Библиографическое описание:

Кобылянская М. С. Эвристически-инновационные подходы к организации элементов учебного процесса Высшей школы в контексте эволюции парадигмы образования // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №4.1. — С. 14-16.



В статье предложены механизмы использования идеи «самообучающихся систем» в многоступенчатом образовательном процессе при преподавании дисциплины «Внутрихозяйственный контроль», позволяющие минимизировать метакогнитивные феномены при овладении профессиональными знаниями.

Ключевые слова: внутрихозяйственный контроль, метакогнитивные феномены, самообучающиеся организации

Дарвин, исследуя живые организмы, обратил внимание на видовую трансформацию, сопряженную с адаптацией к внешней среде. Естественный отбор как движущая сила природы в концепции дарвинизма рисовала лик планеты, где слабый и отживший уступал место сильному и более приспособленному.

Если проводить аналогию в системе образования, то можно увидеть теже процессы эволюции и естественного отбора методов преподавания. Передовая научная мысль предлагает вводить в учебный процесс Высшей школы инновационные и эвристические методы преподавания. Которые, на наш взгляд, должны быть тесно связаны с метакогнитивными процессами личности [1].

Цель статьи — раскрыть авторский подход к элементам методического обеспечения по дисциплине «Внутрихозяйственный контроль» отвечающий принципам минимизации метакогнитивных искажений для внедрения концепции «самообучающихся систем» в учебный процесс.

Для достижения цели необходимо решить задачи:

– исследовать принципы функционирования «самообучающихся систем»;

– исходя из принципа «самообучающихся систем» сформировать концептуальные подходы к методическому обеспечению предмета;

– на основании разработанных концептуальных подходов разработать структуру учебного пособия по дисциплине.

Под «самообучаемыми системами» будем понимать определения, приведенные в [2]. С точки зрения кибернетики студент является открытой динамической системой, в том числе с признаками самообучаемости.

При функционировании самообучаемых систем возможны сбои. Для нейтрализации сбоев системы и ликвидации недостатков в работе предлагаем обучение системы сделать многоуровневое, когда выполнив задание по обучению на одном уровне система переходит на выполнение заданий на втором уровне, результаты обучения на втором уровне возвращают к первому уровню, и дорабатывается первый уровень; далее обучение на третьем уровне позволят усовершенствовать результаты на втором и первом уровнях и т. д. Для этого необходимо создать соответствующую среду обучения, в качестве элемента которой можно использовать концепцию «Живой книги».

Для достижения целей преподавания дисциплины «ВХК» студентам специальности «Экономика» профиль «Бухгалтерский учет» предлагается осуществить апробацию учебного пособия, включающего разработки преподавателя дисциплины, рефераты и статьи студентов по предмету, статьи преподавателей по смежным дисциплинам («Финансовый учет», «Информационные системы», «Экономико-математические методы», «Комплексный анализ хозяйственной деятельности» и т. д.), статьи ведущих специалистов по контролю и т. д., объединенных в методическое пособие «Живая книга ВХК». Содержание и структура пособия представлена в таблице 1.

Таблица 1

Содержание иструктура «Живой книги внутрихозяйственного контроля»

Раздел/пункт

Содержание

Вступительное слово

Редактор пособия информирует общественность о целях и задачах пособия

  1. Особенности преподавания внутрихозяйственного контроля для студентов профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Объективно о ВХК как о научном направлении в РФ

Место «ВХК» в учебном процессе у бакалавров направления «Экономика» профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Потребности студентов в реализации цепочки «мотивация-обучение-контроль»: анализ ситуации

Раскрывается причинно-следственная связь потребностей в эволюции ВХК как системы с одной стороны, с другой стороны оценивается необходимость развития и обучения студентов и выявляются ключевые предпосылки и проблемы.

  1. Структуризация индивидуальной траектории обучения ВХК

Генерируются для студентов варианты индивидуальных траекторий обучения по дисциплине, структурированных и адаптированных для системы ценностей и мировоззрения студентов очной и заочной форм обучения. Формулируются типовые дизайны для раскрытия прикладной задачи в рамках индивидуальной траектории обучения

  1. Раскрытие элементов системы ВХК в работах студентов

Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов и система ВХК

Бухгалтерский учет рисков и минимизация их в системе ВХК

ВХК учета имущественных комплексов и их элементов

ВХК экологических расходов

ВХК финансового результата

ВХК учета доходов на предприятиях связи

ВХК обязательств

и т. д.

Анализ качества Обучения I уровня

Публикация авторских разработок студентов по дисциплине «ВХК», включающие статьи ВАК и/или индексируемые в БД РИНЦ, опубликованные за семестр в соавторстве с ведущим лектором, согласно индивидуальной образовательной траектории. Каждая работа публикуется в пособии с обязательным сохранением личных данных студентов, выполнивших ее. В конце раздела редактор пособия обобщает результаты работы студентов, с позиции саморазвития студента за семестр, отмечает направления для совершенствования представленной работы в контексте потребностей ВХК как научно-практического знания

4. Результаты работы Круглого стола и экзамена по дисциплине «ВХК»

4.1 Взаимный анализ качества работ сокурсников.

4.2 Анализ качества обучения II уровня

В рамках проведения дисциплины лектор предлагает часть работ студентов оценить в студенческой среде на экзамене и круглом столе по результатам работы за семестр. Студенты анализируют работы друг друга, выявляя достоинства чужих работ, чтобы определить направления для совершенствования своих работ и/или индивидуальных образовательных траекторий

5. Направления для совершенствования элементов системы ВХК

5.1 Контроль и анализ регистров аналитического учета: направление развития системы ВХК

5.2 Внутрихозяйственный контроль эффективности деятельности предприятия

5.3 Особенности внутрихозяйственного контроля в бюджетном учреждении

5.4 Постановка задач автоматизации элементов системы внутрихозяйственного контроля

5.5 ВХК предприятия как ключевое звено эффективности государственного контроля

5.6 Экономико-математические методы и их использование для диагностики и повышения эффективности внутрихозяйственного контроля

5.7. Анализ качества обучения III уровня

Преподаватели других дисциплин, ведущие специалисты публикуют работы, позволяющие расширить студентам «зону незнания», тем самым подталкивая студента изменить свою индивидуальную образовательную траекторию, тем самым пересмотреть результаты своей работы и принять решения о целесообразности нового знания для себя и принятия самостоятельного решения о новом исследовании

6. Самообразование и дистанционное образование по дисциплине «ВХК»

6.1 Самомотивация и эвристическая среда образования

6.2 Образовательная технология по самообучению и самоконтролю

Раскрываются возможности и механизм использования методического пособия для всех желающих обучиться ВХК с минимальным участием преподавателя, расширяя кругозор студента, минимизирует феномен чувства знания, эффект Даннинга — Крюгера и феномен иллюзии знания

7. Перспективы развития и закрепления механизмов обучения с I по III уровень в учебном процессе

7.1 Реализация обучения IV уровня в рамках производственных практик студентов

7.2 Реализация обучения студентов V уровня в рамках прочих дисциплин в области контроля

7.3 Реализация обучения VI порядка в рамках творческих проектов студентов

Раскрываются направления углубленного изучения и саморазвития идей самообучающейся системы в рамках учебного процесса бакалавриата и магистратуры на кафедре «Бухгалтерского учета, анализа и аудита» Севастопольского государственного университета

8. Страницы юмора и специальных творческих заданий

Редактор подчеркивает необходимость радости и счастья в процессе обучения, что в том числе достигается радикально творческими заданиями и страницами юмора

9. Критический анализ современных Стандартов образования в Высшей школе: реалии и парадоксы

Анализ качества и эффективности Стандартов образования, их соответствие профессиональным требованиям к специалистам по бухгалтерскому учету и перспективы обучения, ориентированные исключительно на современные стандарты

Заключение

Слова благодарности и приглашение работать над вторым томом «Живой книги ВХК»

Вывод: в статье приведена структура учебного пособия по предмету «Внутрихозяйственный контроль», позволяющий студенту сформировать элементы метакогнитивной системы. Последовательность реализации образовательной траектории позволяет студенту при помощи самоконтроля и внешнего контроля преподавателем достичь поставленных целей обучения на многих уровнях. Внедрение «Живой книги ВХК» в учебный процесс кафедры «Бухгалтерского учета, анализа и аудита» Севастопольского государственного университета позволит расширить методологическую базу обучения и повысит эффективность преподавания. Автор предполагает, что идея внедрения «Живой книги» в учебный процесс найдет отклик в сердцах коллег, что подтолкнет их развивать идеи формирования метакогнитивных образовательных систем в рамках других дисциплин.

Литература:

  1. Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология метакогнитивных процессов личности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — 352 с.
  2. Ивахненко А. Г. Самообучающиесясистемыс положительными обратными связямиИздательство: АН УССР. — Киев, 1963. — 328 с.
  3. Воронин М.Д, Кобылянская М. С. Аттракторы как фактор развития // Молодой ученый. — 2016. — № 11.1 (115.1) июнь 2016 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов