Библиографическое описание:

Жучкова А. Г., Дупленко Н. Г. Алгоритм определения границ рационального импортозамещения в регионе // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3.1. — С. 4-6.

 

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «импортозамещение». Представлен алгоритм определения целесообразности разработки и реализации политики импортозамещения в отношении конкретного вида продукции.

Ключевые слова: алгоритм, импортозамещение, Калининградская область, региональная экономика.

 

Целесообразность реализации политики импортозамещения в России, её направления и методы на сегодняшний день являются крайне актуальными и дискуссионными вопросами, не нашедшими однозначной оценки. С одной стороны, термин «импортозамещение» в современной литературе зачастую трактуется как путь догоняющего развития, как некоторая стратегия, реализуемая странами «третьего мира», основанная на идее протекционизма, а значит нарушающая принцип свободной конкуренции, приводящая в конечном итоге к стагнации и отсутствию стимулов для производства качественных товаров и услуг. С другой стороны, сторонники данного процесса утверждают, что импортозамещение является базовым этапом развития национальных отраслей, как производственной сферы, так и сферы услуг и, соответственно, рассматривается как первый шаг на пути становления собственной эффективной экономики государства.

В рамках проведенного исследования были рассмотрены основные подходы к определению и понимаю «импортозамещения» как экономической категории на различных уровнях управления, а также был разработан механизм определения границ целесообразности реализации политики импортозамещения конкретного вида товаров в регионе.

В наиболее общем смысле импортозамещение рассматривается как ограниченный во времени и положительный для экономики страны регулируемый процесс, результатом которого является снижение зависимости от импорта, посредством замены импортируемой продукции отечественными аналогами. Такой позиции придерживаются Матанцев А. Н. [8], Румянцева Е. Е. [9] и другие.

С позиции функционального подхода импортозамещение рассматривается в трудах Лозовского Л. Ш., Райзберга Б. А., Ратновского А. А. [6], Семыкина В. А., Сафронова В. В., Терехова В. П. [10] и трактуется как определенный тип экономической стратегии и политики государства, направленный на замену импорта товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами национального производства. При этом отмечается, что при реализации данной стратегии, высокие импортные пошлины сочетаются с налоговыми льготами местным производителям, разрабатывается и реализуется программа развития необходимой производственной инфраструктуры и так далее.

В макроэкономическом аспекте импортозамещение описывается представителями западной экономической мысли — Ченери Х., Картером Н. [12], а также Линдером С. [1], Линдертом П. [5] и представляется как способ вхождения экономики страны в систему внешнеэкономических отношений.

Импортозамещение в региональном контексте представлено в работах Макарова А. Н. [7], Зайцева Д. Н. [3], Исмагиловой Р. Л. [4] и других. Например, Макаров А. Н понимает в данном случае «рассчитанную на перспективу систему мер, обеспечивающую достижение намеченных регионом целей по объемам и структуре производства отечественной продукции при одновременном снижении потребления импортных товаров [7].

Наконец, на уровне предприятия импортозамещение рассматривается как система мер, «обеспечивающих достижение намеченных предприятием целей по объемам и структуре импортозамещения для повышения эффективности его деятельности» [2].

Идея импортозамещения была впервые сформулирована в трудах одного из отцов-основателей США — Александра Гамильтона и продолжена немецким экономистом Фридрихом Листом. Реализация стратегии импортозамещения лежала в основе построения экономической системы США в конце 18 — начале 19 века. Стоит отметить, что и в настоящее время США, находясь на стадии переориентации экономики (и в первую очередь обрабатывающей промышленности) с внешнего спроса на внутренний, применяет политику импортозамещения. В стране получает широкое распространение специальный термин reshore (возврат предприятий на территорию США), обозначающий противоположность предыдущего популярного процесса вывода производственных предприятий в другие страны (offshore) [4].

Как отмечалось ранее, спорным моментом в реализации политики импортозамещения является применение мер, ведущих к ограничению конкуренции со стороны импортной продукции, что в конечном итоге может привести к снижению качества товаров, при росте цен. Поэтому процесс импортозамещения должен быть проработан с позиции целеполагания. Экстенсивная, количественная замена всех направлений импорта не может являться рациональной целью. Целью импортозамещения в условиях российской экономики является качественная замена некоторых видов импортной продукции отечественными аналогами без потери качества, с возможным снижением цены.

Таким образом, с нашей точки зрения, импортозамещение можно рассматривать с двух взаимосвязанных позиций. Импортозамещение как государственная политика представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение экономической безопасности государства, путём эффективного замещения ряда позиций импорта отечественными аналогами. Импортозамещение как экономический процесс состоит в реализации вышеописанных мер на различных уровнях управления (от общегосударственного до уровня отдельной организации).

Очевидно, что в условиях международного разделения труда и глобализации экономических связей, практически невозможно и не целесообразно в пределах одной конкретной территории региона располагать полностью самодостаточной экономической системой. При условии, что курс на импортозамещение в России был введён на федеральном уровне государство, соответственно, принципы и приоритетные направления данной политики были обозначены на общегосударственном уровне, определение рамок эффективного импортозамещения в регионах является крайне важной задачей, поскольку каждый регион обладает своей спецификой, качественными и количественными характеристиками, которые могут существенно варьироваться и не совпадать со средними по стране.

На рисунке 1 представлен алгоритм определения целесообразности реализации политики импортозамещения в регионе в отношении конкретного вида продукции.

Рис. 1. Алгоритм определения целесообразности реализации политики импортозамещения в отношении определённого вида продукции

 

Определение целесообразности организации или расширения производства определённого вида продукции в регионе начинается с расчёта ёмкости рынка. В данном случае необходимо проанализировать внутренний объём потребления продукции (на основе данных статистики или расчетным путём, с учётом среднего потребления на человека (специализированную организацию) или количества человек (организаций)), а также с учётом возможности выхода на внешние рынки. Потенциальные рынки сбыта продукции должны быть ранжированы с учётом их текущей насыщенности продукцией данного вида, территориальной удаленности, стоимости доставки, наличия барьеров для импорта и т. д.

На втором этапе даётся характеристика текущим источникам удовлетворения спроса на продукцию данного вида в регионе; анализируется динамика, причины изменения структуры, делаются прогнозы.

На третьей стадии анализируются предпосылки создания или развития производства продукции: наличие положительного предшествующего опыта реализации подобных проектов в рассматриваемом регионе или в других регионах при схожих условиях, наличие производственной базы, необходимых ресурсов, логистических схем и так далее.

Четвёртый этап представляет собой расчет себестоимости единицы продукции в соответствии со стандартными статьями расчета себестоимости и с учётом возможности экономии на масштабе, т. е. на основе нескольких сценариев, в зависимости от результатов первого этапа.

На основе полученных данных делается вывод о целесообразности организации или расширения данного производства, а также о необходимых инструментах и механизмах государственной поддержки (предпринимательской инфраструктуры импортозамещения). Последняя особенно важна для организации нового производства, когда речь идёт о значительных первоначальных инвестициях.

Таким образом, у настоящему времени еще не выработано общего подхода к определению сущности импортозамещения. Оно рассматривается с позиций процессного и функционального подходов, на макроэкономическом, региональном и микроэкономическом уровнях. Соответственно различаются и подходы к обоснованию целесообразности политики импортозамещения. В результате проведенного исследования был разработан алгоритм определения целесообразности реализации политики импортозамещения в отношении определённого вида продукции на региональном уровне, который включает в себя пять этапов: расчет емкости рынка, определение доли собственного производства, импорта и экспорта в общем объёме данного вида продукции в регионе; анализ потенциала и предпосылок создания или развития производства продукции; расчёт себестоимости производства единицы продукции в регионе с учётом различных вариантов объёма производства, а также выводы о целесообразности производства данного вида продукции и о необходимых инструментах государственной поддержки.

 

Литература:

 

  1. Linder S. An Essay on Trade and Transformation. New York, 1961.
  2. Волкодавова Е. В. Реализация стратегии импортозамещения продукции на российских промышленных предприятиях // Экономические науки. 2009. № 12. С. 281–286.
  3. Зайцев Д. Н. Организация производства импортозамещающей продукции как направление экономического развития региона: дисс. канд. экон. наук. Оренбург, 2002. 175 с.
  4. Исмагилова Л. Р. Развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств как фактор интеграции региона в систему мирохозяйственных связей: дисс. канд. экон. наук. Казань, 2004. 202 с.
  5. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. М.: Прогресс, 1992. 520 с.
  6. Лозовский Л. Ш., Райзберг Б. А., Ратновский А. А. Универсальный бизнес-словарь. М.: Инфра-М, 1997. 632 с.
  7. Макаров А. Н. Импортозамещение как инструмент индустриализации экономики региона. Инновационный аспект. На примере Нижегородской области // Инновации. 2011. № 5. С. 90–93.
  8. Матанцев А. Н. 600 способов продвижения торговой марки. М.: Дело и сервис, 2003. 352 с.
  9. Румянцева Е. Г. Новая экономическая энциклопедия. М.: Инфра-М, 2005. 724 с.
  10. Семыкин В. А., Сафронов В. В., Терехов В. П. Импортозамещение как эффективный инструмент оптимального развития рыночной экономики // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 7. С. 2–7.
  11. Толкачев С. «Покупай американское!» Как США снова становится промышленной державой. URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/258219/ (дата обращения: 11.04.2016 г.).
  12. Ченери Х., Картер Н. Внутренние и внешние аспекты планов и процесса экономического развития // Конференция по долгосрочному планированию и прогнозированию. М., 1972. С. 77–110.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов