Библиографическое описание:

Зонин Н. А., Терре М. А. Рынок мобильных приложений Калининградской области // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3.1. — С. 101-104.

 

Статья посвящена анализу российского и регионального рынка мобильных приложений. В работе рассмотрены тенденции развития рынка мобильных приложений Калининградской области. Кроме того, сделан анализ рынка мобильных приложений Калининградской области, выявлены узкие места рынка и их причины.

Ключевые слова: мобильное приложение, магазин мобильных приложений, брендированные приложения.

 

Развитие IT-технологий и массовое распространение мобильных устройств позволили сформировать новый рынок — рынок мобильных приложений (МП). Мобильные приложения являются одним из главных трендов последних лет в сфере IT. Растет количество разработчиков, увеличивается количество приложений и пользователей, а также все больше и больше компаний понимают необходимость создания собственных приложений для повышения конкурентоспособности. На рисунке 1 показан график доли пользователей мобильного интернета [1]. Такой динамичный рост мобильных пользователей, а также постоянное развитие технологий указывают на то, что российский (как и мировой) рынок мобильных приложений находится в фазе активного роста.  Это один из наиболее перспективных рынков, который открывает широкие возможности для IT-компаний.

Рис. 1. Увеличение числа пользователей мобильного интернета.

 

Прежде всего, необходимо определить само понятие «мобильное приложение». «Мобильное приложение» – это специально разработанное приложение под конкретную мобильную платформу (iOS, Android, Windows Phone) [3].  Многие мобильные приложения предустановлены на самом устройстве или могут быть загружены на него из онлайновых магазинов приложений, таких как App Store, Google play market, Windows Phone Store, Яндекс.store – и других, бесплатно или за плату. Мобильные приложения распространяются призваны облегчить жизнь пользователей мобильных устройств, а также ее разнообразить.

На данный момент к компаниям в самых разных сферах деятельности приходит осознание того, что в ближайшем будущем разработка мобильного приложения будет необходима. По данным, опубликованным компанией «Яндекс» [1] в ежегодном исследовании «Развитие интернета в регионах России» за 2016 год, 83 миллиона россиян старше 12 лет постоянно пользуются интернетом, более 60 миллионов выходят в сеть каждый день (осень 2015). Из них 84% пользуются мобильным интернетом хотя бы 1 раз в месяц. Такой динамичный прирост мобильных пользователей и тенденция клиентоориентированных стратегий ведения бизнеса должны заставлять собственников и управленцев думать о развитии нового коммуникационного инструмента – брендированного мобильного приложения. Мобильное приложение обладает рядом преимуществ по сравнению с мобильной версией сайта:

        более удобный и понятный интерфейс;

        программы лояльности онлайн;

        постоянная коммуникация с пользователем;

        геолокация;

        наиболее точный сбор данных о целевой аудитории.

Рынок мобильных приложений сформировался относительно недавно. Датой появления рынка мобильных приложений принято считать запуск Apple AppStore 10 июля 2008 года. Вскоре после этого, в октябре 2008, был запущен Android Market, а после него магазины приложений других ОС и производителей мобильных устройств. К настоящему моменту для рынка мобильных приложений уже сформировались ключевые игроки. Аналитическая компания J’son &Parthers Consulting выделяет в своем исследовании 2013 года следующих игроков рынка мобильных приложений: пользователи; магазины приложений (AppStore, PlayMarket, Yandex.Store, MTS.Store); разработчики приложений; операторы связи; рекламные площадки. В статье Малаховской Е.К. «Продвижение мобильных приложений: управление рисками» мы находим более полную классификацию игроков этого рынка: государство; IT-рынки (мобильные устройства, операторы связи и пр.); пользователи; магазины приложений; разработчики приложений; конкуренты.

По прогнозам экспертов, российский рынок мобильных приложений, несмотря на общий спад в экономике страны, будет расти. К 2016 году прогнозируется, что рынок мобильных приложений в России достигнет $1300 млн, увеличившись в 8 раз по сравнению с 2012 годом [2]. Основными драйверами роста рынка МП в России будут:

        Распространение мобильного интернета;

        Продажи мобильных устройств;

        Совершенствование технологий разработки мобильных приложений;

        Развитие электронной коммерции.

Барьерами роста для рынка мобильных приложений в России останутся низкая осведомленность пользователей, боязнь оплаты через интернет, боязнь инноваций.

В Калининградской области рынок мобильных приложений только начинает развиваться. На данный момент в регионе существует несколько компаний занимающихся разработкой мобильных приложений на заказ (KODE, Cibirlan Studio, iQuatro, CodyArt, КенигАрт). Также есть крупные игроки российского и мирового рынка ПО, которые разрабатывают собственные мобильные приложения, как отдельный продукт и/или дополнение основного продукта (WSM Group, 1C Битрикс, Системные технологии). Также в регионе достаточно популярна разработка игр (мобильных в том числе). Разработкой игр занимаются – KranxProductions, G5 Entertainment, Хирокрафт, DailyMagicProductions и другие компании. Кроме этого существует большое количество web-студий и интернет-маркетинговых агентств, которые постепенно переходят к разработке и продвижению мобильных приложений. Помимо этого, регион обладает большим ресурсом дизайнеров, программистов, маркетологов, которые работают самостоятельно или удаленно.

Несмотря на большой потенциал для развития, рынок мобильных приложений в Калининграде не насыщен. По запросу «Калининград» магазин приложений «PlayMarket» выдает 240 приложений, «AppStore» – 17. Анализ приложений «PlayMarket» показал, что в основном это приложения по заказу такси и доставки еды. Большая часть приложений разработана всероссийскими сетями. Есть несколько новостных приложений, но они не выдерживают конкуренции с российскими и мировыми приложениями, а также с местными пабликами (группами в социальных сетях). Приложений о культуре и истории региона очень мало, и они не продвигаются. Практически отсутствуют приложения сферы досуга (театр, местные мероприятия). Полностью отсутствуют приложения сегмента G2C (Government-to-Client), такие как запись на прием в поликлинику, налоговую и т.д. Количество загрузок (пользователей) одного приложения не превышает 50 000. Приложения разработаны в основном не местными разработчиками, а крупными игроками рынка или независимыми разработчиками.

Магазин приложений для платформы iOS “AppStore” показывает еще более печальную картину. Всего 17 приложений, в то время как аудитория обладателей устройств марки Apple считается одной из наиболее платежеспособных. В основном это приложения для навигации и карты.

Калининградский рынок характеризуется низкой осведомленность пользователей о существующих на рынке мобильных приложениях, которая препятствует повышению уровня загрузок приложений и дохода разработчиков. Это может говорить о проблеме продвижения МП и/или недостаточном уровне квалификации подрядчика. Соответственно, даже если компания или государство заказывают приложение, в дальнейшем с ним ничего не происходит. А учитывая динамичность рынка, без разработки стратегии продвижения и последующей ее реализации разработка приложения становится пустой тратой денег.

В связи с экономическим спадом в стране в целом и в регионе в частности появляется тенденция урезания рекламных бюджетов. Так как разработка мобильного приложения дорогое удовольствие, а выгода от его разработки не прозрачна (для брендированных приложений), компании отказываются от разработки мобильных систем лояльности, магазинов, бонусных программ и промо-приложений.

Местные разработчики мобильных приложений не работают с региональными компаниями. Взаимодействие местных разработчиков с калининградскими компаниями могло бы снизить цены на разработку, повысить уровень доверия к разработчикам, увеличить уровень осведомленности как о разработчике, так и о приложениях за счет «сарафанного маркетинга».

Государство не спонсирует разработку мобильных приложений для государственных учреждений. Все государственные учреждения обязаны иметь web-сайт в интернете. В более развитых регионах (Москва, Санкт-Петербург) больницы и налоговые службы уже разрабатывают мобильные приложения или как минимум мобильные версии сайтов. С тенденцией роста мобильных пользователей в ближайшем времени государству придется выделять деньги на разработку МП для бюджетных организаций.

Регион не рекламируется для туристов с помощью мобильных приложений. Как правило, туристы скачивают приложения – карты, гиды, экскурсии заранее. Наличие качественных приложений на иностранных языках улучшит имидж города и области в глазах иностранных туристов. В преддверии ЧМ 2018 года перед Калининградом стоит задача повысить уровень привлекательности для туристов. Мобильные приложения могут в этом помочь.

Не разрабатываются приложения в поддержку мероприятий культурного и спортивного отдыха. Приложения данного вида положительно влияют на социально-культурную сторону жизни населения региона. Возможность купить билет в театр со смартфона, уведомления об интересных мероприятиях города – подобные функции будут мотивировать людей чаще посещать мероприятия, а значит, кроме полезного эффекта, будут приносить и прибыль.

Регион обладает большим профессиональным потенциалом для разработки мобильных приложений, однако все компании работают на более платежеспособные регионы или на другие страны. Также большая часть разработчиков области занимается разработкой игровых приложений, оставаясь на рынке с большей конкуренцией. Фрилансеры предпочитают работать удаленно на крупных игроков бизнеса, вместо того, чтобы предлагать свои услуги по разработке мобильных приложений местным компаниям.

Как мы видим, развитие рынка мобильных приложений региона характеризуется рядом проблем. Для того, чтобы успешно работать на нем компаниям необходимо обозначить приоритеты в своей маркетинговой стратегии. В этом смысле может помочь понимание структуры рынка (см. табл. 1) и ее типа.

Таблица 1

Структура рынка мобильных приложений

 

Количество продавцов

Характер продукции

Существование рыночных барьеров

Количество покупателей

Контроль над ценами

Для российского рынка

Большое

(>100)

Дифференцированная

(каждое приложение разрабатывается индивидуально)

Практически отсутствуют

Много

(десятки тысяч)

Частичный

Для регионального рынка

Небольшое

(5-10)

Дифференцированная

Практически отсутствуют

Сотни

Частичный

 

Исходя их вышеуказанных данных на первый взгляд можно сделать вывод о том, что российский рынок мобильных приложений приближен к монополистической конкуренции, а региональный – к олигополии, но четко разграничить эти рынки достаточно тяжело, так как с одной стороны калининградские компании работают на рынках других регионов и наоборот, что позволяет судить о том, что в целом мы имеем дело с рынком близким к типу монополистической конкуренции. Соответственно, компаниям, работающим на этом рынке необходимо уделять большое внимание стратегии продвижения своей продукции (услуг по разработке мобильных предложений). Для продвижения продукции рекомендуем использовать информирование потенциальных потребителей рынка с помощью семинаров и мероприятий, усиленной рекламы, полезного интернет-маркетинга (контент-маркетинга). Т.к. на данный момент, главной целью большинства компаний является донести до клиента ценность продукции.

В заключении отметим, что рынок мобильных приложений Калининградской области, как и большинство региональных рынков России только начинает развиваться. Рынок МП перспективен как для разработчиков, так и для компаний. В условиях глобальной мобилизации разработка мобильного приложения для региональных компаний может стать хорошей инвестицией.

 

Литература:

 

  1. Развитие интернета в регионах России. Ежегодное исследование Яндекс. [сайт] режим доступа: https://yandex.ru/company/researches/2016/ya_internet_regions_2016
  2. Рынок мобильных приложений в России и мире. Март 2013 года. Исследование аналитической компании J'son & Partners Consulting. [сайт] режим доступа: http://www.json.ru/poleznye_materialy/free_market_watches/analytics/rynok_mobilnyh_prilozhenij_v_rossii_i_mire/
  3. Бурылов О.В. Обзор российского и регионального рынка мобильных приложений / О.В. Бурылов, Е.В. Лукашина // Экономика и социум. 2015. №3 (16). [сайт] режим доступа: http://iupr.ru/osnovnoy_razdel__3_16__2015/
  4. Малаховская Е. К. Продвижение мобильных приложений: управление рисками / Е.К. Малаховская, М.А. Шишанова // Электронные средства и системы управления. 2015. № 1-2. С. 339-343.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов