Библиографическое описание:

Аллаярова М. К., Янгибоев Б. Ф. Социальная помощь в системе социальной защиты населения // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3. — С. 69-71.



Развитие общества сопровождается трансформацией экономических и социальных отношений. Под социальным развитием общества следует понимать фактические изменения, которые позволяют все полнее удовлетворять индивидуальные и коллективные потребности людей. Данный процесс предполагает обновление и дифференциацию социальной структуры общества, внедрение новых принципов взаимодействия различных организаций, институтов, физических и юридических лиц.

Важность и необходимость усиления социальных аспектов развития населения подтолкнуло правительство различных стран и международные организации к расширению и совершенствованию статистической базы, стандартизации социальных индикаторов и унификации методологии их расчетов.

Программа развития ООН регулярно издает отчеты по человеческому развитию, которые отражают современные концепции человеческого развития и содержат провиденный в сопоставительный вид важнейшие социальные индикаторы в разрезе отдельных стран. Первый отчет о человеческом развитии ввел новую величину для измерения развития человека — интегральный Индекс Развития Человеческого Потенциала (ИРЧП), который объединил показатели ожидаемой продолжительности жизни, образования и дохода, то есть характеристики трех важнейших аспектов жизнедеятельности человека. [2]

В международной статистике для получения более объемной картины, характеризующий уровень и качество жизни людей используется также ряд других индикаторов.

Основной функцией социальной защиты является оказание помощи человеку, находящемуся в трудном социальном положении, или предупредить возможные материальные трудности. Характерной чертой любой рыночной экономики является самостоятельное решение человека о том, каким образом он участвует в экономической жизни. Свобода жить, в соответствии с собственными представлениями за принятые решения. Это означает в том числе, что каждый человек, прежде всего сам, отвечает за себя, когда речь идет о страховании от рисков общего характера.

Если человек не охвачен системой социального страхования, то единственной поддержкой перед хроническим или временным снижением его дохода является государственные программы социальной помощи.

Объем социального обеспечения в решающей степени зависит от эффективности экономики той или иной страны. В экономически слабых странах система социальной защиты в состоянии обеспечить лишь относительно низкий уровень социальных гарантий. С ростом эффективности экономики становится возможным расширить и систему социального обеспечения в основном в трех направлениях:

 расширение сферы социального обеспечения за счет перехода защиты лишь от определенных рисков к защите от все большего их числа;

 расширение состава социально защищенных групп путем включения в систему социального обеспечения не только лиц наемного труда, но и на других, также нуждающихся в защите группе людей;

 увеличение количества и повышение уровня услуг социального обеспечения.

При определении величины социальной помощи в принципе возможны четыре альтернативных подхода:

 помощь всем получателям выплачивается в одинаковом размере;

 помощь ориентирована на индивидуальную нуждаемость, т. е. она представляется лишь, поскольку получатель не располагает иными источниками дохода;

 размер помощи может быть ориентирован на величину прежней заработной платы или же на величину страховых взносов получателя;

 величина помощи зависит от потребности получателя. [2]

Для функционирования системы обеспечения важным является вопрос о ее финансировании. Учреждения социального обеспечения могут получать необходимое финансирование двумя способами: во-первых, за счет налогоплательщиков, и, во-вторых, через социальные платежи в пользу системы социального обеспечения. В пользу финансирования из средств налогоплательщиков есть тот факт, что налоги пропорционально своим финансовым возможностям платит все население и соответственно, вся страна принимает участие в финансировании системы социального обеспечения. Но это можно утверждать, если налоговое законодательство действительно выполняется и если определенная часть населения не уклоняется от уплаты налогов.

Основные организационные принципы социального обеспечения — страхование, помощь и попечительство — представляют собой в каждом отдельном случае некоторую комбинацию из социальных услуг и финансирования, осуществляемую в условиях рыночной экономики.

Характерной чертой принципа страхования является финансирование предоставляемой помощи за счет взносов и тесная взаимозависимость между взносами и объемами социальных услуг. Особенностью попечительства является финансирование за счет налогов. При этом помощь оказывается независимо от сделанных ранее взносов. Она может предоставляться в случае утраты заработка или при чрезвычайных нагрузках на личный и семейный бюджет. Если, в особенности, значительная часть системы социального обеспечения построена по принципу попечительства, то это может приводить к перегрузке государственных финансов или же, в напряженные для бюджета моменты к снижению уровня обеспечения, вопреки всяким социально-политическим соображениям.

Принцип социальной помощи предполагает финансирование из бюджета и ориентацию на индивидуальную нуждаемость получателя социальной помощи. Размер помощи не зависит от ранее сделанных взносов, однако, она предоставляется лишь в случае невозможности для получателя самостоятельно выйти из бедственного положения за счет собственных доходов, и когда его доходы находятся ниже определенного гарантированного в стране уровня.

Все три принципа организации социальной защиты занимают в странах с рыночной экономикой свое определенное место. Система социальной защиты в целом способна эффективно выполнять свои задачи только благодаря взаимодействию социального страхования, социальной помощи и попечительства.

В условиях рынка, когда государство отказывается от регулирования доходов, цен и происходит сложный процесс адаптации населения к новым социально-экономическим условиям чрезвычайно важно обеспечить становление новых, адекватных рынку, институтов социальной сферы. Одним из таких институтов, является система социального обслуживания населения, представляющая широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной ситуации.

При этом особое внимания стало уделяться защите материнства и детства, воспитанию и образованию подрастающего поколения.

Коэффициент младенческой смертности за годы независимости в Узбекистане снизился с 38,1 случая на 1000 рождений до 18,3 и является одним из лучших показателей достигнутых за столь короткий срок, при решении этой сложной и комплексной проблемы. Аналогичная ситуация сложилась и с коэффициентом материнской смертности, который снизился с 42,8 случаев на 100 тыс. живорождений до 33,5.

Особенностью совершенствования системы социальной защиты в Узбекистане является то, что главная ответственность за поддержку наиболее уязвимых слоев населения и ключевых отраслей социальных услуг — образования и здравоохранения сохраняется за государством, поскольку население и предпринимательские структуры еще не готовы принять на себя полностью все функции в данной сфере.

В настоящее время на социальные цели направляется более 60 процентов всех расходов государственного бюджета напротив 59,2 процента в 2012 году. [1]

Общая потребность социальной помощи уязвимых слоев населения, тех, кто по объективным причинам не в состоянии заработать средства к существованию (дети, престарелые, инвалиды и другие лица, не занятые в производстве по не зависящим от них обстоятельствам), определяется демографической ситуацией, уровнем доходов населения и характером его распределения, установившимися стандартами потребления. Вместе с тем определенную роль играют здесь национальные традиции и исторические особенности уклада жизни.

Особенности возрастной структуры населения влияют на все социальные процессы в Узбекистане, определяя остроту проблем, приоритеты и характер реформирования социальной сферы, включая системы социальной помощи, пенсионного обеспечения, образования и здравоохранения, а также функционирование рынка труда.

Так как потребность людей в социальной помощи связана главным образом, с недостаточностью их доходов и только в отдельных случаях — с необходимостью получения социальных услуг.

Поэтому, масштабы социальной помощи находятся в непосредственной зависимости от уровня и степени дифференциации доходов населения.

В настоящее время в нашей республике предоставляются следующие виды социальной помощи:

  1. пособия семьям с детьми: при рождении ребенка; по уходу за ребенком до 2-х лет; семьям, имеющим детей до 16 лет;
  2. социальные пособия: инвалидам с детства и инвалидам других категорий; престарелым, не имеющим стажа работы; семьям по случаю потери кормильца.
  3. содержание учреждений социального обеспечения (домов для престарелых и инвалидов, интернатов для больных детей и т. п.)
  4. различные льготы;
  5. пособия по малообеспеченности.

Основным источником финансирования программ социальной помощи является государственный бюджет. Его расходы на социальную помощь в последнее время составляют 7,4 процента валового внутреннего продукта нашей республики. Почти половина этих средств приходится на семейные пособия и поддержку малообеспеченных семей. Значительные финансовые ресурсы на оказание социальной помощи выделяются также из Фонда социального страхования Республики Узбекистан — они составляют ежегодно 3,15 процента валового внутреннего продукта страны. [1]

Таким образом, система социальной помощи в Узбекистане продолжает совершенствоваться в соответствии с требованиями реформирования социальной сферы и учетом успешного опыта использования многовековых традиций нашего города.

Литература:

  1. Каримов И. А. Итоги социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. Газета «Народное слово». 18 января 2015 года.
  2. Данилов. Ю. Национальная экономика. –Т.: Янги аср авлоди. 2003 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов