Библиографическое описание:

Лаптев Р. А., Дюкарева А. С. Осуществление таможенного контроля за таможенным транзитом в рамках электронных технологий с введением системы слежения за товарами // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3. — С. 95-97.



В статье описаны основные направления взаимодействия в рамках осуществления таможенного контроля за таможенным транзитом. Предложено использовать систему «Платон» для повышения эффективности контроля за таможенным транзитом.

Ключевые слова: таможенный транзит, электронный документооборот, таможенный орган, таможенный контроль.

В связи с переходом на электронный документооборот таможенные органы активно используют разработанные технологии на основе электронного декларирования товаров. Так, при проведении таможенного контроля за таможенным транзитом товаров активно используется АС КТТ-2. АС КТТ-2 взаимодействует с автоматизированными системами, используемыми при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, при учете обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, при анализе и управлении рисками, а также иными информационными системами таможенных органов и других организаций на уровне РТУ и ГНИВЦ ФТС России.

При регистрации транзитной декларации таможенным органом, в регионе деятельности которого находится место прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза, уполномоченное должностное лицо:

а) с помощью КПС «Транзитные операции» осуществляет запрос в едином логическом информационном ресурсе информации, представленной при регистрации прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза (информация о прибытии);

б) проверяет соответствие сведений, содержащихся в информации о прибытии, сведениям, содержащимся в транзитной декларации (книжке МДП);

в) указывает в ЭКТД недостающие сведения [1, 2].

В случае представления перевозчиком документа, подтверждающего предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, уполномоченное должностное лицо таможенного органа отправления с помощью КПС «Транзитные операции» по регистрационному номеру документа осуществляет запрос в единый логический информационный ресурс с целью подтверждения его действительности и достаточности суммы обеспечения.

Таким образом, установлено взаимодействие АСКТТ-2 как программы совершения таможенных операций при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза, при перемещении товаров под таможенным контролем в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, и базы данных таможенных платежей.

В случае представления перевозчиком книжки МДП в КПС «Транзитные операции» автоматически осуществляется запрос по номеру книжки МДП к информационным ресурсам Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ) о статусе книжки МДП.

Таким образом, в настоящее время АСКТТ-2 взаимодействует по средством единого логического информационного ресурса с международным союзом автомобильного транспорта с целью подтверждения выдачи книжки МДП и подтверждения ее действительности.

Однако, в настоящее время не налажен обмен между электронными базами данных контроля таможенного транзита между таможенными органами Евразийского экономического сообщества. Обмен данными в настоящее время происходит, путем направления базы данных за определенный период времени, т. е. таможенные органы имеют информацию о перемещении товаров под таможенным контролем в off-line режиме (по прошествии какого-то времени).

Данный факт осложняет проведения таможенного контроля за товарами, перемещаемыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

В России в настоящее время не связаны автоматизированные системы таможенного контроля при перемещении товаров под таможенным контролем и автоматизированные системы таможенного декларирования товаров и проведение в отношении их таможенного контроля. Обмена электронными документами в этих системах нет. Должностные лица при декларировании товаров обязаны запрашивать сведения о таможенном контроле при перемещении их на бумажном носителе или у декларанта или у должностных лиц, контролирующих перемещение данных товаров под таможенным контролем.

Данный факт, во-первых, осложняет проведение таможенного контроля, во-вторых, увеличивает время его проведения.

Еще одним недостатком в организации таможенного контроля, влияющем на время проведения таможенных операций на всех этапах перемещения товаров, — дублирование всех операций на бумажном носителе (это требование установлено законодательно).

Таким образом, в целях усиления таможенного контроля необходимо создать наднациональные автоматизированные системы электронного декларирования, в которые будут поступать документы и сведения о таможенном контроле из системы предварительного информирования, автоматизированной системы контроля за таможенным транзитом и автоматизированной системы электронной таможенного декларирования товаров.

Обязательным требованием для данных национальных автоматизированных систем является обмен данными между государствами Евразийского экономического сообщества с возможностью быстрого запроса необходимой информации.

В целях сокращения времени совершения таможенных операций на этапах прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза и их убытия, перемещения товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита под таможенным контролем необходимо отказаться от дублирования таможенных операций на бумажном носителе, а все операции по таможенному контролю и декларированию товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществлять в электронном виде [3].

Еще одним направлением совершенствования таможенного контроля в рамках электронных технологий является введение системы слежения за товарами.

Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ намерена использовать для контроля за таможенным транзитом товаров ГЛОНАСС. ФТС разместило на сайте госзакупок заказ на проведение исследований и разработку соответствующих предложений начальной стоимостью 4 млн рублей.

Целью научно-исследовательской работы (НИР) является разработка предложений, направленных на повышение эффективности деятельности таможенных органов по контролю за перемещением товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, созданию и применению системы контроля доставки товаров под таможенным контролем с использованием технических средств на основе спутниковой радионавигационной системы ГЛОНАСС, позволяющих обеспечивать контроль за маршрутом перевозки и целостностью грузовых отделений транспортных средств в условиях функционирования Таможенного союза.

Ориентировочной датой начала использования ГЛОНАСС (в случае если НИР докажет его целесообразность) для таможенного контроля транзита товаров являлся 2015 г.

В ФТС полагают, что вступление в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (ТС), а также отмена с 1 июля 2011 г. таможенного контроля на внутренних границах государств-членов ТС требует внедрения новых и передовых информационных технологий. В связи с формированием Таможенного союза значительно увеличилась протяженность транзитных маршрутов и, соответственно, время нахождения товаров под таможенным контролем таможенных органов государств-членов Таможенного союза. В этих условиях задача контроля за таможенным транзитом товаров приобретает особую значимость.

Нарушение сроков таможенного транзита либо недоставка, повреждение или хищение товаров, находящихся под таможенным контролем — это факторы, негативно влияющие на внешнеэкономическую деятельность государств-членов ТС в части недопоступления подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов в бюджеты, появления на рынке товаров, не соответствующих санитарным нормам, ограниченных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза.

В конечном итоге создание такой системы должно способствовать не только повышению эффективности деятельности таможенных органов по контролю за таможенным транзитом, но и обеспечить безопасность в цепи поставки товаров, снижение издержек при транспортировке товаров, в целом содействовать развитию внешнеторговой деятельности.

С 2016 г. на территории России в целях контроля за перемещением грузовиков введена система «Платон» — российская система взимания платы с грузовиков, имеющих разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн, использование которой также может содействовать повышению эффективности таможенного контроля за таможенным транзитом.

Литература:

  1. Лаптев Р. А., Коварда В. В. Анализ правовых основ перемещения иностранных товаров автомобильным транспортом по таможенной территории таможенного союза/ Юрист ВУЗа. — 2015. — № 11–12. — С. 37–43.
  2. Минакова И. В., Тихомиров М. Е., Коварда В. В. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств (учебное пособие)/ Международный журнал экспериментального образования. — 2013. — № 5. — С. 124–125.
  3. Коварда В. В. Совершенствование таможенного администрирования как ключевой фактор дальнейшей интеграции России в мировую экономику/ Успехи современной науки. — 2016. — Т. 2. № 2. — С. 6–9.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов