Библиографическое описание:

Чердакова А. В. Роль профессиональных стандартов в профориентации молодых специалистов // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3. — С. 76-78.



В статье рассматривается актуальная проблема применения профессиональных стандартов в проведении профориентационной работы с молодыми специалистами.

Ключевые слова: профориентация, профессиональные стандарты, профессиональная деятельность, уровни квалификации.

Профессиональное развитие молодых специалистов сопровождается психологическим содействием в самоопределении и профессиональной адаптации. В процессе профессиональной подготовки в учебных заведениях актуальным остается вопрос профориентации выпускников. Как правило, данная работа сводится к беседам, организациям встреч с практическими работниками, тренингам.

С целью расширения профессионального консультирования предлагаем использовать профессиональные стандарты в моделировании профессиональной деятельности. В Трудовом Кодексе Российской Федерации определены виды экономической деятельности, в которых применение профессиональных стандартов является обязательным.

Утвержденные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) профессиональные стандарты используются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностейорганизации производства, труда и управления. [4]

Минтрудом России принято 812 профессиональных стандартов, планируется разработать 180 и актуализировать 40. В первой очереди по разработке стоят профессиональные стандарты, включающие профессии, вошедшие в список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. [3]

Для упорядочения информации о профессиональных стандартах Минтруд России предлагает вести реестр по областям профессиональной деятельности (таблица 1)

Таблица 1

Наименования икоды областей профессиональной деятельности. [1, с.51–52]

01 Образование

02 Здравоохранение

03 Социальное обслуживание

04 Культура, искусство

05 Физическая культура и спорт

06 Связь, информационные и коммуникационные технологии

07 Административно-управленческая и офисная деятельность

08 Финансы и экономика

09 Юриспруденция

10 Архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн

11 Средства массовой информации, издательство и полиграфия

12 Обеспечение безопасности

13 Сельское хозяйство

14 Лесное хозяйство, охота

15 Рыбоводство и рыболовство

16 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство

17 Транспорт

18 Добыча, переработка угля, руд и других полезных ископаемых

19 Добыча, переработка, транспортировка нефти и газа

20 Электроэнергетика

21 Легкая и текстильная промышленность

22 Пищевая промышленность, включая производство напитков и табака

23 Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, мебельное производство

24 Атомная промышленность

25 Ракетно-космическая промышленность

26 Химическое, химико-технологическое производство

27 Металлургическое производство

28 Производство машин и оборудования

29 Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

30 Судостроение

31 Автомобилестроение

32 Авиастроение

33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.)

40* Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности

По сравнению с Общероссийским классификатором занятий, включающий 10 групп, области профессиональной деятельности намного шире и связаны с видами экономической деятельности.

Применение профессиональных стандартов в учебном процессе профессиональной подготовки позволит решить ряд педагогических задач:

  1. Соответствие содержания образования требованиям работодателей.
  2. Взаимодействие с работодателями, способствует готовить им выпускников нужной квалификации, тем самым, сокращая затраты на подбор кадров и на внутрифирменную подготовку.
  3. Овладение выпускниками дополнительными компетенциями, практическими навыками, позволяющие осваивать смежные профессии.
  4. Сокращение процесса профессиональной адаптации молодых специалистов.

В современных условиях перспективы определения качества знаний студентов таковы, что учебные заведения привлекают потенциальных работодателей к оцениванию знаний выпускников, включая их в состав экзаменационных комиссий.

Рекомендуем в информационные буклеты приемных комиссий учебных заведений включать сведения о перспективных профессиях для молодых специалистов.

К примеру, для выпускников направления подготовки «Экономика» (профиль «Экономика труда») будущими профессиями могут быть: экономист по труду, специалист по стратегическому и тактическому планированию и организации производства (экономист), специалист по организации и нормированию труда, специалист в области охраны труда. Требуемый уровень квалификации начинается с 5 по 7, уровень образования «бакалавриат». Среди востребованных в области экономики профессий можно выделить бухгалтера, внутреннего аудитора, инженера-экономиста, в сфере административно-управленческой и офисной деятельности — специалист по подбору персонала, специалист по управлению персоналом. [2, с.424]

Наибольший интерес представляет, на наш взгляд профессия, отражающая специфику профиля подготовки «Экономика труда» — специалист по организации и нормированию труда. Основными трудовые функции, описываемые в профессиональном стандарте являются:

  1. Подготовка исходных данных для изучения и анализа трудовых процессов, выявления потерь рабочего времени, разработки нормативных материалов по труду.
  2. Выполнение комплекса работ по совершенствованию нормирования труда, разработки и внедрения комплексно обоснованных норм трудовых затрат на различные виды работ, выполняемых на производстве с использованием прогрессивных нормативов по труду.
  3. Выполнение комплекса работ по совершенствованию организации труда.
  4. Обеспечение методического руководство подразделениями по разработке и реализации мероприятий по совершенствованию нормированию труда на научной основе, определение эффективности их внедрения. Руководство работниками подразделения.

Таким образом, использование профессиональных стандартов в консультировании молодых специалистов позволит им повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, самоопределиться в выборе профессии и сократить период адаптации к профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Формирование Национальной системы квалификаций: сборник нормативных документов. — М.: Издательство «Перо», 2014. — 72 с.
  2. Справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования Приложение к приказу Минтруда России от 2 ноября 2015 г. № 832 «Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования».- 482 с.
  3. Замминистра Любовь Ельцова представила промежуточные итоги работы по созданию национальной системы квалификаций.-Электронный ресурс.-Режим доступа:http://www.rosmintrud.ru/labour/20/49/(дата обращения 31.03.2016)
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/. (дата последнего обращения 07.03.2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов