Библиографическое описание:

Соловей М. В., Кривонос Д. А. Роль электронной коммерции в международной торговле // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3.1. — С. 134-138.

 

В статье рассмотрены виды электронной коммерции. Представлены преимущества и недостатки для различных субъектов экономических отношений. Приведены данные о развитии электронной коммерции в ряде ведущих стран, определены перспективы дальнейшего развития в мире и России.

Ключевые слова: электронная коммерция, Интернет, электронная торговля, логистика, потребитель.

 

Целью статьи является анализ преимуществ и недостатков электронной коммерции и определение ее роли в мировой торговле и в России.

Прежде чем оценить роль электронной коммерции в международной торговле, определимся с данным понятием. Электронная коммерция – это экономическая сфера, включающая в себя все виды Интернет-операций. В широком смысле электронная коммерция – это любая экономическая деятельность, включающая использование электронных цифровых технологий [1]. На сегодняшний день эта область включает в себя широкий спектр дистанционных услуг, который постоянно расширяется вследствие все более прогрессивного внедрения экономической деятельности в Интернет.

В числе наиболее распространенных Интернет-операций выступают [2]:

        электронная торговля – осуществление торговой деятельности через интернет;

        электронный банкинг – дистанционное предоставление банковских услуг через интернет;

        электронный обмен информацией – комплекс нормативов и мероприятий по стандартизации обмена цифровой информацией в мировом масштабе;

        электронные деньги – электронное хранение денежной стоимости на каком-либо техническом устройстве;

        электронное страхование – осуществление страховой деятельности через Интернет.

Возникновение идеи электронной коммерции связано с развитием автоматизации различных электронных систем. Автоматизированное управление дало большой толчок улучшению качества предоставляемых услуг, что по сей день имеет большой коммерческий успех. Отсутствие географической привязанности в случае осуществления Интернет-операций позволяет расширить возможности по участию в них пользователей по всему миру. Помимо этого, приемы электронной коммерции благоприятно влияют на объемы издержек компаний, о чем подробнее мы упомянем позже.

В зависимости от того, кто выступает потребителем в Интернет-транзакциях, электронная коммерция подразделяется на следующие категории [2]:

        B2B (Business to Business). Взаимодействие происходит между двумя предприятиями. Примером может служить оптовая торговля.

        B2C (Business to Consumer). Наиболее распространенная категория. Отражает отношения между предприятием и конечным клиентом. Примером могут быть розничные Интернет-магазины.

        C2C (Consumer to Consumer). Формат, когда сотрудничают два потребителя. Классическим примером служат сайты по продаже вещей с рук, так называемые Интернет-аукционы («Из рук в руки», «Авито», «Ebay»).

Существуют также и некоторые другие, менее распространенные категории. Например, в Интернет-пространстве часто происходит взаимодействие предпринимателей и потребителей с государственным сектором. Оно выражается во взимании налогов, заполнении различных форм, осуществлении таможенных операций и т.д.

Можно сделать вывод, что электронная коммерция имеет применение ко всем типам участников экономического процесса, от частных потребителей до государства. Преимущества и недостатки электронной коммерции для потребителя, общества и производителей представлены в таблице 1.

Таблица 1

Преимущества электронной коммерции для различных участников экономических отношений

Сравнение

Потребитель

Производитель

Общество в целом

Преимущества

−  повсеместность (в любом месте и в любой момент времени пользователь имеет возможность удовлетворить свой спрос на какой-либо товар или услугу);

−  анонимность (в интернет-пространстве потребитель может быть не назван и не изображен другим потребителям или производителям, если он этого не желает);

−  широкий выбор товаров и услуг

−  сокращение издержек (расходы на маркетинговую деятельность, внутренние и внешние коммуникации, аренду и многое другое значительно ниже, если они функционируют в интернете);

−  глобальность (потенциальная клиентская и партнерская база находится по всему миру)

 

способствует развитию доступности и популяризации образования, здравоохранения, коммунального обслуживания,

снижается транспортная деятельность, что благоприятно влияет на экологическое состояние окружающей среды

 

Недостатки

−       недоверие и неумение использовать интернет-услуги;

−       невозможность оценить товар так же, как при реальном контакте

−       проблемы доставки;

−       возможные трудности и убытки при возврате товара

Сложность в узаконивании и регулировании деятельности в Интернете

 

−   широкое пространство для мошенничества;

−   вытеснение с рынка оффлайн-предприятий

 

 

Рассмотрим влияние электронной коммерции на деятельность мировой экономики в целом. В таблице 2 представлены основные экономические показатели электронной коммерции для отдельных стран.

Таблица 2

Показатели электронной коммерции для отдельных стран

Страна

Доля онлайн-покупателей, %

Средний чек частного потребителя в электронной торговле

Объем электронной торговли в 2015 г, млрд $

Прирост объема эл. коммерции в 2015 г, %

Доля эл .коммерции в ВВП страны, %

Россия

20

65

14

16

1,6

Китай

40

нет данных

520

42

7,0

США

76

98

330

14

5,4

Великобритания

80

770

120

14

8,2

ЕС

55

60

62

12

4,5

 

Из таблицы видно, что в тройку мировых лидеров по объему Интернет-торговли входят Китай, США и Великобритания, из которых Китай развивается активнее всего. Великобритания имеет первенство сразу по трем критериям, насчитывая самую высокую долю Интернет-коммерции в ВВП, имея самый крупный средний чек на Интернет-покупку и вовлекая подавляющее большинство Интернет-пользователей в электронную коммерцию. Среди этих внушительных показателей Россия, однако, опережает Запад в развитии Интернет-деятельности [3] и уступает только Китаю.

Интересным фактом является способ оплаты покупателей интернет-заказов. По данным исследовательского портала Nielsen [4] о способе оплаты Интернет-заказов преобладающим в европейских странах (Германия, Франция, Испания) является использование цифровых платежных систем (PayPal, Qiwi Wallet); в Великобритании 70% Интернет-покупателей оплачивают свои покупки дебетовой картой, в то время как в  оссии та же доля пользователей платит наличными [4].

Рассмотрим теперь особенности электронной коммерции в России. Интересна к рассмотрению тенденция распределения поступающих в Россию посылок. С точки зрения страны-отправителя с подавляющим преимуществом лидирует Китай, оставляя США, ЕС и прочим странам лишь 10 процентов распределения. На рисунке 1 представлено распределение в процентном отношении стран-отправителей в Россию.

Рис. 1. Страны-отправители заказов в Россию

 

Рассмотрим теперь стоимостное распределение заказов стран-отправителей в России. С точки зрения стоимости заказа опять же лидирует Китай, но с менее явным преимуществом: 49% против 51%, из которых четверть стоимости всех поступающих в Россию посылок приходится на ЕС, 13% – на США и столько же – на прочие страны [3] – рисунок 2.

 

Рис. 2. Распределение заказов по стоимости среди стран-отправителей в Россию

 

По мнению экспертов интернет-торговли, российские интернет-магазины (например Ozon.ru) не имеют должного успеха, уступая по ценам и ассортименту китайским интернет-площадкам. В 2015 году китайско-российская электронная коммерция составила 90% всего объема трансграничного онлайн-ритейла в России, в то время, как в 2013 году на китайские интернет-компании приходилось лишь 40% всех заказов из-за рубежа [5].

Среди слабых мест российской электронной коммерции можно выделить следующие:

        слабо развитая логистика и почтовые услуги, несмотря на то, что вопрос доставки товаров до клиента является одним из ключевых для развития этой отрасли. Основные минусы логистических услуг – это плохо организованная, дорогая, неудобная в использовании система доставки грузов, отсутствие возможности перевозки крупногабаритных товаров. Нет выбора и стандартов логистических перевозок. Эти минусы кроются в масштабах нашей страны, которая требует передового уровня развития логистики;

        проблема некомпетентности и нехватки кадров, что ведет к росту издержек, риску репутацией;

        недоверие населения к Интернет-магазинам. Это следует из опасения мошенничества или неумения пользоваться интернет-магазинами. Отсутствие обязательной государственной Интернет-сертификации не дает пользователям возможности доверять сайту;

        отсутствие проработанной нормативной базы. Нет единого подхода к регулированию Интернет-торговли, нет единого Министерства или агентства. Существующие законы противоречивы и разнородны.

Можно отметить, что российский рынок Интернет-коммерции не имеет передовой характер и влияние на экономику страны в целом, однако, в современных условиях глобализации государство должно стимулировать развитие и способствовать решению проблем на рынке электронной коммерции. Таким образом, особенности рынка электронной коммерции в России отражают особенности самой страны: огромные масштабы государства сильно усложняют процесс доставки. Сравнительно малый срок существования российской электронной коммерции обуславливает неразвитую систему регулирования государством электронных процессов. Этот же малый срок, однако, не мешает России динамично развиваться, в том числе завязывая контакты с зарубежными рынками.

В заключение можно сделать вывод, что роль электронной коммерции в международной торговле существенна. В некоторых странах она достигает более 50% всех покупок (например, США и Великобритания). Будущее международной торговли тесно связано с развитием электронной коммерции, поскольку ее преимущества очевидны перед традиционными формами торговли. Доказательствами этого могут служить прогнозы аналитиков. Так американская исследовательская фирма Forrester опубликовала прогнозные исследования на период 2015-2020гг. для сектора электронной коммерции в России, Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также в США [6]:

        доля онлайн-продаж в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Австралия, Китай, Индия, Япония и Южная Корея) увеличится до $1,4 трлн к 2020 году, а среднегодовые темпы роста будут составлять около 14,3%;

        объем онлайн-продаж в США увеличится на 56% и составит $523 млрд к 2020 году: в среднем сектор будет прибавлять по 9,3% роста в течение пяти лет.

Forrester добавляет, что Европейский регион остается на втором месте по объему электронной коммерции, уступая первенство Азиатско-Тихоокеанскому региону, хотя примерно 75% населения Европы являются активными пользователями сети Интернет, в то время как Азиатско-Тихоокеанском регионе эта доля насчитывает лишь 39%. Помимо этого Forrester утверждает, что рост электронной коммерции будет достигаться преимущественно увеличением использования мобильных устройств и венчурных инвестиций (инвестиции в стартапы).

Что касается России, то отечественные аналитики с осторожностью высказываются по поводу прогнозов на последующие годы. Нестабильная экономическая ситуация не позволяет предсказывать развитие электронной коммерции. Но большинство экспертов высказались в пользу положительного роста и динамики Интернет-коммерции не больше чем на 10-15% в год [7]. Развитие обусловлено повышением опыта работы в Интернете и доверия к электронным системам платежа

 

Литература:

 

  1. Кубкина Ю.С. Электронная коммерция: роль, понятие, направления развития // TERRAECONOMICUS. 2012. Том 10, N 2. С. 53-55.
  2. Сибирская Е.В. Электронная коммерция: учеб. пособие/ Е. В. Сибирская, О. А. Старцева. Москва: ФОРУМ, 2013. 288 с.
  3. «Retail and loyalty» – электронный экономический журнал о ритейле и Интернет-коммерции. http://www.retail-loyalty.org/ (дата обращения: 24.04.2016).
  4. Официальный сайт компании «Nielsen» http://www.nielsen.com/ru/ru.html(дата обращения: 24.04.2016)
  5. Министерство коммерции Китайской Народной Республики. http://russian.mofcom.gov.cn/article/counselorsreport/201602/20160201249720.shtml (дата обращения: 24.04.2016)
  6. Официальныйсайт Forrester. «Forrester Research Online Retail Forecast, 2015 To 2020″. https://www.forrester.com (датаобращения: 24.04.2016)
  7. Сайт компании Shopologhttp://www.shopolog.ru(дата обращения: 24.04.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов