Библиографическое описание:

Климова Н. В., Лукьянова Н. Ю. Особенности исследования потребительских настроений в Калининградской области // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3.1. — С. 38-41.



 

В статье представлены результаты анализа методик расчета индекса потребительских настроений, используемых в мировой практике; предложена методика расчета индекса потребительских настроений для Калининградской области.

Ключевые слова: потребительские настроения, методика, индекс.

 

В условиях кризиса в Калининградской области заметен спад потребительского спроса, и, как следствие, экспертами прогнозируется замедление развития региональных потребительских рынков. Как же узнать о намерениях покупателей? Готовы ли они тратить свои деньги в условиях нестабильности? И если готовы, то на что?

В мировой практике эта проблема решается с помощью расчета индекса потребительских настроений (ИПН). Впервые расчеты данного показателя были проведены Джорджем Катоной (Мичиганский университет, США) в 1946 году. А уже в 1950-е годы группа исследователей Мичиганского университета под руководством Катоны разработала методику построения индекса потребительских настроений [3, с. 10]. Исследование основывалось на предположении о том, что данные о потребительских настроениях представляют собой ведущий индикатор будущих изменений в макроэкономике [1, с. 161]. ИПН, как правило, строился на основе регулярных социологических опросов населения. Каждая страна, в среднем, опрашивает домохозяйства раз в месяц по домашнему телефону (хотя сейчас намечается тенденция проведения интернет-опросов).

Методологический подход к оценке потребительских настроений включает в себя три основных этапа:

1) Формирование репрезентативной выборки. Выборка разрабатывается таким образом, что каждый взрослый житель региона или страны имеет равные шансы быть выбранным. То есть выборка – вероятностная (случайная, бесповторная). Ее максимальный объем – 5000 домохозяйств, причем опрашивают именно того члена семьи, который принимает решение о покупке товара (услуги) [5, с. 135].

2) Разработка опросника (анкет).Содержание вопросов и их формулировка сосредоточены на мнениях о личных финансах (о намерениях потратить их или сохранить) на текущий момент и в будущем, а также на общих знаниях о экономической ситуации в стране [3, с. 2]. Джордж Катона предложил следующие вопросы (прим. авторов: приводим авторский перевод с английского языка):

1. Мы заинтересованы в том, как люди обходятся финансово в эти дни. Можете ли Вы сказать, что Вы (и Ваша семья, в которой Вы живете) живете лучше или беднее в финансовом отношении, чем Вы были год назад?

2. Теперь, заглядывая вперед – Вы думаете, что через год, Вы (и Ваша семья) будете жить лучше, беднее или так же, как и сейчас, в финансовом отношении?

3. Теперь, обращаясь к условиям ведения бизнеса в стране в целом – как Вы думаете, в течение следующих двенадцати месяцев у нас будут хорошие времена в финансовом отношении, или плохие, или какие?

4. Теперь, забегая вперед, какой ответ Вы бы выбрали – что в стране в целом мы будем иметь продолжительные хорошие времена в течение следующих 5 лет, или что у нас будет период массовой безработицы или депрессии, или какие?

5. О больших вещах, которые люди покупают для своих домов – таких, как мебель, холодильник, плита, телевизор и тому подобное. В общем говоря, как Вы думаете, сейчас хорошее или плохое время для покупки данных товаров?

Варианты ответов ранжируются, начиная от «очень положительно», «положительно», «нейтрально», «отрицательно» и «очень отрицательно».

3) Преобразование исходных данных в оценку потребительских настроений.По каждому заданному вопросу формируются частные индексы, которые рассчитываются следующим образом – из доли положительных ответов вычитают отрицательные ответы, и к этому значению прибавляют 100 (чтобы избежать отрицательных результатов). ИПН варьируется в пределах от 0 до 200. Если результат получился больше 100, то можно говорить о том, что в стране преобладает положительное настроение. Если же результат получился меньше 100, то население отрицательно оценивает экономику своей страны [2].

При модернизации данной методики появились такие показатели, как индекс потребительской уверенности, индекс потребительского доверия, индекс потребительского комфорта и некоторые другие. Нами выявлены некоторые различия в методике расчета, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика подходов к оценке потребительских настроений, применяемых в мировой практике

Критерии

сравнения

Индекс

Индекс потребительских настроений[6]

Индекс потребительской уверенности[8]

Источник

Мичиганский университет

ConferenceBoard - независимое научно-исследовательское объединение

Вид опроса

По телефону

По электронной почте

Тип выборки

Вероятностная

Вероятностная

Объем выборки

250-300 к середине месяца; 500 к концу месяца

2500 к концу месяца; 3500 для последующей доработки

Частота проведения

2 раза в месяц

2 раза в месяц

Содержание вопросов

Включают в себя:

- оценку текущего положения семьи;

- мнения о личном ближайшем будущем;

- мнения о личных финансах (намерения их потратить или сохранить)

Включают в себя:

- оценку текущего положения семьи;

- мнения о личном ближайшем будущем;

- оценку экономического положения страны

Критерии сравнения

Индекс

Индекс потребительского комфорта[7]

Индекс социальных настроений [4]

Источник

ABC News/Money - новостной портал

Левада - аналитический центр

Вид опроса

По телефону

По телефону

Тип выборки

Вероятностная

Вероятностная

Объем выборки

1000 (по 250 каждую неделю)

2000

Частота проведения

4 раза в месяц

Раз в два месяца

Содержание вопросов

Включают в себя:

- оценку экономического положения страны;

- мнения о личном ближайшем будущем;

- мнения о личных финансах (намерения их потратить или сохранить)

Включают в себя:

- оценку текущего положения семьи;

- оценку текущего экономического и политического положения страны;

- мнения о ближайшем будущем (личное будущее и будущее страны)

 

В ходе проведенного исследования нами была адаптирована методика оценки потребительских настроений для Калининградской области, которая включает в себя следующие этапы:

1) Формирование репрезентативной выборки.Выборка – вероятностная, опрашивать следует именно тот сегмент регионального рынка, на котором работает или планирует работать фирма. Для организаций, работающихв сфере розничной торговли одеждой, объем выборки может составить 384 – 500 респондентов.

2) Разработка опросника (анкет).Вопросы сосредоточены на мнениях о личных финансах на текущий момент и в будущем,на намерениях потратить свои наличные и на общих знаниях экономики Калининградской области. Их перечень представлен ниже:

1. Что бы Вы могли сказать о своем настроении в последнее время?

- прекрасное настроение;- нормальное, ровное состояние;- испытываю напряжение, временами страх и тоску.

2. Как Вы думаете, за последний год Ваша жизнь, жизнь Вашей семьи стала лучше, хуже или не изменилась?

- значительно лучше;- несколько лучше;- не изменилась;- несколько хуже;- значительно хуже.

3. Как бы Вы оценили экономическое положение Калининградской области?

- очень хорошее;- хорошее;- среднее;- плохое;- очень плохое.

4. Как Вы считаете, через год Вы (Ваша семья) будете жить лучше или хуже, чем сейчас?

- значительно лучше;- несколько лучше;- также, как и сейчас;- несколько хуже;- значительно хуже;

5. Как Вы думаете, что ожидает нашу областьчерез год в экономической сфере?

- значительное улучшение экономической ситуации;- некоторое улучшение экономической ситуации;- ничего не изменится;- некоторое ухудшение экономической ситуации;- значительное ухудшение экономической ситуации.

6. Как Вы считаете, сколько денег нужно семье из трех человек, проживающей в Калининградской области, для «нормальной жизни»?

- менее 20 тыс. рублей;- от 20 до 45 тыс. рублей;- от 45 до 90 тыс. рублей;- от 90 до 120 тыс. рублей;- более 120 тыс. рублей.

7. Говоря о таких покупках, как одежда, обувь и аксессуары, как Вы думаете, сейчас хорошее или плохое время для покупки данных товаров?

- да, весьма удачное время;- возможно совершить;- нет, лучше воздержаться от данных покупок.

8. Говоря о таких покупках, как товары длительного пользования – бытовая техника, электроника, автомобиль и недвижимость – как Вы думаете, сейчас хорошее или плохое время для покупки данных товаров?

- да, весьма удачное время;- возможно совершить;- нет, лучше воздержаться от данных покупок.

8. Укажите Ваш пол:

- мужской;- женский;

9. Укажите Ваш возраст: ____

10. Ваш ежемесячный уровень дохода входит в диапазон:

- менее 10000 рублей;- от 10000 рублей до 30000 рублей;- от 30000 рублей до 45000 рублей;- от 45000 рублей до 60000 рублей;- больше 60000 рублей.

Варианты ответов ранжируются, начиная от «очень положительно», «положительно», «нейтрально», «отрицательно» и «очень отрицательно».

3) Преобразование исходных данных в оценку потребительских настроений.По каждому из заданных вопросов формируются частные индексы, которые рассчитываются путем вычитания доли отрицательных ответов из доли положительных ответов, и к этому значению прибавляется 100. Совокупный индекс рассчитывается как средняя арифметическая из частных индексов.

Полученная в результате исследования потребительских настроений населения информация может быть использована для прогнозирования. Это обусловлено тем, что вопросы, на основе которых строится индекс, фокусируются на понимании того, как потребители трактуют информацию о текущем и будущем развитии экономики. А потребители, при принятии решений о своих текущих расходах и сбережениях, учитывают и некую информацию о будущем. В дальнейшем авторы планируют использовать изложенную методику для оценки и прогнозирования потребительских настроений в одном из секторов потребительского рынка Калининградской области.

 

Литература:

 

  1. Абель Э. Макроэкономика / Абель Э., Бернанке Б. СПБ: Питер, 2008. 768 с.
  2. Гришина Е.Н., Трусова Л. Оценка потребительских ожиданий и потребительского настроения населения России // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2014. № 19-2.
  3. Ибрагимова Д.Х. Индекс потребительских настроений/ Ибрагимова Д.Х., Николаенко С.А. - Независимый институт социальной политики. М.: Поматур, 2005. 116 с.
  4. Левада Ю. Обновленная методика измерения индекса социальных настроений // LEVADA.RU: аналитический центр Юрия Левады. URL: http://www.levada.ru/indikatory/sotsialno-ekonomicheskie-indikatory/obnovlennaya-metodika-izmereniya-indeksa-sotsialnyh-nastroenij-isn/ (дата обращения: 01.03.2016)
  5. Рыжкова М.В. Социально-экономические факторы потребительского поведения / Рыжкова М.В. Томск: изд-во Том. Ун-та, 2008 г. 202 с.
  6. Curtin R. Consumer Sentiment Surveys: Worldwide Review and Assessment // DATA.SCA.ISR.UMICH.EDU: surveys of consumers University of Michigan. URL: https://data.sca.isr.umich.edu/fetchdoc.php?docid=34883(дата обращения: 02.03.2016)
  7. Merkle D., Langer E., Sussman D. Consumer Confidence: Measurement and Meaning // ABCNEWS.GO.COM: Internet Ventures. URL: http://abcnews.go.com/images//ConsumerConfidence061804.pdf(датаобращения: 02.03.2016)
  8. E. Crofoot, M. Paterra, E. Hayek. Consumer Confidence. Survey Technical Note // CONFERENCE-BOARD.ORD: Trusted Insights for Business Worldwide. URL: https://www.conference-board.org/lPDF_4134_1298367128.pdf(дата обращения: 02.03.2016)
Основные термины: потребительских настроений, Калининградской области, индекса потребительских настроений, расчета индекса потребительских, экономической ситуации, оценке потребительских настроений, исследования потребительских настроений, покупки данных товаров, доли положительных ответов, мировой практике, финансовом отношении, ухудшение экономической ситуации, оценку потребительских, улучшение экономической ситуации, Преобразование исходных данных, потребительских настроений населения, прогнозирования потребительских настроений, Калининградской области заметен, построения индекса потребительских, Варианты ответов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов