Библиографическое описание:

Плишкин А. А., Емельянов Д. В., Сиражетдинов Д. О., Зубарева Е. К., Пенькова И. В. Систематизация и классификация налоговых льгот // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №1. — С. 26-30.

 

Сейчас в России проводится активная государственная социальная политика. Повышение качества жизни населения невозможно без кардинального инновационного преобразования экономики в целом [6, 7]. Современное состояние российского общества характеризуется углубляющимся социальным расслоением, ростом разрыва в уровне благосостояния различных социальных групп. В указанной ситуации значительно возрастает роль социальной политики в социально-ориентированных отраслях, в частности, в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), жилищного строительства, образования, здравоохранения, культуры, спорта, общественного транспорта, а также в области производства продуктов питания.

Особую важность в современной ситуации приобретают вопросы общественного регулирования распределения доходов, реализуемого посредством использования государством различных регулирующих инструментов и в первую очередь через систему налогообложения и ценообразования [4]. Принято полагать, что наличие в налоговом законодательстве страны различных преференций и льгот свидетельствует о его высоком уровне социально-экономического развития. Связь налогообложения и качества жизни населения очевидна. Доход индивидуума состоит из заработной платы, пособий, пенсий, дивидендов. Все эти составляющие обременяются налогами, которые поступают в бюджетную систему государства.

Налоговые льготы — это сфера прямого налогового воздействия на субъект налога; они устанавливаются с учетом особенностей отдельных видов налогов и назначения использования. Цели налогового льготирования изменяются со сменой приоритетов социально-экономической политики государства.

Актуальность исследования понятия налоговых льгот в современном мире обусловлено отсутствием в современном налоговом законодательстве финансово-кредитного учения о налоговых льготах, которое могло бы послужить правильному пониманию такого понятия, как «налоговые льготы». Эта проблема, в частности, связана с несогласованностью в подходах к классификации налоговых льгот в правовой литературе.

Льготы — это предоставление кому-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения.

Как любое специфическое юридическое и экономическое явление, налоговая льгота нуждается в определении. Исходя из выше сказанного, налоговые льготы или льготы по налогам и сборам представляют собой преимущества, которые могут предоставляется отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. Также к понятию налоговых льгот относят возможность полного освобождения от уплаты налогов или возможность уплачивать их в меньшем размере, что следует из статьи 56 НК РФ. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и выполняют социальные и экономические цели [1–3].

Применение налоговых льгот в налоговой системе несёт, как позитивные, так и негативные последствия. Так позитивные последствия заключаются в том, что льготы делают налоговую систему более гибкой по отношению к отдельным категориям налогоплательщиков. С другой стороны, они усложняют налоговую систему тем, что затрудняют контроль за соблюдением налогового законодательства.

Льготы могут быть общими (для всех плательщиков) или специальными (для отдельных групп). Главное назначение налогового льготирования — стимулирование экономического подъема, в том числе развитие социально-ориентированных на обеспечение жизни человека видов экономической деятельности, также ресурсосбережения, охраны природы и других факторов. Создание налоговых преимуществ — это одно из основных свойств льгот, определяющих их содержание и назначение в бюджетно-налоговой практике. Применяя различные льготы, варьируя их размеры, государство может содействовать развитию определенных отраслей хозяйственного комплекса страны, оказывать влияние на темпы накопления капитала, структуру инвестиций, координируя с реальными экономическими тенденциями [1, 4].

Разрабатывая систему налоговых льгот, необходимо учитывать характеристики стимулирующей и фискальной функций.

Рассмотрим более подробно схему систематизации налоговых льгот, изображенной на рисунке 1.

В основе классификации по методу льготирования лежат различия в методах и способах льготирования и результатов их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента структуры налога.

Классификация налоговых льгот.jpg

Рис. 1. Систематизация налоговых льгот

 

Налоговые освобождения — вид льготы, полностью или частично исключающий из-под налогообложения определенные категории налогоплательщиков, отвечающих установленным критериям. Освобождения предоставляются конкретным категориям граждан, установленных законодательно, в отношении которых могут применяться нормы полного или частичного их освобождения от обязанностей налогоплательщиков.

Налоговые скидки — льготы, позволяющие использовать пониженные или нулевые налоговые ставки. Также, как и освобождения, скидки предоставляются конкретным категориям граждан.

Сущность налогового кредита заключается в изменении срока уплаты налогов при наличии соответствующих оснований. Налоговый кредит строится на договорной основе, включающей сроки переноса платежа, порядок погашения задолженности и при соответсвующих основаниях повышения процентной ставки.

В классификации в зависимости от субъекта предоставления налога налоговые льготы могут быть дифференцированы на льготы, предоставляемые физическим лицам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. Указанная классификация имеет практическое применение при анализе размеров налоговых, а также оценивает степень эффективности предоставления различным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов. Налоговые льготы можно разделить на условные и безусловные.

К льготам для физических и юридических лиц относят налоговую амнистию, налоговые изъятия, налоговые каникулы, понижение налоговых ставок.

Налоговая амнистия освобождает от соответствующих штрафных санкций лицо, совершившее налоговое правонарушение. Налоговые изъятия представляют собой выведение из-под налогообложения отдельных элементов объекта налога. Сущность налоговых каникул заключается в тотальном освобождении налогоплательщика от уплаты налога на определённый период времени, установленный законодательно [1, 5].

Статья 18 НК РФ вводит новое специфическое понятие «специальный налоговый режим». Специальный налоговый режим это особый способ исчисления и уплаты налогов, установленных законодательством о налогах и сборах [3].

Сущность действия специальных налоговых режимов заключается в способе правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов на определенных территориях России. В зависимости от специальных налоговых режимов классифицируются 4 вида налоговых льгот.

Упрощённая система налогообложения — специальный налоговый режим, особенность которого состоит в снижение налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего бизнеса, а также в облегчении и упрощении ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта.

Свободные экономические зоны (СЭЗ) — это разновидность специального налогового режима на конкретной территории, где созданы более благоприятные условия для работы фирм и предпринимателей, в сравнении с другими регионами. Очень популярный способ законной минимизации налогов это использование различных схем СЭЗ. Для органов местного самоуправления, в пределах которых расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты создана специальная система налогооблажения — налогооблажение в закрытых административно-территориальных образованиях. Сущность этой системы заключается в предоставление различных налоговых льгот и специальные условия проживания граждан [1].

Таким образом, цель налоговых льгот заключается в создании со стороны государства более благоприятных условий налогооблажения. А наличие правильной и грамотной классификации позволяет соблюдать принцип справедливости. Налоговые льготы также должны стимулировать выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Грамотное налогооблажение будет отражать высокое качество проживание в России.

 

Литература:

 

  1.      Барулин, С. В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики / С. В. Барулин, А. В. Макрушин // Финансы. — 2008. — № 2. — С. 39–40.
  2.      Гудков, И. Н. Налоговые льготы как институт налогового права РФ / И. Н. Гудков // Финансовое право. — 2009. — № 3. — С. 19–20.
  3.      Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 1.01.2014 г.
  4.      Ордынская, Е. В. Отдельные вопросы применения налоговых льгот / Е. В. Ордынская, В. В. Греньков // Экономика. Налоги. Право. — 2012. — № 4. — С. 110–118.
  5.      Экономика льгот. Статья II. Налоговые льготы / И. Николаев, И. Шульга, С. Артемьева, А. Калинин // Общество и экономика. — 2003. — № 10. — С.122–137.
  6.      Губер Н. Б., Ребезов М. Б., Топурия Г. М. Инструменты снижения рисков при реализации инновационных проектов в сфере продуктов питания животного происхождения. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. Т. 8. № 1. С. 156–159.
  7.      Зинина О. В., Ребезов М. Б., Асенова Б. К. Инновационные технологии переработки сырья животного происхождения. Алматы, 2015. Сер. Продукты питания животного происхождения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов