Библиографическое описание:

Шатдинов Р. С., Богданова С. Ю., Тимергазина А. В. Системно-критериaльный подход к построению региональной модели человеческого капитала как основы формирования инновационно-информационной экономики // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3. — С. 89-91.



Инновационно-информационная модель российской экономики формируется под воздействием серьезных политических и экономических вызовов. Одной из приоритетных задач повышения устойчивости экономической модели России становится создание условий для реализации сценария инновационного развития, решающим фактором которого будет человеческий капитал, основанный на современных знаниях. В статье представлена система допустимых критериев построения модели человеческого капитала.

Ключевые слова: инновационно-информационная экономика, человеческий капитал, экономический рост, критерии формирования модели человеческого капитала.

Общемировой опыт и история России показывают, что инновационные трансформации экономических систем происходили исключительно при наличии серьезных вызовов. В последние годы экономическая изоляция России послужила катализатором инновационного прорыва в развитии инновационных технологий. По данным агентства Bloomberg (TheGlobalInnovationIndex 2015), Россия заняла 14 место в рейтинге 50 самых инновационных государств в мире, поднявшись на четыре позиции, оставив позади Норвегию, Бельгию, Гонконг, Китай и другие страны [1].

В настоящее время инновационный контур проходит через проблемы низких цен на углеводороды на мировом рынке, истощения ресурсов, проблемы экологической безопасности, борьбы с международным терроризмом. В условиях выживания национальная экономика вынуждена трансформироваться, чтобы обеспечить твердую позицию в конкурентной борьбе.

В то же время необходимо учитывать, что спрос на инновации формируется, прежде всего, не конечным потребителем, а производителем. Технологическая отсталость производителя неоправданно повышает издержки производства. Для экономической стабилизации производитель стоит перед фактом необходимости внедрения инновационных технологий. Поэтому проблема инновационного развития российской экономики трактуется в двух аспектах: созидательный прорыв научных комплексов и внедрение инновационных разработок экономическими субъектами. Появление новейших технологий может задать вектор направления модернизации экономики.

Таким образом, основной задачей отечественной экономики на современном этапе является создание условий для реализации сценария инновационного развития. Современные проблемы российской экономики позволяют определить стратегические вызовы предстоящего периода, а именно:

– усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки не только товаров, но и капиталов, технологий, рабочей силы;

– возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии (уровень конкурентоспособности инновационной экономики определяется качеством профессиональных кадров, т. е. человеческим капиталом).

Без экономического роста мы не решим эти проблемы, они будут только нарастать и усугубляться. Драйвером экономического роста является человеческий капитал. В состав человеческого капитала входят инвестиции и отдача от них в инструментарий интеллектуального и управленческого труда, а также инвестиции в среду функционирования человеческого капитала, обеспечивающие его эффективность. Процессы развития человеческого капитала и инновационной экономики составляют единый механизм формирования и развития инновационно-информационного общества и его экономики. Понятие человеческого капитала и информации, информационных технологий тесно переплетаются между собой. Более того, сами ИТ возникают именно на стыке категорий информации и человеческого капитала — без потребителя информация мертва. Важность же значения информации для современной экономики вытекает из самого названия — «инновационно-информационная экономика» [2].

Человеческий капитал может выступать как квазикорпорация, как рынок и как социум. При этом каждый подход определяет уникальный набор признаков и ключевых черт данного объекта. Это объясняется тем, что человеческий капитал представляет собой многоаспектное образование. Для осуществления управления таким объектом, требуется соответствующий инструментарий. При этом само управление характеризуется высокой динамичностью, сложностью, многоаспектностью и наличием пересекающихся потоков управляющих воздействий. Таким образом, проработанность, эффективность, комплексность, последовательность и научная обоснованность принимаемых на различных уровнях решений становится залогом развития территории.

Необходимо отметить, что, несмотря на накопленный опыт в данной сфере прогнозирование как элемент общей системы управления территориальным развитием сопряжено с рядом трудностей. Причиной тому являются общие нерешенные проблемы и противоречия в системе управления как макроэкономическими системами, так и «произведенными ресурсами», определяющие человеческий капитал.

Среди наиболее существенных проблем, оказывающих влияние на качество принимаемых решений и действующих на субрегиональном уровне, следует отметить следующие:

  1. Несогласованность целей на разных уровнях управления. Наличие нескольких управляющих контуров разного уровня, реализующих функции управления территорией и «произведенными ресурсами» данной территории. Также имеет место несогласованность целей долгосрочного развития и принимаемых краткосрочных решений.
  2. Функционирование в субрегиональной системе множества экономических субъектов, цели деятельности которых отличаются от целей других агентов и органов государственного и муниципального управления. В связи с этим отсутствует единый критерий оптимальности развития.
  3. Отсутствие системного характера экономической и социальной политик. Сложность учета факторов может заключаться в том, что влияние некоторых из них может быть скрытым, косвенным или опосредованным.
  4. Недостаточное качество исходной информации о функционировании территориального образования, оказывающего существенное влияние на развитие человеческого капитала.
  5. Открытость системы и существенное влияние внешних воздействий на экономику территориальных образований и, как следствие, на «произведенные ресурсы» в целом.

Многие проблемы управления территориальным развитием взаимосвязаны и взаимообусловлены. В связи с этим требуется комплексный подход к их устранению.

До построения модели регионального развития человеческого капитала необходимо учитывать его особенности как объекта моделирования:

  1. Человеческий капитал как объект моделирования — это, прежде всего, сложная слабоструктурированная система, моделирование которой предполагает выявление большого количества сложных причинно-следственных связей между факторами.
  2. Человеческий капитал — это саморегулируемая система. Существуют внутренние механизмы регуляции: во-первых, нормативно-правовое регулирование в виде регионального законодательства; во-вторых, система управленческих учреждений: представительных, исполнительных, судебных; в-третьих, внутрирегиональные экономические регуляторы и т. д.

Тем не менее, при построении модели развития человеческого капитала также необходимо учитывать внешнее воздействие, оказываемое на федеральном уровне.

  1. Человеческий капитал — стохастическая система. Большинство процессов, которые проходят в условиях неопределенности. Это обстоятельство необходимо учитывать при построении прогнозных моделей.
  2. Человеческий капитал — социальная система. Проблема его развития ориентирована на улучшение качества жизни индивидуума. Поэтому при моделировании экономических процессов так важно учитывать как социальные интересы общества в целом, так и отдельного человека. Еще из экономической теории известно, что модель саморегулируемого рынка без внешней государственной поддержки неэффективна, так как не позволяет учитывать интересы незащищенных слоев населения и ведет к социальной напряженности в обществе.
  3. Значительное количество причинно-следственных связей.

В качестве основных критериев построения модели человеческого капитала можно выделить следующие:

  1. Системность — охват моделью всей совокупности существенных элементов и взаимосвязей моделируемого объекта
  2. Научная обоснованность — использование в модели научных методов, в частности методов экономико-математического моделирования, обеспечивающих строгую формализацию и тем самым достоверность и верифицируемость результатов моделирования.
  3. Сбалансированность — целостный учет источников образования и использования ресурсов, обеспечивающих сохранение основных пропорций.
  4. Вариантность — возможность модели генерировать и оценивать последствия реализации альтернативных стратегий развития с учетом возможных изменений условий внутренней и внешней среды. Инструмент достижения — использование методов сценарного моделирования.
  5. Практическая применимость — наиважнейшее условие, обеспечивающее достаточность для данной модели официально существующей информационной и статистической базы для обеспечения возможности доведения теоретических выкладок до практических результатов моделирования.
  6. Стоимость — приемлемость величины затрат конечного пользователя по приобретению, настройке, использованию и обслуживанию информационной системы.
  7. Возможность адаптации — возможность применения существующей модели для анализа и прогнозирования развития других социально-экономических систем. Должно определяться необходимостью изменения основных параметров модели, изменения имеющихся зависимостей, набора показателей, величины базы данных и базы знаний.
  8. Гибкость — способность модели адекватно отображать состояние моделируемого объекта при изменении его параметров в определенных пределах.
  9. Реализация в качестве программного продукта — доведение концептуальной модели до уровня программного продукта и реализации в виде информационной системы.
  10. Устойчивость системы к изменяемым параметрам.
  11. Возможность корректировки — возможность вмешательства в процесс моделирования и изменения отдельных параметров на определенном шаге моделирования.

Предложенный системно-критериaльный подход к разработке региональной модели человеческого капитала на основе сопряжения целевых установок региональной системы управления с процессами развития инновационно-информационной экономики дает возможность повысить эффективность осуществляемой экономической политики в регионах.

Литература:

  1. The Global Innovation Index 2015 // URL: http://www.bloomberg.com/graphics/2015-innovative-countries (датаобращения: 28.04.2016).
  2. Корчагин Ю. А. Взаимосвязь информации и человеческого капитала // URL: http://www.lerc.ru/informatics/0001/0006 (дата обращения: 28.04.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов