Эвристически-инновационные подходы к организации элементов учебного процесса Высшей школы в контексте эволюции парадигмы образования
Автор: Кобылянская Марина Станиславовна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №4 (6) июль 2016 г.
Дата публикации: 30.05.2016
Статья просмотрена: 15 раз
Библиографическое описание:
Кобылянская, М. С. Эвристически-инновационные подходы к организации элементов учебного процесса Высшей школы в контексте эволюции парадигмы образования / М. С. Кобылянская. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 4.1 (6.1). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/38/1020/ (дата обращения: 29.03.2024).
В статье предложены механизмы использования идеи «самообучающихся систем» в многоступенчатом образовательном процессе при преподавании дисциплины «Внутрихозяйственный контроль», позволяющие минимизировать метакогнитивные феномены при овладении профессиональными знаниями.
Ключевые слова: внутрихозяйственный контроль, метакогнитивные феномены, самообучающиеся организации
Дарвин, исследуя живые организмы, обратил внимание на видовую трансформацию, сопряженную с адаптацией к внешней среде. Естественный отбор как движущая сила природы в концепции дарвинизма рисовала лик планеты, где слабый и отживший уступал место сильному и более приспособленному.
Если проводить аналогию в системе образования, то можно увидеть теже процессы эволюции и естественного отбора методов преподавания. Передовая научная мысль предлагает вводить в учебный процесс Высшей школы инновационные и эвристические методы преподавания. Которые, на наш взгляд, должны быть тесно связаны с метакогнитивными процессами личности [1].
Цель статьи — раскрыть авторский подход к элементам методического обеспечения по дисциплине «Внутрихозяйственный контроль» отвечающий принципам минимизации метакогнитивных искажений для внедрения концепции «самообучающихся систем» в учебный процесс.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
– исследовать принципы функционирования «самообучающихся систем»;
– исходя из принципа «самообучающихся систем» сформировать концептуальные подходы к методическому обеспечению предмета;
– на основании разработанных концептуальных подходов разработать структуру учебного пособия по дисциплине.
Под «самообучаемыми системами» будем понимать определения, приведенные в [2]. С точки зрения кибернетики студент является открытой динамической системой, в том числе с признаками самообучаемости.
При функционировании самообучаемых систем возможны сбои. Для нейтрализации сбоев системы и ликвидации недостатков в работе предлагаем обучение системы сделать многоуровневое, когда выполнив задание по обучению на одном уровне система переходит на выполнение заданий на втором уровне, результаты обучения на втором уровне возвращают к первому уровню, и дорабатывается первый уровень; далее обучение на третьем уровне позволят усовершенствовать результаты на втором и первом уровнях и т. д. Для этого необходимо создать соответствующую среду обучения, в качестве элемента которой можно использовать концепцию «Живой книги».
Для достижения целей преподавания дисциплины «ВХК» студентам специальности «Экономика» профиль «Бухгалтерский учет» предлагается осуществить апробацию учебного пособия, включающего разработки преподавателя дисциплины, рефераты и статьи студентов по предмету, статьи преподавателей по смежным дисциплинам («Финансовый учет», «Информационные системы», «Экономико-математические методы», «Комплексный анализ хозяйственной деятельности» и т. д.), статьи ведущих специалистов по контролю и т. д., объединенных в методическое пособие «Живая книга ВХК». Содержание и структура пособия представлена в таблице 1.
Таблица 1
Содержание иструктура «Живой книги внутрихозяйственного контроля»
Раздел/пункт |
Содержание |
Вступительное слово |
Редактор пособия информирует общественность о целях и задачах пособия |
Объективно о ВХК как о научном направлении в РФ Место «ВХК» в учебном процессе у бакалавров направления «Экономика» профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Потребности студентов в реализации цепочки «мотивация-обучение-контроль»: анализ ситуации |
Раскрывается причинно-следственная связь потребностей в эволюции ВХК как системы с одной стороны, с другой стороны оценивается необходимость развития и обучения студентов и выявляются ключевые предпосылки и проблемы. |
|
Генерируются для студентов варианты индивидуальных траекторий обучения по дисциплине, структурированных и адаптированных для системы ценностей и мировоззрения студентов очной и заочной форм обучения. Формулируются типовые дизайны для раскрытия прикладной задачи в рамках индивидуальной траектории обучения |
Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов и система ВХК Бухгалтерский учет рисков и минимизация их в системе ВХК ВХК учета имущественных комплексов и их элементов ВХК экологических расходов ВХК финансового результата ВХК учета доходов на предприятиях связи ВХК обязательств и т. д. Анализ качества Обучения I уровня |
Публикация авторских разработок студентов по дисциплине «ВХК», включающие статьи ВАК и/или индексируемые в БД РИНЦ, опубликованные за семестр в соавторстве с ведущим лектором, согласно индивидуальной образовательной траектории. Каждая работа публикуется в пособии с обязательным сохранением личных данных студентов, выполнивших ее. В конце раздела редактор пособия обобщает результаты работы студентов, с позиции саморазвития студента за семестр, отмечает направления для совершенствования представленной работы в контексте потребностей ВХК как научно-практического знания |
4. Результаты работы Круглого стола и экзамена по дисциплине «ВХК» 4.1 Взаимный анализ качества работ сокурсников. 4.2 Анализ качества обучения II уровня |
В рамках проведения дисциплины лектор предлагает часть работ студентов оценить в студенческой среде на экзамене и круглом столе по результатам работы за семестр. Студенты анализируют работы друг друга, выявляя достоинства чужих работ, чтобы определить направления для совершенствования своих работ и/или индивидуальных образовательных траекторий |
5. Направления для совершенствования элементов системы ВХК 5.1 Контроль и анализ регистров аналитического учета: направление развития системы ВХК 5.2 Внутрихозяйственный контроль эффективности деятельности предприятия 5.3 Особенности внутрихозяйственного контроля в бюджетном учреждении 5.4 Постановка задач автоматизации элементов системы внутрихозяйственного контроля 5.5 ВХК предприятия как ключевое звено эффективности государственного контроля 5.6 Экономико-математические методы и их использование для диагностики и повышения эффективности внутрихозяйственного контроля 5.7. Анализ качества обучения III уровня |
Преподаватели других дисциплин, ведущие специалисты публикуют работы, позволяющие расширить студентам «зону незнания», тем самым подталкивая студента изменить свою индивидуальную образовательную траекторию, тем самым пересмотреть результаты своей работы и принять решения о целесообразности нового знания для себя и принятия самостоятельного решения о новом исследовании |
6. Самообразование и дистанционное образование по дисциплине «ВХК» 6.1 Самомотивация и эвристическая среда образования 6.2 Образовательная технология по самообучению и самоконтролю |
Раскрываются возможности и механизм использования методического пособия для всех желающих обучиться ВХК с минимальным участием преподавателя, расширяя кругозор студента, минимизирует феномен чувства знания, эффект Даннинга — Крюгера и феномен иллюзии знания |
7. Перспективы развития и закрепления механизмов обучения с I по III уровень в учебном процессе 7.1 Реализация обучения IV уровня в рамках производственных практик студентов 7.2 Реализация обучения студентов V уровня в рамках прочих дисциплин в области контроля 7.3 Реализация обучения VI порядка в рамках творческих проектов студентов |
Раскрываются направления углубленного изучения и саморазвития идей самообучающейся системы в рамках учебного процесса бакалавриата и магистратуры на кафедре «Бухгалтерского учета, анализа и аудита» Севастопольского государственного университета |
8. Страницы юмора и специальных творческих заданий |
Редактор подчеркивает необходимость радости и счастья в процессе обучения, что в том числе достигается радикально творческими заданиями и страницами юмора |
9. Критический анализ современных Стандартов образования в Высшей школе: реалии и парадоксы |
Анализ качества и эффективности Стандартов образования, их соответствие профессиональным требованиям к специалистам по бухгалтерскому учету и перспективы обучения, ориентированные исключительно на современные стандарты |
Заключение |
Слова благодарности и приглашение работать над вторым томом «Живой книги ВХК» |
Вывод: в статье приведена структура учебного пособия по предмету «Внутрихозяйственный контроль», позволяющий студенту сформировать элементы метакогнитивной системы. Последовательность реализации образовательной траектории позволяет студенту при помощи самоконтроля и внешнего контроля преподавателем достичь поставленных целей обучения на многих уровнях. Внедрение «Живой книги ВХК» в учебный процесс кафедры «Бухгалтерского учета, анализа и аудита» Севастопольского государственного университета позволит расширить методологическую базу обучения и повысит эффективность преподавания. Автор предполагает, что идея внедрения «Живой книги» в учебный процесс найдет отклик в сердцах коллег, что подтолкнет их развивать идеи формирования метакогнитивных образовательных систем в рамках других дисциплин.
Литература:
- Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология метакогнитивных процессов личности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — 352 с.
- Ивахненко А. Г. Самообучающиесясистемыс положительными обратными связямиИздательство: АН УССР. — Киев, 1963. — 328 с.
- Воронин М.Д, Кобылянская М. С. Аттракторы как фактор развития // Молодой ученый. — 2016. — № 11.1 (115.1) июнь 2016 г.
Ключевые слова
внутрихозяйственный контроль, метакогнитивные феномены, самообучающиеся организацииПохожие статьи
Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...
В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе. Контроль определяется как система научно-обоснованной проверки результатов обучения...
Роль организации внутрихозяйственного контроля на...
Организация хозяйственного контроля внутри организации это есть постоянный процесс
Порядок организации системы внутреннего контроля каждый хозяйствующий субъект АПК
и ведения бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля более новые...
Методические подходы к внутреннему контролю товарных...
Международные конференции. Тематические журналы. Издание книг.
Автор: Антипин Дмитрий Алексеевич. Рубрика: 10. Учет, анализ и аудит. Опубликовано в.
Медведева О. В., Попкова О. Н., З. Д. Чернышова Бухгалтерский учет в торговле: учебно-практический курс — Ростов н/Д...
Механизмы оценки и административного контроля качества...
Обучение граждан по индивидуальным учебным в пределах государственного образовательного стандарта… регламентируется
Индивидуальная образовательная траектория представляет собой движение студента в содержании обучения, во времени и в...
Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества...
- комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебной
- средства обучения на основе геоинформационных систем (ГИС).
Например, такие как, электронные учебные пособия, обучающие программы, тестирующие программы, презентации.
Интерактивное обучение как средство развития...
Практика преподавания и исследование особенностей организации учебного процесса позволили выделить несколько принципиальных подходов к
Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, студент, преподаватель, умение, процесс обучения...
Управление качеством образования в образовательном...
Тематические журналы. Издание книг.
Для анализа состояния и развития системы образования в конкретном учебном заведении важное значение
качество образования, образовательный процесс, управление качеством, качество, учебно-воспитательный...
Контроль и оценка качества в профессиональном образовании
качество образования, оценка, контроль, зачётная система, система оценивания.
Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...
Этапы процесса формирования учебных умений у учащихся...
Похожие статьи
Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...
В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе. Контроль определяется как система научно-обоснованной проверки результатов обучения...
Роль организации внутрихозяйственного контроля на...
Организация хозяйственного контроля внутри организации это есть постоянный процесс
Порядок организации системы внутреннего контроля каждый хозяйствующий субъект АПК
и ведения бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля более новые...
Методические подходы к внутреннему контролю товарных...
Международные конференции. Тематические журналы. Издание книг.
Автор: Антипин Дмитрий Алексеевич. Рубрика: 10. Учет, анализ и аудит. Опубликовано в.
Медведева О. В., Попкова О. Н., З. Д. Чернышова Бухгалтерский учет в торговле: учебно-практический курс — Ростов н/Д...
Механизмы оценки и административного контроля качества...
Обучение граждан по индивидуальным учебным в пределах государственного образовательного стандарта… регламентируется
Индивидуальная образовательная траектория представляет собой движение студента в содержании обучения, во времени и в...
Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества...
- комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебной
- средства обучения на основе геоинформационных систем (ГИС).
Например, такие как, электронные учебные пособия, обучающие программы, тестирующие программы, презентации.
Интерактивное обучение как средство развития...
Практика преподавания и исследование особенностей организации учебного процесса позволили выделить несколько принципиальных подходов к
Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, студент, преподаватель, умение, процесс обучения...
Управление качеством образования в образовательном...
Тематические журналы. Издание книг.
Для анализа состояния и развития системы образования в конкретном учебном заведении важное значение
качество образования, образовательный процесс, управление качеством, качество, учебно-воспитательный...
Контроль и оценка качества в профессиональном образовании
качество образования, оценка, контроль, зачётная система, система оценивания.
Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...
Этапы процесса формирования учебных умений у учащихся...