Автор: Крыгина Анна Петровна

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (5) май 2016 г.

Библиографическое описание:

Крыгина А. П. Стратегические подходы к формированию инвестиционной привлекательности сельского хозяйства // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3. — С. 81-83.



Эффективное управление инвестициями заключается в создании организационно — экономического механизма его реализации, который при заданном количестве инвестиций дает максимальный социально — экономический эффект. В настоящее время существуют все предпосылки для того, чтобы инвестиции в АПК стали основой инновационного развития, как региона, так и страны в целом, что в определенной степени зависит от эффективного использования инструментов созданного механизма управления инвестиционными процессами; создания гибкой системы управления инвестиционной деятельностью.

Одним из направлений реализации организационно — экономического механизма государственного управления инвестиционной деятельностью является формирование инвестиционной привлекательности. Привлекательность становится важным инструментом упрочения позиций субъекта инвестиционных отношений, поскольку обеспечивает приобретение дополнительных конкурентных преимуществ.

В экономической литературе до настоящего времени не выработан единый подход к определению сущности понятия «инвестиционная привлекательность»[1].

Большинство экономистов примерно одинаково трактуют содержание понятий инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность применительно либо к экономике страны, к отрасли, региону, предприятию, но при конкретизации структуры этих понятий, методов и методик оценки мнения ученых существенно расходятся.

Исторически в основу сопоставления стран по инвестиционной привлекательности была положена экспертная шкала, включавшая следующие характеристики каждой страны: законодательные условия для иностранных и национальных инвесторов, возможность вывоза капитала, устойчивость национальной валюты, политическая ситуация, уровень инфляции, возможность использования национального капитала.

В дальнейшем развитие методик сравнительной оценки инвестиционной привлекательности различных стран пошло по пути расширения и усложнения системы, оцениваемых экспертами параметров и введения количественных показателей.

Макроэкономический уровень понятия «инвестиционной привлекательности» включает условия (экономические, правовые, политические, социальные и др.), созданные государством всем субъектам хозяйствования, а также иностранным инвесторам для выгодного вложения инвестиций с целью развития национальной экономики.

Инвестиционная привлекательность означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования.

Под инвестиционной привлекательностью отраслей экономики понимается интегральная характеристика отдельных отраслей экономики с позиции перспективности развития, доходности инвестиций и уровня инвестиционных рисков [2].

Под инвестиционной привлекательностью аграрного сектора понимается обобщенная характеристика с точки зрения перспективности, выгодности, эффективности и минимизации риска вложения инвестиций в его развитие за счет собственных средств и средств других инвесторов.

Оценка и анализ инвестиционной привлекательности АПК, с одной стороны, — это основа для разработки его инвестиционной политики, а с другой, — возможность обнаружить недостатки в деятельности, предусмотреть мероприятия по их ликвидации и улучшить возможности привлечения инвестиционных ресурсов. А это, в свою очередь, дает возможность инвесторам определиться в своем решении об инвестировании в данный сектор экономики.

В сегодняшней ситуации сельское хозяйство РФ оказывается особенно привлекательным для создания новых производственных мощностей как отечественными, так и иностранными резидентами. Эта привлекательность основывается на нескольких элементах.

Во-первых, при наличии в нашей стране огромного фонда сельскохозяйственных земель, фактически достаточно эффективно используется лишь малая его часть. Значительная часть земель либо используется неэффективно, либо простаивает.

В связи с этим становится очень важным второй фактор: дешевизна приобретения земли в собственность. Наша земля сельскохозяйственного назначения обходится в 3–17 (!) раз дешевле, чем земля аналогичного качества в странах Европы и Америки. Это обстоятельство имеет ценность у иностранных компаний, с той точки зрения, что земля в РФ недооценена как относительно ее плодородности, так и в сравнительной оценке ее с другими странами. Фактически, Россия является единственной в мире страной, где не используется достаточно значимое количество сельскохозяйственных земель достаточно высокого качества, и этим вполне объясняется привлекательность сельского хозяйства РФ для иностранных компаний [5].

Третий фактор привлекательности — это относительная близость РФ по сравнению с Европой, Америкой и Австралией к рынкам сбыта в странах Азии и Африки [3].

Вместе с тем, у сельского хозяйства РФ есть определенные общие для отрасли недостатки, снижающие его привлекательность. В первую очередь это неразвитость логистической системы, которая, по мнению как российских, так и иностранных аналитиков, признается главной проблемой современного российского сельского хозяйства.

При этом следует отметить, что задачей распределительной логистики является обеспечение рационализации процесса физического продвижения продукции к потребителю и формирование системы эффективного логистического сервиса. Под распределительной логистикой понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса. Главным направлением в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов (готовой продукции). Распределительная логистика отвечает за оптимизацию процесса распределения имеющихся запасов готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями.

Организация распределительной логистики включает: организацию процесса сбыта готовой продукции с учетом принципов и методов логистики; организацию управления сбытом как совокупность логистических операций, логистических цепей и логистических систем; организацию взаимодействия участников сбытовой деятельности, т. е. субъектов распределительной логистики [2]. Логистическое моделирование процесса сбыта готовой продукции строиться с учётом целевой ориентации на конечные результаты сбытовой деятельности. Операционная система распределительной логистики включает три подсистемы: перерабатывающую, обеспечения, планирования и контроля. Удовлетворение спроса потребителей — это результат взаимодействия всех перечисленных подсистем. Развитие логистических подходов при организации сбыта сельхозпродукции, открывает возможности улучшения обслуживания потребителей. В последнее время возникла необходимость оказания дополнительных услуг потребителям помимо обеспечения их нужной сельхозпродукцией, в частности, по доставке товаров в сокращённые сроки, по улучшению взаимодействия с транспортными организациями, по выполнению складских операций, удовлетворению других запросов, выполнимых в условиях комплексного логистического обслуживания.

Участники каналов, создающие цепи поставок, осознают влияние покупателей и рассматривают их в качестве своих активов. Наблюдается явный сдвиг внимания сельхозпроизводителя в сторону покупателя. Следует отметить, что улучшение обеспечения населения собственными транспортными средствами, проникновение компьютерных средств передачи и обработки информации существенно изменяет характер и условия посещения магазинов, расширяет возможности поиска товара, даже не выходя из дома. Связи между производителем и потребителем становятся все теснее. Для эффективного управления товарными запасами меняется концепция поставок потребительских товаров.

К сожалению, использованию логистических подходов к исследованию рынков потребительских товаров, особенно на стадии их движения от сельхозпроизводителей до розничных предприятий, уделяется не достаточно внимания. В действительности они требуют пристального рассмотрения, так как потребительский рынок находится в стадии реформирования, активизации на нем экономических отношений.

В то же время в силу размеров нашей страны хорошая логистика имеет большее влияние на конкурентоспособность предприятий, чем в большинстве стран мира. Основными проблемами российской логистики являются: отсутствие современных складских комплексов, несовершенство системы железнодорожных перевозок, неразвитость системы автомобильных дорог и ее низкое качество, устаревший автопарк грузоперевозок.

Сельское хозяйство Российской Федерации требует кардинальной модернизации, однако собственных средств и государственных вливаний для этого не достаточно. Именно поэтому привлечение иностранных и отечественных инвестиций в сельское хозяйство принимает решающие значение для будущего этой отрасли. Сегодня экспертное сообщество считает, что шансы на привлечение иностранных инвестиций есть только у предприятий прошедших полную модернизацию и вышедших на стабильный уровень прибыльности и рентабельности. Со стороны государства необходимо финансирование полного технического переоснащения отечественных хозяйств, а также обеспечение этим хозяйствам возможности получения сельскохозяйственного кредита на льготных условиях [4].

Можно отметить несколько основных инвестиционных стратегий для сельскохозяйственных компаний. Основная стратегия предполагает инвестиции в землю. В настоящее время, очевидно, что цены не отражают ее реальную стоимость, поэтому можно приобретать сельхозугодия как дорожающий актив, который способен генерировать растущие денежные потоки. Кроме того, землю можно использовать в качестве залога для получения более дешевых кредитов.

Вторым стратегическим направлением инвестирования являются инвестиции в производство сельхозпродукции. Такого рода инвестирование дает возможность российским компаниям приобретать право на получение субсидий, а также гарантирует им льготный режим налогообложения. Помимо этого, внутри страны сложилась благоприятная ценовая политика, а в перспективе российские холдинги способны выйти и на мировые сельскохозяйственные рынки. Причем инвестиции в производство зерна снижают сырьевые издержки и себестоимость, конечно если цепочка стоимости предусматривает дальнейшую переработку, либо если оно используется в качестве сырья (например, кормов для скота, в мукомольном или хлебопекарном производстве).

Следующей стратегией инвестирования является развитие инфраструктуры. Высокие мировые цены на зерно дают возможность российским производителям выходить на экспортные рынки.

Рассматривая проблемы эффективности использования инвестиций в рамках агропромышленного комплекса, можно заметить, что наиболее привлекательны с этой точки зрения инвестиции в крупные перерабатывающие предприятия, в развитие процесса кооперации и интеграции товаропроизводителей. Основой повышения эффективности действующего организационно — экономического механизма инвестиционной деятельности в АПК является обеспечение высокой инвестиционной привлекательности непосредственно предприятий.

Литература:

  1. Ахметов В., Ситнова И., Рахматуллин И. Повышать эффективность использования инвестиций в сельском хозяйстве России.// АПК: экономика, управление.- 2012.- № 8.- с.75.
  2. Крыгина А. П. Формирование регионального инвестиционного климата для иностранных компаний как условие внедрения новых технологий / А. П. Крыгина, С. В. Балабанова // Экономика и предпринимательство. — М., 2015. — № 9, ч. 2. — С. 399–402.
  3. Крыгина А. П. Продовольственная безопасность страны — реалии и пути решения / А. П. Крыгина, О В. Кисловец // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. — 2015. — № 3(53), ч.2. — С. 280–283.
  4. Трошин А. Совершенствовать аграрную инвестиционную политику. // АПК: экономика, управление.- 2013. — № 6.- с.19.
  5. Ушачев И. Г. Система управления — основа реализации модели инновационного развития агропромышленного комплекса России. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2013. -№ 2.- с.4.
  6. Ушачев И. Экономический механизм реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013- 2020гг.// АПК: экономика, управление.- 2012. — № 11.- с. 3.
Основные термины: инвестиционной привлекательности, распределительной логистики, сельского хозяйства, управления инвестиционной деятельностью, инвестиционной привлекательности АПК, инвестиционной привлекательности сельского, формирование инвестиционной привлекательности, инвестиционной привлекательностью, инвестиционной привлекательности различных, готовой продукции, иностранных компаний, процесса сбыта готовой, экономического механизма, высокой инвестиционной привлекательности, сбыта готовой продукции, системы управления инвестиционной, инвестиционной привлекательностью аграрного, государственного управления инвестиционной, инвестиционной привлекательностью отраслей, точки зрения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов