Актуальность применения системы HR-брендинга в управлении персоналом для компаний в условиях высокой конкуренции на рынке труда | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и коммуникации

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №4 (6) июль 2016 г.

Дата публикации: 05.06.2016

Статья просмотрена: 2411 раз

Библиографическое описание:

Прудникова, К. О. Актуальность применения системы HR-брендинга в управлении персоналом для компаний в условиях высокой конкуренции на рынке труда / К. О. Прудникова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 4 (6). — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/38/1061/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье раскрыто понятие HR-бренда, HR-брендинга, описаны основные цели HR-брендинга, раскрыты ключевые составляющие HR-бренда. Обоснована значимость и актуальность формирования HR-бренда компании. Проанализирован процесс и описаны этапы создания HR-бренда. Выделены внешний и внутренний HR-брендинг, его цели и инструменты.

Ключевые слова: HR-бренд, HR-брендинг, внутренний и внешний HR-бренд, управление персоналом, лояльность персонала, бренд работодателя, ценности компании, рынок потребителя

В настоящее время рынок труда можно охарактеризовать как «рынок кандидата», на котором ведется нескончаемая «борьба» между работодателями, что, безусловно связано со сложившимся дефицитом квалифицированных специалистов. Если раньше конкурентоспособность компании оценивалась практически только по финансовым показателям, то на сегодняшний день, на первый план вышел интеллектуальный потенциал бизнеса. В этой связи компании стали активно использовать инструменты маркетинга, с помощью которых определяют новые подходы к управлению персоналом и его потенциалом. Компании разрабатывают и апробируют инструменты работы с талантами, и в частности последнее время очень вырос интерес к вопросам имиджа компании и формировании HR бренда. Тему, связанную с HR-брендингом можно считать новым актуальным «витком» для современного общества HR-специалистов.

В переводе с английского языка «еmployer brand» трактуется как бренд работодателя. В 1996 году, Тимом Эмблером и Симоном Бэрроу была опубликована статья в знаменитом журнале под названием «Journal of Brand Management», в которой впервые HR-бренд был описан и представлен как совокупность как экономических, психологических и эмоциональных преимуществ работодателя на рынке. [1, с.185]

С научной точки зрения, данное направление пребывает в процессе становления, основы и определения HR-брендинга находятся в стадии формирования и уточнения. В данной работе под HR-брендингом будет подразумеваться комплекс мероприятий, которые направлены на формирование положительного имиджа работодателя на рынке труда, с целью бесперебойного привлечения и удержания лучших специалистов. В свою очередь HR-бренд — привлекательный сформированный имидж и репутация компании.

Именно сильный и правильно выстроенный HR бренд способен решать ключевые задачи такие как: построение положительного имиджа работодателя на рынке труда, привлечение талантливых и квалифицированных сотрудников к работе в компании, удержание их от перехода к конкурентам, уменьшение затрат на поиск и подбор персонала, снижение текучести кадров и многое другое. Бренд работодателя — это то, как компания создает и отстаивает собственную индивидуальность на рынке, начиная с ценностей «пропагандируемых в компании», заканчивая эмоциональными связями с персоналом, чтобы те в свою очередь правильно и корректно донесли до других потенциальных сотрудников то, что компания обещает дать свои клиентам. На рисунке 1 представлена модель, на которой прослеживается четкая взаимосвязь между HR брендом и его целями.

Рис. 1. Модель HR-бренда Бакхаус и Тику

Исходя из модели, можно сделать вывод о том, что HR бренд напрямую связан с организационной культурой, по средству которой происходит идентификация компании от аналогичных организаций на рынке труда, что в свою очередь создает лояльность бренду компании, которая в итоге приводит к повышению продуктивности работников. Помимо этого, именно через ассоциации у потенциальных потребителей/сотрудников HR-бренд создает определенный имидж работодателя, что в итоге ведет к повышению привлекательности компании среди потенциальных кандидатов. В целом, данная схема позволяет увидеть основные взаимосвязи между целями и результатами HR- брендинга, его средствами и задачами.

В сравнении с 2000 годом, в России формированием HR-бренда в последнее время занимаются все больше и больше компаний. По прогнозам Джона Салливана, одного из самых авторитетных экспертов HR-отрасли, работодателем необходимо акцентировать внимание на создании HR-бренда. Ниже представлены возможностей, которые открываются перед рекрутингом, а также перечисление тенденций, которые уже успели проявить себя ранее, но будут наблюдаться и в будущем:

– Усилится конкуренция за таланты.

– При выборе правильного и эффективного подхода к привлечению студентов и выпускников образовательных учреждений, подбор персонала в компании можно будет считать успешным

– Основным источником найма станут реферальные программы, основанные наHR-метриках.Реферальные программы найма — рекомендательный подбор персонала, основанный на рекомендациях уже работающих или ранее работавших сотрудников.

– Единственная долгосрочная рекрутинговая стратегия — формирование/развитиеHR-бренда компании.

– Компании все больше и больше делают упор на непрекращающееся внедрение инноваций, что как следствие усилит потребность в талантливых сотрудниках.

– Вместо все полюбившемся резюме кандидата, компании притупят к работе с профилем кандидата в социальных сетях, что предоставит возможность кандидатам, не находящимся в активном поиске работы.[2]

Из выше перечисленных критериев, можно предположить, что HR-брендинг просто необходим для компании, поскольку существует острая необходимость в привлечении, организации и удержании квалифицированных специалистов.

Различные авторы приводят свои классификации этапов построения HR-бренда, так, например, Р. Е. Мансуров в своей книге «HR-брендинг. Как повысить эффективность персонала» выделяет 22 этапа [3, с.11], другие теоретики — меньше. Основываясь на исследования Н. А. Осовицкой, определяется пять основных этапов построения HR-бренда:

  1. После того как определяются цели, согласно HR-стратегии, происходит определение целевой аудитории. Затем формируются рабочие группы, и на основании их уже рассчитывается необходимый бюджет.
  2. Проведение аудита и исследования восприятия HR-бренда компании целевыми аудиториями. Для получения более достоверной информации, компании следует проводить как внешние, так и внутренние исследование.
  3. Разработка концепции позиционирования.
  4. Выбор ключевых каналов и стратегии продвижения. Определение коммуникационной политики и специальных мероприятий внутри компании и на рынке труда.
  5. Оценка эффективности. [4, с.57]

Важно понимать и разграничивать, что HR-бренд имеет две составляющие — внутреннюю и внешнюю. Внешний HR-бренд ориентирован на специалистов, которые пока находится по ту сторону организации — то есть на потенциальных соискателей. Говоря маркетинговыми терминами, кандидаты являются в данном случае целевой аудиторией. Любой компании приходится позиционировать себя в качестве работодателя: на работных сайтах, досках объявлений, в печати, в кадровых агентствах и т. д. Однако не все делают это продуманно, в соответствии с выстроенной концепцией формирования бренда работодателя. Внутренний HR-бренд — это работа с персоналом в компании, а внешний HR-бренд — трансляция работы специалистов по персоналу вовне. Построение, или трансформацию HR-бренда безусловно необходимо начинать исключительно, с внутренней составляющей. Каждый сотрудник является представителем, другими словами «носителем» HR-бренда, «носителем» мнения о компании как работодателе. Имея определенное сложившееся мнение о компании как работодателе, сотрудник обязательно так или иначе поделиться данной информацией с собеседником. По мимо того, что вовлеченный и лояльный персонал не уйдет из компании, а наоборот будет все больше и больше вникать во все бизнес процессы, но еще и будет рекомендовать компанию как хорошего работодателя всем потенциальным работникам. Если рассматривать компанию с точки зрения профессиональной культуры, занимающую какую-то конкретную сферу бизнеса, тогда стоит говорить об отличительных атрибутах, которые будут свойственны исключительно данной компании. Например, за счет корпоративной культуры сотруднику удается провести «границы отличия» своей принадлежности к компании, идентичности и значимости. Правильно выстроенная корпоративная культура тесно связанна с системой управления компанией, и является серьезным управленческим инструментом, с помощью которого удается перейти от личных целей сотрудников к целям компании. Корпоративный центр, корпоративный университет, корпоративное обучение — все это неотъемлемые части большого механизма, которые будут служить отличительным признаком компании от всех остальных конкурентов на рынке.

Таким образом, HR-брендинг сейчас является одним из важнейших составляющих успешной дельности любой компании. При построении HR-бренда топ-менеджерам компании необходимо применять комплексный подход, а не единоразовые мероприятия, только тогда можно будет понять все положительные стороны проделанной работы.

Литература:

  1. Ambler T., Barrow S. The employer brand (англ.) // The Journal of Brand Management: журнал. — 1996. — Vol. 4. — P. 185–206.
  2. Топ — 25 трендов рекрутинга. Часть вторая. [Электронный ресурс] URL: http://www.hr-journal.ru/articles/pp/Top-25-trendov-rekrutinga-v-2014-godu-Chast-vtoraja.html, дата обращения (01.06.2016), — свободный.
  3. Мансуров Р. Е. HR-брендинг. Как повысить эффективность персонала. — Изд-во «БХВ- Петербург», СПб, 2011 г. –142с.
  4. Осовицкая Н. А. HR-брендинг: управление талантами, онлайн-обучение, геймификация и еще 15 эффективных практик — СПб.: Питер, 2014. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): компания, рынок труда, бренд работодателя, внешний HR-бренд, сотрудник, подбор персонала, положительный имидж работодателя, последнее время, управление персоналом, целевая аудитория.

Похожие статьи

HR-брендинг как фактор, формирующий имидж организации

HR-бренд — это имидж компании в сознании сотрудников, потенциальных работников и на рынке труда в целом. Говоря об обычном бренде, мы имеем в виду деньги, которые потребитель готов платить за этикетку.

Модель построения бренда работодателя | Статья в журнале...

Ключевые слова: HR-бренд, бренд работодателя, корпоративный бренд, управление брендом, инструменты HR-бренда, продвижение HR-бренда. Современное развитие внешнего рынка труда характеризуется тенденцией трансформации традиционного рынка...

Особенности формирования HR-бренда современной финансовой...

Ключевые слова: HR-бренд, бренд работодателя, корпоративный бренд, управление брендом, инструменты HR-бренда, продвижение HR-бренда. Современное развитие внешнего рынка труда характеризуется тенденцией трансформации традиционного рынка...

Персональный бренд: теоретический аспект, технология...

компания, рынок труда, бренд работодателя, внешний HR-бренд, сотрудник, последнее время, целевая аудитория, положительный имидж работодателя, подбор персонала, управление персоналом.

HR-брендинг как эффективный инструмент в системе подбора...

компания, бренд работодателя, вакантная должность, рынок труда, персонал, подбор персонала, должностная инструкция, сотрудник, профессиональная деятельность, рабочее место.

Особенности восприятия HR-бренда различными поколениями

имидж организации, HR-бренд, отношение к труду, разница поколений, сотрудники организации.

Основные термины (генерируются автоматически): персональный бренд, личной бренд, бренд, личный бренд, образ, самое дело, рынок труда...

Алгоритм проведения ребрендинга для ресторана | Молодой ученый

HR-бренд — это имидж компании в сознании сотрудников...

Одинакова лишь та целевая аудитория, на которую будет направлен тот или иной механизм воздействия. HR-бренд — это имидж компании в сознании сотрудников...

Сегментация рынка труда с позиции работодателя как элемент...

рынок труда, сегментация рынка труда, маркетинг персонала, критерии сегментации, целевой сегмент, жизнеспособный сегмент, критерии сегментации.

Теоретические аспекты маркетинга персонала в сегменте... Сегментация рынка труда с позиции работодателя как элемент...

Оценка кандидатов на вакансии. Идеальный кандидат

Эффективное управление персоналом: новая роль HR-менеджера в организации. 2007.

У работодателя складывается некий «идеальный образ кандидата». Оптимизация работы по набору персонала на предприятии.

Похожие статьи

HR-брендинг как фактор, формирующий имидж организации

HR-бренд — это имидж компании в сознании сотрудников, потенциальных работников и на рынке труда в целом. Говоря об обычном бренде, мы имеем в виду деньги, которые потребитель готов платить за этикетку.

Модель построения бренда работодателя | Статья в журнале...

Ключевые слова: HR-бренд, бренд работодателя, корпоративный бренд, управление брендом, инструменты HR-бренда, продвижение HR-бренда. Современное развитие внешнего рынка труда характеризуется тенденцией трансформации традиционного рынка...

Особенности формирования HR-бренда современной финансовой...

Ключевые слова: HR-бренд, бренд работодателя, корпоративный бренд, управление брендом, инструменты HR-бренда, продвижение HR-бренда. Современное развитие внешнего рынка труда характеризуется тенденцией трансформации традиционного рынка...

Персональный бренд: теоретический аспект, технология...

компания, рынок труда, бренд работодателя, внешний HR-бренд, сотрудник, последнее время, целевая аудитория, положительный имидж работодателя, подбор персонала, управление персоналом.

HR-брендинг как эффективный инструмент в системе подбора...

компания, бренд работодателя, вакантная должность, рынок труда, персонал, подбор персонала, должностная инструкция, сотрудник, профессиональная деятельность, рабочее место.

Особенности восприятия HR-бренда различными поколениями

имидж организации, HR-бренд, отношение к труду, разница поколений, сотрудники организации.

Основные термины (генерируются автоматически): персональный бренд, личной бренд, бренд, личный бренд, образ, самое дело, рынок труда...

Алгоритм проведения ребрендинга для ресторана | Молодой ученый

HR-бренд — это имидж компании в сознании сотрудников...

Одинакова лишь та целевая аудитория, на которую будет направлен тот или иной механизм воздействия. HR-бренд — это имидж компании в сознании сотрудников...

Сегментация рынка труда с позиции работодателя как элемент...

рынок труда, сегментация рынка труда, маркетинг персонала, критерии сегментации, целевой сегмент, жизнеспособный сегмент, критерии сегментации.

Теоретические аспекты маркетинга персонала в сегменте... Сегментация рынка труда с позиции работодателя как элемент...

Оценка кандидатов на вакансии. Идеальный кандидат

Эффективное управление персоналом: новая роль HR-менеджера в организации. 2007.

У работодателя складывается некий «идеальный образ кандидата». Оптимизация работы по набору персонала на предприятии.

Задать вопрос