Особенности финансирования малого и среднего бизнеса | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Предпринимательство

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №2 (4) март 2016 г.

Дата публикации: 11.01.2016

Статья просмотрена: 5514 раз

Библиографическое описание:

Пурыжова, Л. В. Особенности финансирования малого и среднего бизнеса / Л. В. Пурыжова, С. Н. Клочко. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 2 (4). — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/28/605/ (дата обращения: 24.04.2024).

 

Финансирование предприятий малого и среднего бизнеса — проблема, требующая комплексного подхода. Поиск оптимальных источников финансирования важен для всех предприятий без исключения. Важность поиска оптимальных источников финансирования непосредственно для предприятий малого и среднего бизнеса объясняется следующими их особенностями:

1)                 устойчивость к внешним изменениям, проявляющаяся в способности малого и среднего бизнеса более успешно адаптироваться к изменяющимся условиям рыночной экономики;

2)                 социально-экономическая значимость, проявляющаяся в повышении уровня жизни;

3)                 диверсификация бизнеса, способствующая развитию свободной конкуренции и вытеснению неэффективных производств с рынка;

4)                 ориентация на наукоемкие высокотехнологичные направления производства.

Последняя особенность более характерна для экономик развитых зарубежных стран.

Как в российской, так и в зарубежной практике для финансирования предприятий малого и среднего бизнеса используется банковский кредит. Этот источник финансирования тем эффективней, чем более развита банковская система, а, следовательно, чем более доступен кредит и подконтрольнее характер его использования.

В российской практике использование банковского кредита является малоэффективным способом финансовой поддержки предприятий малого и среднего бизнеса. Это объясняется комплексностью процесса кредитования, подразумевающего анализ финансового состояния малых и средних предприятий банками с проведением последующего мониторинга состояния заемщика.

Процедуры оценки и мониторинга финансового состояния требуют от банков дополнительных затрат, которые они предпочитают не нести, поэтому кредитование предприятий малого и среднего бизнеса в России носит исключительный характер, в то время как в развитых странах кредитование выступает основным источником финансирования предприятий малого и среднего бизнеса.

Кроме того высокие процентные ставки, целевая направленность и малые сроки предоставления кредитов предприятиям ограничивают потенциал кредита как основного источника финансирования в России. Предприятия малого и среднего бизнеса стремятся в реалиях национальной экономики найти более дешевые альтернативные источники привлечения финансовых ресурсов.

Еще одной существенной проблемой кредитования малого и среднего бизнеса в России, вызванной во многом его краткосрочностью, является поддержание текущей (операционной) деятельности предприятий, связанной с пополнением оборотных средств, которое делает невозможным реализацию инновационного потенциала предприятий малого и среднего бизнеса, требующих более долгосрочных кредитов и несения более высоких рисков банками. Этим объясняется низкий уровень поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, ориентированных на научные разработки, в первую очередь, а также предприятий малого и среднего бизнеса, ориентированных непосредственно на производство инновационной продукции.

В большей степени кредитными ресурсами в России обеспечены предприятия оптовой и розничной торговли и ремонта, следующими по обеспеченности кредитами следуют предприятия обрабатывающих производств и предприятия, осуществляющие операции с недвижимым имуществом.

В современных условиях ограниченности доступа к внешним рынкам национальный рынок испытывает еще большие трудности, что отражается на кредитной политике банков, в том числе, на состоянии предприятий малого и среднего бизнеса, в частности. Объем кредитования малого и среднего бизнеса в 2014 году сократился на 6 % и в 2015 году даже по самым оптимистичным прогнозам снижение объемов кредитования продолжится. В мировом рейтинге по объемам выданных кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса Россия занимает место во второй сотне.

Согласно Федеральному закону № 209 — ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к малому бизнесу относятся предприятия с численностью сотрудников до 100 человек, к среднему — с численностью от 100 до 250 человек. Выделяется также группа микропредприятий с численностью сотрудников до 15 человек. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» устанавливает следующие предельные значения выручки за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость; для микропредприятий — 60 млн. рублей, для малых предприятий — 400 млн. рублей, для средних предприятий — 1000 млн. рублей. В США, для сравнения, к группе микропредприятий относятся предприятия с численностью сотрудников до 20 человек; к группе малых предприятий — от 20 до 100 человек; к группе средних предприятий — от 100 до 499 человек [1]. В странах Евросоюза на микропредприятиях количество работников не должно составлять менее 10 человек; на малых предприятиях — менее 50 человек; на средних предприятиях — менее 250, при предельных значениях годовой выручки для микропредприятий не более 2 млн. евро; для малых предприятий — не более 10 млн. евро; для средних — не более 50 млн. евро. В США действует более сложная система определения предельной выручки предприятий малого и среднего бизнеса, подразумевающая градацию среднегодовых доходов в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия: средних уровнях занятости и среднего числа клиентов, характерных для этих отраслей. Например, предприятие является малым в розничной торговле, если среднегодовой доход фирмы за последние три финансовых года не превышал 5 млн. долл., при этом около 11 видов деятельности являются исключениями из правила; в сельском хозяйстве среднегодовой доход малого предприятия за последние 3 финансовых года не должен превышать 500 тыс.долл. за исключением производства крупного рогатого скота.

Таким образом, различия в критериях подразделения на категории предприятий малого и среднего бизнеса в разных странах во многом схожи, но при этом уровни развития и польза, приносимая этими предприятиями, существенно различаются. Во многом это объясняется различиями в уровнях финансовой поддержки этих предприятий, определяемой нормативно — законодательной базой той или иной страны, существующей системой поддержки бизнеса на всех уровнях.

В странах Евросоюза практически каждый субъект малого и среднего бизнеса является членом профессиональной ассоциации или союза, существование которых всесторонне регламентируется многочисленными законодательными нормами, в том числе регулирующими финансовую поддержку малого и среднего секторов экономики. Финансовая поддержка является всесторонней и включает предоставление грантов и льготного кредитования на покупку оборудования, стимулирование экспортных и инновационных отраслей. В Евросоюзе для целей предоставления финансовой поддержки самыми широкими полномочиями наделены Министерства промышленности и правительства регионов, активно используются венчурные фонды, предоставляющие источники финансирования на сроки от 5 до 10 лет. В среднем полученные предприятиями малого и среднего бизнеса в странах Евросоюза льготы (налоговые льготы, гарантии займов, страхование экспортных кредитов), достаточны для покрытия 50 % всех требуемых предприятиями данного сектора капиталовложений, в случае страхования экспортных кредитов льготы покрывают свыше 90 % их стоимости. При этом кредитование малого и среднего бизнеса менее декларативно, чем в России; процентные ставки для предприятий многими банками определяются на индивидуальной основе, при этом возможен и индивидуальный план погашения кредитов, учитывающий сезонность производства. В США поддержка предприятий малого и среднего бизнеса подразумевает инструменты венчурного финансирования, непосредственного субсидирования за счет средств бюджетов и всестороннюю помощь в получении кредита и предоставления гарантий по кредитам, обеспечиваемую Администрацией по делам малого бизнеса в США — АМБ (US Small Business Administration).

При этом программа АМБ по гарантированию кредитов подразумевает гарантию погашения за счет государства 90 % кредитных обязательств. Отдельно выделяется также программа финансового содействия малому и среднему бизнесу в случае чрезвычайных обстоятельств. Для предприятий, не соответствующих по каким — либо критериям банковским требованиям по предоставлению кредита, действует отдельная программа АМБ. При этом АМБ уделяет пристальное внимание модернизации уже действующих малых предприятий, поддержке малых наукоемких предприятий [2].

Не смотря на то, что в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» особая роль в поддержке отведена региональным и муниципальным органам власти, в России не создана эффективная система фондов по обеспечению малого и среднего бизнеса финансовыми ресурсами. В США отделения независимого федерального ведомства АМБ действуют гораздо эффективней, имея разветвленную сеть региональных представительств.

На начало 2014 года сегмент малого и среднего бизнеса в России представлен 5,48 млн. единиц предприятий и индивидуальных предпринимателей. Доля занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса сократилась по сравнению с началом 2013 года с 25,3 % до 24,9 %. Доля ВВП, приносимая предприятиями малого и среднего бизнеса составляет 23,6 % от всего ВВП страны. Те же самые показатели существенно выше в странах Евросоюза и в США. Показатели доли малых и средних предприятий в ВВП представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Доля малых и средних предприятий в ВВП

 

При этом в станах ЕС сегмент малого и среднего бизнеса представлен более чем 25 млн. предприятий, на которых занято более 70 % трудоспособного населения. В США действует более 28 млн. предприятий малого и среднего бизнеса, на которых занято более 50 % всех работников.

Различия в доступности финансовых ресурсов для предприятий малого и среднего бизнеса обуславливают уровень экономического развития стран

Недостаточность финансирования малого и среднего бизнеса в национальной экономике объясняет отставание в финансово — экономических показателях, характеризующих малый и средний бизнес, и вынуждает малые и средние предприятия искать альтернативные источники привлечения финансовых ресурсов. Эмиссия ценных бумаг, позволяющая привлекать дополнительные источники финансирования, как на долговой, так и на долевой основе, выступает как альтернатива малодоступному банковскому кредиту.

 

Литература:

 

  1.                Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 29 июля 2007 года № 209.
  2.                Галанов В. А. Рынок ценных бумаг: Учебник. — М.: Инфра-М, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): среднее, бизнес, предприятие малого, предприятие, Россия, США, Российская Федерация, страна Евросоюза, финансовая поддержка, численность сотрудников.

Похожие статьи

Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития

Почему малые и средние предприятия (МСП) имеют такую значимость в развитых европейских странах и в США? Какова государственная политика в области поддержки МСБ и как она реализуется?

Опыт поддержки малого и среднего бизнеса в некоторых...

среднее, США, бизнес, малый, малый бизнес, предпринимательский климат, предприятие, электронная торговля, Российская Федерация, Европейский Союз. Малый бизнес как панацея для кризисной экономики.

Кредитование и содействие развитию малого и среднего бизнеса...

малое предпринимательство, среднее, Россия, малый бизнес, банк, США, бизнес, предприятие, европейский союз, кредитная ставка.

Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса...

Основные термины (генерируются автоматически): среднее, малый, предприятие, субъект малого, бизнес, показатель, остаточная

Анализ развития малого предпринимательства Российской... – малые предприятия, к которым относятся предприятия со среднегодовой...

Поддержка малого и среднего предпринимательства в России...

Государственная поддержка малого бизнеса в России. малый бизнес, малое предпринимательство, Российская Федерация, государственная поддержка, Развитие, Россия, экономическое развитие, местное самоуправление, муниципальный уровень...

Исследование роли малого и среднего бизнеса в России

малый бизнес, малое предпринимательство, предприятие, Россия, малый, среднее, Российская Федерация, государственная поддержка, рыночная экономика, экономический кризис.

Динамика изменения предпринимательского климата...

малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, США, предприятие, малый, оптовая торговля, Российская Федерация, статистическая отчетность, розничная торговля.

Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России

малое предпринимательство, среднее, Россия, малый бизнес, банк, США, бизнес, предприятие, европейский союз, кредитная ставка. Малый и средний бизнес: проблемы и перспективы развития.

Анализ развития малого предпринимательства Российской...

малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, Российская Федерация, предприятие, основной капитал, общая среднесписочная численность, РФ, современное состояние, удельный вес работников...

Похожие статьи

Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития

Почему малые и средние предприятия (МСП) имеют такую значимость в развитых европейских странах и в США? Какова государственная политика в области поддержки МСБ и как она реализуется?

Опыт поддержки малого и среднего бизнеса в некоторых...

среднее, США, бизнес, малый, малый бизнес, предпринимательский климат, предприятие, электронная торговля, Российская Федерация, Европейский Союз. Малый бизнес как панацея для кризисной экономики.

Кредитование и содействие развитию малого и среднего бизнеса...

малое предпринимательство, среднее, Россия, малый бизнес, банк, США, бизнес, предприятие, европейский союз, кредитная ставка.

Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса...

Основные термины (генерируются автоматически): среднее, малый, предприятие, субъект малого, бизнес, показатель, остаточная

Анализ развития малого предпринимательства Российской... – малые предприятия, к которым относятся предприятия со среднегодовой...

Поддержка малого и среднего предпринимательства в России...

Государственная поддержка малого бизнеса в России. малый бизнес, малое предпринимательство, Российская Федерация, государственная поддержка, Развитие, Россия, экономическое развитие, местное самоуправление, муниципальный уровень...

Исследование роли малого и среднего бизнеса в России

малый бизнес, малое предпринимательство, предприятие, Россия, малый, среднее, Российская Федерация, государственная поддержка, рыночная экономика, экономический кризис.

Динамика изменения предпринимательского климата...

малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, США, предприятие, малый, оптовая торговля, Российская Федерация, статистическая отчетность, розничная торговля.

Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России

малое предпринимательство, среднее, Россия, малый бизнес, банк, США, бизнес, предприятие, европейский союз, кредитная ставка. Малый и средний бизнес: проблемы и перспективы развития.

Анализ развития малого предпринимательства Российской...

малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, Российская Федерация, предприятие, основной капитал, общая среднесписочная численность, РФ, современное состояние, удельный вес работников...

Задать вопрос