Таможенное регулирование ОЭЗ в Калининградской области как инструмент обеспечения экономического развития на примере мясоперерабатывающего производства | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (5) май 2016 г.

Дата публикации: 16.05.2016

Статья просмотрена: 1061 раз

Библиографическое описание:

Шабалина, Е. И. Таможенное регулирование ОЭЗ в Калининградской области как инструмент обеспечения экономического развития на примере мясоперерабатывающего производства / Е. И. Шабалина, О. И. Ерофеева. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 3.1 (5.1). — С. 24-28. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/31/976/ (дата обращения: 19.04.2024).

 

В статье рассмотрены основные проблемы таможенного регулирования в Калининградской области в условиях особой экономической зоны на примере мясоперерабатывающего производства и даны рекомендации решения этих проблем. Представлены результаты статистических характеристик. Статья содержит показатели общего анализа.

Ключевые слова: таможенная политика, таможенное регулирование, особая экономическая зона, мясная промышленность, проблемный анализ, динамика показателей.

 

Продукты питания занимают одно из важнейших мест в системе удовлетворения базовых потребностей общества. При этом, мясные продукты всегда пользовались высоким спросом на мировом рынке. Мясо и мясопродукты — основные источники белков и витаминов. Кроме того, следует подчеркнуть, что белки в мясе усваиваются почти на 100 %. В России развитию мясопроизводства и мясопереработке уделяется достаточно большое внимание. Данная группа товаров включена в состав обеспечения продовольственной безопасности страны. Однако, в современной ситуации нестабильности, как внешней, так и внутренней среды, функционирование данной отрасли зависит от влияния множества факторов, что определяет необходимость поиска надёжных механизмов регулирования и дальнейших путей развития.

Целью представленной работы является исследование проблем развития мясоперерабатывающей отрасли в Калининградской области и выявление возможных путей обеспечения экономического роста на основе применения таможенно-тарифного регулирования в условиях ОЭЗ.

Объектом исследования в данной работе является мясная промышленность — отрасль перерабатывающая скот и превращающая мясное сырье в готовое изделие или продукт.

За 2014 год производство мяса в мире достигло показателя 310 млн тонн: свинина-38 %, мясо птицы — 35 %, баранина — 5 %, говядина — 22 %. Из них 5.81 млн тонн приходится на Российское производство мяса: 66 % мяса птицы, 15 % — свинины, 13 % — говядины, 0.5 % — баранина, 11,5 % — остальные виды мяса. Лидеры данного вида промышленности — США и Китай (28 % и 15 % мирового производства). На третьем месте наблюдается конкуренция России и Бразилии. В 1990 году Россия выпускала около 6 % мирового производства мяса, но в настоящий момент этот показатель составляет всего лишь 2 %, в то время как Бразилия выпускает 7,5 % мирового производства мяса [1].

В начале 1990 года в России наблюдался минимальный импорт мяса и большое собственное поголовье: 58 млн голов крупного рогатого скота и 38,3 млн свиней, а показатель потребления мяса на душу населения в России в 1995 году составил 55 кг. Когда началась галопирующая инфляция и дефолт 1998 года производители ощутили острую нехватку наличности и к 2000 году отрасль полностью деградировала [1].

С 2000 года производство мяса устойчиво растет. При этом, рост производства обусловлен большим ввозом импортного мяса, а также укрепление рубля в 2008 году. В 2013 году производство мяса составило 8,5 млн тонн (почти в два раза больше чем в 1999 году). Особенно сильный был рост производства мяса птицы (в пять раз) и свинины (на 90 %). Также к 2013 году уровень потребления мяса в России составил 75 кг в год на душу населения, и к 2014 году остается неизменным [1].

Рассматривая Калининградскую область, которая представляет собой обособленную территорию, граничащую с Литвой и Польшей, следует отметить, что таможенная политика и внешнеэкономическая деятельность здесь осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об особой экономической зоне» [4]. Данный закон даёт ряд преимуществ в отношении осуществления внешнеэкономической деятельности. При этом, область имеет выгодное географическое положение по отношению к европейским государствам. Однако, несмотря на данные факторы и, соответственно, свободный доступ к иностранному сырью, Калининградская область имеет и свои недостатки. Эксклавное положение области по отношению к основной части России влечет за собой проблему недостаточной обеспеченности коммуникативными связями и доступа на российский рынок.

Кроме того, в отношении экспорта и импорта продовольствия следует отметить часто возникающие факторы, относящиеся к форс-мажорным обстоятельствам. Так, в 2014 году, произошло резкое снижение импорта мясного сырья. Основополагающими причинами снижения импорта послужили ветеринарные запреты Россельхознадзора, санкции Америки, девальвация рубля и ЭМБАРГО. При этом, объёмы отечественного сырья были недостаточны, чтобы удовлетворить потребности своих производителей мяса. Соответственно, наблюдалось снижение объёмных показателей мясоперерабатывающих предприятий.  Кроме того, следует подчеркнуть, что в условиях современных технологий отечественного мясопроизводства, качество российского сырья проигрывает по сравнению с иностранным. Поэтому производителей мясопродукции в России больше привлекает импортное сырье. Оно более удобно в переработке, и цены играют, так же, не в пользу отечественного продукта. В то же время, с позиций мясопроизводителей проблема состоит в неготовности отрасли к конкурентному снижению цен при наличии возможностей выпускать больший объем продукции.

Следует подчеркнуть, что все вышеперечисленные факторы тормозят развитие, как отрасли мясопроизводства, так и мясопереработки. При этом понятно, что развитие данных отраслей следует рассматривать в комплексе как единый технологический процесс. Поэтому, для более наглядного анализа проблем и противоречий отрасли мясной промышленности в Калининградской области были выбраны предприятия мясопроизводства и мясопереработки ООО «Союз-Продукт» и ООО «Фортекс», зарегистрированные на территории Калининградской области. Так в 2003 году на территории Калининградской области было сознано предприятия ООО «Союз-Продукт». Основной вид деятельности: производство продуктов из мяса и мяса птицы, предоставление услуг по тепловой обработке и прочим способам переработки мясных продуктов. На рынок мясных производителей компания вышла в 2009 году. Предприятие имеет собственные производственные мощности на территории Зеленоградского района: здания, цеха, оборудование, склады. Недвижимое имущество ООО «Союз-Продукт» находится на арендуемых земельных участках. ООО «Союз-Продукт» не являлся участником внешней экономической деятельности и не осуществлял такую деятельность до 2006 года. В связи с изданием федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Особой экономической зоне в Калининградской области», директор компании вместе сотрудниками принимают решение о вынужденном приобретении компании ООО «Фортекс», которая является компанией, осуществляющей внешнеэкономическую деятельность и способную получать преференции в соответствии с законом, для развития промышленности и увеличения прибыли предприятия. ООО «Фортекс» имеет собственные ТУ, рецептуры, сертификации и т. д. Основной вид деятельности: переработка мясного сырья и вывоз готовой продукции в соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ. Основными рынками сбыта на протяжении существования предприятий являются Москва и Санкт-Петербург. Сырье, используемое для производства мясных деликатесов, ввозится из Германии и Голландии. Вид заказываемого и реализуемого сырья: свинина, говядина, филе курицы. Преимущества сделки с такими поставщиками состояли в том, что географический фактор повлиял на быструю доставку сырья (около трёх дней), а также европейские поставщики предлагали сырье по устраивающей цене для ООО «Союз-Продукт». В 2013 году сложились наиболее благоприятные условия для реализации большего объёма мясной продукции.

В январе 2014 года Россельхознадзор, в связи с эпидемией чумы, которая распространилась на европейские страны, ввел запрет на ввоз сырья из Европы. Организация была вынуждена искать новых поставщиков, которыми стали представители компаний из Америки и Канады, расположенных географически дальше, что увеличило тариф и сроки поставки. Позже, возникли проблемы, связанные с политическими факторами, такими как установление санкций со стороны США и Евросоюза и ответные меры Правительства РФ в форме установления ЭМБАРГО в августе 2014 года на сырье из Америки и Канады. При этом вновь предприятие «Фортекс» вынуждено искать новых поставщиков, и находит их в Бразилии и Парагвае. Сроки поставки сырья увеличились до двух недель. Кроме того, цены на продукцию от указанных поставщиков выше прежней цены на сырье на 30 %, что обусловило увеличение цены для покупателей конечного продукта. Однако у предприятия не было выбора. Таким образом, с августа 2014 года и по сегодняшний день основными коммуникациями в сфере закупки мясного сырья остаются Бразилия и Парагвай. Анализируя данную ситуацию можно констатировать, что происходит нарушение закономерностей системного развития, таких как целостности, коммуникативности и закона необходимого разнообразия [5] (Рис. 1).

 

Рис. 1. Динамика объёма производства мясопродукции

 

Указанное нарушение подтверждается отрицательной динамикой объёмных показателей предприятия. С 2009 по 2012 год объем производства сохраняется на одинаковом уровне и достигает 840 тыс. кг в год. В 2013 году происходит «пик» реализации, и компания выпускает 1 млн 860 тыс. кг готовой продукции из мяса. В 2014 году объём выпуска составил 1 млн470 тыс. кг. Однако, уже к 2015 году в связи с перечисленными факторами и девальвацией рубля, происходит резкое снижение объёма, и компания выпускает всего лишь около 180 тыс. кг готовой продукции из мяса. На основании расчётного уровня показателей рентабельности, выполненных с использованием отчётных данных предприятия за рассматриваемый период, был сделан вывод о снижении эффективность деятельности компании на 89,4 %.

Следует подчеркнуть, что предпринимателям Калининградской области оказывалась определённая поддержка на уровне реализации законодательных и правовых документов. Была предусмотрена система компенсаций и переходный период для предприятий, работающих по схеме импортозамещения [2]. В соответствии с Федеральным законом об ОЭЗ в Калининградской области № 16-ФЗ для предприятий, работающих на импортном сырье и поставляющих свою продукцию на российский рынок, был предоставлен 10-летний переходный период, позволяющий им работать по прежней схеме [4]. После чего предусматривалась отмена льгот на ввоз готовой продукции на остальную территорию РФ. И, поскольку в указанный период действия закона, то есть с 01.04.2006 года по 01.04.2016 года произошло вступление России в Таможенный союз, то регулирование порядка предоставления льгот в ОЭЗ Калининградской области производится с законодательством, как России, так и Таможенного союза, в части не противоречащей друг другу. В данной связи было принято Соглашение, заключённое между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 года «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» (далее — Соглашение) [3]. В соответствии с действием двух законодательных актов (Закона № 16-ФЗ и указанного Соглашения) в Калининградской области для так называемых предприятий — «переходников», к которым относится ООО «Фортекс», была предложена возможность выбора одного из четырёх вариантов таможенно-тарифного регулирования ВЭД Табл.1).

Таблица 1

Варианты таможенно-тарифного регулирования ВЭД

Процедура 1

Процедура 2

Процедура 3

Процедура 4

Ввоз иностранного сырья для изготовления товара с уплатой таможенных пошлин по процедуре 40 и вывоз готовой продукции на остальную часть таможенной территории ЕАЭС в соответствии с ТП ТТ.

Ввоз готовой продукции с уплатой таможенных платежей в отношении готовой продукции без проведения идентификации

Вывоз готовой продукции с уплатой таможенных платежей в отношении иностранного сырья при осуществлении идентификации в упрощенном порядке с применением ДТ в качестве заявления на идентификацию.

Вывоз готовой продукции с уплатой таможенных платежей в отношении иностранного сырья с использованием заявления на идентификацию.

 

ООО «Фортекс» выбирает второй вариант в привязке к стратегии развития своего предприятия.

Так для того, чтобы правильно реализовывать задачи и достичь поставленные целей предприятием были разработаны два основных направления развития:

  1. создание кластерного производства в мясной и мясоперерабатывающей отрасли;
  2. внедрение новой линейки продукции.

В отношении реализации первого направления лежит разработка и внедрения кластерного производства. Кластерное производство не только способно вывести исследуемое предприятие из кризисной ситуации, но и в состоянии помочь реализоваться другим, таким же предприятиям данной отрасли. Суть состоит в том, чтобы создать кластер мясопереработки, включающий несколько предприятий по Калининградской области, заключить между ними официальные соглашения и зарегистрироваться в реестре как кластер. Для внедрения такой стратегии нужно создать инвестиционный проект, то есть оценить общий объем инвестиций в проект, определить за счет чего будет осуществляться финансирование (собственные средства, кредиты, привлечение инвестиций) и определить сроки окупаемость продукции. Следующим этапом является создание продукции и распределение ее в торговую сеть. Значение мероприятия складывается из идеи сохранения импортозамещения, которое должно быть оправданно.

Второе направление стратегии, носит характер внедрения новой линейки продукции: а именно включает полуфабрикаты мясной кулинарии. Данное направление подразумевает необходимость детального изучения российского рынка с тем, чтобы понять какая конкурентная среда сложилась по данному виду продукции. При этом необходимо учесть влияние сложившихся условий регулирования ВЭД в ОЭЗ Калининградской области.

Таким образом, представленная работа содержит анализ проблем развития предприятий отрасли мясопроизводства и мясопереработки в Калининградской области как особой территориальной системы, имеющей специфику географического расположения и условий ведения предпринимательской деятельности. Особая экономическая зона, включающая рычаги таможенно-тарифной политики в отношении регулирования ВЭД претерпевает изменения в связи с наложением факторов внешней и внутренней среды. На федеральном уровне управления принимаются соглашения, направленные на урегулирование законодательства и нормативных документов. Участникам ВЭД также приходится искать пути дальнейшего развития своего бизнеса. Данная работа является первым этапом исследования, включающим проблемный анализ, и предполагается её продолжение в части разработки регулирующих мер в отношении ВЭД в условиях ОЭЗ Калининградской области.

 

Литература:

 

  1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015. 1268 с. // Официальный сайт: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/(дата обращения: 12.04.2016).
  2. О предоставлении из федерального бюджета бюджету Калининградской области иных межбюджетных трансфертов на компенсацию части затрат российских юридических лиц на перевозку железнодорожным транспортом общего пользования готовых товаров, произведенных на территории Калининградской области, на территорию Российской Федерации, а также перевозку с территории Российской Федерации сырья, строительных материалов и комплектующих для производства указанных товаров на территории Калининградской области: постановление от 28 апреля 2015 года № 423. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года, Санкт-Петербург. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ (ред. от 29.06.2015). Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
  5.                         Шабалина Е.И Приморские регионы: функционально-объектное управление стратегическим развитием в условиях интеграции: монография / Е. И. Шабалина. Калининград: Изд-во БФУ им. И.Канта, 2014. 161 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Калининградская область, готовая продукция, Россия, Бразилия, иностранное сырье, мясное сырье, особая экономическая зона, предприятие, внешнеэкономическая деятельность, Таможенный союз.

Похожие статьи

Особенности ведения бизнеса в Калининградской области как...

Особая экономическая зона (далее - ОЭЗ) в Калининградской области была создана в 1991 году.

Однако, несмотря на данные факторы и, соответственно, свободный доступ к иностранному сырью, Калининградская область имеет и свои недостатки.

Оценка социально-экономического развития Калининградской...

Оценка социально-экономического развития Калининградской области в условиях внешнеэкономических ограничений.

вносят предприятия-резиденты ОЭЗ, такие как ЗАО «Содружество-Соя», ЗАО «Агропродукт», ООО «Союз-М», ООО «Мираторг Запад» и др.

Оценка прямых эффектов функционирования Особой...

Особая экономическая зона Калининградской области, как и ОЭЗ в Магаданской области, по своей сути наиболее близка к «специализированным зонам поощрения экспорта». Таким образом, данная ОЭЗ характеризуется как анклав в рамках таможенной территории...

Анализ движения и динамики внешнеторговых потоков на...

Внешнеэкономическая деятельность предприятий и организаций Калининградской области за 2000 - 2008 гг.: статистический сборник Калининградской области в цифрах.

Таможенное регулирование ОЭЗ в Калининградской области как...

Внешнеэкономическая деятельность российских регионов как...

Для поддержания конкурентоспособности региона и сохранения его экономической целостности необходимо переориентировать внешнеэкономическую деятельность на экспорт готовой продукции взамен сырья...

Особые экономические зоны: проблемы и особенности...

Особые экономические зоны в России начали развиваться в связи с принятием Федерального закона № 116 «Об особых экономических зонах в

На территории ОЭЗ применяется режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары, ввозимые в ОЭЗ...

Значение особых экономических зон для...

Ключевые слова:особая экономическая зона, таможенная процедура, режим налогообложения.

В свою очередь, для иностранных компаний ОЭЗ — это выход на рынок единой таможенной территории Таможенного союза.

Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного...

Таможенные пошлины выступают основой таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД), так как реализуют его главные цели.

Так, по адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие [3, с. 60]

Анализ организационной активности малых предприятий...

Особая экономическая зона (далее - ОЭЗ) в Калининградской области была создана в 1991 году.

Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики... Так стоит отметить, что создание и деятельность СЭЗ регулируется Федеральным законом № 116-ФЗ «Об особых...

Похожие статьи

Особенности ведения бизнеса в Калининградской области как...

Особая экономическая зона (далее - ОЭЗ) в Калининградской области была создана в 1991 году.

Однако, несмотря на данные факторы и, соответственно, свободный доступ к иностранному сырью, Калининградская область имеет и свои недостатки.

Оценка социально-экономического развития Калининградской...

Оценка социально-экономического развития Калининградской области в условиях внешнеэкономических ограничений.

вносят предприятия-резиденты ОЭЗ, такие как ЗАО «Содружество-Соя», ЗАО «Агропродукт», ООО «Союз-М», ООО «Мираторг Запад» и др.

Оценка прямых эффектов функционирования Особой...

Особая экономическая зона Калининградской области, как и ОЭЗ в Магаданской области, по своей сути наиболее близка к «специализированным зонам поощрения экспорта». Таким образом, данная ОЭЗ характеризуется как анклав в рамках таможенной территории...

Анализ движения и динамики внешнеторговых потоков на...

Внешнеэкономическая деятельность предприятий и организаций Калининградской области за 2000 - 2008 гг.: статистический сборник Калининградской области в цифрах.

Таможенное регулирование ОЭЗ в Калининградской области как...

Внешнеэкономическая деятельность российских регионов как...

Для поддержания конкурентоспособности региона и сохранения его экономической целостности необходимо переориентировать внешнеэкономическую деятельность на экспорт готовой продукции взамен сырья...

Особые экономические зоны: проблемы и особенности...

Особые экономические зоны в России начали развиваться в связи с принятием Федерального закона № 116 «Об особых экономических зонах в

На территории ОЭЗ применяется режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары, ввозимые в ОЭЗ...

Значение особых экономических зон для...

Ключевые слова:особая экономическая зона, таможенная процедура, режим налогообложения.

В свою очередь, для иностранных компаний ОЭЗ — это выход на рынок единой таможенной территории Таможенного союза.

Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного...

Таможенные пошлины выступают основой таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД), так как реализуют его главные цели.

Так, по адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие [3, с. 60]

Анализ организационной активности малых предприятий...

Особая экономическая зона (далее - ОЭЗ) в Калининградской области была создана в 1991 году.

Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики... Так стоит отметить, что создание и деятельность СЭЗ регулируется Федеральным законом № 116-ФЗ «Об особых...

Задать вопрос