Библиографическое описание:

Климова Н. В., Лукьянова Н. Ю. Особенности исследования потребительских настроений в Калининградской области // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3.1. — С. 38-41.



 

В статье представлены результаты анализа методик расчета индекса потребительских настроений, используемых в мировой практике; предложена методика расчета индекса потребительских настроений для Калининградской области.

Ключевые слова: потребительские настроения, методика, индекс.

 

В условиях кризиса в Калининградской области заметен спад потребительского спроса, и, как следствие, экспертами прогнозируется замедление развития региональных потребительских рынков. Как же узнать о намерениях покупателей? Готовы ли они тратить свои деньги в условиях нестабильности? И если готовы, то на что?

В мировой практике эта проблема решается с помощью расчета индекса потребительских настроений (ИПН). Впервые расчеты данного показателя были проведены Джорджем Катоной (Мичиганский университет, США) в 1946 году. А уже в 1950-е годы группа исследователей Мичиганского университета под руководством Катоны разработала методику построения индекса потребительских настроений [3, с. 10]. Исследование основывалось на предположении о том, что данные о потребительских настроениях представляют собой ведущий индикатор будущих изменений в макроэкономике [1, с. 161]. ИПН, как правило, строился на основе регулярных социологических опросов населения. Каждая страна, в среднем, опрашивает домохозяйства раз в месяц по домашнему телефону (хотя сейчас намечается тенденция проведения интернет-опросов).

Методологический подход к оценке потребительских настроений включает в себя три основных этапа:

1) Формирование репрезентативной выборки. Выборка разрабатывается таким образом, что каждый взрослый житель региона или страны имеет равные шансы быть выбранным. То есть выборка – вероятностная (случайная, бесповторная). Ее максимальный объем – 5000 домохозяйств, причем опрашивают именно того члена семьи, который принимает решение о покупке товара (услуги) [5, с. 135].

2) Разработка опросника (анкет).Содержание вопросов и их формулировка сосредоточены на мнениях о личных финансах (о намерениях потратить их или сохранить) на текущий момент и в будущем, а также на общих знаниях о экономической ситуации в стране [3, с. 2]. Джордж Катона предложил следующие вопросы (прим. авторов: приводим авторский перевод с английского языка):

1. Мы заинтересованы в том, как люди обходятся финансово в эти дни. Можете ли Вы сказать, что Вы (и Ваша семья, в которой Вы живете) живете лучше или беднее в финансовом отношении, чем Вы были год назад?

2. Теперь, заглядывая вперед – Вы думаете, что через год, Вы (и Ваша семья) будете жить лучше, беднее или так же, как и сейчас, в финансовом отношении?

3. Теперь, обращаясь к условиям ведения бизнеса в стране в целом – как Вы думаете, в течение следующих двенадцати месяцев у нас будут хорошие времена в финансовом отношении, или плохие, или какие?

4. Теперь, забегая вперед, какой ответ Вы бы выбрали – что в стране в целом мы будем иметь продолжительные хорошие времена в течение следующих 5 лет, или что у нас будет период массовой безработицы или депрессии, или какие?

5. О больших вещах, которые люди покупают для своих домов – таких, как мебель, холодильник, плита, телевизор и тому подобное. В общем говоря, как Вы думаете, сейчас хорошее или плохое время для покупки данных товаров?

Варианты ответов ранжируются, начиная от «очень положительно», «положительно», «нейтрально», «отрицательно» и «очень отрицательно».

3) Преобразование исходных данных в оценку потребительских настроений.По каждому заданному вопросу формируются частные индексы, которые рассчитываются следующим образом – из доли положительных ответов вычитают отрицательные ответы, и к этому значению прибавляют 100 (чтобы избежать отрицательных результатов). ИПН варьируется в пределах от 0 до 200. Если результат получился больше 100, то можно говорить о том, что в стране преобладает положительное настроение. Если же результат получился меньше 100, то население отрицательно оценивает экономику своей страны [2].

При модернизации данной методики появились такие показатели, как индекс потребительской уверенности, индекс потребительского доверия, индекс потребительского комфорта и некоторые другие. Нами выявлены некоторые различия в методике расчета, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика подходов к оценке потребительских настроений, применяемых в мировой практике

Критерии

сравнения

Индекс

Индекс потребительских настроений[6]

Индекс потребительской уверенности[8]

Источник

Мичиганский университет

ConferenceBoard - независимое научно-исследовательское объединение

Вид опроса

По телефону

По электронной почте

Тип выборки

Вероятностная

Вероятностная

Объем выборки

250-300 к середине месяца; 500 к концу месяца

2500 к концу месяца; 3500 для последующей доработки

Частота проведения

2 раза в месяц

2 раза в месяц

Содержание вопросов

Включают в себя:

- оценку текущего положения семьи;

- мнения о личном ближайшем будущем;

- мнения о личных финансах (намерения их потратить или сохранить)

Включают в себя:

- оценку текущего положения семьи;

- мнения о личном ближайшем будущем;

- оценку экономического положения страны

Критерии сравнения

Индекс

Индекс потребительского комфорта[7]

Индекс социальных настроений [4]

Источник

ABC News/Money - новостной портал

Левада - аналитический центр

Вид опроса

По телефону

По телефону

Тип выборки

Вероятностная

Вероятностная

Объем выборки

1000 (по 250 каждую неделю)

2000

Частота проведения

4 раза в месяц

Раз в два месяца

Содержание вопросов

Включают в себя:

- оценку экономического положения страны;

- мнения о личном ближайшем будущем;

- мнения о личных финансах (намерения их потратить или сохранить)

Включают в себя:

- оценку текущего положения семьи;

- оценку текущего экономического и политического положения страны;

- мнения о ближайшем будущем (личное будущее и будущее страны)

 

В ходе проведенного исследования нами была адаптирована методика оценки потребительских настроений для Калининградской области, которая включает в себя следующие этапы:

1) Формирование репрезентативной выборки.Выборка – вероятностная, опрашивать следует именно тот сегмент регионального рынка, на котором работает или планирует работать фирма. Для организаций, работающихв сфере розничной торговли одеждой, объем выборки может составить 384 – 500 респондентов.

2) Разработка опросника (анкет).Вопросы сосредоточены на мнениях о личных финансах на текущий момент и в будущем,на намерениях потратить свои наличные и на общих знаниях экономики Калининградской области. Их перечень представлен ниже:

1. Что бы Вы могли сказать о своем настроении в последнее время?

- прекрасное настроение;- нормальное, ровное состояние;- испытываю напряжение, временами страх и тоску.

2. Как Вы думаете, за последний год Ваша жизнь, жизнь Вашей семьи стала лучше, хуже или не изменилась?

- значительно лучше;- несколько лучше;- не изменилась;- несколько хуже;- значительно хуже.

3. Как бы Вы оценили экономическое положение Калининградской области?

- очень хорошее;- хорошее;- среднее;- плохое;- очень плохое.

4. Как Вы считаете, через год Вы (Ваша семья) будете жить лучше или хуже, чем сейчас?

- значительно лучше;- несколько лучше;- также, как и сейчас;- несколько хуже;- значительно хуже;

5. Как Вы думаете, что ожидает нашу областьчерез год в экономической сфере?

- значительное улучшение экономической ситуации;- некоторое улучшение экономической ситуации;- ничего не изменится;- некоторое ухудшение экономической ситуации;- значительное ухудшение экономической ситуации.

6. Как Вы считаете, сколько денег нужно семье из трех человек, проживающей в Калининградской области, для «нормальной жизни»?

- менее 20 тыс. рублей;- от 20 до 45 тыс. рублей;- от 45 до 90 тыс. рублей;- от 90 до 120 тыс. рублей;- более 120 тыс. рублей.

7. Говоря о таких покупках, как одежда, обувь и аксессуары, как Вы думаете, сейчас хорошее или плохое время для покупки данных товаров?

- да, весьма удачное время;- возможно совершить;- нет, лучше воздержаться от данных покупок.

8. Говоря о таких покупках, как товары длительного пользования – бытовая техника, электроника, автомобиль и недвижимость – как Вы думаете, сейчас хорошее или плохое время для покупки данных товаров?

- да, весьма удачное время;- возможно совершить;- нет, лучше воздержаться от данных покупок.

8. Укажите Ваш пол:

- мужской;- женский;

9. Укажите Ваш возраст: ____

10. Ваш ежемесячный уровень дохода входит в диапазон:

- менее 10000 рублей;- от 10000 рублей до 30000 рублей;- от 30000 рублей до 45000 рублей;- от 45000 рублей до 60000 рублей;- больше 60000 рублей.

Варианты ответов ранжируются, начиная от «очень положительно», «положительно», «нейтрально», «отрицательно» и «очень отрицательно».

3) Преобразование исходных данных в оценку потребительских настроений.По каждому из заданных вопросов формируются частные индексы, которые рассчитываются путем вычитания доли отрицательных ответов из доли положительных ответов, и к этому значению прибавляется 100. Совокупный индекс рассчитывается как средняя арифметическая из частных индексов.

Полученная в результате исследования потребительских настроений населения информация может быть использована для прогнозирования. Это обусловлено тем, что вопросы, на основе которых строится индекс, фокусируются на понимании того, как потребители трактуют информацию о текущем и будущем развитии экономики. А потребители, при принятии решений о своих текущих расходах и сбережениях, учитывают и некую информацию о будущем. В дальнейшем авторы планируют использовать изложенную методику для оценки и прогнозирования потребительских настроений в одном из секторов потребительского рынка Калининградской области.

 

Литература:

 

  1. Абель Э. Макроэкономика / Абель Э., Бернанке Б. СПБ: Питер, 2008. 768 с.
  2. Гришина Е.Н., Трусова Л. Оценка потребительских ожиданий и потребительского настроения населения России // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2014. № 19-2.
  3. Ибрагимова Д.Х. Индекс потребительских настроений/ Ибрагимова Д.Х., Николаенко С.А. - Независимый институт социальной политики. М.: Поматур, 2005. 116 с.
  4. Левада Ю. Обновленная методика измерения индекса социальных настроений // LEVADA.RU: аналитический центр Юрия Левады. URL: http://www.levada.ru/indikatory/sotsialno-ekonomicheskie-indikatory/obnovlennaya-metodika-izmereniya-indeksa-sotsialnyh-nastroenij-isn/ (дата обращения: 01.03.2016)
  5. Рыжкова М.В. Социально-экономические факторы потребительского поведения / Рыжкова М.В. Томск: изд-во Том. Ун-та, 2008 г. 202 с.
  6. Curtin R. Consumer Sentiment Surveys: Worldwide Review and Assessment // DATA.SCA.ISR.UMICH.EDU: surveys of consumers University of Michigan. URL: https://data.sca.isr.umich.edu/fetchdoc.php?docid=34883(дата обращения: 02.03.2016)
  7. Merkle D., Langer E., Sussman D. Consumer Confidence: Measurement and Meaning // ABCNEWS.GO.COM: Internet Ventures. URL: http://abcnews.go.com/images//ConsumerConfidence061804.pdf(датаобращения: 02.03.2016)
  8. E. Crofoot, M. Paterra, E. Hayek. Consumer Confidence. Survey Technical Note // CONFERENCE-BOARD.ORD: Trusted Insights for Business Worldwide. URL: https://www.conference-board.org/lPDF_4134_1298367128.pdf(дата обращения: 02.03.2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов