Автор: Ядрышников Константин Сергеевич

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (3) январь 2016 г.

Библиографическое описание:

Ядрышников К. С. Концепция устойчивого развития применительно к территории образовательной организации // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №1. — С. 65-67.



 

Данная статья посвящена теоретической модели управления территорией образовательной организации, через призму концепции устойчивого развития территории. Автор определяет базовые принципы, на которых может строится развитие территории образовательной организации, с применением компетентностного подхода.

Ключевые слова: концепция устойчивого развития, образовательная организация, территория, стратегия развития, структура управления, менеджмент, компетенции, синергия, безопасность, экологичность, экономическая целесообразность, социальная целесообразность.

 

Рассматривая концепцию устойчивого развития, применительно к развитию и управлению территорией образовательной организации, сразу же оговоримся, что подобное наложение ранее не проводилось и представляет собой теоретическую концепцию, в настоящее время не апробированную на практики. Тем не менее, нам кажется, что весьма интересен даже теоретический опыт построения подобной модели развития территории, применительно к образовательным организациям, поскольку данный ресурс мало исследован и имеет сравнительно небольшую методологическую базу [3, С.702].

В первую очередь, говоря об управлении и развитии территории образовательной организации, нужно сказать о применении компетентностного подхода к данной проблематике.

Итак, содержательная часть концепции развития территории образовательной организации строится на следующих принципах:

  1.                Наличие у образовательной организации ключевых компетенций. В связи с отсутствием единого определения понятия «компетенция», в настоящей работе будем опираться на определение, данное исследователями Ефремовым В. С., Ханыковым И. А., а именно «компетенция» — это особого свойства информационный ресурс, содержащий опыт, знания и навыки о способе организации и управления ресурсами и бизнес-процессами (способностями организации) для достижения поставленных целей, носителем которого индивидуально или коллективно являются работники. Компетенциям тоже присуща иерархия в соответствии с иерархией способностей и приоритетностью ресурсов, находящихся под их «управлением» [1, С.16].

Говоря о ключевых компетенциях образовательной организации, необходимы для развития и управления территории образовательной организации, мы понимаем такие компетенции, как:

                    Знание нормативно-правовой базы, регулирующей управление территорией образовательной организации и умение получать дополнительные знания по проблеме;

                    Наличие кадрового потенциала, способного выполнять задачи, связанные с управлением территории образовательной организации;

                    Наличие материальных ресурсов, необходимых для выполнения задач, связанных с управлением территории образовательной организации;

                    Навыки практической реализации отдельных аспектов либо управления территорией образовательной организации, в целом;

                    Способность и возможность расширять свою ключевую компетенцию.

  1.                Принцип синергии. Структура управления образовательной организации должна быть построена таким образом, что распределение полномочий по управлению и обслуживанию территории образовательной организации скоординирована так, что позволяет без дополнительных кадровой нагрузки, выполнять требуемые функции. Возникает так называемый синергетический эффект, позволяющий решать задачи, связанные с управлением территорией, меньшим количеством ресурсов.
  2.                Устойчивое развитие территории образовательной организации должно соответствовать стратегии развития образовательной организации. Говоря о подобного рода соответствии, мы подразумеваем, что в образовательной организации присутствует стратегическое управление, в принципе, что, соответственно, должно быть отражено в локальном акте организации — Стратегии развития образовательной организации на определенный период. Безусловно, стратегическое управление развитием территории, при его наличии, должно быть неотъемлемой частью стратегии образовательной организации.

Стратегии большинства образовательных организаций, достаточно редко бывают безупречно продуманными и просчитанными, а носят, зачастую, формальный характер. В то же время, отметим, что не все образовательные организации имеют стратегию, как алгоритм достижения поставленных организацией стратегических целей, с учетом имеющихся ресурсов и потенциальных ответов конкурентов.

  1.                Принцип обеспечения безопасность. Классификация принципов безопасности, выделяет четыре основных группы безопасности:

                    Ориентирующая группа принципов — позволяет учесть все, без исключения факторы, способные представлять угрозу, как участникам образовательных отношений, так и иным лицам, материальным ресурсам образовательной организации;

                    Техническая группа принципов — позволяет использовать технические средства, в целях исключения возможности попадания человека в зону, представляющую для него опасность, повышение запаса прочности элементов конструкции зданий, сооружений и т. д.;

                    Организационная группа принципов — позволяет регламентировать условия, соблюдение которых обеспечит соблюдения необходимого уровня безопасности, подобрать кадровый состав такого уровня, который позволил бы обеспечить необходимый уровень безопасности для всех участников образовательного процесса, а также для иных лиц;

                    Управленческая группа принципов — позволяет менеджменту образовательной организации анализировать фактические результаты труда с плановыми, с последующей оценкой достигнутых результатов, по критериям затрат и выгод; позволяет менеджменту выбрать модель управления адекватную предмету управления с распределением зон ответственности по структурным подразделениям образовательной организации.

  1.                Принцип экологичности. Вероятно, данный принцип, как отдельный аспект экологического менеджмент на столь актуален для большинства образовательных организаций. Да и само понятие «экологический менеджмент» для России относительно новое. Тем не менее, для раскрытия сущностной характеристики данного принципа, воспользуемся определением экологического менеджмента исследователя Е. И. Хабаровой корректируя, в соответствии с тематикой нашего исследования [2, С.115]. Итак, экологический менеджмент — это экологически безопасное управление образовательной организацией, при котором достигается оптимальное соотношение между экологическими, экономическими и социальными показателями образовательной организации.

Образовательная организация любого уровня образования является источником отходов потребления (например, твердых бытовых отходов), а при организации приема пищи — пищевых отходов, соответственно. Любая образовательная организация вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду, поэтому, на наш взгляд, принцип экологичности должен быть учтен в стратегии развития, как образовательной организации, так и территории образовательной организации.

Существуют определенные требования к организации площадок для сбора мусора, к виду отходов, утилизация которых возможна только специализированными организациями, имеющими разрешение (лицензию), на осуществление данного вида деятельности и обязанность образовательной организации, на договорной возмездной основе осуществлять вывоз отходов силами данных организаций.

  1.                Принцип экономической целесообразности. Реализация данного принципа в стратегии развития территории образовательной организации представляет собой главным образом оценку менеджментом образовательной организации имеющихся у него ресурсов и соотнесение их с теми задачами, которые предусмотрены стратегией развития территории. Соответственно, при стратегическом планировании, учет имеющихся ресурсов обязателен и без него любые стратегические цели останутся, в большинстве, декларационными.
  2.                Принцип социальной целесообразности. Рассмотрение развития территории образовательной организации может быть рассмотрено через призму социальной эффективности менеджмента образовательной организации. Так, прежде всего принимается в расчет объективная оценка возможностей каждого члена коллектива и его полезность при реализации целей стратегии развития территории, в зависимости от его должностных обязанностей.

Главными критериями оценки социальной эффективности менеджмента будут, как экономические показатели, так и достигнутый социальный результат, но не их соотношение, так как не любой социальный результат находится в зависимости от затраченных ресурсов.

Таким образом, подводя итог перечисленным принципам, являющихся основными доминантами, на которых стоит концепция устойчивого развития территории образовательной организации, мы можем констатировать сложно-структурированную конструкцию стратегии развития территории образовательной организации, ее многоаспектность, многофакторность и объемность самого предмета стратегического управления.

В связи с этим, необходимо подчеркнуть, что этап, предваряющий создание стратегии развития территории образовательной организации должен содержать серьезную аналитическую работу по указанным выше направлениям. К сожалению, практика показывает отсутствие у большинства образовательных организаций соответствующего кадрового обеспечения данной задачи.

 

Литература:

 

  1.                Ефремов В. С., Ханыков И. А. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа // Менеджмент в России и за рубежом. — 2002. — № 2. — С. 8–33.
  2.                Хабарова, Е. И. Экологически ориентированный производственный менеджмент /Е.И Хабарова. // Менеджмент в России и за рубежом. — 2000.- № 3.- С.111–117.
  3.                Ядрышников К. С. Территория образовательной организации как стратегический ресурс [Текст] / К. С. Ядрышников // Молодой ученый. — 2015. — № 23. — С. 700–702.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов