Автор: Иващенко Роман Юрьевич

Рубрика: Маркетинг, реклама и коммуникации

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (5) май 2016 г.

Библиографическое описание:

Иващенко Р. Ю. Основные структурные параметры развития фармацевтического рынка Российской Федерации // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3. — С. 61-64.



 

На основе анализа данных конъюнктуры рынка сделан вывод об основных структурных параметрах развития фармацевтического рынка Российской Федерации. Выявлено, что российский фармацевтический рынок нуждается в изменении соотношения импортных и отечественных лекарственных препаратов, но только в том случае если будут представлены качественные аналоги. Определено, что количество безрецептурных рецептурных препаратов будет увеличиваться, что повлечет за собой волну разработки дженериков, которые будут отпускаться без рецепта, но при этом не будут давать того же эффекта.

Ключевые слова:фармацевтический рынок, социальная значимость, рецептурные и безрецептурные лекарственные средства, соотношение импортных и отечественных лекарственных средств, аптечные и больничные продажи.

 

Фармацевтический рынок является одним из самых быстрорастущих и высокодоходных рынков мировой экономики. В отличие от других направлений, которые в связи с событиями в современном мире, идут на спад, фармацевтический рынок продолжает активно развиваться. Он является наиболее стабильным сектором, так как имеет довольно сильную социальную составляющую. Актуальность изучения фармацевтического рынка Российской Федерации, связана, прежде всего, с возрастающей социальной значимостью [7, с.32], которая проявляется в имманентной потребности населения в выздоровлении [6, с.41] и ограниченной возможностью производителей и поставщиков удовлетворить эту потребность. Фармацевтический рынок по темпам среднегодового роста является одним из наиболее динамично развивающихся рынков в современной экономике [9, с.3], [10, с.6].

По итогам 2014 года объем фармацевтического рынка Российской Федерации составил 1 152 млрд рублей (с НДС) в ценах конечного потребления, что на 10 % больше, чем показатель 2013 года. [13] Если говорить о 2015 годе, то только за первые три квартала объем фармацевтического рынка составил 929 740 миллионов рублей. [15]

Прежде чем говорить об основных структурных параметрах развития фармацевтического рынка, необходимо дать определение самому понятию фармацевтического рынка. Одно определение обозначает фармацевтический рынок как «совокупность заинтересованных в производстве, продаже и потреблении медикаментов лиц: компании-производители, дистрибьюторы, персонал аптек, врачи и руководство поликлиник и стационаров и, непосредственно, сами пациенты». [14] Другое определение как «экономические взаимоотношения между субъектами и объектами, связанные с обменом фармацевтических товаров и услуг, и формируются основные элементы рынка — спрос, предложение и цена». [15]

Таким образом, фармацевтический рынок представляет собой экономические взаимоотношения между лицами, заинтересованными в продаже, потреблении и производстве фармацевтических товаров и услуг [2, с.75]. Конъюнктура любого рынка складывается на основе взаимодействия факторов и условий, которые определяют структуру и динамику развития рынка [4, с.32]. Объектами являются потребители лекарственных средств и специалисты, которые определяют назначение и приобретение лекарственных препаратов. Субъектами фармацевтического рынка являются аптечные организации, производители и дистрибьюторы, то есть те участники рынка, которые воздействуют на объекты [3, с.40].

Исследование структурных параметров развития фармацевтического рынка имеет очень важное значение [8, с.28]. Это позволяет выявить основные тенденции и перспективы дальнейшего развития рынка. Среди основных структурных параметров можно выделить следующие:

        соотношение импортных и отечественных препаратов на российском рынке;

        соотношение больничных и аптечных продаж;

        соотношение рецептурных и безрецептурных лекарств.

Рассмотрим по порядку каждый из параметров.

Первым идет соотношение импортных и отечественных препаратов на российском рынке. В последние годы статистика показывает, что огромный перевес уходит в сторону импортных лекарств. Это связано со множеством факторов. Во-первых, укоренившееся в сознании потребителя мнение о том, что «импортное, значит, лучше». Подобное явление действует не только в медицинской сфере, но и других. При выборе между импортным препаратом и российским, потребитель скорее сделает выбор в сторону первого. Исключение бывает лишь в том случае, если потребитель финансово не может позволить себе приобрести лекарственное средство. Во-вторых, многие импортные препараты не имеют российских аналогов и не могут быть заменены. В качестве примера можно привести психотропные средства или инсулин. У последнего имеются отечественный аналог, но у многих пациентов он может вызвать негативные для здоровья последствия, что приведет к пагубному ухудшению самочувствия человека который использует данный препарат. В-третьих, российские фармацевтические компании не производят столь обширного количества препаратов в отличие от зарубежных организаций. Это связано и с тем, что в кризисной ситуации отечественным производителям приходится гораздо тяжелее.

В 2014 году данное соотношение в денежном эквиваленте составляло 77 и 23 % соответственно. Но по итогам первого полугодия 2015 года эти цифры сильно изменились. Теперь доля отечественных препаратов на российском рынке составляет порядке 27,5 %. [12]

Данная статистика объясняется событиями, происходящими в мире в настоящий момент. Из-за повышения курса валюты, связанной с девальвацией рубля, цены на импортные препараты сильно возросли, что объясняет подобное соотношение. Впрочем, этот же фактор может в какой-то степени сыграть положительную роль в отношении производителей отечественных лекарственных препаратов. Из-за глобального повышения цен, многие потребители будут выбирать более дешевый аналог, если не будут видеть сильной разницы в качестве лекарственных средств. Сравнивая два идентичных препарата, они предпочтут тот, который будет ниже по стоимости. В случае российских производителей данный фактор поможет уменьшить разрыв в статистике между ними и зарубежными поставщиками.

Следующим параметром является соотношение больничных и аптечных продаж. Реализация медицинских лекарственных препаратов идет через аптеки и больничные учреждения. Посредником между фармацевтической компанией и данными организациями является дистрибьютор. Он занимается оформлением договорных отношений между производителем и организациями, занимающимися реализацией, закупка и реализация лекарственных препаратов с максимально выгодными условиями, а также дальнейшее оказание логистических и маркетинговых услуг контрагентам.

Если говорить об объемах продаж, то здесь соотношение примерно схоже с параметрами соотношения импортных и отечественных средств. В данном случае соотношение составляет 75 и 25 % между аптечными и больничными продажами. В последнем случае работа дистрибьютора (представителя) требует куда больше усилий, так как проникновение в данный сегмент (больничный) гораздо сложнее, чем в аптечный. В задачи медицинского представителя входит: работа с госпиталями и диспансерами; госпитальные продажи; инициация заявок по льготе; обеспечение спроса на продукты портфеля на вверенной территории. Важно знание и понимание бюджетного сегмента (порядок закупок в госпиталях, сроков и подходов к формированию льготных заявок и т. п.). Необходимо уметь координировать действия с профильными специалистами. Вести подготовку и обеспечивать участие компании в тендерах. [5, с. 357-362.]

И третьим немаловажным параметром является соотношение рецептурных и безрецептурных лекарственных средств. Для начала необходимо определится, что следует относить к рецептурным препаратам, а что — к безрецептурным.

К рецептурным лекарственным средствам относятся лекарства, которые строго требуют назначения врача. Последний выписывает соответствующий документ, подтверждающий, что конкретный препарат был выписан именно данному лицу и в соответствующей дозировке. Этот документ может быть выдан как на лекарственные средства, расфасованные фабрично на заводе, так и для приготовления непосредственно в аптеке и содержит указания по пропорциям, в котором должны быть взяты ингредиенты. Данные препараты имеют следующие отличия: они назначаются врачом, они гораздо сильнее по воздействию на организм, имеют строгие показания и противопоказания, а также предназначены конкретному лицу. Безрецептурные препараты можно купить без соответствующей справки. Они слабее по эффекту, чем аналогичные рецептурные лекарственные средства. Они считаются безопасными в случае соблюдения правил, указанных в описании препарата.

В 2014 году соотношение безрецептурных и рецептурных препаратов составило примерно 37 к 63 в процентном эквиваленте. Это является очень высоким показателем, так как, например, в США, количество безрецептурных лекарственных средств составляет всего 9 % и не превышают этот показатель. И к ним относятся, в основной массе, средства первой необходимости, такие как средства, необходимые при высокой температуре или острой боли, а также противоаллергенные препараты. [15]

Однако, вполне вероятно, что в 2015 году количество безрецептурных препаратов значительно снизится. Во многом это произойдет по причине того, что препараты, раньше отпускавшиеся без рецепта («Пенталгин», «Кетарол», «Кетанов» и прочие), больше не будут продаваться подобным образом. Во многом это создает сложности, так как потребителям придется искать безрецептурный аналог, который окажется слабее по своему воздействию.

Уже с 2012 года государство ужесточает контроль над обращением лекарственных препаратов. Сюда, в частности, можно отнести приказ Минздравсоцразвития России № 562н от 17 мая 2012 г. об утверждении нового порядка отпуска лекарственных препаратов, содержащих прекурсоры, в том числе кодеинсодержащих комбинированных обезболивающих препаратов, большинство из которых пользовалось популярностью у большой части населения. Штраф за отпуск рецептурного препарата составляет 1-2 тысячи рублей. При повторном нарушении он увеличивается до 40-50 тысяч рублей.

Анализ фармацевтического рынка Российской Федерации показал, что на нем преобладают дженерики [1, с.59], а доля оригинальных лекарственных средств в общем количестве лекарственных средств находится на незначительном уровне. Необходимо отметить, что невысокая доля оригинальных лекарственных средств является характерной особенностью не только фармацевтического рынка Российской Федерации, но и рынков других стран [11, с.1402].

Таким образом, в результате изучения структурных параметров фармацевтического рынка Российской Федерации автором были сделаны следующие выводы:

  1. Соотношение импортных и отечественных, рецептурных и безрецептурных, лекарственных средств, а также аптечных и больничных продаж являются важными структурными параметрами развития фармацевтического рынка Российской Федерации.
  2. Фармацевтический рынок Российской Федерации нуждается в изменении соотношения импортных и отечественных лекарственных препаратов в сторону последних, но только в том случае если будут представлены качественные аналоги.
  3. Количество безрецептурных рецептурных препаратов будет увеличиваться, что повлечет за собой волну разработки дженериков, которые будут отпускаться без рецепта, но при этом не будут давать того же эффекта.

 

Литература:

 

  1. Бельских, И.Е. Особенности российского фармацевтического рынка / И.Е. Бельских, С.В. Кулагина // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2010. — Т. 10. — № 13 (73). — С. 56-66.
  2. Бельских, И.Е. Реклама лекарственных препаратов в фармацевтическом маркетинге / И.Е. Бельских, С.В. Кулагина // Маркетинг в России и за рубежом. — 2010. — № 4. — С. 74-80.
  3. Бельских, И.Е. Особенности регулирования цен на фармацевтическом рынке / И.Е. Бельских, С.В. Кулагина // Международный бухгалтерский учет. — 2011. — № 14. — С. 37-45.
  4. Джинджолия, А.Ф. Международный маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / А. Ф. Джинджолия, А. В. Евстратов; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2011.
  5. Евстратов А. В. Динамика основных структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации: тенденции и перспективы / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 357-362.
  6. Евстратов, А.В. Структурные параметры развития фармацевтического рынка Российской Федерации: закономерности формирования и основные тенденции / А.В. Евстратов // Экономика: теория и практика. — 2014. — № 4 (36). — С. 39-46.
  7. Евстратов, А.В. Структурные параметры фармацевтического рынка Российской Федерации в 2001-2014 годах: закономерности формирования и тенденции развития / А.В. Евстратов // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2015. — № 3 (158). — С. 31-43.
  8. Евстратов, А. В. Фармацевтический рынок Российской Федерации: основные структурные параметры развития в 2001-2013 годах // Современные технологии управления, 2015. — № 2 (50). — С. 27-36.
  9. Евстратов, А.В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А.В. Евстратов. — Волгоград, 2005.
  10. Евстратов, А.В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А.В. Евстратов. — Волгоград, 2005.
  11. Evstratov, A.V. Mergers and acquisitions of companies in the global pharmaceutical market in 1999-2012 / A.V. Evstratov // World Applied Sciences Journal. — 2014. — № 32 (7). — pp 1400-1403.
  12. Долгосрочную стратегию на замещении выстраивать нельзя [Электронный ресурс]. — 29.10.2015. — Режим доступа: http://mosapteki.ru/material/dolgosrochnuyu-strategiyu-na-zameshhenii-vystraivat-nelzya-6046
  13. Обзор фармацевтического рынка России. Итоги 2014 года [Электронный ресурс]. — 2015. — Режим доступа: http://td-bf.ru/novosti/99-obzor-farmatsevticheskogo-rynka-rossii-itogi-2014-g.html
  14. Фармацевтический рынок [Электронный ресурс]. — 2013. — Режим доступа: http://www.expertsm.com/markets/2011-06-06-10-55-16
  15. Фармацевтический рынок России: итоги 3-го квартала 2015 г. [Электронный ресурс]. — 30.10.2015. — Режим доступа: http://www.dsm.ru/news/177/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов