Особенности реализации доходного подхода к оценке стоимости малого предприятия | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (5) май 2016 г.

Дата публикации: 04.05.2016

Статья просмотрена: 153 раза

Библиографическое описание:

Власов, Д. А. Особенности реализации доходного подхода к оценке стоимости малого предприятия / Д. А. Власов. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 3 (5). — С. 78-81. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/31/906/ (дата обращения: 23.04.2024).



Ключевые слова: доходный подход, малое предприятие, доходность, стоимость бизнеса, оценка, риск, анализ данных, стратегия.

Проблема получения адекватной, своевременной количественной оценки стоимости бизнеса, интересующая многих, начиная от владельцев бизнеса, руководства, конкурентов, заканчивая профессиональными инвесторами и государственными структурами, приобретает особую актуальность в современных условиях актуализации политических, социальных, валютных и др. видов рисков. Малые предприятия, рассматриваемые в данной статье и подлежащие оценке, представляют собой долгосрочные активы, призванные приносить доход и характеризующиеся некоторым уровнем инвестиционной привлекательности.

Доходный метод оценки стоимости бизнеса (income approach) характеризуется относительной простотой и наибольшей востребованностью [1], т. к. любого инвестора привлекают не просто здания, оборудования, материальные и нематериальные ценности, а перспективные доходы, которые, возможно, способны не только окупить вложенные средства, но и обеспечить инвестору прибыль. Важно понимать, что величина ожидаемого дохода того или иного предприятия заранее не известна, подвержена влиянию ряда факторов (соотношение спроса и предложения, распределение рисков, уровень контроля бизнеса, степень ликвидности, государственное участие и т. д.). Естественно считать, что чем выше настоящая и будущая доходность предприятия, чем выше затраты на создание предприятия — аналога, тем выше его рыночная стоимость.

Представим расчетные формулы для оценки доходности и риска: , (1) где x — величина дохода, p — вероятность получения соответствующего дохода, n — количество вариантов.

(2)

— количественная мера риска.

Рассмотрим далее два малых предприятия, производящих сыр, первое из которых производит продукцию эконом — сегмента (low-priced), второе малое предприятие производит продукцию премиум — сегмента (premium).

Известно, что партия сыра (сыр «Солнышко», сыр «Домашний», сыр «К завтраку», сырный продукт «Удача», сырный продукт «Удача Плюс»), изготовленная на первом предприятии, предлагается на продажу за 90 тыс. руб. При этом затраты на сырье, производство, хранение и т. д. составляют 40 тыс. руб. Таким образом продажа партии сыра, произведенного на первом малом предприятии приносит доход, равный 50 тыс. руб.

Партия сыра (сыр «Деревенский», сыр «Русский пармезан», сыр «Русский камамбер», сыр «Сибирский, с белыми грибами»), изготовленная на втором малом предприятии, предлагается на продажу за 200 тыс. руб. При этом затраты на сырье, производство, хранение и т. д. относительно высоки и составляют 120 тыс. руб. Таким образом продажа партии сыра, произведенного на втором малом предприятии приносит доход, равный 80 тыс. руб.

В таблице 1 представлены значения спроса на партию сыра первого предприятия как случайные величины и их соответствующие вероятности.

Таблица 1

Значения спроса иих вероятности

Спрос (количество ящиков продукции)

Вероятности

Благоприятная ситуация

Неблагоприятная ситуация

6

0,3

0,1

7

0,4

0,1

8

0,1

0,1

9

0,1

0,2

10

0,1

0,5

Таблица 2

Значения спроса иих вероятности

Спрос (количество ящиков продукции)

Вероятности

Благоприятная ситуация

Неблагоприятная ситуация

3

0,1

0,6

4

0,2

0,1

5

0,1

0,1

6

0,5

0,1

7

0,1

0,1

Аналогично таблица 2 содержит информацию о распределении вероятностей спроса на продукцию второго предприятия. Следует обратить внимание, что вероятности спроса различаются в зависимости от возможной экономической ситуации — благоприятной (высокий уровень доходов населения и др.) или неблагоприятной. В случае возможной реализации неблагоприятной ситуации спрос на продукцию эконом сегмента возрастает, а на продукцию премиум сегмента предельно низкий. С другой стороны, в случае возможного реализации благоприятного сценария, максимальный спрос смещается в сторону продукции премиум сегмента, при этом спрос на продукцию эконом сегмента сохраняется средне высоким, другими словами не происходит полного отказа от продукции эконом сегмента.

Расчет доходности первого предприятия в соответствии с формулой (1) приведем в таблице 3, расчет доходности второго предприятия — в таблице 4.

Таблица 3

Расчет доходности

Спрос (количество ящиков продукции)

Доходность (тыс.руб.)

Доходность (тыс.руб.)

Благоприятная ситуация

Неблагоприятная ситуация

6

300; 300; 300; 300; 300

300

300

7

260; 350; 350; 350; 350

323

341

8

220; 310; 400; 400; 400

310

373

9

180; 270; 360; 450; 450

288

396

10

140; 230; 320; 410; 500

257

401

Таблица 4

Расчет доходности

Спрос (количество ящиков продукции)

Доходность (тыс.руб.)

Доходность (тыс.руб.)

Благоприятная ситуация

Неблагоприятная ситуация

3

240; 240; 240; 240; 240

240

240

4

120; 320; 320; 320; 320

300

200

5

0; 200; 400; 400; 400

320

140

6

-120; 80; 280; 480; 480

320

60

7

-360; -40; 160; 360; 560

208

-112

Основываясь на принципе максимизации дохода, выделим в таблице 3 и таблице 4 уровни с максимальным доходом, соответствующие оптимальным производственным стратегиям каждого из малых предприятий. Доходность первого предприятия в случае реализации благоприятной ситуации составляет 323 тыс.руб., неблагоприятной ситуации 401 тыс.руб.

Учтём далее вероятности состояний экономической среды для предприятия, производящего продукцию эконом сегмента. При этом рассмотрим два сценария (вероятности 0,5 и 0,5; вероятности 0,3 и 0,7). Получаем, что

тыс.руб.и тыс.руб.

Выполним аналогичные оценки доходности предприятия, производящего продукцию премиум сегмента:

тыс.руб. и тыс.руб.

Ориентируясь на современные рекомендации по сроку окупаемости малых предприятий (3 месяца) мы имеем возможность оценить их реальную стоимость. Итак, реальная стоимость первого предприятия составляет 1086 тыс.руб., второго предприятия840 тыс.руб. Эти оценки верны в случае предположения о равных вероятностях реализации благоприятной и неблагоприятной ситуаций (чаще всего используется в случае полного отсутствия статистической информации). Если учесть более пессимистический сценарий (вероятность благоприятной ситуации — 0,3; неблагоприятной ситуации — 0,7), получаем 1132,8 тыс.руб. и 792 тыс.руб. соответственно. Для последующего уточнения приведенных оценок стоимости малых предприятий целесообразно оценить и выполнить количественный анализ рисков (например, в соответствии с формулой (2)), первоначально определив склонность инвестора к рискам [4]. Результаты оценки рисков по двум малым предприятиям приведены в таблицах 5 и 6.

Таблица 5

Оценка риска (первое предприятие)

Спрос (количество ящиков продукции)

Риск (тыс.руб.)

Благоприятная ситуация

Неблагоприятная ситуация

6

0

0

7

41,2

27

8

69,7

57,6

9

96,9

91,8

10

114,2

123,7

Таблица 6

Оценка риска (второе предприятие)

Спрос (количество ящиков продукции)

Риск(тыс.руб.)

Благоприятная ситуация

Неблагоприятная ситуация

3

0

0

4

60

98

5

132,7

180

6

215,4

244,1

7

262,2

335

Представленный фрагмент анализа демонстрирует принципиальные возможности реализации доходного подхода к оценке стоимости малого предприятия. В его основе сопоставление ожидаемой доходности предприятия и его стоимости посредством специального коэффициента. Данный подход внедрен в учебной процесс в рамках методической системы прикладной математической подготовки будущего экономиста [2,3], реализуемой автором на факультете дистанционного обучения РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Содержательную основу методической системы прикладной математической подготовки будущего экономиста составляет интеграция типовых задач и профессиональных ситуаций. При этом понимание сущности доходного подхода, освоение принципов анализа риска в условиях погружения студентов бакалавриата в квазипрофессиональную деятельность позволяет комплексно рассматривать финансово-экономические проблемы и ситуации, осознавать границы применения количественных методов в финансово-экономической сфере.

Литература:

1. Howard Stevenson, David Amis Winning Angels: The 7 Fundamentals of Early Stage Investing. FT Press; 1 edition (March 15, 2001) — 400 pages

2. Власов Д. А., Синчуков А. В. Новое содержание прикладной математической подготовки бакалавра. // Преподаватель XXI век. — М.: МПГУ, 2013 Т.1 № 1, С. 71–79

3. Власов Д. А., Синчуков А. В. Стратегия развития методической системы математической подготовки бакалавров. // Наука и школа. — М.: МПГУ, 2012 — № 5 — С. 61–65

4. Тихомиров Н. П., Тихомирова Т. М. Риск — анализ в экономике. М.: Экономика, 2010–320 с.

Основные термины (генерируются автоматически): неблагоприятная ситуация, благоприятная ситуация, малое предприятие, ящик продукции, таблица, эконом сегмента, вероятность, доходный подход, значение спроса, предприятие.

Похожие статьи

Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса...

Таблица 1. Критерии отнесения предприятий ксубъектам малого исреднего предпринимательства вРоссийской Федерации.

Количественные критерии легко рассчитать и оценить при изменении экономической ситуации. В целом показатели выручки и количества...

Оценка бизнеса: сущность основных подходов, их преимущества...

Ключевые слова: доходный подход, малое предприятие, доходность, стоимость бизнеса, оценка, риск, анализ данных, стратегия.

Значение оценки стоимости бизнеса в реальном секторе...

«Черный ящик» сознания покупателей | Статья в журнале...

Ситуация на розничном рынке России и поведение покупателей в кризис.

Маркетинговое исследование спроса покупателей на...

Маркетинговое сегментирование клиентской базы с помощью... Сегмент рынка состоит из потребителей, одинаково реагирующих. на один и тот же...

Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны

Малые предприятия мобильны и быстро заполняют ниши в экономике с более высоким уровнем доходности, чем обеспечивают быстрое насыщение платежеспособного спроса

Из таблицы видно, что самое высокое значение имеет доля МСП в общем числе всех предприятий.

О необходимости изменения модели совершенствования...

Для эффективного функционирования предприятия в условиях рыночной отношений главное значение имеет выявление резервов увеличения объема товарной продукции, снижения ее себестоимости, роста прибыли. На величину дохода предприятия влияют и внутренние...

Анализ подходов к сегментации потребителей на основе стилей...

В современных условиях для предприятий, занимающихся производством товаров и услуг, сегментация

Для того чтобы понять причину малой эффективности продаж во втором сегменте более подробно

Таблица 1. Изучение подходов кстилям потребления вXX-XXIвв.

Значение оценки стоимости бизнеса в реальном секторе экономики

Это касается и развития малого и среднего бизнеса, которое также благоприятно воздействует на общее состояние экономики, уровень ВВП и общее

Ключевые слова: доходный подход, малое предприятие, доходность, стоимость бизнеса, оценка, риск, анализ данных, стратегия.

МСБ-кредитование: проблемы традиционного сектора...

Так, 81 % малых предприятий считает, что экономическая ситуация в стране тормозит развитие бизнеса, и только 14 % говорит, что способствует.

более доходны по сравнению с традиционными инструментами (депозиты и облигации).

Анализ развития малого предпринимательства

В настоящее время малое предпринимательство активно развивается во всех странах мира, роль данных предприятий в экономике достаточно велика, это: производство продукции

Социально-демографическая ситуация. 0,05. Благоприятная. Нейтральная. Неблагоприятная.

Похожие статьи

Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса...

Таблица 1. Критерии отнесения предприятий ксубъектам малого исреднего предпринимательства вРоссийской Федерации.

Количественные критерии легко рассчитать и оценить при изменении экономической ситуации. В целом показатели выручки и количества...

Оценка бизнеса: сущность основных подходов, их преимущества...

Ключевые слова: доходный подход, малое предприятие, доходность, стоимость бизнеса, оценка, риск, анализ данных, стратегия.

Значение оценки стоимости бизнеса в реальном секторе...

«Черный ящик» сознания покупателей | Статья в журнале...

Ситуация на розничном рынке России и поведение покупателей в кризис.

Маркетинговое исследование спроса покупателей на...

Маркетинговое сегментирование клиентской базы с помощью... Сегмент рынка состоит из потребителей, одинаково реагирующих. на один и тот же...

Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны

Малые предприятия мобильны и быстро заполняют ниши в экономике с более высоким уровнем доходности, чем обеспечивают быстрое насыщение платежеспособного спроса

Из таблицы видно, что самое высокое значение имеет доля МСП в общем числе всех предприятий.

О необходимости изменения модели совершенствования...

Для эффективного функционирования предприятия в условиях рыночной отношений главное значение имеет выявление резервов увеличения объема товарной продукции, снижения ее себестоимости, роста прибыли. На величину дохода предприятия влияют и внутренние...

Анализ подходов к сегментации потребителей на основе стилей...

В современных условиях для предприятий, занимающихся производством товаров и услуг, сегментация

Для того чтобы понять причину малой эффективности продаж во втором сегменте более подробно

Таблица 1. Изучение подходов кстилям потребления вXX-XXIвв.

Значение оценки стоимости бизнеса в реальном секторе экономики

Это касается и развития малого и среднего бизнеса, которое также благоприятно воздействует на общее состояние экономики, уровень ВВП и общее

Ключевые слова: доходный подход, малое предприятие, доходность, стоимость бизнеса, оценка, риск, анализ данных, стратегия.

МСБ-кредитование: проблемы традиционного сектора...

Так, 81 % малых предприятий считает, что экономическая ситуация в стране тормозит развитие бизнеса, и только 14 % говорит, что способствует.

более доходны по сравнению с традиционными инструментами (депозиты и облигации).

Анализ развития малого предпринимательства

В настоящее время малое предпринимательство активно развивается во всех странах мира, роль данных предприятий в экономике достаточно велика, это: производство продукции

Социально-демографическая ситуация. 0,05. Благоприятная. Нейтральная. Неблагоприятная.

Задать вопрос