Библиографическое описание:

Власенко Р. Д., Мальцева Т. С. Информация и знания в структуре новой экономики // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3.1. — С. 125-129.

 

В статье проведен сравнительный анализ подходов к определению «новой экономики», выявлены особенности современного этапа развития экономики, обоснована возросшая роль информации и знаний.

Ключевые слова: новая экономика, экономика, основанная на знаниях.

 

Изменения, которые произошли за последние 50 лет, повлекли за собой появление нового термина «новая экономика» или «экономика, основанная на знаниях». Основной характерной чертой «новой экономики» является то, что социальный прогресс и экономический рост достигаются путем использования нового фактора производства – постоянно обновляемых знаний.

В настоящее время не только появление новых высокотехнологичных отраслей, но и развитие традиционных базируется на информации и знаниях. Нарастающий поток информации делает принятие экономических решений все более и более сложным. Отсюда следует, что доступ к информации становится решающим фактором конкурентоспособности, а человеческий капитал – поистине главным ресурсом в экономике, формирующий качество и перспективы развития других экономических ресурсов.

Формирование экономики знаний приводит к появлению новых целей и приоритетов, идеологии, ценностей общественного развития. Человеческий капитал становится поистине главным ресурсом в экономике, который формирует качество и перспективы развития других экономических ресурсов. Из капиталоёмкой и трудоёмкой экономика превращается в наукоемкую. Все эти изменения приводят к серьезным структурным перестройкам не только в самой экономической системе, но и изменяют стиль жизни, систему ценностей и мотиваций, меняется представления о критериях общественного прогресса.

Степень достижения экономикой той или иной страны состояния, которое может быть охарактеризовано как «экономика знаний», требует выявления таких параметров, которые позволили бы говорить о её качественно новом характере. Такая система показателей была разработана Всемирным банком. Она включает комплекс из 109 структурных и качественных показателей, объединенных в четыре основные группы: индекс экономического институционального режима, индекс образования, индекс инноваций, индекс информационных и коммуникационных технологий. Все эти группы показателей объединены в комплексный показатель - Индекс экономики знаний.

Согласно данным, представленным в табл. 1, Россия занимает только 55 место в общем рейтинге стран по Индексу экономики знаний, пропустив впереди себя даже те страны, которые не принято относить к развитым (например, Чили, Барбадос и т.д.). По отдельным компонентам индекса России ситуация сложилась следующая: самый низкий уровень имеет индекс институционального режима, самый высокий – индекс образования.

Таблица 1

Индекс экономики знаний и его показатели в странах мира в 2012 г. [5]

Рейтинг

Страна

Индекс экономики знаний

1

Швеция

9.43

2

Финляндия

9.33

3

Дания

9.16

4

Нидерланды

9.11

5

Норвегия

9.11

12

Соединенные Штаты Америки

8.77

14

Великобритания

8.76

54

Катар

5.84

55

Россия

5.78

56

Украина

5.73

 

Существуют отдельные показатели, которые характеризуют развитие «новой экономики» в нашей стране и тех, что находятся на вершине этого списка. Начнём с показателя финансирования образования из средств госбюджета. Из графика 1 следует увидеть, что расходы консолидированного бюджета на образование в нашей стране за последние годы демонстрируют относительно стабильный рост.

Рис. 1. Динамика расходов на образование (в %) [2]

 

По таблице 2 можно сказать о том, что рейтинг России по уровню расходов на образование, определяемый Мировым банком – это 98 место из 198 стран. Нашими соседями по рейтингу являются Сьерра-Леоне, Парагвай и Таджикистан. При этом по индексу знаний Россия находится на 36 месте в мире, а по индексу эффективности национальных систем образования, который рассчитывает Британская компания Pearson, наша страна имеет 13 место в мире и 8 в Европе. Это говорит о том, что при недостаточном государственном финансировании, российская система образования сохраняет свою конкурентоспособность.

Таблица 2

Государственные расходы на образование в процентах от общих государственных расходов [2]

Страна

Всего

На высшее образование

Россия

8,6

1,9

Швеция

11,7

3,7

Финляндия

11,2

3,8

Нидерланды

10,8

3,3

Норвегия

14,1

4,6

США

11,6

3,5

Великобритания

11,9

2,9

Австралия

13,5

2,9

 

Данные таблицы 3 показывают нам на то, что по рейтингу патентной активности Россия находится на 7 месте в мире. Страны, которые являются соседями по рейтингу – Германия, Индия, Канада и Австралия.

Таблица 3

Число патентных заявок на изобретения по странам и принадлежности заявителей: 2013 г. [3]

Страна

Подано патентных заявок в стране

Всего

В том числе заявителями

Национальными

Иностранными

Россия

44914

28765

16149

Бразилия

30884

4959

25925

Великобритания

22938

14972

7966

Германия

63167

47353

15814

Индия

43031

10669

32362

Италия

9212

8307

905

Канада

34741

4567

30174

Китай

825136

704936

120200

Республика Корея

204589

159978

44611

США

571612

287831

283781

Франция

16886

14690

2196

Япония

328436

271731

56705

 

В представленной вашему вниманию таблице 4 аккумулированы некоторые показатели, характеризующие развитие науки: охват научными исследованиями (число исследователей на 10000 населения) и их результативность (удельный вес стран в общемировом числе публикаций в научных журналах, индексируемых в Scopus и число патентных заявок). По всем этим показателям наша страна существенно отстаёт от всех рассмотренных стран. Недостаточность развития научных исследований не может не сказаться на развитии передовых отраслей экономики.

Таблица 4

Исследователи и результативность научных исследователей [2]

Страна

Удельный вес стран в общемировом числе публикаций в научных журналах, индексируемых в Scopus: 2014 в %

Численность исследователей на 1000 жителей

Число патентных заявок на 1000000 чел.

Россия

2,17

66

198,3

Швеция

1,60

133

2462,2

Финляндия

0,82

157

2576.1

Нидерланды

2,01

88

2239,1

Норвегия

0,79

104

1144,2

США

21,84

87

1598,3

Великобритания

6,19

87

815,6

Австралия

3,11

86

499,9

Дания

1,07

149

2224,8

 

Ещё один блок показателей характеризует доступность информации и степень развития сектора информационно-коммуникационных технологий. В современных условиях доступ к информации определяется в первую очередь доступностью сети Интернет. Основной потребитель услуг Интернета – это молодежь до 35 лет, проживающая в городах. Доступ к сети Интернет существенно органичен для лиц, проживающих в сельской местности, что обусловлено большими территориями страны и высокими издержками по формированию систем связи. Таким образом мы наблюдаем существенное ограничение информационного пространства для большинства населения нашей страны.

Таблица 5

Население, использующее Интернет в 2014 г. [4]

Показатели

Все члены

домохозяйства

до 74 лет

в том числе в возрасте, лет

до 16

от 16 
до 35

от 36 
до 55

от 56 
до 74

Население, использующее Интернет, в том числе:

60,7

47,1

81,2

67,2

28,5

   в городской местности

65,6

49,8

86,2

73,7

32,3

   в сельской местности

46,0

39,8

65,0

49,0

16,9

 

Данные, представленные в таблице 6, демонстрируют низкую эффективность труда занятых в секторе информационно-коммуникационных технологий. Доля занятых в этом секторе в России находится на уровне других стран, в то время как объем валовой добавленной стоимости, созданной в данном секторе, существенно отстаёт от развитых стран.

Таблица 6

Основные показатели деятельности сектора ИКТ: 2014 [3]

Страны

Удельный вес сектора ИКТ в численности занятых

Удельный вес сектора ИКТ в валовой добавленной стоимости

Россия

2,8

3,0

Великобритания

3,3

5,5

Германия

2,8

4,8

Италия

2,5

3,7

Канада

2,6

3,9

США

3,3

5,9

Франция

2,7

4,3

Япония

2,6

7,0

 

Результаты анализа представленных показателей позволяют сделать вывод о том, что говорить о достижении нашей страной качественно нового уровня развития экономики, пока ещё рано. Финансирование науки и образования - существенные моменты в построении новой экономики, без их решения наша страна не может осуществлять поступательное движение вперед и выдерживать конкуренцию на мировом рынке.

 

Литература:

 

  1. Индикаторы науки: 2016: статистический сборник/Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2016. 304 с.
  2. Индикаторы образования. 2016: статистический сборник/ Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2016. 320 с.
  3. Наука. Инновации. Информационное общество: 2015: краткий статистический сборник/Г.И. Абдрахманова, Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2015. 80 с.
  4. Россия в цифрах – 2015 г. Крат.стат.сб./Росстат- M., 2015 – 543с.
  5. Центр гуманитарных технологий. Информационно-аналитический портал URL: http://gtmarket.ru/ratings/knowledge-economy-index/knowledge-economy-index-info

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов