Автор: Ли Вэй

Рубрика: Региональная экономика

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №2 (4) март 2016 г.

Библиографическое описание:

Ли В. Повышение роли провинциальных и местных органов управления в решении региональных и городских проблем // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №2. — С. 67-73.



A brief description of the problems identified in the established relationships between the districts and towns are given. The main cause of problems in the construction of communication between local and provincial authorities is determined. An economic analysis of the payment balance and foreign trade of China for 2008-2013 is conducted. The basic partners of China's exports are determined. The main economic indicators of income growth are defined. The crucial factor of foreign investors attraction is distinguished. A statistical analysis of the dynamics of the monthly average wage in China for 2008-2013 years is conducted, as well as an analysis of gross investment dynamics in the economy of China for 2008-2013 years is carried out. Specific functions of the state regulation of investment activities organ of Chinese companies abroad are defined. The specific model of the relationship transformation between provincial and local governments is selected. Management functions for sustainable economic growth of areas, the development of long-term incentives for inter-territorial competition, active investment attraction by local authorities are presented. Vital trends of improving the regulation mechanism of the budget provision of the territories development are given.

Keywords: provincial and local governments, regulation of relations, budget, investments, territory.

Результаты исследований международных экспертовпозволяют утверждать, что устоявшиеся взаимоотношения между регионами и городскими поселениями характеризуются многочисленными проблемами. К наиболее острым можно отнести следующие:

  1. проблемы в сфере межбюджетного регулирования, обусловленные неравномерностью распределения средств консолидированного бюджета, отсутствием продекларированных в законодательстве Китая минимальных социальных стандартов;
  2. специфика построения межрегиональных отношений по вопросам привлечения и распределения финансовых ресурсов, а также обеспечения их эффективности на региональном и межрегиональном уровнях;
  3. организация управления на региональном уровне выражается в нечетком распределении функций между различными уровнями власти и существенными отличиями в наделенных полномочиях.

Наличие вышеуказанных проблем в сфере построения взаимоотношений между местными и провинциальными органами власти обусловлено несовершенством действующей системы межбюджетных отношений, наличием существенной дифференциации уровней экономического потенциала и состояния социальной сферы городских округов. Так как наиболее острой проблемой является формирование и распределение бюджетных средств необходимо усовершенствовать систему бюджетного регулирования доходов городских округов.

Значительный успех китайских реформ, проведенных в последнее время, подтверждается существенными экономическими результатами (таблица 1).

Таблица 1

Платёжный баланс и внешняя торговля КНР за 2008— 2013гг., млрд. долл.

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Отклонение 2013 г. от 2008 г.

Сальдо внешней торговли

298,1

195,7

183,1

242

322

260

-38,1

Текущее сальдо платёжного баланса

426,11

297,14

306,2

201,7

213,8

186,7

-239,41

Экспорт товаров

1430,7

1201,6

1577,9

1812

2057

2210

779,3

Импорт товаров

1132,6

1006,9

1394,8

1570

1735

1950

817,54

Примечание: Источник разработка автора на основании [1].

Анализ показателей таблицы 3.5 показывает, что сальдо внешней торговли Китая в 2013 г. снизилось по сравнению с кризисным 2008 г. на 38,1 млрд. долл. Текущее сальдо платежного баланса в 2013 г. составило 186,7 млрд. долл., что ниже уровня 2008 г. на 239,41 млрд. долл.

Основными партнерами Китая по экспорту являются: США (17,2 %), Гонконг (15,8 %), Япония (9,8 %), Южная Корея (4,3 %). Основными партнерами по импорту являются Япония (9,8 %), Южная Корея (9,2 %), США (7,1 %), Германия (5,1 %), Австралия (4,3 %).

Согласно данным рисунка 1 среднегодовой темп прироста ВВП на душу населения составил 3,7 %. Для объективной оценки инструментов государственного управления экономическим развитием страны целесообразно рассмотреть основные экономические показатели в отношении роста доходов населения (рисунок 1).

Рис. 1. Динамика коэффициента Джини. Примечание: Источник разработка автора на основании [2].

Согласно данными ГСУ КНР, среднедушевой доход в Китае в 2013 г. составил 4272 долл. по обменному курсу. В том числе доходы городских жителей увеличились на 9,7 % и составили 3983 долл. Доходы сельских жителей выросли на 12,4 % и достигли уровня 1410 долл. В 2013 г. коэффициент Джини в Китае составил 0,473.

Рассматривая особенности государственного регулирования социально-экономического развития Китая, следует отметить, что ключевым фактором привлечения зарубежных инвесторов выступает дешевая рабочая сила в Китае и достаточно стабильное экономическое положение страны (рисунок 2).

Рис. 2. Динамика среднемесячной заработной платы в Китае за 2008-2013 гг. Примечание: Источник разработка автора на основании [1]

Данные рисунка 3.6 показывают, что уровень оплаты труда увеличилась в 2013 г. по сравнению с уровнем 2008 г. на 145 долл. Темп роста данного показателя составил 226,1 %. Среднегодовой темп прироста за 6 лет составил 21 %. При этом за 2008 — 2013 гг. эта динамика оставалась стабильной. Однако дешевизна трудовых ресурсов не является единственным фактором привлечения иностранных инвесторов, ключевое значение имеет обеспечение стабильности экономических процессов, выраженных в невысоких темпах инфляции, стабильности курсов валют и проводимой экономической политики. Динамика показателей социально-экономического развития Китая за 2000 — 2013 гг. представлена в (таблице 2).

Таблица 2

Динамика показателей социально-экономического развития Китая за 2000-2013гг.

Показатели

2000 г.

2003 г.

2006 г.

2009 г.

2011 г.

2013 г.

Отклонение

Темпы роста ВВП, %

8,4

10,0

12,7

9,2

9,3

7,6

-0,8

Уровень инфляции, %

0,4

1,2

1,5

-0,7

5,4

2,6

2,2

Уровень безработицы, %

3,1

4,3

4,1

4,3

6,5

6,4

3,3

Государственный долг, %

20,4

19,2

16,2

17,7

38,5

31,7

11,3

Примечание: Источник разработка автора на основании [1].

Даже в посткризисный период (2009–2013 гг.) среднегодовые темпы экономического роста были самыми высокими (от 7,7 % в 2012 г. до 10,4 % в 2010 г.). За счет проведения эффективных мер государственного регулирования экономики, выраженной в осуществлении государственной поддержки реального сектора, увеличения объемов инвестирования в инфраструктуру, устойчивости банковского сектора экономика Китая первой продемонстрировала признаки оздоровления после мирового финансово-экономического кризиса. Рассмотрим статистические показатели валовых инвестиций в экономику Китая (таблица 3).

Таблица 3

Показатели динамики валовых инвестиций Китая 2000— 2013гг.

Годы

Валовые инвестиции, млрд. долл.

Темп роста валовых инвестиций,%

Валовые инвестиции на душу населения, долл.

Доля валовых инвестиций в ВВП,%

2000 г.

42,1

105,8

322

35,3

2003 г.

676

122,7

523

40,9

2006 г.

1166

122,7

887

41,8

2009 г.

2407

120,9

1803

47,7

2011 г.

3543

125,3

2678

49,2

2013 г.

3860

123,6

3215

50,5

Примечание: Источник разработка автора на основании [1].

Согласно данным таблицы 3.7, сумма валовых инвестиций увеличилась за исследуемый период на 3817,9 млрд. долл. Среднегодовой тем роста данного показателя составил 120,2 %. Сумма валовых инвестиций на душу населения увеличилась в 2013 г. по сравнению с 2000 г. на 2839 долл. на чел. Уровень валовых инвестиций в ВВП страны увеличился с 35,3 % до 50,5 %. Данные показатели свидетельствуют об эффективной инвестиционной политике Китая. Объем привлеченных прямых иностранных инвестиций увеличился практически в 2 раза с 40,7 млрд. долл. в 2000 г. до 79,3 млрд. долл. в 2013 г. (рисунок 3).

Рис. 3. Динамика прямых иностранных инвестиций в экономику Китая за 2000-2013 гг., млрд. долл. Примечание: Источник разработка автора на основании [1]

Последние пять лет, согласно отчетным данным, Китай является не только крупнейшим реципиентом, но основным источником прямых иностранных инвестиций. Государственное регулирование инвестиционной деятельности китайских организаций за рубежом осуществляется Министерством коммерции КНР. В обязанности этого ведомства входят следующие функции:

 во-первых, вместе с Государственным комитетом по развитию и реформе КНР проведение работы по предварительному утверждению зарубежных инвестиционных проектов китайских компаний;

 во-вторых, регулирование инвестиционной деятельности китайских предприятий, предоставление информации об условиях ведения бизнеса и стимулировании инвестиций в определенные отрасли иностранных государств.

На сегодняшний день в Китае действует благоприятный климат и созданы все предпосылки для реализации всестороннего участия страны в глобализации экономики. Так, в 2013 г. Китай стал крупнейшим экспортером мира, а объем экспортируемой продукции достиг десятой доли мировой торговли. В сравнении с другими странами государственное регулирование внешней экономики Китая имеет свою специфику, заключающуюся в эффективности использования общих инструментов и методов управления, новейших форм реформирования законодательной и институциональной базы с учетом главных стратегических целей государства. Успех Китая обусловлен его экспансией на внешних рынках. Правительство Китая сумело использовать неравномерность экономического развития различных стран с учетом своих интересов, что позволяет осуществлять широкое всестороннее многоуровневое участие страны в глобализации экономики.

Если детально проанализировать прогнозируемые правительством Китая стратегические цели, можно увидеть, что ни одна из них так и не была достигнута. Органы государственного управления не могут удерживать 8 % роста экономики страны, причем рост потребительских цен составил 28 %. Наличие больших объемов спекулятивных инвестиций из-за рубежа также несет в себе определенные риски для экономики. Увеличение объемов государственного финансирования новых стабилизационных программ несет в себе угрозу, так как объемы расходов на их реализацию составляют около 0,5 трлн. долл. в год, что отражается на стабильности национальной валюты. Программы по ограничению рождаемости населения привели к ухудшению возрастной структуры трудовых ресурсов. По прогнозам, к 2050 г. треть населения Китая составят люди старше 60 лет, что приведет к удорожанию рабочей силы. В этой связи экономически выгодным для развития экономики Китая будет совершенствование территориального регулирования, и в первую очередь межбюджетных отношений.

Потребность в реформировании системы межбюджетных отношений проявляется в основном тогда, когда у органов местной власти нижестоящего территориального уровня при формировании бюджетов по объективным причинам недостаточно доходов, закрепленных в бюджетной смете для обеспечения минимально необходимого уровня расходов в соответствии с возложенными на них функциями и полномочиями. При этом любое преобразование межбюджетных отношений в системе государственных органов управления должно быть одобрено Правительством КНР и исполняться в точном соответствии с установленными государственными программами приоритетами стратегического развития страны. Независимо от реформирования принципов и механизмов регулирования межбюджетных отношений все еще остается множество аспектов, требующих пристального внимания законодателей и управленцев, в частности преобразования самой модели управления.

Представленные модели характеризуют основные варианты преобразования системы взаимоотношений между провинциальными и местными органами управления. В представленных моделях учтены основные риски, связанные с реализацией каждой из них. Наиболее предпочтительной моделью развития взаимоотношений между провинциальными и местными органами управления представляется «инновационная модель», которая разработана на основе опыта стран с развитой экономикой. Именно этот путь развития позволяет существенно повлиять на сам механизм государственного регулирования и достичь действенных результатов. В случае проведения «либеральной модели» развития регионов в Китае предполагается, что территориальное развитие будет осуществляться по американской модели, которая достаточно сложна в применении в условиях жесткого государственного регулирования. Так как сам процесс развития территорий достаточно длительный и многоэтапный, предлагается сначала реформировать систему местных органов управления, а затем модернизировать промышленное производство, накопить определенный инвестиционный потенциал, укрепить имиджевое положение страны. Все предпосылки для осуществления этого плана существуют.

Для поддержания стабильного курса инновационного экономического развития следует применять более совершенные, отвечающие современным требованиям принципы и механизмы функционирования системы межбюджетных отношений.

Для обеспечения устойчивого экономического роста территорий, развития долгосрочных стимулов к межтерриториальной конкуренции, активного привлечения инвестиций местными органами власти должны быть выстроены оптимальные модели взаимодействия властей разных уровней, которые должны выполнять следующие функции (рисунок 4).

Рис. 4. Схема функций организационно-экономического механизма управления территориями. Примечание: Источник разработка автора на основании [3]

Схема функций управления территориями должна быть достаточно гибкой. А необходимые характеристики организационно-экономического механизма управления территориями должны быть основаны на разработанных государственных программах с учетом национальных особенностей региона. Наиболее оптимальными в данном случае будут критерии создания дифференцированной локальной системы взаимодействия бизнеса и государства, которая будет способствовать снижению объемов потребляемых ресурсов и создавать своеобразный резерв производственных мощностей региона. Для перестройки организационной структуры местных органов управления необходимо иметь комплексную информацию о социально-экономическом положении территории (города). Для обеспечения быстродействия управленческих решений администрации территории (города) сбор информации и оценка комплекса финансовых показателей должны быть возложены на отдельное подразделение, которое в ходе обработки данных будет предоставлять отчеты о текущем положении и вариантах распределении финансовых ресурсов.

Для построения эффективного управления развитием территорий (городов) следует использовать конкурентные преимущества новых структур управления. К основным преимуществам представленной структуры управления по функциональному распределению следует отнести гибкость и оперативность принятия управленческих решений, быструю адаптацию к нововведениям в производственной и управленческой деятельности, снижение расходов на управление.

Методологические основы формирования организационных структур местных органов управления территориями (городами) позволяют выбирать и формировать управленческие решения на содержательном, качественном уровне. Выбор оптимального варианта управления основывается на последовательном сравнении всех функций подразделений и систематичности их взаимодействия. Также определенные аспекты выносятся из опыта уже созданных структур управления и строятся на объективной оценке управляемости процессом производства инноваций.

Основными направлениями совершенствования механизма регулирования бюджетного обеспечения развития территорий видятся следующие:

1) объединение всех бюджетных средств в одном специализированном фонде, распределение средств которого должно быть направлено исключительно на выравнивание вертикальной несбалансированности бюджетной системы различных территорий;

2) устранение дополнительных регулирующих механизмов, направленных на выравнивание социально-экономического положения различных территорий за счет повышения эффективности распределения бюджетных средств;

3) замена бюджетных субсидий целевыми государственными трансфертами, направленными на финансирование определенных направлений деятельности без жестких условий расходования получаемых средств;

4) активное делегирование государственных полномочий на региональный уровень.

Предложенные рекомендации имеют достаточно общий характер. Они могут быть реализованы посредством системного реформирования трансфертного механизма распределения финансовых ресурсов и делегирования полномочий. Реализация такой модели государственного регулирования на территориальном уровне позволит обеспечить создание эффективной, устойчивой и прозрачной системы финансово-управленческих взаимоотношений между различными уровнями власти, что в конечном счете будет способствовать саморазвитию территорий на основе сочетания основополагающих принципов функционирования общественных финансов.

Литература:

  1. Сайт Всемирного банка [Электронный ресурс]. — 2015. — Режим доступа: http://www.worldbank.org/eca/russian. — Дата доступа: 03.09.2015.
  2. Сайт ООН. [Электронный ресурс]. — 2015. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/index.html. — Дата доступа: 03.09.2015.
  3. Былов, В.Г. Экономические аспекты региональной политики в странах Европы: опыт для России. — М.: ИНИОН, 1996. — 131 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов