Библиографическое описание:

Зубарев П. Е. Основные направления повышения конкурентоспособности продукции в условиях членства России в ВТО // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №4. — С. 11-13.



В статье рассмотрены основные направления повышения конкурентоспособности российской экономики в условиях членства в ВТО. Кратко описаны базовые инструменты привлечения инвестиций в экономику России.

Ключевые слова: конкурентоспособности, ВТО, свободные экономические зоны, государственно-частное партнерство

Вступление России в ВТО резко повысило уровень требований для национальной конкурентоспособности в целом и товарных групп в частности.

В последние годы ситуация меняется: введенные в отношении страны ограничения нарушают принципы равенства условий доступа всех стран и участников экономической деятельности к рынкам товаров и услуг, игнорируется принцип свободной конкуренции [1, 2].

В этих условиях нужно использовать одно из важных конкурентоспособных преимуществ России — внутренний рынок, заполнение которого качественными товарами отечественного производства является общенациональной задачей, в дальнейшем предполагающей выход на международные рынки.

Необходимо формирование стратегии, при которой все усилия федеральных и региональных органов власти должны быть ориентированы на развитие реального сектора экономики, повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Для этого необходимо обеспечить доступность кредитных ресурсов (в настоящее время, процентные ставки, зачастую, превышают рентабельность проектов), создать новые условия финансирования бизнеса по мировым стандартам. Также необходимо максимально использовать условия государственно-частного партнерства не только на федеральном, но и на региональном уровне, обеспечивая при этом достаточный контроль за расходованием государственных средств.

Анализ особенностей и функций ГЧП позволяет характеризовать его как особый ресурс, обладающий синергетическим эффектом в результате влияния на инновационный потенциал промышленных предприятий. Одним из наиболее существенных эффектов синергии является экономия на НИОКР, издержках производства, приобретении инновационных технологий, экспертизе проектов и административных расходах, что существенно снижает стоимость конечной продукции и повышает ее конкурентоспособность, в т. ч. международную в условиях ВТО.

Поиск механизмов экономической интеграции и интерференции для достижения мультипликативных и синергетических эффектов на российских хозяйствующих субъектах в условиях ВТО привел к выводу, что одной из эффективных форм подобной интеграции является создание и развитие экономических кластеров в рамках отдельного региона или экономической территории.

Особенность взаимодействия государства и бизнеса состоит в том, что в проектах государственно-частного партнерства финансирование за счет средств бюджета возможно только для строительства инфраструктурных объектов, создающих условия для бесперебойного функционирования и развития бизнеса. Традиционными сферами государственно-частного партнерства во всех странах являлись объекты социальной и транспортной инфраструктуры.

Основной проблемой в вопросе реализации государственно-частного партнерства является гарантия инвестору передачи им в аренду или продажу имущества (объектов собственности), созданного в рамках совместных инвестиционных проектов, после их реализации. В настоящее время большинство проектов, практически являющихся государственно-частным партнерством, реализуется в рамках федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Для привлечения инвестиций в Российской Федерации выделены территории с особым юридическим статусом, т. е. при создании предприятий на этих территориях действуют различные экономические льготы [3].

Виды территорий с особым юридическим статусом на территории России:

 особые экономические зоны (ОЭЗ),

 технопарки,

 территории опережающего социально-экономического развития (ТОР).

В России действует19 особых экономических зон (ОЭЗ), расположенных на территории разных регионов, которые созданы для развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур. На территориях государств — членов Таможенного союза ЕАЭС (ТС ЕАЭС) функционируют в общей сложности 34свободных (специальных, особых) экономических зон (СЭЗ), в том числе:

 в Республике Беларусь расположены 6 СЭЗ, в которых зарегистрированы 514 предприятия — резидента СЭЗ;

 в Республике Казахстан функционируют 9 СЭЗ, где количество действующих резидентов составляет 481.

Свободные экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений. В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.

Существующая практика функционирования свободных (особых) экономических зон и свободных складов на таможенной территории Таможенного союза ЕАЭС, безусловно, подтверждает экономическую целесообразность применения таможенных процедур свободная экономическая зона и свободный склад в отношении как иностранных товаров, так и товаров Таможенного союза ЕАЭС. Размещение и использование резидентами СЭЗ и свободных складов в пределах зон таможенного контроля, соответствующих территорий, иностранных товаров и товаров Таможенного союза производится без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений в отношении иностранных товаров и товаров ТС, что обеспечивает большую конкурентоспособность продукции, производимой резидентами СЭЗ и свободных складов.

В отличие от существующих ОЭЗ и зон территориального развития (ЗТР), территории опережающего развития создаются под конкретных крупных инвесторов.

Территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) — это часть территории субъекта РФ, на которой устанавливается особый правовой режим ведения предпринимательской и других видов деятельности. В частности, предусмотрены льготные налоговые условия, упрощенные административные процедуры и др.

Они образуются не только в целях развития отраслей экономики и привлечения инвестиций (как особые экономические зоны, ОЭЗ), но и для создания комфортных условий проживания населения.

Таким образом, в России имеются все предпосылки для роста экономики и обеспечения устойчивого социально-экономического развития, однако это зависит не только от самих инструментов, но и от эффективности их использования.

Литература:

  1. Коварда, В. В. Взаимосвязь и взаимообусловленность внешнеторговой и внутренней политики России // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 431–437.
  2. Букреева, Т. Н. Россия и Китай в условиях международных санкций/ Букреева Т. Н.// Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы международных отношений в условиях формирования мультиполярного мира». ЮЗГУ; под редакцией: Бычковой Л. В., Кузьминой В. М.. 2015. С. 28–31.
  3. Коварда, В. В. Совершенствование таможенного администрирования как ключевой фактор дальнейшей интеграции России в мировую экономику/ Коварда В. В.// Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 2. С. 6–9.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов