Библиографическое описание:

Железнова А. А., Лукьянова Н. Ю. Методический подход к оценке индекса потребительских настроений в регионе // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3.1. — С. 33-35.

 

В статье представлены результаты ретроспективного обзора методологических подходов к оценке индекса потребительских настроений, а также изложен подход к мониторингу настроений потребителей в Калининградской области.

Ключевые слова: потребительские настроения в регионе, индекс потребительских настроений, диффузионный индекс.

 

В мировой практике исследования потребительских настроений проводятся на регулярной основе, нам удалось выявить сорок пять стран, которые проводят подобный мониторинг, из них большую часть составляют развитые страны [7]. Данные о потребительских ожиданиях содержат информацию о потенциальных клиентах и их будущих намерениях в отношении расходов. Как показывают исследования, потребительские расходы составляют две трети всех расходов в рыночной экономике, поэтому даже небольшие изменения в расходах домохозяйств могут оказать существенное влияние на экономику регионов и страны в целом [6, с. 25]. Большинство проанализированных нами исследований используют индексный метод. В самом начале,использование индекса потребительских настроений было вызвано желанием знать, собирается ли в ближайшем будущем население тратить свои сбережения. Другими словами, индекс показывает уровень и динамику оптимизма в отношении, как экономической ситуации, так и социального положения региона. Таким образом, индекс потребительских настроений – это индикатор, который позволяет провести независимую экспертизу эффективности социально-экономической политики государства на различных ее уровнях [2, с.85-95].

История вопроса. Первая методика измерения доверия потребителей была разработана Джорджем Каттонаво второй половине 50-х годов прошлого столетия. Его подход состоял в том, что он по-новому взглянул на теорию психологической экономики. Он считал, что сами сбережения не только зависят от возможности отложить какую-то часть дохода на будущее, но и от самого желания это сделать. Д. Каттона выделил три вида сбережений: контрактные (contractualsavings), дискреционные (discretionarysavings) и остаточные сбережения (residualsavings) [3, с. 30]. С начала 60-х годов прошлого века оценка индекса потребительских настроений (ИПН) стала проводиться в рамках проекта «Евробарометр» в европейских странах. В России подобные исследования на регулярной основе проводятся с 1993 года ВЦИОМ, Левада-Центром и Росстатом и некоторыми другими организациями [4].

Отметим особенности индексного подхода к оценке потребительских настроений. Во-первых, данный индекс прост в реализации и интерпретации, не требует сложного методического обеспечения. Во-вторых,он хорошо адаптируется к быстро меняющейся социальной экономической ситуации. В-третьих, индекс обладает хорошими прогностическими возможностями, позволяет прогнозировать изменения потребительской активности общества [5]. Потребительские ожидания, как правило, измеряются качественными вопросами, которые задаются жителям региона или страны. Существуют три основных критерия, которые имеют решающее значение в интерпретации результатов опроса – это план выборки, формулировка вопросов и методика обработки данных.

Нами было выявлено три группы методических подходов к оценке индекса потребительских настроений (таблица 1) [8]:

1. Методика Мичиганского университета. Индекс рассчитывается ежемесячно центром обследования потребителей Мичиганского университета. В основе методики лежит письменная анкета, которая рассылается по почте пяти тысячам респондентов и репрезентативная для национального уровня, бесповторная выборка. Статистика такова, что из разосланных пяти тысяч анкет заполненными возвращается примерно три с половиной тысячи. Анкета включает пять вопросов относительно текущей и ожидаемой (в течение ближайших шести месяцев) общеэкономической ситуации, ситуации с занятостью, а также ожидаемых (в течение ближайших шести месяцев) доходов семьи. Для каждого вопроса рассчитывается значение, которое составляет отношение долей положительных ответов к сумме долей положительных и отрицательных ответов.

2. Методика Европейского союза. Индекс ежемесячно рассчитывается по единой методологии, которая объединяет, как правило, ответы на четыре вопроса относительно ожидаемых изменений в личном материальном и общеэкономическом положении, занятости и личных сбережениях на протяжении следующих двенадцати месяцев. Частные индексы обычно рассчитываются как соотношение долей положительных и отрицательных ответов и с половинным весом промежуточных ответов. Общий индекс представляет собой среднее арифметическое из индивидуальных [1, с 188-191].

3. В третью группу вошли прочие индексы. Например, в Японии опросы группы потребителей проводятся Центром Шин Джо с периодичностью один раз в квартал. По пятибальной шкале оценивается пять вопросов: общее материальное положение, с какой вероятностью покупатели буду приобретать товары длительного пользования, а также перспективы роста дохода, цен и занятости. Нейтральные оценки приобретают вес 0,5, положительные – 0,75 и 1, соответственно шкале, а отрицательные – 0,25 и 0. Совокупный индекс потребительского доверия представляет собой среднее значение из пяти индексов и изменяется в диапазоне от 0 до 100% [4].

Таблица 1

Методические подходы к мониторингу потребительских настроений на основе индексов

Методика

Мичиганского университета

Год начала

использования

Методика Европейского союза

Год начала

использования

Прочие

методики

(индексы)

США

1950

Бельгия, Франция, Дания,  Великобритания, Италия,  Германия,

Греция,Нидерланды,  Ирландия

1985

США (ConferenceBoard); Япония (Центр Шин Джо); Канада (ConferenceBoard/Canada); Россия (Росстат)

Россия

1993

 

 

 

Португалия  иИспания

1986

Финляндия

1987

Эстония ,Венгрия

1992

Австрия, Швеция, Чехия,

1995

Словения

1996

Словакия

1999

Болгария, Румыния, Кипр,Польша, Литва, Латвия,

2001

Люксембург

2002

 

Остановимся подробнее на методике расчета индекса потребительских настроений в регионе (ИПНР). ИПНР показывает уровень оптимизма населения в отношении экономического и социального развития региона. Индекс строится на основе опросов общественного мнения, проводящихся по репрезентативной выборке, отражающей мнения домохозяйств(лицпринимающих решения). Опросы, как правило, проводятся по телефону, с помощью почтовых рассылок или через интернет. Индекс потребительских настроений включает:

  1.   Индекс положения семьи.
  2.   Индекс ожиданий.
  3.   Индекс покупательской активности.
  4.   Индекс межрегиональных сравнений.

Опросы общественного мнения включают, как правило, по пять-шесть вопросов (таблица 2).

Таблица 2

Вопросы, включаемые в опросник для оценки индекса потребительских настроений в регионе

Наименование индекса

Формулировка вопроса

(ИПС) индекс положения семьи

Как Вы считаете, Ваше текущее материальное положение (вашей семьи), лучше, хуже или такое же, каким оно было год назад?

(ИПС), индекс положения семьи (ИО), индекс ожиданий)

Как Вы считаете, в ближайший год Ваше материальное положение станет лучше, хуже или останется таким же, как и сейчас?

(ИО), индекс ожиданий

Как Вы считаете, в течении 12 месяцев экономика в регионе станет лучше, хуже или останется без изменений?

(ИО), индекс ожиданий

Если говорить о развитии экономики в регионе на последующие 5 лет, то она станет лучше, хуже или останется без изменений?

(ИПА), индекс покупательской активности

Если говорить о крупных покупках для дома (телевизор, крупная бытовая техника), то, как Вы считаете, сейчас в целом хорошее или плохое время для того, чтобы делать такие покупки?

Индекс межрегиональных сравнений

Как Вы считаете, нынешние условия жизни в нашей области лучше, хуже или примерно одинаковые, как и в целом по стране, в других регионах?

 

Далее рассчитываются распределения ответов респондентов (нейтральные ответы, такие как «затрудняюсь ответить» или «примерно такое же» не учитываются), для каждого вопроса рассчитывается частный индекс (в процентах), который можно использовать в качестве оценки отношения населения к тем или иным изменениям социально-экономической ситуации в области, частный индекс рассчитывается в соответствии с формулой (1). Совокупный индекс рассчитывается как среднеарифметическое из индивидуальных индексов. Его значения варьируют в диапазоне от 0 до 200, при этом значения индекса менее 100 означают, что в регионе преобладает количество отрицательных ответов [4].

(1)

Где:

(Ix) –Частный  индекс;

N(+) – Число положительных ответов;

N(-) –Число отрицательных ответов

Авторы планируют использовать ИПНР для разработки прогноза развития сетевого ритейлера Калининградской области. Для мониторинга потребительских настроений в Калининградской области авторы разработали анкету, которая включает 10 вопросов. Первая часть анкеты включает вопросы о поле, возрасте, доходах респондентов. Вторая группа вопросов уточняет мнение респондентов относительно изменений в материальном положении, условий и качества жизни в регионе, а также социально-экономической ситуации в Калининградской области. Третья группа вопросов связана с выявлением динамики и склонности респондентов к покупкам длительного пользования и повседневного спроса. Планируемый объем случайной бесповторной репрезентативной выборки жителей региона составит триста восемьдесят четыре человека. Опрос планируется провести в июле 2016 года.

 

Литература:

 

  1. Гришина Е.Н, Трусова Л.Н. Оценка потребительских ожиданий и потребительского настроения населения России//Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития 2014, № 19-2. С.188-191.
  2. Дементьева, И.Н. Потребительские настроения населения в условиях политических перемен // Проблемы развития территории 2013, № 1.С.85-95.
  3. Ибрагимова Д.Х. Индекс потребительских настроений/ /Д.Х Ибрагимова, С.А. Николаенко.Москва: Поматур, 2005. 30 с.
  4. Ларионова Т.А. Индекс потребительских настроений // Официальный сайт Forex. 2016.URL: http://forexaw.com/ (дата обращения 20.03.2016).
  5. Индексы 2013-2015. Официальный сайт Левада-Центр. 2016. URL: http://www.levada.ru/old/indeksy (дата обращения 17.03.2016).
  6. Токарев В.В. Социальное самочувствие населения в условиях кризиса/ В.В. Токарев- Санкт-Петербург, 2009. 25 с.
  7. CurtinR., Presser S., and Singer E. The Impact of Nonresponse Bias on the Index of Consumer Sentiment. University of Michigan, 2000.
  8. Cutrin R Consumer Sentiment Surveys: Worldwide Review and Assessment Journal of Business Cycle Measurement and Analysis. University of Michigan. 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов