Библиографическое описание:

Матрасулов Б. Э. Пути совершенствования и дальнейшего развития аудиторской деятельности // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3. — С. 42-44.



Вопрос о необходимости аудита в Узбекистане возник с начала рыночных преобразований, развитием внешнеторговых взаимоотношений. Привлечение иностранного капитала требовало гарантий возврата, а следовательно, и независимой оценки деятельности предпринимательских структур. Обычный способ получения надежной информации — это проведение независимого аудита. Таким образом, необходимость в аудите стала объективной реальностью. В Узбекистане идет поэтапное реформирование аудиторской деятельности. Главным реформатором аудиторской деятельности выступает Министерство Финансов Республики Узбекистан совместно с Палатой аудиторов Узбекистана и Национальной Ассоциацией бухгалтеров и аудиторов.

В 2000-2006 годы были приняты Закон «Об аудиторской деятельности» в новой редакции и Положения о порядке выдачи лицензии и квалификационного сертификата аудитора. Установлены дополнительные лицензионные требования и условия, направленные на повышение ответственности аудиторских организаций, качества аудиторских услуг. Введены дополнительные квалификационные требования к аудиторами руководителям аудиторских организаций. С 1 января 2008 года внедрена дифференцированная система лицензирования аудиторской деятельности в зависимости от проверяемых субъектов.

На начальном этапе перехода к рыночной экономике широко бытовало мнение, что в условиях рынка такое понятие как финансовый контроль будет применяться в узких рамках только государственного сектора. Приватизированные, частные и совместные предприятия, товарищества и акционерные общества, не будут подчиняться вышестоящим организациям, которые, в соответствии с утвердившейся политикой управления, проводят плановые ведомственные ревизии. Работники негосударственных структур будут собственниками, а собственники, как предполагалось, сами будут организовывать эффективный внутренний контроль без привлечения внешних контрольных органов. Тем самым, негосударственные предприятия не будут нуждаться ни в каком виде финансового контроля. Формирование конкурентной среды, обеспечение макроэкономической стабильности, укрепление национальной валюты, формирование демократического государства с сильными социальными гарантиями требовали кардинальной перестройки законодательной базы. В настоящее время в республике существует развитая правовая база, постоянно адаптируемая к динамично изменяющимся условиям рыночных отношений. В результате проведенных преобразований в республике реально сложилась многоукладная экономика, произошли качественные изменения в структуре народного хозяйства, сформирован класс собственников. [4]

Разнообразие форм собственности, признание Республики Узбекистан равноправным субъектом международных отношений требуют построения экономики открытого типа и создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности. Одним из таких институтов является институт аудиторства. Необходимость совершенствования корпоративного управления повышает роль внешнего и внутреннего аудита. Для решения этой задачи необходимо совершенствовать работу в области организации и методологии внешнего и внутреннего аудита. Президент Республики Узбекистан И. Каримов отметил, что сферами внимания современного аудита должны быть все бизнес процессы акционерных обществ, компаний, причем результатом работы аудита должны стать не только констатация фактов нарушений и суммы установленного ущерба, но также усиление предупредительной работы, создание условий для недопущения нарушений, что привело бы к повышению качества системы управления предприятием. [5]

Республика Узбекистан выбрала собственную модель перехода к рыночной экономике, социально-экономического развития, пути решения поставленных задач, стоящих перед интеграцией экономики в мировую цивилизацию, целью которых является подъем жизненного уровня населения. До этого памятного выступления и после него в нашей республике проделано и делается очень многое для обеспечения населения всей необходимой для принятия экономических решений информацией.

Давно известно: полная и правдивая информация даёт власть, её отсутствие ведет к бесконтрольности и анархии. Степень насыщенности деловой информацией — показатель состояния и один из важнейших факторов функционирования финансового рынка любого государства. Важнейшая роль в составе деловой информации принадлежит экономической, в которой приоритетное значение отводится данным финансовой отчётности и показателям финансового состояния предприятия. Насыщение рынка финансовой информацией возможно лишь в том случае, если она достоверна. Только достоверная информация полезна государству в деле разработки своей социально-экономической политики. А широким слоям населения — в деле принятия решений, связанных с инвестициями, приобретением акций и облигаций приватизируемых предприятий. [5]

Исходя из опыта стран с развитой рыночной экономикой, достоверность подготовленной к публикации для широкого круга пользователей финансовой информации достигается путём её проверки и выдачи независимым аудитором аудиторского заключения.

Особенность профессии аудитора состоит в том, что он выполняет важную общественную функцию: выражает независимое мнение о достоверности бухгалтерской отчетности организации и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству, на основе которого впоследствии множество людей (представители банков, инвестиционных компаний, контрагентов и др.) будут решать, сотрудничать ли с данным экономическим субъектом. И именно поэтому для аудитора важно не обмануть ожидания тех людей, которые при принятии различных экономических решений основываются на выданном им аудиторском заключении. Поэтому так актуален вопрос о качестве аудиторской проверки. [4]

В соответствии с международным опытом осуществления контроля качества аудиторских проверок выделяется такое понятие, как «проверка равным». Оно представляет собой изучение одной аудиторской фирмы другой аудиторской фирмой на предмет соответствия системе контроля качества. Цель проверки — сделать заключение о том, придерживается ли проверяемая организация рассмотренных ранее процедур контроля качества на практике.

Как показывает зарубежная практика, для получения признания на рынке аудиторские организации обязаны иметь внутрифирменные стандарты аудита, учитывающие конкретную специфику их деятельности. Согласно законодательству большинства стран (США, Великобритания, Германия), а также международным соглашениям в области защиты объектов интеллектуальной собственности внутрифирменные стандарты аудита составляют коммерческую тайну. На их разработку требуются значительные средства и долгие годы практической работы, поэтому внутрифирменные стандарты под силу только крупным аудиторским фирмам со значительным научным потенциалом. В связи с этим по наличию (отсутствию) внутренних стандартов аудита в определенной мере можно судить о качестве проверок, проводимых данной аудиторской организацией.

Как оказалось, в Узбекистане, так же как и в других странах, создать класс собственников возможно в первую очередь путём приватизации государственной собственности, логическим продолжением и развитием которой является организация рынка ценных бумаг. Президент Ислам Каримов, выступая в 2011 году на заседании межведомственного Совета по экономической реформе, предпринимательству и иностранным инвестициям отметил, что «в социальном плане, приобщаясь к ценным бумагам, приобретая акции, человек становится собственником, заинтересованным в умножении своего состояния. Рынок ценных бумаг придаёт осознанность всему процессу осуществляемых преобразований, формирующимся рыночным отношениям», но «рынок ценных бумаг не может развиваться в информационном вакууме, чтобы поверить в него, принять это новое для них дело, люди должны знать о нём всё, владеть полноценной информацией». [4]

Как свидетельствует опыт, целесообразна возможность передачи ряда контрольных полномочий саморегулируемым аудиторским объединениям. Смысл данного направления совершенствования качества аудита состоит в том, что государству (в лице уполномоченного федерального органа) гораздо проще проводить проверку качества работы определенного (закрепленного в реестре) числа саморегулируемым аудиторских объединений, нежели всех аудиторов и аудиторских организаций.

Нельзя не отметить, что для ряда аудиторских компаний условия членства в объединениях аудиторов весьма ощутимы в финансовом отношении. Поэтому вопрос о соизмеримости платы за лицензию на осуществление аудиторской деятельности и размера членских взносов в саморегулируемых объединениях тоже актуален. В связи с этим повышение требований к аудиторским компаниям не должно быть финансового характера.

Важным шагом на пути приближения аудиторской деятельности в республике к международным нормам являются внутрифирменные стандарты, разработка и практическая реализация которых способствует повышению качества проверок, эффективности их результатов, снижению трудоемкости аудиторской работы. Наличие отработанной системы внутрифирменных стандартов и ее методологического сопровождения служит показателем профессионализма и надежности деятельности аудиторской организации, а ее соблюдение — дополнительной гарантией результатов проверки.

Литература:

  1. Закон Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности». 2000 г.
  2. Каримов И. А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. — Т.: Узбекистан, 2009. 56 с.
  3. Национальные стандарты бухгалтерского учета Республики Узбекистан. № 1-23.
  4. Аудит / Под ред. М. М. Тулаходжаевой, Т. И. Джураевой, Ф. Г. Гулямовой. — Ташкент: ТГЭУ, 2010.
  5. Дустмуродов Р. Д. Основы аудита. Учебник. — Т.: «Национальная энциклопедия Узбекистана», 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов