Автор: Боджам Тумане

Рубрика: Финансы, деньги и кредит

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (5) май 2016 г.

Библиографическое описание:

Боджам Т. Анализ факторов инвестиционной привлекательности экономики Республики Гвинея-Бисау // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3. — С. 22-25.



К концу 2014 года мировая экономическая активность возрастала, в основном благодаря некоторому повышению темпов экономического роста в странах с развитой экономикой, но подъем был неравномерным и оставался тревожно слабым: сохранялась негативная динамика и миллионы людей оставались без работы. Растущие геополитические риски создавали новые осложнения. Политические меры в течение указанного периода помогли стабилизировать мировую экономику, но обеспечению глобальной финансовой стабильности препятствовали новые проблемы, связанные с замедлением темпов роста в странах с формирующимся рынком. Экономическая активность в странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах, которая начала замедляться в последние месяцы 2013 года, несколько возросла за счет более высокого спроса в странах с развитой экономикой. В то же время ужесточение внешних финансовых условий и продолжающаяся понижательная динамика инвестиций сдерживали внутренний спрос. Общий объем производства в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах рос высокими темпами, достигшими в 2013 году 4,7 %, и 4,9 % в 2014 году.

В странах с низкими доходами отмечались самые высокие в мире темпы роста экономического роста на уровне 6,1 % в 2013 году; согласно экспертным оценкам и прогнозам на ближайшие два года указанная тенденция сохранена. В то же время перспективы дальнейшего роста в нескольких странах Ближнего Востока и Северной Африки сдерживались сложными внутренними переходными процессами и социальными волнениями [1].

Республика Гвинея-Бисау входит в группу 77 стран, которая была учреждена 15 июня 1964 года путем принятия «Совместной декларации семидесяти семи стран» на первой сессии Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) в Женеве. Она была создана в целях формирования и продвижения коллективных экономических интересов ее государств-членов и укрепления их совместной позиции на переговорах по всем основным международным экономическим вопросам в системе Организации Объединенных Наций. Состав «Группы 77» с того времени расширился до 132 государств-членов, но первоначальное название было сохранено ввиду его исторического значения. Пост председателя переходит поочередно от региона к региону (между Африкой, Азией и Латинской Америкой и Карибским бассейном) на срок в один год. В 2013 году председателем «Группы 77» в Нью-Йорке является представитель Фиджи.

С момента начала действия программы Всемирного банка Doing Buisness в 2011 году, в Республике Гвинея-Бисау не было проведено ни одной крупной реформы, экономика продолжает стагнировать. По данным Всемирного банка Doing 2015 рейтинг страны оценивается на уровне 179 позиции из 189.

В указанной связи, экономическая система Гвинея-Бисау характеризуется множеством факторов нестабильности, вызванных институциональной слабостью. Историческая слабость национальных учреждений на основе централизованной модели их управления создала дисбаланс власти между армией и гражданскими институтами. Вкупе с отсутствием экономических альтернатив и инклюзивного роста — особенно с учетом гендерного фактора — учреждения также были ослаблены появлением незаконных доходов и созданием трансграничных преступных сетей. Кроме того, некоторые исторические конфликты с такими прилегающими территориями как Казамансе, способствовали и способствуют дестабилизирующему воздействию и даже провоцируют внутренние конфликты (1998/1999 гражданская война).

Наряду с указанными геополитическими факторами, детерминирующими уровень инвестиционной привлекательности Гвинея-Бисау, важное значение имеют внутренние макроэкономические параметры. Поэтому для целей анализа инвестиционного потенциала и привлекательности экономики Гвинея-Бисау рассмотрим динамику ключевых макроэкономических показателей (табл. 1).

Таблица 1

Динамика темпов роста ВВП иэкспортно-импортных операций экономики Гвинея-Бисау за 2007–2016гг.,% [4, 5]

Макроэкономические индикаторы

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016(п)

Рост реального ВВП, к предыдущему году

3,2

3,2

3,3

4,4

9,0

-2,2

0,9

2,6

3,9

3,9

Индекс роста цен

-

-

-

-

5,1

2,1

0,8

-0,8

3,3

2,3

Темп роста экспорта

-

-

-

-

34,3

-16,5

33,0

-9,3

4,9

3,3

Темп роста импорта

-

-

-

-

6,0

-25,9

2,0

30,9

7,4

6,7

На основе статистических данных таблицы 1 можно отметить изменчивость периодов экономического роста экономики Гвинея-Бисау периодами спада, при этом высокие темпы роста ВВП в 2011 г. сменились сокращением деловой и инвестиционной активности в экономике в 2012 г. Важно отметить, что начавшаяся в 2013 г. стабилизация в экономике страны усилилась и в 2015 г., а в прогнозируемом 2016 г. ожидается стабилизация экономического роста на уровне 4 %. Апрельский переворот 2012г. прекратил период экономический стабильности и роста, длившийся 9 лет, и привел к экономическим дисбалансам, вызывающим снижением темпов роста ВВП Гвинея-Бисау.

Следует отметить, что инфляция снизилась с 2,1 % в 2012 году до 1,0 % в 2013 году на фоне низкого внутреннего спроса и дефицит бюджета на уровне 4,7 %. В 2014 году, прогнозировался рост ВВП на 2,8 % в связи с ожидаемым подъемом экономической активности после возвращения к конституционному порядку в стране. Таким образом, рост ВВП Гвинея-Бисау в значительной степени зависит от социально-политического климата.

Далее, следуя логике проводимого в статье исследования, рассмотрим тенденции развития ключевые показателей сектора государственных финансов Гвинея-Бисау.

Таблица 2

Динамика показателей состояния государственных финансов Гвинея-Бисау в 2013–2016гг., в% от ВВП [10]

Показатель

2013

2014

2015

2016 (прогноз)

Доходы бюджета

8,7

11,4

10,6

11,0

Совокупные внутренние первичные расходы

10,4

15,3

18,4

13,3

Внутренний первичный баланс

-1,7

-3,9

-7,8

-2,3

Итоговый баланс

Включая грант

-1,9

-1,8

-3,5

-2,8

Исключая гранты

-5,7

-10,0

-8,7

-8,0

Внешнее сальдо

-4,1

-0,4

-3,9

-4,5

Исключая трансферты

-4,9

-6,7

-6,8

-7,4

Социальная и политическая нормализация позволила сохранить финансовых партнеров, обеспечивающих стабильность налоговых поступлений (налог на прибыль), хотя способность государства к расширению налоговой базы остается предельно низкой. Управление государственными финансами за счет повышения сбора налогов будет оставаться определяющими факторами в восстановлении экономики в среднесрочной перспективе.

Социальная ситуация ухудшается и социальное обеспечение не соответствует потребностям из-за слабости государственных финансовых ресурсов. Социальное положение остается нестабильным и страна имеет один из самых низких показателей социального развития. Здравоохранение не финансируется должным образом из-за отсутствия у государства средств и находится на уровне ниже среднего по региону — ЗАЭВС. Кроме того, многие финансовые проблемы в течение последних нескольких лет спровоцировали отставание просроченных платежей. Из данных таблицы 2 отмечается растущая бюджетная напряженность и рост потребности во внешнем финансировании.

Исходным толчком должно стать производство продуктов питания, продвижение производства кешью ореха в сельском хозяйстве, а также улучшение в экономическом и налогово-бюджетном управлении. Для развития систем финансирования и кредитования сельскохозяйственных отраслей в Республике целесообразно рассмотреть возможности использования опыта Российской Федерации по поддержанию политики импортозамещения [7]. Гвинея-Бисау остается страной с одним из самых низким уровней налоговой нагрузки в Западно-Африканском экономическом и валютном союзе (ЗАЭВС). В тоже время, высокое отношение доходов к расходам бюджета свидетельствует о низкой способности государства управлять своими финансовыми ресурсами. Продовольственная безопасность по-прежнему под угрозой непредсказуемости урожая. Кроме того, распространение вируса Эбола в Гвинею-Бисау из соседней Гвинеи является реальной угрозой, что может остановить развитие, иметь экономические и гуманитарные последствия.

Реформирование общественных финансов, начатое до переворота в апреле 2012 г., включало усилия, связанные с региональной интеграцией. После переворота 2012 г. правительство столкнулось с большими проблемами, связанными с приостановкой бюджетной поддержки, а также приостановлении соглашений по рыболовству с Европейским Союзом. Бюджетный дефицит увеличился до 2,7 % ВВП в 2012 г. и 4,7 % ВВП в 2013 г. на фоне того, что налоговая база и налоговая нагрузка в Гвинея-Бисау остаются самыми низкими среди стран в ЗАЭВС (7,9 % ВВП). Восстановление соглашений по рыболовству с Европейским Союзом и выплаты первого транша бюджетной поддержки в декабре 2014 года улучшило финансовую ситуацию в стране и оказало положительное влияние на экономический рост. Первичное сальдо в 2014 году на уровне 2 % ВВП, а инфляция вырастет, достигнув 2,6 % в 2015 году и до 2,4 % в 2016 году.

В 2014 году нормализация социально-политического климата позволила возобновить сотрудничество с TFPs и продолжить реформирование общественного сектора, что должно повысить бюджетную эффективность.

Необходимо указать, что политическая нестабильность в стране негативно сказалась и на бюджетных расходах, связанных с заработной платой (уровень задолженности эквивалентен 67,4 % налоговых поступлений в 2013 г.), процессы государственного инвестирования были приостановлены, и внутренняя задолженность увеличилась и в конце 2013 г. составила 7,7 млрд. франков КФА, в том числе 4,0 млрд. франков КФА по оплате труда. В первом полугодии 2014 г., Всемирный Банк направил финансовые средства на заработную плату части государственных служащих страны.

Давая общую оценку внешнего положения Гвинея-Бисау, следует указать, что наблюдается дефицит текущего счета, т. к. в 2005 г. дефицит сократился до 6,6 % ВВП из-за отрицательного ценового шока и падения цен на кешью. Кроме того, финансовая нагрузка по обслуживанию внешнего долга остается довольно высокой. Тем не менее, сокращение долга будет зависеть от дальнейшего экономического восстановления, а также эффективного управления государственными финансами. Прогнозировалось, что уровень задолженности в 2014 и 2015 годах составит 59,7 % и 60,1 % ВВП, соответственно.

Несмотря на отмеченную социально-политическую и экономическую нестабильность, правительство Гвинея-Бисау предпринимает попытки урегулировать инвестиционные потоки. Значительную роль в активизации инвестиционного процесса в странах Африки играет Африканский банк развития. С начала своего сотрудничества с Гвинеей-Бисау в 1976 году, Группа Африканского банка развития (АБР) профинансировал, за исключением многонациональных проектов, 38 операций (24 проектов, 7 операций институциональной поддержки, 3 исследования, операции по оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях и 3 одной линии кредитования), представляющий совокупный чистый обязательства UA 188080000 (около 150 млрд. франков КФА).

Динамика инвестиции и сбережений Гвинея-Бисау представлена в таблице 3.

Таблица 3

Динамика инвестиций исбережений вГвинея-Бисау, в% от ВВП [2]

Показатель

2012

2013

2014

2015

2016

Валовые инвестиции

7,1

7,1

7,1

7,1

7,1

Государственные инвестиции

1,9

1,9

1,9

1,9

1,9

Валовые внутренние сбережения

-2,7

-2,7

-2,7

-2,7

-2,7

Гоударственные сбережения

-2,9

-3,8

-8,0

-6,8

-6,1

Валовые национальные сбережения

1,4

2,5

9,7

6,4

5,7

Статистические данные таблицы показывают стремление государства поддерживать стабильные темпы инвестиционной активности и влиять на уровень внутренних сбережений. Предоставленные данные свидетельствуют о корректировке государственной политики в сторону привлечения средств в реальный сектор экономики Гвинея-Бисау внутренних и внешних частных и корпоративных инвесторов. В то же время Гвинея-Бисау пока недостаточно активно использует известные в Российской Федерации инструменты управления сберегательным поведением, направленные на активизацию участия населения в инвестиционных процессах [9], а также более широкое вовлечение компаний в функционирование рынка ценных бумаг и развитие связей с инвестиционным сообществом, особенно актуальное в условиях масштабных кризисных явлений [8]. Статистический анализ диверсификации инвестиционной активности позволяет получить качественную информацию об интеграционном структурно-динамическом процессе, количественно оценить его и представить содержательную интерпретацию полученных результатов.

Выводы.Для поддержания устойчивого экономического роста и политической ситуации, повышения основных социально-экономических показателей, преодоления кризисных явлений и финансовых шоков, вызванных ухудшением конъюнктуры мирового рынка, монетарные власти и правительство Республики Гвинея-Бисау должны быть ориентированы на реализацию ряда мероприятий по укреплению сбалансированности инвестиционного спроса и предложения, повышению качества системы мониторинга, что, несомненно, позволит повысить инвестиционную привлекательность экономики Республики Гвинея-Бисау.

Литература:

  1. Африка. Энциклопедия. В 2-х т. Т. 2: А — К. — М.: Энциклопедия, 2010. — 960 с.
  2. Банк международных расчетов. URL: http://www.bis.org/statistics
  3. Всемирный банк. URL: http://data.worldbank.org/country/guinea-bissau
  4. Гвинея-Бисау // Вокруг света: электронная энциклопедия. — http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title= Гвинея-Бисау.
  5. Гвинея-Бисау. Госбюджет, налоги, цены // Обзор СМИ. — http://www.polpred.com/?cnt=42&art=9640.
  6. Громова О. Миграции в Африке // Азия и Африка сегодня. — 2008. — № 4. — С. 15–21.
  7. Давыденко И. Г., Зеленкова О. А. Модификация системы кредитования предприятий АПК России в условиях импортозамещения // Экономика и социум. — 2015. — № 3. — С. 494–501.
  8. Зотова А. И., Шевченко Д. А. Инвестор рилейшнз: содержание и особенности реализации в условиях финансового кризиса // Финансы и кредит. — 2009. — № 43. — С. 34–40.
  9. Шевченко Д. А., Шахвардиев И. В. Возможности регулирования инвестиционно-сберегательного поведения населения России // Молодой ученый. — 2015. — № 16. — С. 326–330.
  10. African Economic Outlook. URL: http://www.africaneconomicoutlook.org/en/statistics/
  11. African Development Bank Group. URL: http://www.afdb.org

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов