Библиографическое описание:

Дорошев В. И. Потенциал сферы бытовых услуг в развитии инноваций и предпринимательской инициативы // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №4. — С. 75-78.



В статье рассматривается проблема структурных изменений в сфере услуг, как основа для реализации предпринимательской инициативы. Автор характеризует многообразие видов бытовых услуг и факторы, стимулирующие их развитие. Акцент внимания автор делает на инновационном потенциале видов деятельности, привлекательных для малого и среднего бизнеса, связанных с производством фото-услуг, подчеркивая преимущества инновации конвергентного подхода.

Ключевые слова: услуга, сервисное производство, структура сферы услуг, бытовые услуги, конвергентный подход

В структуре современной экономики сфера услуг уверенно укрепляет свои позиции, оттесняя промышленность и сельское хозяйство в формировании ВВП и обеспечении благосостояния населения на второй план. Развитие науки и технологий обусловили в последней трети ХХ века бурное развитие сервисных отраслей национальной экономики, производство которых сопряжено с созданием разнообразных видов услуг, как привычных для потребителя бытовых, так и характерных для нового века информационных, финансовых, коммуникационных и иных услуг инновационного содержания. Вне зависимости от вида услуг производство сервисного продукта имеет особенности, так как отражает активность людей, вступающих в процессе самого производства в специфические взаимодействия. Отношения по поводу оказания разного вида услуг направлены на удовлетворение запросов потребителей путем создания некоторых благ, востребованных на разных уровнях потребления важных как для общества в целом, так и для отдельного индивида.

По данным федеральной службы государственной статистики в 2014 г. доля услуг в отраслевой структуре ВВП России составила 56, 9 % (без учета торговли) [1]. В таблице № 1 представлено распределение включенных в базу показателей, которые раскрывают основные направления производства услуг в стране. При этом в 2014 году сфера услуг обеспечивала трудом 65 % занятых в экономике граждан, в то время как в промышленности занятость составляла 20 %, в сельском хозяйстве — 7 %, в строительстве — 8 %.

Таблица 1

Услуги вотраслевой структуре ВВП России (2014г.)%

Наименования

%

Сельское хозяйство

4,2

Добыча ископаемых

10,3

Обрабатывающая промышленность

15, 6

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды, прочие коммунальные услуги

5,2

Строительство

6,5

Торговля

18,4

Транспорт и связь

8,7

Финансы и услуги

17,5

Государственное управление, образование, здравоохранение и военная безопасность

13,6

Производство услуг привлекательно для создания небольших коммерческих предприятий и реализации предпринимательской инициативы малого и среднего бизнеса. Создание собственного дела в сфере сервиса не требует больших финансовых вложений, в то же время экономическая ситуация в России по данным ВБ достаточно благоприятна для становления собственного дела в сфере услуг. В последнее десятилетие доля среднего класса в общей численности населения выросла с 30 % до 60 %. Как подчеркивают аналитики ВБ, «Россия превратилась в общество со средним уровнем доходов, при этом движущей силой экономического роста является потребительский спрос». В Докладе WorldBankGroup за 2014 г. подчеркивается, что в условиях кризиса, ограниченных бюджетных ресурсах, сокращении внешних инвестиций создание своего дела или наемный труд у индивидуальных предпринимателей один из факторов, который определяет относительную стабильность на рынке труда [2]. Интересы и запросы среднего класса, на долю которого приходится 86 % совокупного потребления домохозяйств, сформировали модель частного потребления, создавая условия для развития предпринимательской инициативы в сфере сервиса.

Также следует отметить изменение социального образа жизни населения страны, что следует рассматривать следствием существенного снижения уровня бедности и уменьшением влияния факторов уязвимости рисков. Рост благосостояния населения влечет развитие потребностей, направленных на преобразование социально-культурных и бытовых сторон жизнедеятельности людей. Создание небольших предприятий сферы услуг обеспечит удовлетворение потребностей в реализации свободного времени жителей, в преображении социально-культурной среды мест проживания, в создании комфорта и удобств населения. Сервисное производство располагает потенциалом технических и технологических инноваций и способно удовлетворять самые разнообразные потребности, социальные, интеллектуальные, физические и иные.

Анализ факторов роста сферы услуг в общей структуре экономики характеризует переход общества к стадии постиндустриального развития. Среди наиболее значимых факторов следует выделить следующие аспекты влияния на развития сервиса:

– структурно-технологическая перестройка материального производства;

– возрастание роли человека в экономике как производителя и как потребителя;

– социально-демографические изменения современного общества;

– интеллектуализация труда и развитие инноваций нематериальной сферы производства.

Формирование условий для развития малого и среднего бизнеса в стране оказали влияние и на структуру сферы услуг. По данным государственной аналитики, отражающей общий оборот сервисного производства в 2014 г., было выделено 10 приоритетных направлений, исключая услуги торговли [3], востребованные рынком. При этом общий оборот сферы услуг в 2014 году составил 74.68 трлн. рублей. Процентное соотношение показывает структуру сферы услуг в целом и позволяет видеть перспективы развития сервисного производства:

Таблица 2

Структура сферы услуг по основным видам производства (%)

Производство услуг по основным видам

Доля кобщему обороту отрасли

Жилищно-коммунальные услуги

26,9

Транспортные услуги

18,6

Услуги связи

17

Бытовые услуги

10,8

Услуги системы здравоохранения

7,8

Услуги системы образования

6,5

Гостиничные и туристские услуги

4,4

Услуги культуры, физической культуры и спорта

2,1

Услуги правового характера

1,3

Социальные услуги лицам с ОВЗ и преклонного возраста

0,3

Другие услуги

4,3

Данные таблицы показывают, что среди разнообразия видов услуг, производство которых приносит существенный доход, как, например, жилищно-коммунальные услуги более 20 трлн. рублей, бытовые услуги по-прежнему занимают важное место. Они составляют существенную часть расходов населения, реализуя утилитарные потребности и социально значимые потребности людей в ремонте, организации праздничных и траурных мероприятий, стирке и глажке одежды, уборке помещений и т. д. По характеру производства к бытовым услугам относят:

– Ремонт, окраску, пошив обуви

– Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов, вязание трикотажа

– Ремонт и техобслуживание радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин, изготовление металлических изделий

– изготовление и ремонт мебели

– Химчистка, крашение и стирка

– Ремонт и строительство построек

– Техобслуживание автотранспорта

– Фотоателье, кино лаборатории, экспедиторские услуги

– Бани, парикмахерские, ритуальные и обрядовые услуги

– Прочие услуги

Данные социологического исследования проблем развития сферы бытовых услуг малых и средних городов России показывают, что наиболее значимыми жители считают парикмахерские услуги и ремонт обуви (62 % респондентов). Более 50 % населения указали на услуги фотоателье и фото- и кинолабораторий. Высоко востребованы услуги ремонта и строительства жилья — 47 % опрошенных лиц. Для 40 % городского населения российских регионов важны услуги техобслуживания и ремонта автотранспортных средств. Приближается к данной цифре и услуги ремонта бытовых машин и приборов (38 %), а также бытовой радиоэлектронной аппаратуры (37 %) И хотя социологи отмечают, что в разных доходных группах приоритеты разные, общий анализ показывает, что бытовые услуги сохраняют свое значение и широко востребованы населением [4]. В то же время прежняя организационная форма, «дом бытовых услуг», требует реорганизации и обновления в соответствии с новыми условиями и новыми потребностями людей.

Для создания собственного дела и реализации предпринимательской инициативы в сфере услуг перспективным направлением представляются услуги, специализированные в области фотографии. Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), утвержденному Приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст, введенному в действие с 1 февраля 2014 г. и отменой предыдущих редакций ОКПД с января 2016 г., услуги фотографии включены в раздел «М. Услуги, связанные с научной, инженерно-технической и профессиональной деятельностью». Об инновационном потенциале данного раздела говорит структура его классов от 69 до 75 (услуги юридические, бухгалтерские, офисные, консалтинговые, перевода, проектирования и др.). В том числе раздел М содержит класс под кодом ОКПД 74 «Услуги профессиональные, научные и технические, прочие». Расшифровка кода ОКПД 74, полученного иерархическим методом классификации с последовательным способом кодирования включает подкласс 74.2 «Услуги в области фотографии». Группа 74.20 «Услуги в области фотографии» и соответствующая подгруппа 74.20.2 «Услуги, специализированные в области фотографии» включает следующие виды деятельности:

– услуги портретной фотографии;

– услуги в области фотографии для рекламы и аналогичных целей;

– услуги в области фото- и видеосъемки событий;

– услуги в области аэросъемки;

– услуги, специализированные в области фотографии прочие;

– также эта группировка включает услуги фотожурналистов.

Создание сервисного продукта, производство услуг согласно указанным в классификаторе видам деятельности объективно опирается на инновационные разработки научно-технического, технологического и организационного характера. Это и современное цифровое оборудование, и аналоговые методы, и инновационные способы обработки изображений и т. д. Инновационный характер производства услуг фотографии проявляется и конвергентным подходом в создании услуги, когда три аспекта объединены в деятельности специалиста — фотографа, а именно, технический аспект, творческий аспект и гуманитарный аспект. Фото услуги становятся больше, чем бытовые услуги, достигая в отдельных случаях высоты искусства. Кроме того, усложнение характера производства услуги предполагает создание творческих организационных структур с распределением ответственности за участок работы и сетевых моделей взаимодействия.

Литература:

  1. Федеральная служба государственной статистки. — Доступно: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/tab10.xls
  2. «Начало новой экономической эры?» — WorldBankGroupMacroeconomics & FiscalManagement. — Доклад об экономике России № 33, 2015.
  3. Экономика России. Цифры и факты. Сфера услуг. — Доступно: http: // www.utmagazine. ru/ posts/10567-ekonomika-rossii-cifry-i-fakty.
  4. Проблемы развития сферы бытовых услуг малых и средних городов. — Доступно: http:// www. altcomsys.ru / problem

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов