Библиографическое описание:

Наумов Д. В. Каналы распределения и их роль в формировании структуры фармацевтического рынка Российской Федерации // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №2. — С. 17-20.



На основе анализа открытых источников информации сделаны выводы о роли каналов распределения в формировании структуры фармацевтического рынка Российской Федерации. В данной статье рассматривается структура фармацевтического рынка России, особенности и основные тенденции формирования и трансформации каналов товародвижения и их элементов, как основы развития рынка.

Ключевые слова:фармацевтический рынок, каналы распределения, уровень канала распределения, дистрибьюторы, аптечные учреждения, структура рынка.

Актуальность изучения основных тенденций развития фармацевтического рынка Российской Федерации связана, прежде всего, с возрастающей социальной значимостью [9], [13], которая проявляется в имманентной потребности населения в выздоровлении, фармацевтический рынок имеет огромное значение для повышения уровня благосостояния современного общества. Социальная значимость фармацевтического рынка описывается многими исследователями [2], [3], [4]. Ключевой вклад фармацевтической отрасли в прогресс медицины связан с превращением фундаментальных исследований в инновационные лекарственные средства. Помимо социальной значимости фармацевтический рынок является высокодоходным и быстрорастущим рынком в мировой экономике со среднегодовым ростом 6–10 %.

Структура любого рынка является результатом взаимодействия основных участников рынка [7], [8]. Структура фармацевтического рынка Российской Федерации подвержена активным трансформациям [10], [11], в результате чего усиливается контроль государства за его деятельностью, с него уходят случайные и неконкурентоспособные игроки. Конкурентоспособность предприятия является основой эффективности формирования структуры любого товарного рынка [21], [22]. Необходимо отметить, что качественные изменения происходят, в основном, в дистрибьюции и розничном сегменте фармацевтического рынка Российской Федерации. Изменения в производственном секторе носят скорее экстенсивный характер: модернизируется существующее производство, создаются новые производственные площадки, как отечественного бизнеса, так и с зарубежным участием. На сегодняшний день структуру отечественного фармацевтического рынка можно представить в виде схемы (рис. 1). Основными элементами этой схемы являются производители, дистрибьюторы, розничные сети и институт медицинских представителей.

Интернационализация мировой экономики связана с появлением новых тенденций в развитии рынков [15], [16]. Поскольку фармацевтический рынок Российской Федерации стал частью мирового фармацевтического рынка, то сегмент производителей представлен двумя составляющими: отечественными и зарубежными.

Рис. 1. Структура фармацевтического рынка Российской Федерации

В ассортименте отечественных производителей отсутствуют инновационные препараты, приносящие максимальную прибыль, и доминируют низкорентабельные дженерики, поэтому прибыль и экономические возможности развития отечественных предприятий просто несопоставимы с возможностями зарубежных производителей [1]. Например, расходы крупнейших пяти российских компаний на НИОКР составляют в совокупности 15–20 млн. долл. США в год. Аналогичные затраты у «Novartis» — 7 млрд. долл. США. При этом стоимость разработки одного оригинального лекарственного средства (включая маркетинг и дистрибуцию) может достигать 2 млрд. долл. США. Сегмент дистрибьюторов за прошедшие 20 лет претерпел существенные изменения [12], [14], и, прежде всего, в направлении сокращения числа участников рынка, их укрупнения и общей оптимизации структуры.

Развитие конкурентных отношений в пространстве регионов России [5], [6], привело к изменению рыночной структуры на рынке. Например, уход с фармацевтического рынка организаций оптовой торговли был, в основном, связан с обострением конкурентной борьбы за рынки сбыта и усилением рыночной власти крупных национальных дистрибьюторов. Основу дистрибьюции фармацевтического рынка Российской Федерации составляют предприятия с широким представительством собственных филиалов в регионах России. В настоящее время наиболее крупные аптечные сети принадлежат оптовым компаниям: ЗАО «СИА Интернейшнл Лтд» (25 % акций аптечной сети «36,6»), ЗАО Фирма «ЦВ «Протек» (аптечные сети «Ригла» и «Живика»), «Альянс Хелскеа Рус» (аптечная сеть «Аптека-Холдинг»), «Морон» (аптечная сеть «Старый Лекаръ») и ряд других. Причем число торговых точек у них достигает несколько сотен тысяч аптек. Собственное производство имеют и многие дистрбьюторы — ЗАО Фирма «ЦВ «Протек» (ЗАО «ФармФирма «Сотекс», ООО «Протек-СВМ», ООО «Протеиновый контур»), ЗАО «СИА Интернейшнл Лтд» (ОАО «Биохимик», ОАО «Синтез», ЗАО «Биоком»), ООО «Биотэк» (ЗАО МФПДК «Биотэк», ООО «Биодез», ОАО «Марбиофарм», ОАО «Биосинтез») и др.

Необходимо отметить, что некоторые производители активно осваивают смежные сегменты фармацевтического рынка. Например, компания «Татхимфармпрепараты» приобрела в собственность несколько аптечных учреждений в Казани и является соучредителем оптовой структуры «Татпетрофарм». Такое взаимопроникновение позволяет фармацевтическим предприятиям формировать вертикально-интегрированные структуры с очевидными экономическими и организационными преимуществами подобного построения бизнеса. Розничные продажи лекарственных средств можно разделить на две части: коммерческий и государственный сегменты. К первому сегменту относятся продажи медикаментов через аптечную сеть, за исключением лекарственных средств по дополнительному лекарственному обеспечению (ДЛО). Ко второму — реализация по программе ДЛО и через систему лечебно-профилактических учреждений. Соотношение объёмов продаж этих двух сегментов приблизительно 2:1, с тенденцией увеличения этой пропорции.

Очевидно, что возрождение отечественной фармацевтической промышленности должно учитывать особенности взаимодействия ее основных элементов. Функционирование фармацевтического рынка организовано таким образом, что в успехе конкретного лекарственного препарата заинтересован, прежде всего, производитель. Медицинский представитель по определению работает только от имени конкретной компании. Дистрибьютор и розничная сеть не затрачивают усилия на продвижение конкретного продукта, а просто оптимизируют свой ассортимент по критерию экономической целесообразности. Тем не менее, уже на этапе поиска (разработки формулы) препарата эти два звена необходимы как источники первичной информации о потребностях и приоритетах потребительского рынка. А, эффективное продвижение лекарственных средств без взаимодействия с дистрибьюторами, аптечными структурами и медицинскими представителями собственной продукции просто невозможно. Развитию российской фармакологии препятствует ряд серьезных проблем. Если их не решить, Россия может окончательно утратить национальную фармацевтическую промышленность. Прежде всего, речь идет о неэффективности государственной политики по отношению к отрасли. Сохранявшийся в течение долгого времени низкий приоритет отрасли привел к отсутствию системной государственной поддержки отечественной фарминдустрии, в отличие от положения в конкурирующих странах, особенно развивающихся. Отсутствует налоговое стимулирование развития отрасли (в том числе экспорта и расходов на НИОКР). Видимо, в связи с катастрофическим положением в отрасли фармацевтика была включена в число приоритетных проектов — наряду с ядерной энергетикой, энергосбережением, аэрокосмической отраслью. В октябре 2010 года была утверждена Концепция развития фармацевтической отрасли до 2020 года.

Таким образом, в результате проведенного анализа существующих каналов распределения и выявления их роли в формировании структуры фармацевтического рынка Российской Федерации, автором статьи было выявлено, что на сегодняшний день сложились различные схемы распределения фармацевтической продукции от производителя к потребителю. Было установлено, что на фармацевтическом рынке Российской Федерации основным является канал продвижения продукции 2-го уровня: производитель-дистрибьютор — аптечное учреждение — покупатель. Помимо этого необходимо отметить наличие тенденций на рынке, которые свидетельствуют об увеличении численности вертикально интегрированных компаний на фармацевтическом рынке Российской Федерации.

Литература:

  1. Аналитический обзор «Фармацевтический рынок России. Итоги 2012 года». — URL: http://www. dsm.ru/markets/1143 06.06.2012/.
  2. Бельских, И. Е. Особенности российского фармацевтического рынка / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2010. — Т. 10. — № 13 (73). — С. 56–66.
  3. Бельских, И. Е. Реклама лекарственных препаратов в фармацевтическом маркетинге / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Маркетинг в России и за рубежом. — 2010. — № 4. — С. 74–80.
  4. Бельских, И. Е. Особенности регулирования цен на фармацевтическом рынке / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Международный бухгалтерский учет. — 2011. — № 14. — С. 37–45.
  5. Бердников, В. А. Тренды развития конкурентных отношений в пространстве регионов России / В. А. Бердников // Региональное развитие. — 2015. — № 4 (8). — С.4.
  6. Бердников, В. А. Институты социальной справедливости в рыночной экономике России: состояние и направления развития / В. А. Бердников, М. А. Бахтина // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2014. — № 11 (121). — С.6–10.
  7. Джинджолия, А. Ф. Международный маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / А. Ф. Джинджолия, А. В. Евстратов; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2011. — 76 с.
  8. Евстратов, А. В. Стратегический маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / А. В. Евстратов, С. А. Абрамов; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2010. — 85 с.
  9. Евстратов, А. В. Региональная специфика формирования фармацевтических кластеров в современной России / А. В. Евстратов // Известия Волгоградского государственного технического университета. — Волгоград, 2011. Т. 11. № 4 (77). — С. 210–215.
  10. Евстратов, А. В. Основные субъекты фармацевтического рынка Российской Федерации и их роль в повышении эффективности его функционирования / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева. // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2015. — № 9 (131). — С. 94–100.
  11. Евстратов, А. В. Структурные параметры развития фармацевтического рынка Российской Федерации: закономерности формирования и основные тенденции / А. В. Евстратов // Экономика: теория и практика. — 2014. — № 4 (36). — С. 39–46.
  12. Евстратов, А. В. Структурные параметры фармацевтического рынка Российской Федерации в 2001–2014 годах: закономерности формирования и тенденции развития / А. В. Евстратов // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2015. — № 3 (158). — С. 31–43.
  13. Евстратов, А. В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А. В. Евстратов. — Волгоград, 2005.
  14. Евстратов, А. В. Слияния и поглощения компаний на мировом фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Известия Волгоградского государственного технического университета. — Волгоград, 2010. Т. 10. № 13. — С. 135–138.
  15. Косякова, И. В. Интернационализация мировой экономики и реализация концепции устойчивого развития / И. В. Косякова // Проблемы экономики. — 2007. — № 1. — С. 146–152.
  16. Косякова, И. В. Исследование современных принципов и тенденций развития менеджмента / И. В. Косякова, Г. И. Яковлев // Вестник Самарского государственного университета. — 2014. — № 6 (117). — С. 48–55.
  17. Кунев, С. В. Формирование инвестиционной привлекательности фармацевтического производителя на основе инструментов маркетинга: системный подход / С. В. Кунев, Л. В. Кунева // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–1. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17205.
  18. Кунев, С. В. Продвижение фармацевтической продукции: проблемы современных моделей и инструментов / С. В. Кунев, Л. В. Кунева, Е. Н. Мальченков // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16283.
  19. Кунев, С. В. Проблемы и пути развития российской фармацевтической отрасли в условиях внешнеэкономических ограничений / С. В. Кунев, Л. В. Кунева // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15317.
  20. Пушкарев О. Н., Грачева А. В. Некоторые особенности комплекса продвижения фармацевтической продукции на рынке России. // Вестник экономики, права и социологии. — 2011. — № 4. — С. 97–101.
  21. Чебыкина, М. В. Конкурентная стратегия: этапы разработки, принципы формирования / М. В. Чебыкина // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: гуманитарные науки.. — 2013. — № 9–10. — С. 78–79.
  22. Чебыкина, М. В. Анализ современной модели конкуренции / М. В. Чебыкина // Известия высших учебных заведений. Серия: экономика, финансы и управление производством. — 2013. — № 2 (16). — С. 90–94.
  23. Evstratov, A. V. Mergers and acquisitions of companies in the global pharmaceutical market in 1999–2012 / A. V. Evstratov // World Applied Sciences Journal. — 2014. — № 32 (7). — pp 1400–1403.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов