Автор: Михайлов Олег Викторович

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (5) май 2016 г.

Библиографическое описание:

Михайлов О. В. Обзор основных элементов архитектуры предприятия // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3. — С. 83-86.



В статье рассмотрены основные предметные области и домены архитектуры предприятия, выделены модели, принципы и стандарты в рамках архитектуры предприятия.

Ключевые слова: архитектура предприятия, элементы архитектуры предприятия, бизнес-процессы.

В состав архитектуры предприятия включают от четырех до семи основных предметных областей и доменов [1]. Эти предметные области последовательно работают над архитектурными аспектами, отталкиваясь от потребностей работы предприятия и обеспечивая весь набор технологий для реализации какого-либо решения бизнес-проблемы. Выделяют следующие домены архитектуры предприятия:

 Бизнес-архитектура. Характеризует систему работы организации с точки зрения ее основных бизнес-процессов.

 Архитектура информации. Определяет оптимальный набор данных, необходимый для поддержания бизнес-процессов, а также для обеспечения стабильности и долговременного использования этих данных в прикладных системах.

 Архитектура приложений. Определяет оптимальный набор приложений для осуществления управления данными и поддержки бизнес-функций.

 Технологическая архитектура. Определяет актуальный набор аппаратного, системного, программного обеспечения, сетей и коммуникаций, необходимых для создания среды работы приложений, которые обеспечивают работу по управлению данными и обеспечивают бизнес-функции.

В зависимости от вида деятельности организации и актуальности решения тех или иных проблем выделяют и другие представления архитектуры:

 Архитектура интеграции. Определяет инфраструктуру для интеграции различных приложений и данных.

 Архитектура общих сервисов. Это использование в архитектуре предприятия общих механизмов и сервисов, например электронная почта, утилиты безопасности и др.

 Сетевая архитектура. Обеспечивает оптимальную работу сетевых и коммуникационных технологий, используемых в организации.

Архитектура предприятия будет неполная баз архитектуры управления и эксплуатации информационных технологий, т. е. структур управления и наборов процессов, которые поддерживают и обеспечивают работу всех архитектурных процессов, протекающих в организации.

В рамках архитектуры предприятия выделяют модели, принципы и стандарты. Стандарты разрабатываются на основе принципов и описывают, как принципы будут реализованы на практике. Модели используются как визуализированное отображение, используемых для описания архитектуры принципов и стандартов. Модели представляют характеристику сложных процессов, происходящих в современном мире, и создают абстрактные конструкции, в которых опущены несущественные детали, а основное внимание сосредоточено на наиболее важных аспектах описываемого предмета.

Практика описания стратегии и архитектуры информационных технологий, иные нормативные документы, включает в себя следующие элементы:

 Миссия и видение.

 Руководящие принципы. Отражают принципы и ключевые элементы использования информационных технологий в работе руководителя организации..

 Цели, задачи и стратегии.

 Архитектура информационных технологий.

 Правила. Правила, есть общепринятые утверждения, которые определяют направления и цели, связанные с инициативами в области информационных технологий. Правила обеспечивают скоординированных процесс работы предприятия, эффективную работу систем и эффективное использование информационных технологий.

 Процедуры. Это порядок описания правил и стандартов, которые используются на постоянной основе.

 Руководства и рекомендации. Описание максимально актуальных практик и подходов, необходимых для реализации правил и процедур.

Реализация целей, задач и стратегий достигается через соответствующие IT-проекты, которые формулируются в планах на очередной период деятельности.

Весь перечень элементов выглядит достаточно обширным, но он дает максимальную картину, связанную с описанием стратегии и архитектуры информационных технологий на высоком уровне.

Некоторые из приведенных выше элементов необходимо использовать в определенном порядке, т.е между правилами, стандартами и процедурами должна выстраиваться строгая иерархия. Стандарты всегда должны быть связаны с правилами, хотя правила не всегда имеют стандарты, а процедуры всегда имеют свои стандарты, но стандарты не имеют своих процедур.

Некоторые принципы в не контекста архитектуры могут быть весьма специфичны, но при их использование на ряду с другими принципами, отражает важность высокоуровневых информационных технологий.

При разработке и использовании стандартов необходимо опираться на следующие аспекты:

 Следует уделять внимание стандартам, которые способны эффективно использовать основные технологии архитектуры.

 Определять стандарты процессов.

 Разрабатывать современные интерфейсы. Работа интерфейсов является основой для интеграции систем.

 Организовать плотное взаимодействие меду бизнес подразделениями организации.

 Для максимальной эффективности стандартов необходимо работать над конкретными версиями технологий, интерфейсов программ, утилит и пр.

 Стандарты должны включать способы проверки на соответствие.

 Стандарты должны включать описание организации процесса и его поддержки, для чего стандарты должны периодически модернизироваться.

Третьим элементом бизнес-архитектуры является модель и процесс моделирования. Модель содержит конкретные данные, характеризующие систему, и используются для общего представления реальной системы в целях ее концептуального осмысления, для понимания системы конечными пользователями.

Модели можно классифицировать по различным критериям:

 формальные и неформальные;

 количественные — дающие численные оценки и проверки, и качественные — характеризующие понимание поведения системы;

 описательные — предназначенные для восприятия человеком, и исполняемые — позволяющие исследовать поведение системы и использовать полученные результаты для работы с исходной системой.

Архитектура предприятия представляет собой сложную систему из взаимодействующих IT-ресурсов, их структурных компонентов и взаимодействия между ними и включает в себя стандарты, которые определяют границы работы разработчиков при создании и модернизации систем. Архитектура сложная система, поэтому при изменении одной области системы, может привести к изменению во многих других областях.

Процесс создания моделей и моделирования следует рассматривать с двух сторон: моделирование для обеспечения понимания и моделирование для интеграции. Первым шагом в сфере создания высокоуровневых моделей предприятия становится создание моделей бизнес-процессов. Разработка моделей для предметных областей архитектуры является итерационным процессом, который связан с рассмотрением различных перспектив, а также связей между моделями различных предметных областей архитектуры предприятия.

При разработке моделей предметных областей архитектуры, необходимо разрабатывать детальные модели бизнес-процессов. Такие модели описывают предприятие на различных уровнях, которые соответствуют видимости предприятия различными категориями людей. Создание информационных систем состоит из процесса постепенного уточнения моделей.

Для описания предприятия, его бизнес-процессов, информационных систем и информации на каждом уровне построения могут использоваться как динамические так и статистические модели. Динамические модели описывают процесс обмена информацией между объектами, а статистические рассматривают структуру взаимодействия между ними.

В настоящее время имеется достаточно большое количество методик и средств моделирования, которые могут успешно применяться для разработки моделей различных доменов архитектуры предприятия.

Литература:

  1. Михайлов О. В. Анализ развития основных методологий построения архитектуры предприятия // Международный научно-исследовательский журнал «Успехи современной науки». — 2016. — № 3, Том 2. — С. 37–38.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов