Библиографическое описание:

Сурхаева С. С. Изменения в сфере страхования после вступления России в ВТО // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №4. — С. 48-51.



Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) вступил в силу 22 августа 2012 г. и Россия стала 156-м членом ВТО. Членство в ВТО включает Россию в процесс формировании правил мировой торговли и дает возможность стать инструментом защиты национальных интересов на мировых рынках.

Вступление РФ в ВТО углубляет процессы глобализации, охватывающие российский страховой рынок. Это проявляется, прежде всего, в дополнительном притоке иностранного капитала на российский страховой рынок и в появлении на российском страховом рынке новой формы коммерческого присутствия иностранного капитала — независимого отделения иностранного страховщика. [2,c.15]

Под глобализацией в сфере страхования понимается процесс стирания, сглаживания законодательных и экономических барьеров между национальными, региональными страховыми рынками, сопровождающийся образованием единого мирового страхового рынка.

Протекание процессов глобализации в сфере страхования происходит на фоне функционирования относительно обособленных региональных рынков, например таких, как страховой рынок США, Японии, европейский страховой рынок. В то же время процессы глобализации способствуют созданию общего мирового страхового рынка.

Мировой опыт свидетельствует о том, что страховые отношения более всего развиты в тех странах, где страховая посредническая деятельность получила наибольшее развитие. Анализируя современную структуру каналов продаж страховых услуг на отечественном страховом рынке, можно констатировать факт недостаточного развития деятельности страховых посредников. Доля услуг страховых брокеров в распространении страховых услуг составляет всего лишь 3,9 %, в то время как в странах с развитым страховым рынком она в разы выше. [3,c.52]

Следовательно, вступление в ВТО скажется на сегменте страховых посредников, и конкуренция со стороны иностранцев будет более сильной, так как на рынке страховой посреднической деятельности в настоящее время нет достаточно сильных национальных компаний, кроме того, барьеры входа на этот рынок оцениваются как минимальные.

Россия взяла на себя обязательство обеспечить для иностранных банков, учрежденных в России, такой же уровень гарантий по вкладам, что и для всех иных банков, и одинаковые обязательства в отношении участия в возможном механизме страхования вкладов с целью гарантирования равных конкурентных возможностей. [1,c.23]

Либерализация законодательства в страховой сфере также будет осуществляться в течение переходного периода, позволяющего российскому страховому сообществу адаптироваться к меняющимся условиям конкуренции. Либеральная модель регулирования страховой деятельности предполагает:

‒ открытый доступ на национальный страховой рынок любых иностранных страховщиков и страхователей;

‒ недискриминационный характер отношения национальных страховщиков по отношению к иностранным страховщикам;

‒ свободу организации любых страховых компаний: национальных, с иностранным капиталом, иностранных;

‒ свободу предоставления и продвижения страховых и финансово-страховых услуг;

‒ возможность единой лицензии, действующей на территории либерального законодательства.

В настоящее время наблюдается замедление роста страхового рынка России, на фоне ухудшения макроэкономической ситуации в стране. По состоянию на конец второго полугодия 2014 г. темпы прироста страховых взносов составили около 8 %, что ниже темпов роста за аналогичный период 2013 г. При этом суммарный объем взносов достиг 480,54 млрд руб., что выше аналогичного показателя за 2-е полугодие 2013 г. на 43,54 млрд руб.

Основные показатели страхового рынка России по состоянию на 1.01.2015

Показатель

Ш квартал 2013г.

IV квартал 2013г.

I квартал 2014г.

II квартал 2014г.

III квартал 2014г.

IV квартал 2014г.

Страховые премии без ОМС

Всего, млрд руб.

219,27

218,05

262,99

244,24

234,54

246

Рост, %

12,6

11,1

8,9

8,4

7,9

8,5

Отношение премии к ВВП, %

1,25

1,15

1,64

1,36

1,25

1,29

Сборы по страхованию жизни

-

Всего, млрд руб.

22,55

25,96

21,24

26,2

27,39

30,7

Рост, %

55,5

60,5

39,8

30,4

27,00

27,9

Доля премии в общих сборах, %

10,3

11,9

8,1

10,7

11,7

12,47

Сборы по ОСАГО

Всего, млрд руб.

34,35

36,92

29,17

38,20

38,24

45,31

Рост. %

9,4

10,3

9,6

7,0

8,5

11,9

Доля премии в общих сборах, %

15,7

16,9

11,1

1,56

16,3

18,4

Сборы по страхованию от несчастных случаев

Всею, млрд руб.

24,28

25,99

23,94

25,49

23,59

22,48

Рост, %

30,8

23,9

23,1

13,1

7,1

0,9

Доля премии в общих сборах, %

11,1

11,9

9,1

10,4

10,1

9,1

Источник: cbr.ru

Экономический спад негативно влияет на такие факторы развития страхового рынка как покупательная способность населения, объем кредитования и активность на рынке продаж автомобилей. В таких неблагоприятных ситуациях руководители сосредотачивают свое внимание на сохранении рентабельности страховых компаний, акцентируясь в основном на сокращении различных статей расходов.

Замедление темпов роста экономики, снижение объема инвестиционных ресурсов ведут к снижению темпов роста объёма премий по имущественному страхованию, а уменьшение объёмов кредитования приводит к аналогичной ситуации в секторе банковского страхования.

Но, несмотря на некоторое замедление темпов роста отечественного страхового рынка, он остаётся привлекательной и динамично развивающейся отраслью экономики, интересной для крупных западных инвесторов.

Через девять лет после присоединения России к ВТО будет разрешена; деятельность в России филиалов иностранных страховых компаний, но при следующих условиях:

‒ иностранные страховые компании должны иметь опыт оказания страховых услуг в сфере страхования жизни не менее 8 лет и в сфере иной, чем страхование, жизни не менее 5 лет;

‒ опыт управления прямыми филиалами иностранных страховых компаний на зарубежных рынках должен быть более 5 лет;

‒ совокупные активы страховых компаний- нерезидентов должны составлять более 5 млрд долл. По состоянию на конец календарного года, который будет предшествовать дате подачи заявления на открытие филиала в России. [4]

А так же такие филиалы не смогут работать в сфере обязательного страхования (кроме ОСАГО) и страхования государственных закупок.

Открытие и деятельность таких филиалов в России будут обусловлены выполнением лицензионных требований, требований финансовой устойчивости, требования внесения гарантийного депозита.

Будет ограничиваться допуск иностранных страховщиков и иностранного капитала к определенным видам страхования. Отсутствие контроля над процессом участия иностранного капитала в стратегически важных видах страхования может привести к тому, что реализуя эти виды страхования, иностранный капитал возьмет под контроль не только сами эти виды страхования, но и выполнение ими социальной функции страхования, а также те сферы деятельности, с которыми эти виды страхования связаны. [2,c.23]

Кроме того, обязательства предусматривают возможность применения требований к материнской компании, которая намерена открыть филиал на территории России (в частности, требований к размеру активов, опыту работы). Обязательства допускают возможность установления требований к капитализации филиалов иностранных страховых компаний.

Предполагается, что капитализация филиалов иностранных компаний будет учитываться при расчете доли иностранного участия в российской страховой системе, в случае, если эта доля достигнет 50 %, открытие в России новых филиалов будет запрещено.

Необходимо отметить, что экспертами были разработаны следующие сценарии развития отечественного страхового рынка с приходом иностранных компаний:

1) если российские страховщики смогут повысить свою эффективность и стать более конкурентоспособными до прихода на российский рынок иностранных страховых компаний, то доля филиалов и дочерних компаний последних в совокупных взносах не превысит 50 % после либерализации рынка. На это у России есть определенное время, так как приход филиалов иностранных компаний разрешен не ранее 2021 г., и за это время необходимо успеть сформировать сильный отечественный страховой рынок и форсировать внешнюю экспансию национальных страховщиков;

2) если российские страховые компании не сумеют повысить собственной конкурентоспособности, то будет осуществляться постепенное выдавливание со страхового рынка слабых национальных игроков, что весьма характерно для мелких и средних страховых организаций. Это обусловлено тем, что мировые страховщики выигрывают у российских страховых компаний по целому ряду параметров, к которым можно отнести надежность, уровень капитализации, эффективность бизнес- операций, клиентоориентированность, более высокую технологичность и т. д. Таким образом, данный сценарий развития предполагает постепенный рост доли филиалов страховых компаний-нерезидентов и компаний с иностранным участием;

3) переход отечественного страхового рынка под контроль иностранных структур, чья рыночная доля может достигнуть 80 %. Этот сценарий развития страхового рынка представляется маловероятным в силу присутствия на российском страховом рынке хоть и не многочисленного, но весьма конкурентоспособного количества крупных национальных игроков. Однако со стороны государства им необходимы поддержка и зашита (недопущение создания на законодательном уровне существенных преференций филиалам иностранных страховщиков, к примеру зарегистрированных в оффшорных зонах).

С увеличением притока иностранного капитала на российский страховой рынок и, в том числе, в отдельные страховые компании увеличиваются объемы выхода страховых компаний на другие секторы экономики, что способствует их развитию.

Однако в этом случае возникает вопрос о том, в какой мере такой выход осуществляется в секторы национальной и зарубежных экономик. Ответ на этот вопрос является очень важным, как в зависимости от него можно говорить о том, работают ли эти страховые компании и весь российский рынок на национальную экономику или они поддерживают экономику других стран. Последнее обусловливает возможность отрицательных последствий вступления РФ в ВТО. [2,c.22]

В течение пяти лет после даты присоединения России к ВТО доля иностранного участия в уставном капитале компаний, осуществляющих страхование жизни, обязательное страхование пассажиров и обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автомобилей, не может превышать 51 %. По истечении указанного пятилетнего срока будет разрешено 100 %-ное иностранное участие в уставном капитале компаний, работающих в перечисленных сферах.

После присоединения России к ВТО сохраняется 49 %-ное ограничение иностранного участия в уставном капитале компаний, осуществляющих страхование государственных закупок, причем это ограничение может применяться на постоянной основе. [1,c.24]

Таким образом, суть обязательств России по регулированию деятельности иностранных организаций после того, как они уже допущены в сферу страховых услуг, заключается в предоставлении им национального режима. Государство после прихода иностранцев может остаться как в выигрыше (если будет развиваться отечественный страховой рынок), так и в проигрыше (если резервы и прибыль будут уходить за рубеж). Именно поэтому необходимо в течении отведенного 9-летнего периода принимать законодательные и институциональные меры для поддержания национальных страховых организаций.

Литература:

  1. Г. В. Станкевич Вступление России в ВТО, правовые последствия для сферы финансовых услуг. // Закон и право — 2014, № 7
  2. Г. В. Чернова Глобализация и вступлении РФ в ВТО — важнейшие факторы развития российского страхового рынка на современном этапе.// Финансы и кредит — 2013, № 27
  3. Н. В. Скворцова, Т. П. Рахлис, С. В. Коптякова Адаптация финансовых рынков России к условиям ВТО: страховой рынок.// Финансы и кредит — 2014, № 27
  4. Последствия вступления в ВТО для российского страхового рынка: Стратегия — 2021. http://www.raexpert.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов