Библиографическое описание:

Нордин В. В., Кладова М. Д. Разработка рекомендаций для управления запасами торгового предприятия // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3.1. — С. 76-79.

 

В статье приведены результаты анализа движения товарных запасов ООО «Нике-Балт Импорт». В исследовании применены методы экспертных оценок и АВС-анализа, с помощью которых выявляются важнейшие проблемы предприятия и проводится анализ показателей оборачиваемости запасов. Рассчитаны параметры системы управления запасами с фиксированной периодичностью заказа. Результаты исследований позволяют сформулировать рекомендации для повышения эффективности деятельности торгового предприятия.

Ключевые слова: управление запасами, метод экспертных оценок, ABC–анализ, XYZ – анализ, оборачиваемость, система управления запасами с фиксированной периодичностью заказов.

 

Актуальность темы определяется значимостью рационального управления запасами, особенно для торговых предприятий, «замораживающих» в запасах часть капитала, столь необходимого для развития.

В рамках исследования проводился анализ торгового предприятия ООО «Нике-Балт Импорт», занимающегося оптовой торговлей парфюмерными и косметическими средствами и существующего на калининградском рынке с ноября 2008 года. Такой срок позволяет обоснованно анализировать практический опыт, ликвидируя ошибки и закрепляя положительные результаты.

На первом этапе исследования методом экспертных оценок были выявлены самые важные проблемы, снижающие эффективность работы предприятия [1, 2].

Результаты ранжирования проблем с помощью экспертных оценок представлены на рисунке 1, из которого видно, что проблема под номером 7 («недостаток складских площадей») и проблема под номером 2 («старение товара») являются наиболее значимыми для торгового предприятия. Обе эти проблемы связаны со складской деятельностью предприятия.

В мировой практике существуют четыре направления решения складских проблем: построить собственный склад, использовать общий или арендованный склад, обеспечить быструю оборачиваемость товаров [3]. Аналитическим путем из 4-х вариантов выбрано рациональное решение проблемы торгового предприятия: обеспечение быстрой оборачиваемости товаров. Это решение также способствует устранению проблемы под номером 2.

Рис. 1. Экспертные оценки важности проблем

 

На первом этапе был также проведен АВС-анализ, из которого видно, что для обеспечения ускорения оборачиваемости необходимо стимулировать быструю реализацию товаров группы «А», так как они занимают 47,48% площади всего склада [1]. Это повысит эффективность управления запасами торгового предприятия.

Для расширения области исследования проведен XYZ-анализ. Результаты XYZ-анализа позволяют разделить материальные ресурсы на классы в соответствии с устойчивостью предъявляемого на них спроса [2, 3]. Товарные запасы распределены по классам XYZ с помощью коэффициента вариации (V) для остатков на начало каждого месяца 2015 года. В группу X попали ассортиментные группы с V <10%, в группу Y – c 10% <V < 25% и в группуZ c V <25%. В категории Х оказались ассортиментные группы, регулярно заказываемые и стабильно потребляемые. В категории Z, наоборот, оказались группы, спрос на которые точно предсказать невозможно из-за значительных колебаний.

Для разработки общей стратегии управления запасами торгового предприятия, проведен двухмерный анализ ABC и XYZ, составлена матрица из 9 различных классов материальных запасов (таблица 1).

Таблица 1

Двухмерный анализ ABCи XYZ

 

Группы

А

Большая площадь, занимаемая продукцией, 48%

В

Средняя площадь, занимаемая продукцией, 32%

С

Незначительная площадь, занимаемая продукцией, 20%

X (V <10%)

-

-

39

Y (10< V<25%)

20

-

04, 28, 29

Z (V > 25%)

06, 14, 21, 25, 27, 33

12, 15, 16, 19, 22, 23, 30, 32, 34, 35

01, 02, 03, 05, 07,08, 09, 10, 11, 13, 17, 18, 24, 26, 31, 36,37, 38

 

Товары категорий АХ и ВХ характеризуются высоким товарооборотом и стабильностью, на нашем предприятии не представлены. Товары категорий AZ и BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода, поэтому необходимо производить ежедневный контроль. Для категории CX, CY, CZ применяются укрупненные методы планирования. В категорию CZ попали группы спонтанного спроса, часть рекомендуется выводить из ассортимента.

К товарам категорий «AY» «AZ» относятся 7 ассортиментных групп, для которых проведен анализ оборачиваемости и рассчитан товарооборот на 1 м2 площади склада. Результаты расчета приведены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты расчета параметров товарных запасов

№ п/п

Ассортиментная группа

Товарооборот за год, шт.

Средний хронологич. запас, шт.

Оборачиваемость, дни

Оборачиваемость, число оборотов

Площадь, занимаемая на складе м2

Товарооборот на 1 м2

1

33 герметики

54259

9734

54

6

21,58

2514

2

21 моющие и чистящие средства для ванной и туалета

17176

6354

111

3

17,5

981

3

20 моющие и чистящие средства для кухни и дома

10770

5862

163

2

13,33

808

4

25 отбеливающие и пятновыводящие средства

19716

3071

47

6

12,28

1606

5

27 стиральные порошки

23953

8113

101

3

10,68

2243

6

06 зубные щетки

10780

3582

99

3

9,92

1087

7

14 губки, тряпки

35365

8818

75

4

9,68

3653

 

Товарные запасы в днях оборота определяются по формуле [4]:

В=(Nзср*Д)/Np,                                                                     (1)

где: В – оборачиваемость, дней;

Д – дни периода (в 2015 году 299 рабочих дней при шестидневной рабочей неделе);

Np – товарооборот за период;

Nзср – средние товарные запасы за период.

Так как среднегодовые товарные запасы определяются из расчета данных о запасах на начало каждого месяца, то применяется средняя хронологическая величина товарных запасов:

Nзср = (1/2 Nз1 + Nз2 + Nз3 +… +1/2 Nзn) / (n – 1),                           (2)

где: Nз1, Nз2, Nз3,…, Nзn - товарные запасы на конкретные даты, руб.;

n – количество периодов.

Оборачиваемость по числу оборотов рассчитывается по формуле:

С = Д/В = Np/ Nзср.                                                (3)

Худшие показатели оборачиваемости и продаж на 1 м2 площади склада наблюдаются у товаров групп 20, 21, 27 и 06.

Можно предположить, что это произошло по ряду причин, основными из которых являются следующие:

        закупки товаров слишком большими партиями;

        нехватка достаточного числа контрагентов для реализации этих групп товаров;

        плохая осведомленность контрагентов о наличии в продаже необходимых ассортиментных групп товаров.

Для повышения оборачиваемости необходимо поднимать продажи товаров этих ассортиментных групп. Это повысит эффективность работы всего торгового предприятия, а, следовательно, увеличится и прибыль.

Товарные запасы необходимо не только анализировать, но и управлять ими. В настоящее время предприятие ООО «Нике-Балт Импорт» не использует какой-либо четко выраженной системы управления запасами. Заказ осуществляется при наличии заявки от торговых агентов или начальника склада о нехватке того или иного товара на складе. Такая практика не эффективна для успешной работы предприятия в современных экономических условиях, так как при такой работе возможны задержки поставки, возникновение дефицита, а, значит, дополнительные расходы. Предприятию ООО «Нике-Балт Импорт» предлагается использовать систему с фиксированной периодичностью заказа. В соответствии с мировым опытом это система наиболее подходит, так как она используется:

- для малостоящих товаров;

- при невысоких затратах на хранение;

- при незначительных издержках с исчерпанием запаса.

В качестве примера в таблице 3 приведен расчет параметров системы управления запасами для самой проблемной ассортиментной группы 20 «моющие и чистящие средства для кухни и дома» (таблица 3). В рассчитываемы параметры входят: оптимальный размер заказа (по формуле Вильсона), интервал времени между заказами, гарантийный и максимальный желательный запасы и др.

Таблица 3

Расчет параметров системы управления запасами с фиксированной периодичностью заказов

№ п/п

Показатели

Порядок расчета

Результат расчета

1

Потребность, шт.

10770

10770

2

Оптимальный размер заказа, шт.

521

521

3

Время поставки, дни

8

8

4

Возможная задержка в поставке, дни

3

3

5

Интервал времени между заказами, дни

(Д*п.2) / п.1

14

6

Ожидаемое дневное потребление, шт/день

п. 1 / Д

36

7

Ожидаемое потребление за время поставки, шт.

п.3*п.6

288

8

Максимальное потребление за время поставки, шт.

(п.3+п.4)*п.6

398

9

Гарантийный запас, шт.

п.8-п.7

108

10

Максимальный желательный запас, шт.

п.9+п.5*п.6

629

 

Можно сформулировать рекомендации для торгового предприятия ООО «Нике-Балт Импорт» по повышению эффективности реализации:

1)     регулярный анализ товарных запасов с применением АВС- и XYZ- анализа;

2)     расчет параметров системы управления запасами с фиксированной периодичностью для всех ассортиментных групп;

3)     поиск новых контрагентов;

4)     разработка презентационного материала для активной рекламы продукции (брошюры, буклеты, информационные листовки).

Таким образом, применяя логистический аналитический инструментарий, можно значительно повысить эффективность работы торгового предприятия.

 

Литература:

 

  1. Нордин В.В., Кладова М.Д. Применение АВС-анализа для управления товарными запасами торговой компании // Молодой ученый. 2015, № 21 (101). С. 66 - 69.
  2. Нордин В.В. Муров В.М. Практическая логистика: Учебное пособие. Саарбрюкен, ФРГ: PalmariumAcademicPublishing, 2016. 328 с.
  3. Логистика в примерах и задачах: Учеб. пособие/ В.С. Лукинский, В.И. Бережной, Е.В. Бережная и др. М.: Финансы и статистика, 2007. 288 с.
  4. Экономический анализ в торговле/ М.И. Баканов и др. М.: Финансы и статистика, 2007. 397 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов