Библиографическое описание:

Нурмухамедова М. Х., Шодибоева М. К., Абдулахадов Х. Э. Пути совершенствования государственной поддержки малых предприятий // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №2. — С. 14-17.



Пути совершенствования государственной поддержки малых предприятий

Нурмухамедова Мухтабар Хасановна, с

 

Государственная поддержка малых предприятий уже прошла свой начальный этап воплощения. Для её дальнейшего совершенствования можно обратиться к опыту других стран, учитывая при этом наши национальные особенности. Например:

                    В Германии, США, Японии чтобы малому предприятию получить кредит крупного размера или техническую помощь оно должно представить точные сведения по абсолютно всем типам деятельности. Такие сведения обычно подготавливаются уполномоченными специализированными организациями или диагностическими центрами. Это существенно снижает риски вложения средств в предприятия. В нашей стране, при ограниченности ресурсов, при массовых обращениях за финансовой помощью и при частых случаях невозвращения выделяемых кредитов необходимо введение института обязательного диагностирования предприятий, нуждающихся в финансовой или технической помощи, либо в реструктуризации. Это будет способствовать сбережению средств и целевому их использованию, а так же повышению ответственности предпринимателей.

Согласно данным, приведённым Рубе В. А. с целью поддержки малых и средних предпринимателей в частности предлагается: упорядочить перечень и содержание типовых услуг поддержки МП, оказываемых из государственных средств; упростить для предпринимателей содержание услуг и облегчить доступ к ним; предоставлять качественные услуги за умеренную плату; повышать действенность государственной политики в отношении МП с возможностью оценивать достигнутые результаты и их экономическую эффективность [1].

                    Существенным моментом также является предоставление государственных гарантий по обеспечению кредитов, выдаваемых в рамках государственных или региональных программ обеспечения доступа МП к финансовым ресурсам. Такие программы существуют в США, Японии, Германии и мн. других странах. Существует свыше 20 специализированных кредитных программ (краткосрочных — для приобретения оборотных средств, обеспечения экспортных операций, оказания экстренной помощи и др.; долгосрочных — для приобретения недвижимости, оборудования и/или для модернизации и расширения деятельности, помощи при бедствиях, проведения НИОКР, и др.). Развитие подобной системы в нашей стране позволит значительно расширить базу финансовых ресурсов поддержки МП за счет привлечения частного капитала.

                    Интересен опыт инвестиционного кредитования МП в США, Японии и Англии. В его основе создание сети частных инвестиционных компаний (Small Business Investment Companies — SBIC), которые, используя собственный капитал и привлекая заимствованный капитал под гарантии SBA, осуществляют различные инвестиции в МП. Эти компании предоставляют акционерный капитал, долговременные займы, облигационные займы, а также оказывают услуги по финансовому менеджменту. Побудительным стимулом для их деятельности является возможность участия в прибылях в случае успешного развития и дальнейшего расцвета малых предприятий.

                    Необходимость интенсивного развития и поддержки инновационной деятельности в секторе МП ставит задачи финансирования этих работ и обеспечения взаимодействия между разработчиками, научно-исследовательскими институтами, университетами и испытательными лабораториями. В мировой практике есть примеры объединения финансовых ресурсов различных ведомств в целях выполнение НИОКР по государственной тематике. Примером поддержки инновационной деятельности США, являются программы «Инновационные исследования в МП» (Small Business Innovation Research –SBIR) и «Распространение технологий МП» (Small Business Technology Transfer — STTR) [2]. Эти программы обеспечивают бюджетное финансирование на конкурсной основе НИОКР, проводимых предприятиями сектора МСП по тематике ведущих федеральных ведомств (NASA, министерства обороны, энергетики, транспорта, медицины, образования и др.). Такие работы проводятся в три этапа. Те, кто занимает первые 3 места на I этапе (длительностью до 1 года), допускаются к II этапу (длительностью до 2 лет), на котором объём субсидирования НИОКР в 3–5 раз больше. Также проходят и к III этапу, на котором самые успешные инновационные разработки выигрывают подряды на коммерциализацию и практическое внедрение своих разработок в производство. Развитие и совершенствование технологий осуществляется программой STTR, которая стимулирует малые предприятия к взаимодействию с некоммерческими исследовательскими институтами. Учитывая этот опыт, в рамках уже существующего государственного «Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», рассмотреть возможность объединения части средств ведущих отраслей народного хозяйства (оборонная и авиационно-космическая промышленность, энергетика, металлургия, здравоохранение, транспорт и др.), предусмотренных для проведения НИОКР. Участники этого фонда, сами должны определять тематику НИОКР, ориентировочную стоимость и сроки выполнения этих работ, а также условия проведения конкурсов для получения заказов на выполнение этих работ.

                    Очень серьёзной проблемой инновационных предприятий сектора МСП, является защита прав интеллектуальной собственности. В этой связи Японское правительство, по примеру США, предприняло ряд организационных и законодательных мер, обеспечивающих совершенствование национальной системы регистрации прав интеллектуальной собственности, её защиты и распространения. В условиях нашей страны, целесообразно создать экспертный совет, наделённый правом давать заключения о целесообразности финансирования затрат на патентование инновационных разработок малых предприятий и сертификацию новых продуктов в других странах. Для финансирования этих затрат можно использовать государственные гарантии и механизм льготного кредитования. Это позволит многим инновационным предприятиям найти средства для патентования и сертификации имеющихся разработок, обладающих мировой новизной и конкурентоспособностью, облегчив им возможность выхода на мировые рынки.

                    Исходя из ограниченности финансовых и материальных ресурсов, которые можно направить на дальнейшее развитие МП, целесообразно обратиться к опыту Великобритании и Японии в части подходов в формировании приоритетных направлений развития МП. Например, в Великобритании в целях оптимизации использования финансовых ресурсов с 2000 г. принята двух уровневая система приоритетов поддержки МП [2]. Аналогично этой системе, предлагается рассмотреть целесообразность применения подобной системы в нашей стране. Первый уровень приоритетности должен соответствовать масштабам общегосударственного применения и способствовать ускоренному накоплению ресурсов необходимых для экономических и социальных преобразований, обеспечивая высокую результативность поддержки и развития конкретных групп предприятий, обладающих стратегической важностью для социально–экономического развития страны. Второй уровень приоритетности должен соответствовать региональным и местным целям социально-экономического развития и накапливать для их достижения достаточные ресурсы путём поддержки наиболее эффективных и быстро развивающихся предприятий, а так же предприятий высокой социальной значимости. В случае если предприятие отвечает нескольким целевым приоритетам, то оно может рассчитывать на предоставление финансовой поддержки из нескольких источников и/или получить дополнительные льготы.

Программой развития экономики на ближайшие годы поставлена задача довести долю малого бизнеса в ВВП к 2015 г. до 50 % вместо 35,6 % в 2010 г. Для ее выполнения предстоит осуществить ряд крупных мероприятий, устранить множество препятствий в предпринимательской сфере, а также решить комплекс проблем в рыночной экономике.

Среди общих задач в сфере предпринимательства на первый план выдвигается обеспечение опережающего развития частного сектора, увеличение его доли в экономике страны, в том числе, посредством совершенствования системы защиты законных прав предпринимателей и ограничения вмешательства государственных структур в их деятельность, расширение доступа частных предпринимателей к рынкам ресурсов и сбыта.

Углубление и расширение масштабов работ по развитию частного предпринимательства возможно также за счет предоставления дополнительных льгот и преференций в системе налогообложения для предпринимателей, сокращения и упрощения числа разрешительных процедур для занятия отдельными видами деятельности, стимулирование создания новых малых предприятий, работающих по заказам крупных предприятий.

В указе Президента Республики Узбекистан от 20июня 2005 г.констатировалось, что повышение доли частного сектора в структуре экономики считать важнейшим приоритетом проводимых в стране экономических реформ и рыночных преобразований.

Крупнейшим фактором формирования предпринимательской среды является дальнейшее увеличение субъектов малого бизнеса в сельской местности, обеспечивающей вовлечение незанятого населения в экономическую деятельность, ускоренное развитие сферы услуг, переход к интенсивному земледелию, преобразование социальной и производственной инфраструктуры села, решение экологических проблем [3].

Одним из направлений успешного развития предпринимательства и повышения его престижа является широкое представительство отечественного бизнеса на внешних рынках, увеличение его экспортного потенциала. Это возможно только при условии эффективной поддержки и осуществления мер по продвижению продукции малых производителей на зарубежные рынки. Во многом решение данной проблемы зависит от самих предпринимателей, готовых налаживать выпуск качественной продукции с наименьшими затратами и пользующейся спросом у зарубежных потребителей.

Однако задача эта весьма сложная и собственными силами способны ее решить немногие предприниматели. Чтобы придать экспорту продукции широкий размах надо задействовать интересы производителей и государства и активно продолжить осуществление ранее намеченных мероприятий: повышение размера льгот предприятиям экспортирующим продукцию, особенно субъектам малого бизнеса; упрощение порядка экспортных операций, а также процессов приобретения материально — технических средств по импорту, предназначенных для изготовления экспортной продукции; выполнение маркентинговых, рекламных, информационных исследований со стороны инфраструктурных организаций; проведение выставок — ярмарок; оказание действенной помощи в реализации продукции через специализированные внешнеторговые компании и др.

Дальнейшему ускоренному развитию малого бизнеса должно способствовать углубление реформ в банковской и финансовой системах, направленных на рост капитализации банков, повышения доверия хозяйствующих субъектов и населения к банкам, сокращение внебанковского оборота, инвестирование средств банков в реальную экономику.

Огромную роль в более «шустром» развитии малых предприятий играет обслуживание и сервис. Доля услуг в структуре ВВП составляет в США — 80 %, Англии, Канаде, Германии — 70 %, в Узбекистане — 40 %. Доля занятых в этой сфере в развитых странах доходит до 70 %, а в Узбекистане — 35 %. Таким образом, эти показатели в Узбекистане в два раза ниже. Еще большее отставание имеет место в расходах бюджета семьи на оплату услуг, которые в ряде стран доходят до 50 %, а в Узбекистане всего 12 % [4].Очень важно, что в сфере услуг может широко применяться труд женщин, инвалидов, пенсионеров, то есть социально уязвимых групп населения, которые могли бы работать неполный рабочий день, сезонно, по гибкому графику или в домашних условиях.

В апреле 2006 г. Принято постановление Президента Республики Узбекистан “О мерах по ускорению развития сферы услуг и сервиса в 2006–2010 годах, в котором предусмотрены меры по ускорению предпринимательской активности в сфере услуг и бытового сервиса. Утвержден перечень услуг, относящихся к категории приоритетных: аудиторские, страховые, лизинговые, бытовые по ремонту и техническому обслуживанию компьютерной и другой техники. Хозяйствующие субъекты, занятые в этих сферах освобождаются от уплаты налога на доходы (прибыль) и единого налогового платежа, намечено выделение им льготных кредитов.

В числе перспективных путей ускоренного развития предпринимательской деятельности необходимо отметить также следующее: стимулирование процессов лизинга и франчайзинга, организация тесного сотрудничества крупных и мелких производств, дальнейшая либерализация в сфере экономики и расширение конкурентной среды, развернутая система воспитания всех участников рыночной экономики в духе предпринимательской этики и морали.

Скорость развития малого бизнеса зависит также и от степени передачи ответственности от центральных к региональным и местным органам. Такое перераспределение ролей вполне вписывается в процесс либерализации, экономических и политических преобразований в республике. Это очень целесообразно с точки зрения того, что местные властные и управленческие структуры хорошо знают региональные ресурсные возможности, местные особенности и условия, уклад жизни населения, уровень развития экономики, социальное положение населения. С учетом всех этих факторов они могут более точнее определить направления развития малых предприятий, условия и необходимые меры их поддержки.

Для повышения активных действий местных органов необходимо предоставить им большую самостоятельность в решении экономических, социальных и правовых проблем, обеспечить их финансовыми ресурсами, осуществить подбор и обучение кадров, создать необходимую инфраструктуру, образовать зоны свободного предпринимательства, ввести щадящее налогообложение с учетом состояния предпринимательского климата, предоставить местным предприятиям выгодные условия выполнения госзаказов, оказать содействие по выходу на внешнеэкономические контакты с зарубежными фирмами, в том числе по созданию совместных предприятий, открыть им доступ по созданию совместных предприятий, открыть им доступ к местным сырьевым и материальным ресурсам.

 

Литература:

 

  1.                Рубе В. А. «Малый бизнес: история, теория, практика. — М.: ТЕИС,2000. -С.141
  2.                www.sba.gov
  3.                Указ Президента Каримова И. А. «О дополнительных мерах по стимулированию развития микрофирм и малых предприятий» от 20 июня 2005
  4.                Ахмеджанов Т. Б., Фаттахов А. А. Оценка бизнес: учебное пособие. — Т.: ТГЭУ, 2002

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов