Библиографическое описание:

Саралинова Д. С. Информационная функция в системе функций государственного управления // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №4. — С. 13-16.



Раскрыто содержание понятия информационной функции государства. Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, хозяйствующими субъектами, а также органами государственной и муниципальной власти. Информационная функция играет ключевую роль в становлении и функционировании современного информационного общества. Применение информационных технологий позволяет повысить эффективность управленческой деятельности.

Ключевые слова: информация, информационная функция государства, информационное общество, информационная сфера, государственное регулирование

The maintenance of concept of information function of the state is opened. The informational society is characterized by a high level of information and communication technologies development and their intensive use by citizens, managing subjects, state and municipal authority. Information function plays a key role in the establishment and operation of a modern information society. The use of information technology can improve the effectiveness of management activities.

Keywords: information, information function of the state, informational society, informational sphere, state regulation

Функции государства — это наполненные особым содержанием основные направления его деятельности, которые выражают и конкретизируют его сущность и социальное назначение в общественной жизни. Практическая направленность деятельности государства предполагает решение задач по управлению обществом, которое достигается в процессе реализации государственных функций [2, С. 62]. Функции государства выполняются скоординированными действиями всех его органов, всем государственным механизмом. Каждая функция имеет свой объект (сферу общественной жизни) и содержание (те управленческие шаги и конкретные действия, которые предпринимаются государством для достижения социально полезных целей). Содержание функций изменяется по мере развития общества. Они подразделяются по специфике объектов государственного воздействия на экономическую, социальную, идеологическую, социальную, экологическую, обороны, информационную и др.

Сбор, анализ, распространение и использование информации для удовлетворения социальных потребностей общества в современных условиях становится важнейшим направлением деятельности государства. Информационная функция государства состоит в том, чтобы способствовать формированию информационного общества, повышению качества жизни населения путем всемерного внедрения информационных технологий в жизнь общества и государства при одновременном создании условий для полноценной защиты прав всех субъектов, участвующих в осуществлении информационной политики.

Применительно к современным условиям активного внедрения в общественную практику новых информационных технологий особое развитие получают как внутренние, так и внешние направления деятельности государства, связанные с охраной прав и свобод граждан, законностью, правопорядком, сотрудничеством, с другими странами в решении глобальных проблем. Информационная функция всегда существовала как функция государственных органов, то есть как реализация компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества [4]. Также выделяют информационную функцию государства, которая характеризует, прежде всего, деятельность средств массовой информации как четвертой власти и дальнейшего информационного обслуживания, которая дополняется компьютеризацией [1].

Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет.

При формулировании основных целей государства проявляется его социальное назначение, для достижения этих целей необходимо решать конкретные задачи, которые, в свою очередь, обусловливают существование конкретных функций. Одним из условий, обеспечивающих реализацию жизненно важных интересов человека, является процесс информатизации общества и государства. Под информатизацией следует понимать процесс организации социально-экономических и научно-технических оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Удовлетворение информационных потребностей всех категорий субъектов — это функциональный аспект, а обязанность создать условия для реализации прав этих субъектов — это нормативный аспект. Таким образом, процесс информатизации представляет собой совокупность действий и мер, формирующих и реализующих материальную основу развития информационного обеспечения, а само понятие «информационное обеспечение», несколько шире, чем понятие «информатизация» и может рассматриваться как функция государственного управления [3, С. 74].

В результате информатизации предполагается преобразовать весь комплекс условий и способов развития информационных процессов, создать соответствующую техническую базу и необходимое государственно-правовое обеспечение. Главными целями Российской Федерации в сфере информатизации являются осуществление эффективного информационного обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов; информационного обеспечения внешних по отношению к органам государственной и муниципальной власти субъектов, в том числе физических лиц; сохранения и структурирования информационного пространства.

Основным направлением политики по информационному обеспечению должна быть, прежде всего, разработка государственных программ в сфере информационного обеспечения граждан, государства, общества. Создание и развитие государственных информационных совместимых и взаимодействующих систем и сетей; создание и защита государственных информационных ресурсов; обеспечение информационной безопасности, единообразия госстандартов, которые должны соответствовать международным рекомендациям и требованиям; поддержка проектов информатизации, развивающих информационные сети и системы — все это также является направлениями реализации рассматриваемой государственной функции.

Государственная информация — особый вид информации, без которой невозможно обеспечить эффективное взаимодействие государства и гражданского общества, поддерживать непрерывный управленческий процесс. В зависимости от источников информирования различают следующие типы государственной информации: высших федеральных органов власти; местных органов власти; государственных должностных лиц.

Государственный информационный ресурс направлен на идентификацию социально-экономического состояния в стране и создание основ для принятия решений. Для достижения целей необходимо консолидировать государственный информационный ресурс. Разобщенность информации, используемой для решения социально-экономических задач, приводит к тому, что информация дублируется, увеличиваются неоправданные затраты на информационное обеспечение. Техническую основу консолидированной информационной базы может составить специальная информационная система, которая обеспечит поддержку принятия решений при осуществлении административно-правового регулирования, информационное обслуживание и взаимодействие государственных и муниципальных органов. Сейчас активно внедряются подобные информационно-телекоммуникационные системы специального назначения, формируется распределенный информационный фонд; разрабатывается поэтапное объединение информационных фондов государственных органов. Несмотря на то, что данные задачи обозначались в качестве основных еще при реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия 2002–2010», недостаток финансирования ФЦП «Электронная Россия 2002–2010» привел к тому, что ряд указанных задач активно решаются в настоящее время уже при реализации ФЦП «Информационное общество 2011–2020». Чтобы упорядочить использование государственного информационного ресурса, необходимо на законодательном уровне установить единый классификатор информации, определить соотношение видов информации, административно-правовые режимы доступа, ответственность за их нарушение, а также механизм изменения административно-правовых режимов доступа к информации.

Федеральные ведомства выстраивают свои информационные системы изолированно и независимо друг от друга, ориентируясь, прежде всего, на личные потребности (так называемая вертикальная интеграция). Данный подход обеспечивает защищенность всех данных систем, но, в свою очередь, делает проблематичным образование межведомственного взаимодействия (горизонтального) на любых уровнях административно-территориального государственного устройства (округ, федерация, район, регион). При этом происходит некоторое распыление большого размера материально-финансовых средств, проводится многократный ввод и процессы обработки дублирующейся информации.

Самыми востребованными направлениями автоматизации в регионах выступают: разработка баз данных различной документации, внедрение баз данных по земельным ресурсам, образование баз данных по недвижимым объектам. Кроме того, активно действует процесс по перемещению всей тяжести деятельности, связанной с информатизацией с регионального уровня на муниципальный. Это вполне логично, поскольку практически все ИТ-ресурсы применяются на уровне федерального центра и регионов только после разработки их на муниципальном уровне [6, С. 303.

Распространение общественно значимой информации, которая собирается государственными и муниципальными органами, затрудняется нередко самими органами власти в силу традиционной для России тяги к информационной закрытости. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации в качестве одной из угроз информационной безопасности называет незаконное ограничение доступа к информации о деятельности государственных и муниципальных органов, составляющих открытый информационный ресурс. Одной из основных целей реализуемой административной реформы в части управления информатизацией является эффективный контроль доступа к открытому государственному информационному ресурсу.

На современном этапе развития использования информационных технологий органы власти создают официальные сайты не только как информационный ресурс, но и как средство, предназначенное для обратной связи с гражданами [5, С. 65]. Сайты государственных и муниципальных органов реализуют информирующую функцию, они не предназначены для совершения юридически значимых действий. В отношении информации, размещаемой на официальных сайтах органов исполнительной власти, установлено требование обеспечения круглосуточного доступа пользователей без оплаты и каких-либо ограничений, а также без требования регистрации, предоставления персональных данных или заключения лицензионных либо других соглашений. Предоставление информации в электронном виде менее затратное, нежели её бумажный эквивалент. При этом, если эта работа — подготовка ответов на запросы — является должностными обязанностями соответствующего сотрудника, то эти затраты будут изначально присутствовать в смете расходов на деятельность данного государственного или муниципального органа.

С другой стороны, бесплатное предоставление информации может повлечь значительное увеличение запросов граждан. Использование информационных технологий для обеспечения доступа к государственному информационному ресурсу сводит организационные и материальные расходы по обработке запроса к минимуму, почти к нулю. Хотя создание и функционирование автоматизированной системы, безусловно, затратны, в этом случае эти затраты в большей степени ложатся на налогоплательщиков, которые, собственно, и являются потребителями этой информации. Важно и то, что подобные информационные системы обеспечивают не только обработку запросов, но и эффективность информационного обеспечения государственных органов.

Под информационным обеспечением следует понимать определенную (целенаправленную) деятельность по разработке, организации функционирования и совершенствованию информационных систем, направленную на организацию обеспечения субъекта совокупностью сведений в виде систематизированной информации, необходимой ему как субъекту управления для осуществления возложенных на него задач и функций управления.

В целом, изучая процесс информационного обеспечения деятельности органов исполнительной власти в условиях использования информационных технологий, следует отметить, что этот процесс является одним из стратегических направлений повышения эффективности работы исполнительной власти на всех уровнях управления: федеральном, субъектов Федерации и муниципальном.

В целях достижения комплексности, оперативности, полноты и актуальности информации, обеспечивающей жизнедеятельность субъекта Федерации и его властных структур необходимо осуществить внутритерриториальную интеграцию и оптимизацию информационного ресурса субъекта Федерации независимо от формы собственности. Становится все более очевидным, что процесс внедрения информационных технологий в сферу управления должен иметь четкое административно-правовое обоснование и подчиняться достижению определенных социальных целей.

Эффективность внедряемых в сферу государственного управления информационных технологий должна определяться степенью их соответствия целям и задачам основной деятельности. Это означает, что замысел и стратегию внедрения информационных технологий должны определять высшие должностные лица органов власти в соответствии с содержанием их функций и административными потребностями в совершенствовании управленческой деятельности.

Литература:

  1. Бачило И. Л. Информационное право: учебник для магистров / И. Л. Бачило. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2011. — 564 с.
  2. Большой юридический словарь / под ред. А. В. Малько. М., 2009. — С. 62.
  3. Комаров С. А. Общая теория государства и права. 6-е изд., доп. СПб., 2001. С. 74.
  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 47, ст. 5489.
  5. Куликова С. В. Информационное право России: учебное пособие для студентов. Саратов, 2010. С. 61–65.
  6. Чажаев М. И., Эскиев М. А., Ялмаев Р. А. Проблемы информационно-коммуникационного потенциала современного государственного управления // Молодой ученый. — 2015. — № 14. — С. 301–304.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов