Библиографическое описание:

Суслина И. В., Шипилов Н. Ю. SWOT-анализ развития института экономики в техническом университете // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №4.1. — С. 39-42.



Целью исследования выступает оценка текущего положения и выявление возможностей развития Института экономики в составе Севастопольского государственного университета (СевГУ). В рамках нашего исследования для оценки качества образовательных услуг предлагаем применить метод SWOT –анализа.

Ключевые слова: образование, SWOT –анализ, высшее учебное заведение, Севастопольский государственный университет, стратегические перспективы

Образование — одна из наиболее бурно растущих и перспективных сфер экономики в мире. По оценкам специалистов в наиболее динамично развивающихся странах объемы спроса и предложения образовательных услуг растут ежегодного на 10–15 %. На сегодняшний день становление рыночных отношений в сфере услуг связано с обострением конкуренции между образовательными учреждениями за привлечение потенциальных клиентов. Такая ситуация наблюдается и в Севастополе — во втором крупном городе Крыма после его столицы. Система высшего образования Севастополя в разрезе экономического образования включает 6 вузов: Севастопольский государственный университет, Севастопольский филиал РЭУ им Г. В. Плеханова , Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Крымского Федерального Университета им. В. И. Вернадского, Филиал МГУ имени М. В. Ломоносова в Севастополе , Институт экономики и права (филиал) ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений» в Севастополе. При этом заметной тенденцией на рынке образовательных услуг Севастополя является увеличение числа открываемых филиалов крупных российских высших учебных заведений. В таких условиях необходимость поиска путей повышения конкурентоспособности высших учебных заведений не вызывает сомнений.

Важнейшим этапом совершенствования деятельности и процесса управления стратегическим маркетингом организации является анализ её деятельности. В настоящее время часто встречается такая ситуация, когда в классическом ВУЗе определенного направления развиваются и другие направления образования, востребованные на рынке. Примером такой успешной реализации является наличие экономического направления в крупном техническом ВУЗе. Чтобы определить дальнейшее развитие такой ситуации в некоторых ВУЗах стали разрабатывать стратегию дальнейшего развития на основе выявления возможностей и угроз, но, зачастую, результаты анализа являются недостаточно обоснованными. Крым вошел в состав Российской Федерации относительно недавно, поэтому такая новая политическая ситуация требует кардинальных решений в развитии образования полуострова. Переход из системы образования Украины в систему образования России способствовал интегрированию нескольких университетов в городе Севастополе в один крупный университет. При масштабе таких объединений возможна потеря качества предоставляемых услуг.

Для реализации стратегического анализа в ВУЗе может быть рекомендован получивший к настоящему времени широкое распространение в зарубежной и отечественной практике SWOT-анализ. SWOT-анализ как таковой рассматривается в классических учебниках и монографиях по стратегическому менеджменту и ситуационному анализу, он позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Его используют для того, чтобы перед организацией появилась отчетливая картина, состоящая из возможной информации о сильных и слабых сторонах субъекта анализа, а также сложилось понимание внешних сил, тенденций и «подводных камней», в условиях которых организация намеревается занять конкурентоспособное место на рынке [4, с.125].

SWOT  это аббревиатура из английских слов: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats(угрозы). Проводится он в целях обобщения диагностики позиций образовательной организации в отрасли, а также получения содержательной и наглядной картины состояния и тенденций развития образовательной организации и рынка образовательных услуг [1, с.64].

Применение SWOT-анализа позволит исследовать влияние различных факторов внешней среды, сильных и слабых сторон Института на его долгосрочную эффективность и выработать рекомендации по стратегическому управлению Институтом.

При формировании стратегической перспективы образовательного учреждения особенно значимы сильные стороны, так как они являются основами стратегии и на них должно строиться достижение конкурентных преимуществ. В то же время хорошая стратегия требует вмешательства в слабые стороны. Это важно для формирования стратегии, так как уникальные возможности дают образовательному учреждению шанс использовать рыночные благоприятные обстоятельства и создают конкурентные преимущества на рынке. Таким образом, использование методики позволит ВУЗам накапливать свои конкурентные сильные стороны и защищать свои конкурентные слабости [2].

SWOT-анализ можно разделить на несколько основных этапов:

а) анализ внутренней среды фирмы на рынке на предмет выявления сильных и слабых сторон. Оценку сильных и слабых сторон организации следует проводить на основе совокупности характеристик организации, описывающих ее деятельность, компетенции и прочие. При этом проводится также сравнительный анализ с основными конкурентами;

б) исследование внешней среды, выявление возможностей и угроз;

в) сопоставление сильных и слабых сторон компании и факторов внешней среды;

г) определение основных действий, направленных на использование тех или иных факторов для общего улучшения ситуации. Например, каким образом следует использовать сильные стороны компании для формирования и использования возможностей. Как можно использовать внешние возможности для снижения отрицательных факторов слабых сторон. Или же как можно использовать сильные стороны компании для избегания или погашения угроз [2].

Методом, применяемым в исследовании дальнейшего развития Института экономики в техническом учебном заведении СевГУ, является SWOT-анализ, один из базовых методов стратегического менеджмента. Исследование факторов внутренней среды ВУЗов проводилось по различным направлениям: образовательная деятельность, научная деятельность, инновационная деятельность, кадровое и информационное обеспечение, материально-техническое обеспечение и финансы, а также система управления. Результаты анализа факторов представлены в Таблице 1.

Далее установим связь между элементами матрицы SWOT-анализа путём составления различных комбинаций этих элементов, а также определим основные действия, направленные на использование тех или иных факторов для общего улучшения ситуации.В первую очередь, благодаря наличию высококвалифицированного педагогического состава в Институте экономики возможно создание курсов по сертификации кадров и повышению квалификации специалистов экономической направленности.

В условиях перехода на бухгалтерские стандарты Российской федерации Севастополь и Крым остро нуждаются как в подготовке новых специалистов, так и в повышении квалификации существующих кадров. Сертифицированное обучение студентов значительно расширяет возможности для их дальнейшего трудоустройства, так как умение эффективно использовать современные средства автоматизации финансовой и учетной работы выступает важным фактором стабильности предприятий разных отраслей, видов деятельности и типов финансирования [3, с.171].

Таблица 1

Матрица SWOT-анализа

Внутренние сильные стороны

Внутренние слабости

  1. Высококвалифицированный педагогический состав
  2. Достаточно высокий уровень подготовки выпускников
  3. Возможность участия в научно-исследовательской деятельности
  4. Доступная стоимость обучения
  5. Высокий уровень материально-технической базы
  6. Позитивный имидж вуза в регионе
  7. Сотрудничество с предприятиями и организациями региона
  8. Обеспеченность информационными ресурсами потребностей образовательного процесса
  9. Широкий доступ к информационно-библиотечным ресурсам
  10. Обеспеченность учебно-лабораторной базой
  1. Маркетинговая компания вуза не уделяет внимания по привлечению студентов на экономические специальности в техническом ВУЗе
  2. Сокращение бюджетных мест
  3. Постоянное старение материальной базы
  4. Отсутствие совместных с зарубежными вузами программ обучения (программы двойного диплома)
  5. Недостаточное внедрение результатов научных исследований в реальный сектор экономики
  6. Сложности с организацией повышения квалификации персонала

Внешние возможности

Внешние угрозы

  1. Востребованность специалистов с интегрированными знаниями
  2. Партнерские отношения с крупными компаниями в обучении и трудоустройстве
  3. Работа в школах по агитации и подготовке будущих абитуриентов
  4. Использование Интернет-технологий для рекламы ВУЗа и подготовки специалистов в режиме online
  5. Востребованность в услугах по сертификации кадров и повышении квалификации
  1. Доступность услуг образования в режиме online
  2. Дефицит источников финансирования экономической области образования
  3. Демографическая ситуация
  4. Географическая удаленность ведущих экономических научных школ и ученых советов по защите диссертаций
  5. Высокая конкуренция на рынке образовательных услуг
  6. Увеличение стоимости образования

В тоже время, обеспеченность информационными ресурсами потребностей образовательного процесса будет ключевым при использовании Интернет-технологий для рекламы ВУЗа и подготовки специалистов в режиме online. Высокий уровень подготовки выпускников экономических специальностей восполнит востребованность в специалистах с интегрированными знаниями. Бренд ВУЗа часто оказывается ключевым фактором при выборе института и перевешивает многие другие соображения. Позитивный имидж университета в регионе будет способствовать проведению работы по агитации и подготовке будущих абитуриентов.Так же это будет значимым элементом при заключении партнерских отношений с крупными компаниями в обучении и трудоустройстве.

В тоже время внутренние сильные стороны позволят избежать некоторых внешних угроз. Возможность участия студентов в научно-исследовательской деятельности ВУЗа способна привлечь надежное финансирование со стороны государства, что позволит полноценно развить и стабилизировать подготовку специалистов. Доступная стоимость обучения способна превзойти мощных конкурентов в области развития экономического образования в техническом университете и привлечь сильных студентов. Месторасположение учебного учреждения, как правило, во многом определяет положение среди конкурентов. Причем рассматривается нетолько удобство проезда общественным и личным транспортом, но и само расположение зданий ВУЗа. Расположение корпуса Института экономики представлено в самом центре города и это является преимуществом среди других учебных заведений в городе.

С другой стороны, слабые стороны организации способствуют проявлению внешних угроз. Так как маркетинговая компания ВУЗа не уделяет внимание привлечения студентов на экономические специальности в технический университет, то может возникнуть угроза конкурентоспособности со стороны не менее сильных ВУЗов, оказывающих качественное экономическое образование и уделяющих должное внимание для привлечений студентов. Сокращение бюджетных мест на экономических специальностях может привести к тому, что университет потеряет значимое число талантливых студентов, которые предпочтут другие учебные заведения с экономическим образованием. Материально-техническая составляющая непосредственно влияет на качество образовательных услуг и, как следствие, на конкурентоспособность учебного учреждения. Географическая удаленность ведущих экономических научных школ и ученых советов по защите диссертаций затрудняет повышение квалификации преподавательского состава Института

Таким образом, рассмотренный метод SWOT-анализа определяет общую стратегию Института в целом и позволяет изучить существующие на рынке возможности, а также взвесить свои возможности. Несомненно, сильными сторонами ВУЗа являются наличие высококвалифицированного педагогического состава, высокий уровень материально-технической базы, обеспеченность информационными ресурсами потребностей образовательного процесса, возможность участия студентов в научно-исследовательской деятельности университета, а также доступная стоимость, имидж и расположение ВУЗа. Однако, есть и слабые стороны. Основными «минусами» ВУЗа является слабая маркетинговая компания в разрезе экономических специальностей, сокращение бюджетных мест, а также географическая удаленность ведущих ученых советов для повышения квалификации преподавательского состава. Перечисленные слабости университету необходимо преодолеть в первую очередь для того, чтобы выйти на новый уровень развития. В заключение хочется отметить, что для преодоления своих слабых сторон и повышения эффективности образовательных услуг ВУЗу необходимо использовать все существующие возможности. Реализация возможностей позволит снизить, или же убрать многие угрозы, которым подвержены образовательные услуги сегодня. Для успешной реализации стратегии в университете должна действовать квалифицированная инициативная стратегическая единица, возможно, в виде отдела развития. SWOT-анализ является одним из начальных этапов в сложном процессе построения стратегии учебного заведения. Для разработки стратегии возможно применение следующих инструментов: углубленный анализ конкуренции, анализ цепочки ценности в процессе формирования выпускника, стратегический анализ издержек, системный анализ сильных и слабых сторон конкурентной компании.

Литература:

  1. Иванов А. В., Королева С. В. Использование SWOT-анализа как метода оценки качества образовательных услуг в дошкольной образовательной организации // Педагогическое образование в России. 2014. № 11 С.63–67.
  2. Иванова А. Д., Хомков А. В. Анализ внешней среды университета ИТМО // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». Санкт-Петербург. 2015.
  3. Суслина И. В., Шипилов Н. Ю.Создание центра сертифицированного обучения «1С» в вузе для повышения качества образования и получения внебюджетных доходов // Символ науки. 2016. № 3–1 С.169–172.
  4. Фляйшер К., Бенсуссан Б.. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. С.124–128.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов