Библиографическое описание:

Ван Т. Х. Процесс открытия и привлечения прямых иностранных инвестиций во Вьетнаме // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №4. — С. 33-37.



Процесс открытия и привлечения прямых иностранных инвестиций во Вьетнаме

Ван Тхиен Хао, аспирант

Российского Университета Дружбы Народов (г. Москва)

В статье изложены основные процессы открытия и привлечения иностранных инвестиций во Вьетнаме. Автор проанализировал 3 этапа данного процесса, что дало общее представление о ситуации в области иностранных инвестиций в течение долгого времени. Показаны причины успехов и трудностей в привлечении иностранных инвестиций за почти 30 лет развития экономики Вьетнама.

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции (ПИИ), потоки капитала, финансовые кризисы

Вьетнам пережил почти 30 лет экономических реформ[1] и примерно столько времени уже прошло с тех пор, как правительство Вьетнама выпустило первую версию Закона об иностранных инвестициях[2], отмечая процесс интеграции Вьетнама в мировую экономику. В течение этого времени, в контексте процессов, происходящих в национальной и международной экономике, политика по привлечению иностранных инвестиций во Вьетнам претерпела позитивные изменения и привела к притоку ПИИ во Вьетнам.

Период после 1986 года до финансового кризиса в Азии в 1997 году

Закон об иностранных инвестициях, который был принят в 1987 году, стал важной вехой на пути к «инновациям» во Вьетнаме. С 1988 года деятельность по привлечению ПИИ поощряется и защищена законом. Кроме того, можно отметить, что прямые иностранные инвестиции стали экономической силой, которая способствовала общему прогрессу страны. Поток капитала от ПИИ стал новой экономической движущей силой, являвшейся катализатором для содействия экономическому росту в частном секторе. В то же время, он породил сотни совместных предприятий, созданных иностранными партнерами и государственными предприятиями, которые активно способствуют повышению конкурентоспособности этого сектора.

На рисунке 1 показан процесс привлечения ПИИ во Вьетнам в период 1988–2013 гг. Всего через два года после того, как закон об иностранных инвестициях был принят, появилось более чем 200 иностранных инвестиционых проектов с общим объемом уставного капитала более чем 1,6 млрд. Эта цифра, хотя и не большая, но если сравнить ее с размером экономики в 1990 году, то рост составляет 25% от того времени, что является относительно большим показателем. Очевидно, что это неожиданный успех, в контексте того, что экономика Вьетнама сталкивается со многими трудностями, макроэкономической нестабильностью и высокой инфляцией, падением СЭВ[3] наряду с распадом социалистической модели в Советском Союзе и странах Восточной Европы. Также в то время были сняты экономические санкции, введенные правительством США во Вьетнаме после объединения в 1975 году. В период с 1992 по 1997 год, экономика Вьетнама непрерывно росла на высоком уровне, рост составлял в среднем около 8,8% в год. В течение двух лет, 1995 и 1996 гг., темпы роста составляли 9,54 % и достигли максимума в 9,34%. Важной вехой стал 1995 год, когда Соединенные Штаты и Вьетнам объявили о нормализации дипломатических отношений. Это не только стало началом нового вехи в истории отношений между Вьетнамом и США, но и открыло новый этап в процессе экономической интеграции во Вьетнаме, чтобы облегчить сбор иностранных инвестиций со всего мира. ПИИ продолжали поступать во Вьетнам в ближайшие годы и достигли своего пика в 1996 году, когда общий уставной капитал превышал $ 9,6 млрд, до начала снижения в 1997 году, когда экономика Восточной Азии начала переживать кризис [4, 2 с.13–16].

Время после азиатского финансового кризиса до вступления в ВТО

До середины 1990-х годов, экономика Вьетнама была еще не полностью интегрирована в мировую экономику, но влияние азиатского финансового кризиса 1997 года об экономических отношениях с Вьетнамом прослеживается очень ясно, если мы посмотрим на снижение притока ПИИ. Эта фаза характеризовалась снижением и продолжалась до 1999 года, когда уставный капитал составлял лишь $ 2,3 млрд, что соответствовало уровню 1992 года. Спад переживал не только уставный капитал, снизилось и количество зарубежных проектов. Число иностранных проектов, после того, как достигло пика в 1995 году с 415 проектами, упало до 285 проектов в 1998 году. Помимо влияния азиатского кризиса, внесение поправок в Закон об инвестициях за рубежом в 1996 году также могло быть причиной снижения притока иностранных инвестиций во Вьетнам в этот период. Это объясняется тем, что изменения законодательства об иностранных инвестициях снизили стимул для иностранных инвесторов. Начиная с 1999 года количество иностранных инвестиционных проектов начало быстро расти, но зарегистрированный капитал вряд ли была значительно улучшен. Такая ситуация сохранялась до 2006 года, когда Вьетнам готовился к вступлению в ВТО. Существует заметная веха в истории привлечения ПИИ во Вьетнаме, в этот период уставный капитал превысил выплаты. Это верно для периодов и до и после азиатского кризиса. Зафиксировано даже, что в некоторые годы поток капитала снижался, в то время, как выплаты увеличились. Это показывает, что иностранные инвесторы во Вьетнаме в этот период не пострадали от кризиса или выплаты иностранного капитала, а также показывает, что Вьетнам практически не пострадал от кризиса. Это способствовало поддержанию доверия и росту экономики Вьетнама, даже во время экономического кризиса [6].

Рис. 1 Приток ПИИ во Вьетнам за период 1988–2013 гг.

Источник: Главное статистическое бюро Вьетнама

Рис. 2. Рост ВВП и инфляции ИПЦ во Вьетнаме за период 1988–2014 гг., в %

Источник: Главное статистическое бюро Вьетнама

Процесс восстановления ПИИ во Вьетнаме произошел в то же самое время и в том же темпе, что и восстановление экономики Вьетнама в период 1999–2006 годы. Рисунок 2 показывает, что показатели экономики Вьетнама резко упали в 1998 году, но восстановились с разумной скоростью до вступления в ВТО к концу 2006 года. Даже количество проектов и зарегистрированного капитала увеличилось в 2006 году, сигнализируя новый бум ПИИ, как это произошло в последние годы инноваций. Тем не менее, уставный капитал и количество проектов, в то же время имеет тенденцию к увеличению, но увеличение выплат не имеет существенного значения. Хотя это означает, что многие иностранные инвесторы начали ожидать более светлое будущее для экономики Вьетнама, четкий сигнал по выявлению инвестиционных возможностей во Вьетнаме еще не достигается, как и ожидалось. Вьетнам стал 150-м членом ВТО в конце 2006 года и официально выпустил позитивный сигнал ожидания международного инвестиционного сообщества.

Период после вступления в ВТО до настоящего времени

Трудно описать все волнение представителей бизнеса и инвесторов в то время, когда Вьетнам официально вступил в ВТО, иностранный капитал начал вливаться во Вьетнам — особенно во второй половине 2006 года. Хотя число проектов не увеличилось по сравнению с прошлым годом, но продолжал увеличиваться уставный капитал, увеличившийся с 6 миллиардов долларов США в 2005 году до $ 12 млрд в 2006 году. В 2007 году это показатель достиг $ 21 млрд, а в 2008 г. - $ 71.7 миллиардов долларов США, что является 80 % годового объема ВВП 2008 г. Затем перерегистрированные ПИИ продолжили снижение: $23.107 млрд в 2009 году, $19.764 млрд в 2010 году; $14.696 млрд в 2011 году; $16,3 млрд в 2012 году; $21,6 млрд в 2013 году. Хотя фактическое расходование средств было ниже уставного капитала, но оно резко возросло по сравнению с предыдущим периодом. Общая стоимость выплат ПИИ составила более $8 млрд в 2007 году, поднявшись до $11,5 млрд в 2008 году и поддерживается на уровне примерно 10–11 миллиардов долларов, начав снижаться с 2009 года [2, c.13–16].

Снижение ПИИ, которые были зарегистрированы во Вьетнаме, частично объясняется высокими темпами роста притока ПИИ в первые годы эпохи пост-ВТО. Начиная с 2009 года, даже зарегистрированный капитал имеет тенденцию к снижению, но его уровень все еще высок по сравнению с периодом до ВТО. Другими словами, снижение ПИИ, зарегистрированных в этот период, частично объясняются тем, что многие иностранные инвесторы страдают от экономического кризиса, который считается худшим со времен Великого спада 1929–1933. Данная причина может быть правдой, отчасти потому, что норма выплат, зарегистрированных в этот период достаточно низка, только 35 %, что составляет половину ставки в период до ВТО. Тем не менее, фактическое выделение средств в этот период сравнительно очень велико для экономики во Вьетнаме за столь короткий период времени. По оценкам Государственного банка Вьетнама, капитал портфельных инвестиций в этот период достиг $ 6250 млн долларов США. В дополнение к потокам капитала, другие линии, такие как денежные переводы и официальная помощь, за этот период также увеличились. Когда поток капитала направляется в страну, актуализируются многочисленные проблемы по стабилизации политики и управлению макроэкономикой. Во Вьетнаме механизм обменного курса поддерживается почти постоянным состоянием банка. В контексте свободного потока капитала, это сделает денежно-кредитную политику неэффективной. Это вызов ситуации «невозможной троицы», с которым политики во Вьетнаме фактически столкнулись в этот период. Показанный на рисунке 2, высокий уровень инфляции вспыхнул, когда Государственный банк Вьетнама не смог предотвратить появление огромного количества денежной массы, агентство было вынуждено купить большое количество валютных резервов чтобы предотвратить удорожание валюты [3].

К счастью, многие иностранные инвестиционные проекты продолжают быстро расти, в то время как экономика Вьетнама в упадке, а слабость отечественной экономики начала появляться. Это показывает, что иностранные инвесторы не обращают особого внимания на слабости отечественной экономики Вьетнама. Это утверждение может быть спорным из-за проблем экономики, безусловно, влияют на инвестиционную среду и конкурентоспособность предприятий (особенно зарубежных предприятий), в целом. Однако, как показали многочисленные исследования, до сих пор это может быть верно в контексте Вьетнама, как институциональные недостатки, которые привели к отсутствию мотивации для многих зарубежных предприятий, чтобы выровнять деятельность их производство в отечественной системе [6]. Другими словами, коммерческая деятельность иностранных фирм в стране ограничена благодаря установленным правилам и политике Вьетнама, в которых выявлено много недостатков. Эта реальность ставит новые задачи для правительства Вьетнама по признанию роли ПИИ во Вьетнаме, а также требуют институциональной реформы в целях не только привлечения ПИИ, чтобы быть более совместимым с целями экономического развития, что создает новый импульс для устойчивого экономического роста в будущем.

Подытоживая результаты привлечения иностранных инвестиций в основной капитал во Вьетнаме в последние годы, следует отметить факт, чрезвычайно важный для экономического развития страны — среда бизнеса во Вьетнаме значительно улучшилась в последние годы. Тем не менее, в контексте сильной конкуренции в привлечении инвестиций между странами, Вьетнам должен продолжать усиливать механизм инновационной политики, создавая привлекательную бизнес-среду.

Мировой финансовый кризис оказал негативное влияние, в результате чего иностранные инвестиционные потоки во Вьетнам значительно снизились. Кроме того, необходимо упомянуть, что ограничения не фиксированы, как: не подходит для планирования развития и экономического сектора, низкий уровень инвестиций в сельскохозяйственном секторе и сельских районах; большинство предприятий, работающих в области производства и переработки, с низкой добавленной стоимостью; отсутствие связей между ПИИ, а также с частным сектором в стране, что ограничивает для местных предприятий возможности использования технологических преимуществ и повышения производительности труда; Для привлечения инвестиций из-за рубежа во Вьетнаме не был оценен их потенциал, крупнейшими инвесторами являются крупные финансовые корпорации. Инвестиции иностранного частного капитала во Вьетнаме по-прежнему составляют очень малую долю в общем объеме иностранных инвестиций. В этом контексте, Вьетнам должен совершить необходимые изменения механизмов и политики по привлечению ресурсов от иностранных инвесторов. Эту политику можно разделить на три категории: (I) политика по привлечению потоков иностранных инвестиций; (II) политика, направленная на повышение качества и эффективности проектов ПИИ; (III) Политика поощрения отношений, связи транснациональных компаний (ТНК) с местными фирмами, и между иностранными инвестициями.

Литература:

  1. Прямые иностранные инвестиции во Вьетнаме: теория и практика: учеб. пособие / под ред. Фунг С. Н. Издательство Национальный университет Ханой, 2013.
  2. Дао Куанг Тху, «Прямые иностранные инвестиции во Вьетнаме: 25 лет по привлечению и развитие» в сборнике конференции "25 лет прямых иностранных инвестиций во Вьетнаме», Министерство планирования и инвестиций Вьетнама, 2013 года. (на вьетнамском языке)
  3. Хоанг Суан Хоа, инновационной политики привлечения иностранных инвестиций в контексте экономической реструктуризации, журнал финансовый 2014.- 5. (на вьетнамском языке)
  4. Фунг Суан Hьа, Обзор роли прямых иностранных инвестиций в контексте Нового развития во Вьетнамe, 2008. VNH3.TB5.825. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.hids.hochiminhcity.gov.vn/c/document_library/get_file?uuid=1a6255d0–608c-4aae-b9c7–6fbc6ff68095&groupId=13025 (на вьетнамском языке)
  5. Фыонг Нгок Тхак, привлечения прямых иностранных инвестиций во Вьетнаме: выжить и рекомендации. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.vysajp.org/news/thu-hut-/thu-hut-dầu-tư-trực-tiếp-nước-ngoai--việt-namtồn-tại-va-kiến-nghị/ (на вьетнамском языке)
  6. Do Thien Anh Tuan — Cao Hao Thi, Recognizing the role of fdi and the requirement of institutional reform in Vietnam, A case study of the Fulbright Economics Teaching Program (FETP) and the Vietnam Program at Harvard University A case study of the Fulbright Economics Teaching Program (FETP) and the Vietnam Program at Harvard University. 2015
  7. Документы съезда Коммунистической партии Вьетнама ключевые слова VI — XI
  8. Закон об иностранных инвестициях во Вьетнаме
  9. Официальный сайт Общая статистическое бюро Вьетнама. https://www.gso.gov.vn

[1] Инновация - это программа экономических и социальных реформ, инициированных Коммунистической партией Вьетнама в 1980-х годах. В рамках инновационной политики они были официально реализованы после VI съезда Коммунистической партии Вьетнама в 1986 г. Коммунистическая партия Вьетнама определила: экономическое обновление выполняется в первую очередь.

[2] 29 декабря 1987 г., Национальным Собранием Вьетнама официально был принят Закон об иностранных инвестициях, юридические документы для формализации наиболее важных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) во Вьетнаме.

[3] Совет экономи́ческой взаимопомощи (СЭВ): межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах. Создана по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов