Библиографическое описание:

Рябова Г. А. Специфические особенности процессов слияний и поглощений на мировом фармацевтическом рынке // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3. — С. 18-22.



В статье рассмотрены процессы слияний и поглощений на мировом фармацевтическом рынке, актуальность изучения процессов слияний и поглощений, связана, прежде всего, с высоким уровнем социальной значимости рынка, присущим фармацевтическому рынку.

Ключевые слова: слияния и поглощения, структурные процессы, фармацевтический рынок.

Процессы слияний и поглощений компаний, происходящих в современной экономике, способны изменять структуру рынка, влиять на концентрацию участников рынка, изменять уровень монопольной власти компаний [11, с.132], и в конечном счете — влиять на процесс ценообразования на рынке [1, с.42]. Необходимость изучения процессов слияний и поглощений на мировом фармацевтическом рынке, связана с социальной значимостью этого рынка [10, с.95], которая определяется высокой социальной приоритетностью рынка и низкой эластичностью спроса по цене на лекарственные средства [6, с.36]. Компании, которые участвуют в сделках по слияниям и поглощениям, получают некоторые преимущества в стратегической перспективе для своего дальнейшего развития. Можно отметить несколько ключевых причин, которые побуждают компанию участвовать в подобных сделках.

Необходимость осуществления процессов слияний и поглощений на мировом фармацевтическом рынке связана, в первую очередь, с интенсификацией разработок лекарственных средств и выведением их на мировой рынок с учетом возникающей экономии ресурсов, которые направлены на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Возможность слияний и поглощений позволяет фармацевтическим компаниям динамично развиваться и быть конкурентоспособными на глобальном рынке. При этом, необходимо отметить, что доля оригинальных лекарственных средств продуктовых портфелях крупных фармацевтических производителей сокращается и некоторые компании получают около половины своей прибыли от реализации 2–3 оригинальных лекарственных средств. Это обусловлено тем, что разработка и производство оригинального лекарственного средства представляет собой сложный наукоемкий технологический процесс, требующий привлечения около 800 млн. долл. США, а также нескольких лет клинических испытаний.

Как показывают расчеты по эффективности процессов слияний и поглощений на фармацевтическом рынке, компании, образовавшиеся в результате таких альянсов, способны экономить около 17–18 % своих текущих расходов, а также сокращать используемые ресурсы для разработки «смежных» лекарственных средств, повышая тем самым свой потенциал для дальнейших исследований. Помимо этого возникает положительный эффект от повышения уровня капитализации компании, от экономии на сокращении подразделений, функции которых являются дублирующими, а также открывается доступ к более выгодным кредитным ресурсам. В таблице представлены данные по сделкам слияний и поглощений на мировом фармацевтическом рынке в период 2007–2015 гг. В качестве пороговой суммы для учета в статистическом выборке таблицы автором статьи были выбраны суммы за одну сделку более 3 млрд. долл. США.

Таблица 1

Крупнейшие сделки слияний ипоглощений на фармацевтическом рынке [8, с.36]

Год

Компания-покупатель

Объект покупки

Стоимость сделки, млрд долларов США

2007

ASTRA-ZENECA

MEDIMMUNE

15,6

SCHERING-PLOUGH

ORGANON

11,0

MERCKKGAA

SERONO

10,6

2008

NOVARTIS

ALCON

10,4

2009

PFIZER

WYETH

68,0

ROCHE

GENENTECH

46,8

MERCK&CО

SCHERING-PLOUGH

47,1

2010

SANOFI

GENZYME

19,6

MERCK KGAA

MILLIPORE CORP

7,2

TEVA PHARMACEUTICAL INDUSTRIES

RATIOPHARM

5,5

ASTELLAS PHARMA INC

OSI PHARMACEUTICALS INC

4,0

2011

JOHNSON& JOHNSON INC

SYNTHES INC

21,3

TAKEDA PHARMACEUTICAL CO

NYCOMED

13,7

TEVA PHARMACEUTICAL INDUSTRIES

CEPHALON INC

6,8

GRIFOLS S. A.

TALECRIS BIOTHERAPEUTIC

3,4

2012

GILEAD SCIENCES INC

PHARMASSET INC

11,2

BRISTOL MYERS SQUIBB / ASTRA ZENECA

AMYLIN PHARMACEUTICAL

7,0

WALGREEN CO

ALLIANCE BOOTS

6,7

WATSON PHARMACEUTICAL INC

ACTAVIS

5,9

GLAXOSMITHKLINE

HUMAN GENOME SCIENCES

3,0

2013

VALEANT PHARMACEUTICALS

BAUSCH&LOMB

9,0

ACTAVIS

WARNERCHILCOTT

8,5

2014

MEDTRONIC

COVIDIEN

42,9

ACTAVIS

FOREST LABORATORIES

20,7

ROCHE HOLDING AG

INTERMUNE INC

8,3

MYLAN

ABBOTT

5,3

2015

TEVA

MYLAN

40,0

MYLAN

PERRIGO

29,0

PFIZER

HOSPIRA

17,0

MERCK&CO.

JAZZ PHARMACEUTICALS

13,5

VALEANT

SALIX

10,1

SHIRE

NPS PHARMACEUTICALS

5,2

В первом полугодии 2014 г. фармацевтическая отрасль была самой активной по сделкам слияний и поглощений, на ее долю пришлось 18 % всех сделок (по стоимости). Даже без слияний «AstraZeneca» и «Pfizer» сумма сделок фармацевтических компаний выросла более чем в три раза, достигнув 317,4 млрд. долл.

Крупнейшей сделкой 2015 г., безусловно, считается соглашение между компанией «Teva» и «Mylan». Сумма сделки оценивалась примерно в 40 млрд. долл. США. Другой значимой для компании «Pfizer» сделкой стало приобретение портфеля активов другой американской компании «Hospira». Сумма сделки составила 17 млрд. долл. США. Эта сделка позволила компании «Pfizer» расширить продуктовый портфель за счет инъекционных дженериков, в том числе предназначенных для лечения онкологической патологии и экстренной помощи, а также биосимиляров. Кроме того, в 2015 г. компания «Pfizer» приобрела контрольный пакет акций частной компании «RedvaxGmbH», что позволило ей получить доступ к потенциальной вакцине против вируса герпеса.

Для анализа абсолютных значений объемов сделок по слияниям и поглощениям на основе данных таблицы рассмотрим структуру крупнейших сделок слияний и поглощений компаний по годам. (рис.1)

Рис. 1. Структура крупнейших сделок слияний и поглощений компаний по годам на мировом фармацевтическом рынке (млрд долл США) [8, с.34].

Другим немаловажным мотивом для слияния является доступ к препаратам, входящим в государственные закупки. Правительство является крупнейшим покупателем продуктов фармацевтической отрасли, что позволяет ему контролировать сферу здравоохранения.

Еще одним важным мотивом слияний и поглощений на фармацевтическом рынке является географическая экспансия. Стремление фармацевтических компаний расширить свое присутствие во всех регионах мира является ключевым элементом корпоративной стратегии. Цель такого подхода заключается в росте возможностей для сбыта и реализации лекарственных препаратов, а также увеличение клиентских баз компаний, образующихся при M&A. Такая стратегия обеспечивает компании собственный рост в глобальном масштабе и позволяет формировать научные альянсы.

Одной из серьезных проблем, с которой сталкиваются фармацевтические компании, является то, что сроки патентной защиты препаратов-оригиналов, позволяющей возмещать значительные расходы по разработке лекарственных препаратов в определенный момент истекают. Как уже упоминалось выше, производительность фармацевтических компаний постепенно снижается. Эта тенденция связана с удлинением периода от начала разработки лекарства и до его выхода на рынок, несмотря на повышение эффективности самого процесса разработки. После истечения срока действия патента на рынке появляются недорогие копии препарата — дженерики [7, с.50] и, как следствие — продажи оригинального препарата резко сокращаются.

Таким образом, в результате проведенного изучения специфических особенностей процессов слияний и поглощений на мировом фармацевтическом рынке, автором статьи было установлено, что процессы слияний и поглощений являются неизбежными в случае, если компания претендует на глобальное лидерство в определенном сегменте лекарственных средств. Перспектива развития фармацевтического рынка связана с необходимостью потребителя быть здоровым, что и выражается в удовлетворении потребности в лекарственных средствах, и соответственно, процессы слияний и поглощений будут происходить постоянно.

Литература:

  1. Бельских, И. Е. Особенности регулирования цен на фармацевтическом рынке / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Международный бухгалтерский учет. — 2011. — № 14. — С. 37–45.
  2. Бельских, И. Е. Реклама лекарственных препаратов в фармацевтическом маркетинге / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Маркетинг в России и за рубежом. — 2010. — № 4. — С. 74–80.
  3. Бельских, И. Е. Особенности российского фармацевтического рынка / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2010. — Т. 10. — № 13 (73). — С. 56–66.
  4. Воронцова, Н. А. Проблемы лекарственного обеспечения населения на региональном уровне (на примере Иркутской области) / Н. А. Воронцова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2013. — № 1. — С. 56–59.
  5. Воронцова, Н. А. Перспективы формирования фармацевтического кластера в Иркутской области / Н. А. Воронцова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2011. — № 3. — С. 72–75.
  6. Евстратов, А. В. Основные направления деятельности субъектов фармацевтического рынка Российской Федерации / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева // Экономика: теория и практика. — 2016. — № 1 (41). — С. 35–40.
  7. Евстратов, А. В. Основные направления процесса импортозамещения на фармацевтическом рынке Российской Федерации / А. В. Евстратов, Г. А. Рябова // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2016. — № 1 (135). — С. 49–54.
  8. Евстратов, А. В. Исследование процессов слияний и поглощений компаний на мировом фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2016. — № 3 (137). — С. 32–37.
  9. Евстратов, А. В. Процесс импортозамещения на фармацевтическом рынке РФ: возможности и перспектива / А. В. Евстратов, Г. А. Рябова // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2016. — № 1 (180). — С. 64–69.
  10. Евстратов, А. В. Основные субъекты фармацевтического рынка Российской Федерации и их роль в повышении эффективности его функционирования / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2015. — № 9 (131). — С. 94–99.
  11. Евстратов, А. В. Слияния и поглощения компаний на мировом фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Известия Волгоградского государственного технического университета. — Волгоград, 2010. Т. 10. № 13. — С. 135–138.
  12. Кунев, С. В. Формирование инвестиционной привлекательности фармацевтического производителя на основе инструментов маркетинга: системный подход / С. В. Кунев, Л. В. Кунева // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–1. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17205.
  13. Кунев, С. В. Проблемы и пути развития российской фармацевтической отрасли в условиях внешнеэкономических ограничений / С. В. Кунев, Л. В. Кунева // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15317.
  14. Матвеева, О. П. Управление ассортиментом товаров аптечных организаций: теоретический аспект / О. П. Матвеева, С. Ю. Шлячкова // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – 2007. — № 2. — С. 68–81.
  15. Матвеева, О. П. Управление ассортиментом товаров аптечной организации: маркетинговый аспект: монография / О. П. Матвеева, С. Ю. Шлячкова. — Белгород: Кооперативное образование. — 2007. — 211 с.
  16. Папанова, С.Ю. Определение ключевых аспектов эффективного менеджмента аптечной организации в условиях серьезных преобразований российского фармацевтического рынка / С. Ю. Папанова // Белгородский экономический вестник. – 2015. — № 1(77). — С. 79–86.
  17. Пушкарев, О. Н. Оптимизация структуры аптечной сети / О. Н. Пушкарев, А. В. Евстратов // Вестник экономики, права и социологии. — 2016. — № 1. — С. 62–66.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов