическое описание:

Сенина, М. В. Формирование рынка биологически активных добавок в рамках стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации / М. В. Сенина. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 4 (6). — С. 28-33. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/38/909/ (дата обращения: 29.03.2024).



Рынок биологически активных добавок является одним из сегментов фармацевтического рынка. Анализ формирования рынка биологически активных добавок актуален именно потому, что темпы развития рынка показывают стремительную динамику. В данной статье рассмотрено формирование рынка биологически активных добавок в рамках стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации.

Ключевые слова:фармацевтический рынок, биологически активные добавки, витамины, инновации, здоровье.

Актуальность изучения рынка биологически активных добавок связана с тем, что он является составной частью фармацевтического рынка, который является социально значимым рынком [10], [16]. В настоящее время аббревиатура «БАД» обнаруживается в числе распространенных и общеупотребительных, однако, в общественном сознании биологически активные добавки обнаруживают инвариантную трактовку самого широкого смыслового контекста. Имеют полярные точки зрения, когда БАДы понимаются как исключительно эффективные средства, регулярный прием которых является объективно необходимым. В то же время объективным представляется существование точки зрения, согласно которой БАД является формой мошенничества, которая не имеет под собой клинически доказанной эффективности.

Сформулируем в качестве базисного понятия категориально-понятийного аппарата следующее: биологически активные добавки (БАД) — это инвариантного состава комплекс биологически активных веществ, которые могут приниматься вместе с пищей (то есть, дифференцировано), так и быть введены в состав пищевых продуктов [6]. Необходимо отметить, что использование БАДов, равно как и применением специализированных продуктов питания, является эффективным способом нивелирования имеющего место дефицита витаминов [27]. Однако имеет место значимая оговорка: содержание биологически активных веществ в БАДах должно отвечать физиологическим потребностям человеческого организма.

По общему правилу БАДы относят к категории естественных компонентов пищи. Целесообразным представляется нивелировать имеющий место стереотип о малой эффективности использования БАДов. Данная практика является обоснованной при наличии у человека системного дефицита витаминов, и является необходимым потому, что добавки объективно обладают фармакологическим и физиологическим воздействием на метаболические и регуляторные процессы, протекающие в организме человека.

Практика применения БАДов в Российской Федерации была одобрена, и в известной степени, санкционирована, соответствующими государственными органами еще в конце 1990-х годов [29]. В данном ключе целесообразно назвать принятую еще в 1998 году Концепцию государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации. В данном рамочном документе в числе мероприятий по улучшению структуры питания была, кроме прочего (увеличение на 30–40 % объема потребляемых населением овощей и фруктов, расширение на 20–30 % использования в пищу обогащенных витаминами и минералами продуктов) определена необходимость расширения практики использования населением БАДов. В настоящее время принята и реализуется Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации до 2020 года (далее — Стратегия). Характеризуя данную Стратегию в контексте очерченного исследовательского поля, необходимо отметить наиболее важные аспекты.

Необходимо отметить, что здесь имеет место негативная статистика: не более 20 % рынка (в стоимостном выражении) лекарственных препаратов занято в настоящее время продукцией отечественного производителя [12], [15]. В натуральном выражении данный показатель характеризуется уровнем в 65 % [8], [13]. Данная ситуация, не может быть названа приемлемой ни с позиций обеспечения национальной безопасности, ни с позиций экономической целесообразности, особенно в условиях расширяющейся во всех сферах практики импортозамещения [9], [11]. Необходимо отметить, что фармацевтический рынок (в состав которого входит рынок БАДов) характеризуется как динамично развивающийся [14], так как, по прогнозам до 2020 года его объем возрастет в три раза, а в стоимостном выражении достигнет уровня 1,5 триллиона рублей ежегодно [28].

Целевые установки, которые определены в Стратегии, могут быть очерчены следующим образом. Во-первых, осуществление последовательного технического и технологического перевооружения предприятий фармацевтической и медицинской промышленности. Необходимо достичь экспорто — и конкурентоспособного уровня выпускаемой отечественной продукции, в том числе и БАДов. Во-вторых, осуществление отечественными предприятиями выпуска инновационных продуктов, в том числе и БАДов, которые имеют востребованный спрос со стороны населения. В-третьих, задана индикативная цифра — планируется к 2020 году достичь такого экспортного потенциала российской фармацевтической продукции (в том числе и БАДов), который в восемь раз будет превышать показатель 2010 года. Достижение данных целевых установок, как отмечено в Стратегии, детерминировано комплексной последовательно осуществляемой деятельностью, мероприятия которой дифференцированы несколькими группами.

Говоря о производстве и реализации биологически активных добавок (БАДов) в рамках Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации, необходимо отметить, что данная практика определена положениями, сформулированными во Второй группе мероприятий, которая носит называние «Развитие инновационного потенциала фармацевтической промышленности». В общем виде целевые установки данной группы определены и структурированы следующим образом.

Во-первых, определена необходимость формирования научно–технического потенциала, который будет способен осуществлять разработку инновационных лекарственных препаратов, а также биологически активных веществ, составляющих содержание БАДов. Во-вторых, формирование комплексного механизма, детерминирующего процессы финансирования процессов разработки и внедрения в массовое производство инновационных препаратов — лекарственных средств, БАДов. В-третьих, создание условий для развития малых и средних инновационных субъектов, занятых в процессах производства названной выше продукции.

В группу 2 входит мероприятие «Доклинические исследования инновационных лекарственных средств» позволит провести доклинические исследования тех биологически активных веществ, которые имеют подтвержденные научные данные об их биологической активности и подтвержденную биомишень. Предельная стоимость каждого проекта составляет 44 млн. рублей, из них 75 % — бюджетные средства и 25 % — внебюджетные, срок реализации каждого проекта — 3 года. Предполагается реализовать не менее 950 проектов. На реализацию всех проектов указанного мероприятия за счет средств федерального бюджета выделяется не более 31 350 млн. рублей.

Мероприятие «Организация и проведение клинических исследований инновационных лекарственных препаратов» позволит провести клинические исследования с целью подтверждения безопасности и эффективности отечественных инновационных лекарственных препаратов медицинского применения. Проекты данного мероприятия будут основываться на результатах доклинических исследований, полученных в ходе выполнения предыдущего мероприятия, других федеральных и ведомственных целевых программ, а также на результатах доклинических исследований, полученных организациями всех форм собственности вне рамок таких программ» [2].

Основываясь на сказанном выше, необходимо отметить, что производство и реализация биологически активных добавок (БАДов) в рамках Стратегии должно осуществляться, посредством диетических добавок и витаминных комплексов. В данном контексте, БАДы должны выпускаться в некоторой лекарственной форме (главным образом, пилюля, таблетка, раствор и пр.), позволяющей достичь оптимального уровня метаболитов, минералов, витаминов, аминокислот и пр. Важным и исключительно необходимым представляется достижение и поддержание высокого качественного уровня выпускаемых отечественными производителями добавок. С точки зрения автора статьи, достижение данной целевой установки возможно посредством повсеместного внедрения GMP — системы управления безопасностью фармацевтического производства.

Следовательно, осуществлять производство и реализацию биологически активных добавок следует в отношении только исключительно в отношении средств (БАДов), отвечающих следующим требованиям. Во-первых, они должны способствовать оптимизации процессов обмена (углеводного, белкового, минерального и пр.), а также последовательной регуляции уровня активности ферментных систем. Во-вторых, использование БАДов должно максимизировать уровень антиоксидантной защиты, стимулировать процессы биотрансформации ксенобиотиков, а также процессы детоксикации. В-третьих, БАДы — при регулярном их применении — детерминируют достижение и поддержание оптимального уровня электролитного баланса, кислотно–щелочного равновесия. В-четвертых, БАД — если он правильно подобран и применяется с заданной оптимально установленной периодичностью и в заданных оптимальных дозировках — оказывает регулятивной воздействие на иммунную систему, на процессы кроветворения. БАД при соблюдении выше названных условий оптимизирует процессы возбудимости миокарда, а также баланса сосудистого тонуса.

При оптимизации процессов производство и реализация биологически активных добавок для достижения, кроме прочего, целей Стратегии, следует максимальным образом активизировать деятельность в области контроля качественного уровня БАДов. Также необходимо на законодательном уровне усилить меры по противодействию оборота (производства и реализации) на территории Российской Федерации БАДов, которые не прошли соответствующих процедур подтверждения качественного уровня.

В настоящее время в Российской Федерации имеет место комплексный механизм: система обязательного декларирования соответствия, которая подразумевает подтверждение качественного уровня БАДа собственно его произведшим его предприятием. Не редкой в настоящее время является практика, когда недобросовестные производители БАДов нарушают технологию их рецептуру и технологию изготовления.

В Российской Федерации функционирует Центр гигиенической сертификации пищевой продукции (он действует при Департаменте санэпидназора на базе Института питания РАМН). Данный орган осуществляет комплексный функционал экспертиза документации, необходимая комплексная (медико-биологического характера) оценка, микробиологические и санитарно-химические исследования. Вместе с тем, в настоящее время, законодательно не определена обязательность характера клинических исследований: этот аспект, с нашей точки зрения, является деструктивным, поскольку инспирирует потенциальную возможность обманных и не отвечающих требованиям действующего законодательства действий при производстве БАДов и последующей их реализации, что, в свою очередь, становится фактором роста в обществе отрицательных настроений и уровня недоверия в отношении добавок как таковых.

В целом, практика производства и реализации биологически активных добавок в рамках Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации должно иметь рамки. Во-первых, недопустимым является реализация на территории Российской Федерации БАДов, которые не прошли в установленном законодательством порядке процедур государственной регистрации и не имеют необходимой декларации соответствия. Во-вторых, БАДы непременным образом должны отвечать требованиям действующих четко определенных санитарных правил и нормативов. В-третьих, необходимо ужесточить контроль над реализацией БАДов в контексте циркулирования в товаропроводящей сети продукции с истекшим сроком годности. Данная проблема должна решаться системно и комплексно посредством механизма контроля со стороны соответствующих уполномоченных органов. В-четвертых, реализуемые БАДы должны иметь согласованную при государственной регистрации этикетку, которая содержит все положения, определенных в рамках действующего законодательства. В-пятых, реализация БАДовы должна осуществляться в надлежащих условиях. Отметим, что в настоящее время законодателем полностью исключена возможность реализации БАДов дистанционным способом.

Таким образом, в результате проведенного анализа формирования рынка биологически активных добавок в рамках стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации, автором статьи было установлено, что стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации до 2020 года подразумевает, кроме прочего, активизацию инновационных разработок, которые позволят оптимизировать структуру отечественного рынка соответствующих средств. В среднесрочной перспективе представляется целесообразным стимулировать не только разработки и производство собственно лекарственных средств, но и деятельность по производству и популяризации действительно эффективных, прошедших соответствующие процедуры государственной проверки, БАДов.

Литература:

  1. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 23.10.2009 N 965 «Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года».
  2. Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. Электронный ресурс: http://fcpfarma.ru/. Режим доступа: 27.04.2106.
  3. Бельских, И. Е. Особенности регулирования цен на фармацевтическом рынке / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Международный бухгалтерский учет. — 2011. — № 14. — С. 37–45.
  4. Бельских, И. Е. Реклама лекарственных препаратов в фармацевтическом маркетинге / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Маркетинг в России и за рубежом. — 2010. — № 4. — С. 74–80.
  5. Бельских, И. Е. Особенности российского фармацевтического рынка / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2010. — Т. 10. — № 13 (73). — С. 56–66.
  6. Гичев, Ю. Ю. Руководство по микронутриентологии. Роль и значение биологически активных добавок к пище / Ю. Ю. Гичев, Ю. П. Гичев. — М.: Триада-Х, 2006. — 264 с.
  7. Гранкина, С. Ю. Использование контроллинга в системе управления организацией // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2010. — № 1 (33). — С. 192–198.
  8. Евстратов, А. В. Основные направления деятельности субъектов фармацевтического рынка Российской Федерации / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева // Экономика: теория и практика. — 2016. — № 1 (41). — С. 35–40.
  9. Евстратов, А. В. Основные направления процесса импортозамещения на фармацевтическом рынке Российской Федерации / А. В. Евстратов, Г. А. Рябова // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2016. — № 1 (135). — С. 49–54.
  10. Евстратов, А. В. Исследование процессов слияний и поглощений компаний на мировом фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2016. — № 3 (137). — С. 32–37.
  11. Евстратов, А. В. Процесс импортозамещения на фармацевтическом рынке РФ: возможности и перспектива / А. В. Евстратов, Г. А. Рябова // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2016. — № 1 (180). — С. 64–69.
  12. Евстратов, А. В. Структурные параметры развития фармацевтического рынка Российской Федерации: закономерности формирования и основные тенденции / А. В. Евстратов // Экономика: теория и практика. — 2014. — № 4 (36). — С. 39–46.
  13. Евстратов, А. В. Основные субъекты фармацевтического рынка Российской Федерации и их роль в повышении эффективности его функционирования / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2015. — № 9 (131). — С. 94–99.
  14. Евстратов, А. В. Региональная специфика формирования фармацевтических кластеров в современной России / А. В. Евстратов // Известия Волгоградского государственного технического университета. — Волгоград, 2011. Т. 11. № 4 (77). — С. 210–215.
  15. Евстратов, А. В. Структурные параметры фармацевтического рынка Российской Федерации в 2001–2014 годах: закономерности формирования и тенденции развития / А. В. Евстратов // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2015. — № 3 (158). — С. 31–43.
  16. Евстратов, А. В. Слияния и поглощения компаний на мировом фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Известия Волгоградского государственного технического университета. — Волгоград, 2010. Т. 10. № 13. — С. 135–138.
  17. Измайлов, А. М. Особенности конкуренции и проблемы отечественного фармацевтического рынка / А. М. Измайлов // Актуальные вопросы экономических наук. — 2012. — № 25–2. — С. 233–237.
  18. Измайлов, А. М. Модель управления конкурентоспособностью фармацевтического предприятия / А. М. Измайлов // Российский академический журнал. — 2014. — Т. 27. — № 1. — С. 36–39.
  19. Косякова, И. В. Интернационализация мировой экономики и реализация концепции устойчивого развития / И. В. Косякова // Проблемы экономики. — 2007. — № 1. — С. 146–152.
  20. Косякова, И. В. Исследование современных принципов и тенденций развития менеджмента / И. В. Косякова, Г. И. Яковлев // Вестник Самарского государственного университета. — 2014. — № 6 (117). — С. 48–55.
  21. Кунев, С. В. Формирование инвестиционной привлекательности фармацевтического производителя на основе инструментов маркетинга: системный подход / С. В. Кунев, Л. В. Кунева // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–1. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17205.
  22. Кунев, С. В. Продвижение фармацевтической продукции: проблемы современных моделей и инструментов / С. В. Кунев, Л. В. Кунева, Е. Н. Мальченков // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16283.
  23. Кунев, С. В. Проблемы и пути развития российской фармацевтической отрасли в условиях внешнеэкономических ограничений / С. В. Кунев, Л. В. Кунева // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15317.
  24. Матвеева, О. П. Управление ассортиментом товаров аптечных организаций: теоретический аспект / О. П. Матвеева, С. Ю. Шлячкова // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – 2007. — № 2. — С. 68–81.
  25. Матвеева, О. П. Управление ассортиментом товаров аптечной организации: маркетинговый аспект: монография / О. П. Матвеева, С. Ю. Шлячкова. — Белгород: Кооперативное образование. — 2007. — 211 с.
  26. Папанова, С.Ю. Определение ключевых аспектов эффективного менеджмента аптечной организации в условиях серьезных преобразований российского фармацевтического рынка / С. Ю. Папанова // Белгородский экономический вестник. – 2015. — № 1(77). — С. 79–86.
  27. Пилат, Т. Л. Биологические добавки к пище / Т. Л. Пилат, А. А. Иванов. — М: Аввалон, 2002. — 710 с.
  28. Пушкарев, О. Н. Оптимизация структуры аптечной сети / О. Н. Пушкарев, А. В. Евстратов // Вестник экономики, права и социологии. — 2016. — № 1. — С. 62–66.
  29. Тюренков, И. Н. Товаропроводящая система волгоградского фармацевтического рынка / И. Н. Тюренков, А. В. Евстратов // Новая аптека. — 2003. — № 5. — С. 18.
  30. Чебыкина, М. В. Конкурентная стратегия: этапы разработки, принципы формирования / М. В. Чебыкина // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: гуманитарные науки. — 2013. — № 9–10. — С. 78–79.
  31. Чебыкина, М. В. Анализ современной модели конкуренции / М. В. Чебыкина // Известия высших учебных заведений. — 2013. — № 2 (16). — С. 90–94.
  32. Шлячкова, С. Ю. Маркетинговые аспекты управления ассортиментом товаров аптечных организаций/ автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Белгородский университет потребительской кооперации. — Белгород. — 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, фармацевтическая промышленность, добавок, рамка стратегии развития, реализация, качественный уровень, производство, фармацевтический рынок, государственная регистрация, комплексный механизм.

Похожие статьи

Стратегия развития фармацевтического рынка Российской...

На основе анализа данных сделаны выводы об итогах развития фармацевтического рынка Российской Федерации с учетом реализации федеральной целевой программы развития фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации.

Развитие фармацевтического рынка: сквозь призму стратегии...

Вход / Регистрация.

В рамках стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года [16] предстоит осуществить следующие меры

Основные тенденции и перспективы развития...

Российская Федерация, фармацевтический рынок, фармацевтическая промышленность, стоимостное выражение, средство, развитие

Анализ структурных параметров развития фармацевтического... фармацевтический рынок, Российская Федерация, РФ, уровень...

Развитие фармацевтического рынка и механизмы реализации...

фармацевтический рынок, Россия, Российская Федерация, фармацевтическая промышленность, медицинская промышленность, российский фармацевтический рынок, средство...

Развитие фармацевтического рынка Российской Федерации...

Развитие фармацевтического рынка: сквозь призму стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации до

Анализ структурных параметров развития фармацевтического... фармацевтический рынок, Российская Федерация, РФ, уровень...

Состояние и перспективы развития фармацевтической отрасли...

Стратегия развития фармацевтического рынка Российской...

фармацевтический рынок, Россия, Российская Федерация, фармацевтическая промышленность, медицинская промышленность, российский фармацевтический рынок, средство...

Государственное регулирование деятельности субъектов...

фармацевтический рынок, государственная регистрация, средство, GMP, фармацевтическая продукция, Российская Федерация, государственное регулирование, препарат, контроль качества...

Анализ структурных параметров развития фармацевтического...

Стратегия развития фармацевтического рынка Российской... Фармацевтический рынок Российской Федерации входит в десятку

Российская Федерация, фармацевтический рынок, фармацевтическая промышленность, стоимостное выражение, средство, развитие...

Перспективы реализации политики импортозамещения на...

фармацевтический рынок, Российская Федерация, фармацевтическая промышленность, фармацевтическая продукция, развитие, средство, Россия, производитель, GMP, медицинское назначение. Состояние и перспективы развития фармацевтической отрасли...

Похожие статьи

Стратегия развития фармацевтического рынка Российской...

На основе анализа данных сделаны выводы об итогах развития фармацевтического рынка Российской Федерации с учетом реализации федеральной целевой программы развития фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации.

Развитие фармацевтического рынка: сквозь призму стратегии...

Вход / Регистрация.

В рамках стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года [16] предстоит осуществить следующие меры

Основные тенденции и перспективы развития...

Российская Федерация, фармацевтический рынок, фармацевтическая промышленность, стоимостное выражение, средство, развитие

Анализ структурных параметров развития фармацевтического... фармацевтический рынок, Российская Федерация, РФ, уровень...

Развитие фармацевтического рынка и механизмы реализации...

фармацевтический рынок, Россия, Российская Федерация, фармацевтическая промышленность, медицинская промышленность, российский фармацевтический рынок, средство...

Развитие фармацевтического рынка Российской Федерации...

Развитие фармацевтического рынка: сквозь призму стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации до

Анализ структурных параметров развития фармацевтического... фармацевтический рынок, Российская Федерация, РФ, уровень...

Состояние и перспективы развития фармацевтической отрасли...

Стратегия развития фармацевтического рынка Российской...

фармацевтический рынок, Россия, Российская Федерация, фармацевтическая промышленность, медицинская промышленность, российский фармацевтический рынок, средство...

Государственное регулирование деятельности субъектов...

фармацевтический рынок, государственная регистрация, средство, GMP, фармацевтическая продукция, Российская Федерация, государственное регулирование, препарат, контроль качества...

Анализ структурных параметров развития фармацевтического...

Стратегия развития фармацевтического рынка Российской... Фармацевтический рынок Российской Федерации входит в десятку

Российская Федерация, фармацевтический рынок, фармацевтическая промышленность, стоимостное выражение, средство, развитие...

Перспективы реализации политики импортозамещения на...

фармацевтический рынок, Российская Федерация, фармацевтическая промышленность, фармацевтическая продукция, развитие, средство, Россия, производитель, GMP, медицинское назначение. Состояние и перспективы развития фармацевтической отрасли...

Задать вопрос