Библиографическое описание:

Липунов А. С., Никифорова И. В. Оценка социально-экономического развития Калининградской области в условиях внешнеэкономических ограничений // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3.1. — С. 11-15.

 

В статье представлены результаты оценки социально-экономического развития Калининградской области в условиях внешнеэкономических ограничений, определены приоритеты развития региона.

Ключевые слова: Калининградская область, приоритеты регионального развития.

 

Сегодня оценивать возможности и угрозы социально-экономического развития Калининградской области целесообразно через обозначенные в программе социально-экономического развития Калининградской области на период 2007—2016 гг. (далее — Программа) основные приоритеты экономического развития эксклавного региона России. Так в рассматриваемый период предполагалось: осуществление эффективной интеграции в международные рынки труда, производства, а также капитала с учетом современной модели управления, отвечающей на вызовы глобальной экономической системы; проведение технологической модернизации производственных систем, а также создание конкурентоспособной региональной промышленной политики; наконец, опережающее развитие основных видов инфраструктур, обеспечивающих конкурентоспособность эксклавного региона России в макрорегиональном окружении (транспортный комплекс; региональная энергосистема; общая среда жизнедеятельности) [2].

Исходя из анализа обозначенных приоритетов Программы, можно отметить, что основной целью развития Калининградской области являлось обеспечение устойчивого присутствия Российской Федерации на Балтике за счет эффективной и отвечающей интересам эксклавного региона интеграции в макрорегиональные процессы развития.

Кроме того, данная Программа должна была, прежде всего, обеспечить рост инвестиционной привлекательности области, эффективное развитие предпринимательства в регионе, проведение промышленной политики с учетом современных инновационных технологий, повышение конкурентоспособности области в системе международной кооперации, что в свою очередь должно было сформировать благоприятный социальный климат, обеспечить увеличение рабочих мест, а также повышение эффективности рынка труда. Также нельзя забывать, что улучшение социально-экономического регионального развития должно было, безусловно, повлиять на модернизацию транспортной и энергетической инфраструктур региона, и как следствие — развитие межрегиональных и международных связей, а также улучшение туристско-рекреационного комплекса и привлекательности региона для туристов.

Успешная реализация всех аспектов Программы должна была привести к значительному росту инвестиций в регионе (в среднем на 15—20 % ежегодно), росту объемов производства (в среднем на 15—20 % ежегодно), за счет чего предполагался рост доходов Калининградской области в 4—5 раз и повышение ежегодного объема ВРП не менее чем на 7 % [2].

В 2014 году Калининградская область демонстрировала опережающие темпы роста экономических показателей по сравнению со среднероссийским уровнем.В целом социально-экономическое положение региона по итогам прошедших пяти лет характеризовалось улучшением большинства показателей, за исключением высокого уровня инфляции и уменьшением объема капитальных вложений (рис. 1) [3].

 

Рис. 1. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности за 2010—2014 гг., млн руб.

 

В целом за 2014 г. рост промышленного производства составил 8,7 % (по РФ — 1,7 %), что в свою очередь было обеспечено за счет роста обрабатывающих производств на 11,2 % (по РФ — 2,1 %).Выросли объемы выполненных строительных работ на 17,6 % (по РФ снижение на 4,5 %), рост жилищного строительства составил 75,7 % (по РФ — 14,9 %). Объем продукции сельского хозяйства вырос на 9,1 % (по РФ — 3,7 %) [5].

Закрытость внешних рынков капитала сократило банковскую ресурсную базу, у предприятий повысилась стоимость заемных ресурсов, что в свою очередь привело к резкому ухудшению бизнес-уверенности. Так объем инвестиций в основной капитал в 2014 году снизился на 18,2 % к уровню предыдущего года, при этом в большей степени снизились инвестиции крупных и средних предприятий — на 23,8 %. Объем инвестиций за счет банковских кредитов и заемных ресурсов прочих организаций в текущих ценах снизился более чем в два раза. В начале 2015 года социально-экономическое положение региона несколько ухудшилось. Замедляется рост промышленного производства, который в январе-феврале составил 0,3 %, обрабатывающих производств 4,1 %. Снизился объем строительных работ на 10,9 % к январю-февралю 2014 года. Индекс потребительских цен в январе-феврале 2015 составил 5,9 % к декабрю 2014 года [5]. По данным Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области в основе развития обрабатывающих производств на период до 2020 года заложены принципы кластерного развития приоритетных видов промышленной деятельности (автомобилестроение, судостроение и судоремонт, производство электронной техники, химической продукции, изделий из янтаря), импортозамещения приоритетных и критических с точки зрения национальной безопасности видов продукции, создание и развитие существующих производственных цепочек в обрабатывающих производствах. Значительный вклад в развитие обрабатывающей промышленности вносят предприятия-резиденты ОЭЗ, такие как ЗАО «Содружество-Соя», ЗАО «Агропродукт», ООО «Союз-М», ООО «Мираторг Запад» и др.

В 2018 году ожидается существенный спад производства электроэнергии, газа и воды, вызванный следующими причинами. В настоящее время избыток электроэнергии, вырабатываемой Калининградской ТЭЦ-2 поставляется на экспорт. В 2018 году энергосистема Калининградской области начинает работать в режиме, изолированном от ЕЭС России, выработка электроэнергии на тепловых станциях будет равна энергопотреблению объектов региона (электроэнергия не будет поставляться на экспорт). В прогнозном периоде предполагается рост электропотребления, связанный с запланированным вводом объектов чемпионата мира по футболу, индустриальных парков «Храброво», «Черняховск».

Сохранение геополитической напряженности и негативные последствия введения Российской Федераций экономических санкций на ввоз отдельных видов сельскохозяйственного сырья и готовой пищевой продукции, а также ослабление рубля способствовали всплеску инфляции (в декабре к декабрю 2014 года индекс потребительских цен составил 115,6 %). Данные обстоятельства оказали негативное влияние на хозяйственную деятельность региональных предприятий, а в социальной сфере привели к снижению реальной заработная платы на 1,7 %.

На рынке труда в течение 2014 года сохранялась стабильная ситуация. Так, по итогам четвертого квартала 2014 года уровень безработицы снизился до 5,1 % от экономического активного населения. Уровень регистрируемой безработицы составил 1,1 %. Число незанятых трудовой деятельностью граждан за 2 месяца 2015 года выросло на 22 %, в том числе безработных на 13 % [3—4].

Все вышеперечисленные события во многом было вызваны обострением внешнеполитической обстановки вокруг РФ, девальвацией рубля, а также введением экономических санкций в отношении России. Все это существенно и отрицательно повлияло на успешную реализацию Программы развития эксклавного региона России. В этой связи имеется необходимость ее корректировки и продления срока реализации Программы уже с учетом сложившихся факторов внешней среды. Учитывая специфическое расположение Калининградской области, а также динамику ее внешнеторгового оборота, который из-за данной особенности более чем на 90 % формируется странами дальнего зарубежья (рис. 2—3) [3].

 

 

Рис. 2. Внешнеторговый оборот Калининградской области в 2010—2014 гг., млн долл.

 

Таким образом, можно ожидать успешное развитие сотрудничества промышленных компаний Калининградской области с зарубежными инвесторами, что позволит расширить производственные мощности региона, и как следствие, приведет к увеличению рабочих мест, росту ВРП и дохода на душу население, и, в целом, улучшению уровня социально-экономического развития региона.

 

 

Рис. 3. Распределение внешнеторгового оборота Калининградской области по странам-контрагентам за 2014 г., % [1]

 

Следует заметить, что с учетом сложившейся экономической ситуации и геополитического положения Калининградской области продовольственная безопасность является приоритетом региональной государственной политики. Планы по развитию агропромышленного комплекса региона основываются на самообеспеченности региона продуктами питания и промышленности сырьем. В целях обеспечения импортозамещения и продовольственной безопасности региона особое внимание и государственная поддержка будут оказаны приоритетным подотраслям сельскохозяйственного производства: овощеводство, картофелеводство, садоводство, молочное скотоводство, птицеводство, овцеводство.

До 2014 г. основное количество продовольственных товаров импортировалось из стран ближнего зарубежья, а доля российских производителей и в частности калининградских компаний была ничтожно мала ввиду сильного влияния на них ряда внешних факторов: высокой конкуренции с иностранными поставщиками, относительно высокой себестоимости производства (за счет использования более экологически безопасных методик производства), доступностью зарубежного продовольствия и более высокими затратами на экспорт продовольствия из других областей России. В данной ситуации калининградские фермеры просто не могли противостоять натиску иностранных производителей. Введение же продуктового эмбарго хотя и привело, особенное первое время, к некоторому дискомфорту для потребителей области, однако предоставило местным аграриям вывести сельское хозяйство и пищевое производство на существенно новый уровень в структуре экономики региона. В целом по докладам Правительственной комиссии по импортозамещению, созданной в августе 2015 г., доля импорта в объеме розничных продаж продовольствия в России снизилась в среднем на 20—35 % по отдельным показателям, а объемы производства пищевого производства растут с каждым полугодием. Помимо увеличения собственного производства продовольственных товаров, продуктовое эмбарго позволило по-новому взглянуть на рынки зарубежных поставщиков. Запрет товаров из стран ЕС и США дал новые возможности для сотрудничества с другими странами ближнего и дальнего зарубежья, которые ранее не рассматривались в качестве сотрудничества, а также позволил наладить экспорт собственной продукции в эти страны.

Таким образом, в 2015 году по оценке сохранится положительная тенденция увеличения темпов развития агропромышленного комплекса (индекс производства составит 102,7 %) [5].

Кроме того, важно заметить, что эффективное социально-экономическое развитие Калининградской области напрямую связано с модернизацией транспортной инфраструктуры региона. Так, повышение объемов экспорта продуктов с основной части территории России просто невозможно без увеличения качества и возможностей региональной транспортной системы, а повышение тарифов странами ЕС, по которым осуществляется транзит продукции автомобильным и железнодорожным транспортом, заставляет пересмотреть организацию транспортного сообщения за счет других видов — воздушного и морского. Сам факт наличия двух крупных морских портов (торгового и рыбного) должен способствовать росту объемов перевозок грузов с территории России, экспорту товаров в европейские и другие страны мира, а также сотрудничеству с крупными зарубежными перевозчиками.

Таким образом, принимая во внимание сложившиеся на данный момент изменения в мировой и национальной экономике, следует обратить особое внимание наприоритеты социально-экономического развития Калининградской области на следующие годы:

— обеспечение продовольственной, промышленной и энергобезопасности области на фоне внешнеполитических факторов, создание и увеличение производственных мощностей, которые позволят максимально покрыть потребности региона;

— формирование кластеров в ряде приоритетных для регионального развития видов экономической деятельности, прежде всего, связанных с возможностями лидерства области на Северо-западе РФ, а также в макрорегионе «Балтика» (транспортная и энергетическая инфраструктуры; пищевое и агропромышленное производство; туристско-рекреационные технологии; а также более локальные, но значимые для экономики комплексы: строительство, мебельная промышленность, металлообработка и др.) [2];

— повышение конкурентоспособности калининградских предприятий не только на российском, но и на мировых рынках, увеличение экспортной составляющей экономики в ВРП;

— развитие и улучшение транспортной инфраструктуры региона, не только за счет основных — автомобильного и железнодорожного видов транспорта, но и за счет перспективного развития морского и воздушного сообщения, снижение тарифных ограничений в сотрудничестве со странами ЕС, преодоление зависимости от поставок различных ресурсов с территории России через Литву и Республику Беларусь;

— создание благоприятного экономического пространства для трудоспособного населения (по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, в возрасте 15—72 лет, в среднем за год численность экономически активного населения за 2010 г. составила 510,8 тыс. чел, а в 2014 г. — 528,8), позволяющего ему, обеспечить за счет своих доходов высокий уровень жизни, эффективность социального обслуживания; улучшение демографической ситуации в области (численность населения региона за последние пять лет ежегодно росла: если на конец 2010 г. она составляла 941,8 тыс. чел., то на конец 2014 г. — 968,9), повышение, а также снижение уровня бедности населения области [5].

Подводя итоги всего вышесказанного, можно отметить следующее: на фоне опережающего развития стран ЕС, развитие Калининградской области должно осуществляться более высокими темпами, чем в окружающих странах.Таким образом, на первый план при обеспечении конкурентоспособности Калининградской области должны выйти такие факторы, как наличие в регионе быстрых и эффективных систем транспорта и коммуникации, адекватное уровню развития экономики, энергообеспечение региона с предоставлением низких долгосрочных федеральных тарифов, стимулирующих к созданию новых производств, формирование квалифицированной рабочей силы, создание научно-технических центров, сокращение избыточных административных барьеров и формирование благоприятной для бизнеса институциональной среды в регионе.

 

Литература:

 

  1. Единый информационный портал «Экспортеры России». Итоги внешней торговли Калининградской области за 2014 год. URL: http://www.rusexporter.ru/research/region/detail/2314/ (дата обращения: 19.04.2016 г.)
  2. Закон Калининградской области от 28.12.2006 № 115 (ред. от 02.07.2010)«Об утверждении Программы социально-экономического развития Калининградской области на 2007—2016 годы» (принят Калининградской областной Думой 25.12.2006). Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Калининградская область в цифрах. 2015: краткий стат. сб. / Калининградстат. Калининград, 2015.
  4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: стат. сб. / Росстат. М., 2015.
  5. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 19.04.2016 г.).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов