Библиографическое описание:

Райимбердиева О. Р. Особенности международного опыта качества подготовки специалистов в области туризма // Вопросы экономики и управления. — 2015. — №2. — С. 111-114.



 

В современных условиях туризм имеет чрезвычайно большое значение для развития экономики и социальной сферы любой страны. В настоящее время индустрия туризма является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. На область туризма приходится около 10 % мирового валового национального продукта, 7 % мировых инвестиций, 10,6 % общей численности занятых, 11 % мировых потребительских расходов, 5 % всех налоговых поступлений, доходы от туризма в мире по данным ВТО к 2010 г составило 1.1 трлн. USD. Эти цифры свидетельствуют о том, что специализация на производстве услуг туризма обеспечивает мощный приток денежных средств, резко расширяет сферу приложения труда и потому является важным фактором ускоренного экономического развития стран и отдельных регионов. Маркетинговый анализ развития туризма в наиболее развитых странах свидетельствует о том, что за последние годы он превратился не только в крупнейшую, но и наиболее динамичную отрасль мировой экономики. За период с 1987 года и по настоящее время ее ежегодный рост составлял в среднем 14,8 %, в то время как в других отраслях он был на уровне 8,8 %. В течение последних десятилетий на услуги туризма сохраняется стабильно высокий потребительский спрос, достаточно устойчивый к неблагоприятным изменениям общеэкономической конъюнктуры. По прогнозным оценкам высокий динамизм развития туризма поставит его в разряд отраслей, которые будут определять мировое экономическое развитие в будущем. Маркетинговое исследование структуры индустрии туризма показало, что она состоит из предприятий, выпускающих товары и предоставляющих услуги для сферы туризма: гостиничные комплексы, предприятия питания, транспортные фирмы, экскурсионные, туристские бюро и агентства, предприятия по производству сувениров, информационные и рекламные службы, научно-исследовательские и проектные организации туристского профиля, предприятия по производству туристских товаров, учебные заведения туристского профиля. (1)

Предприятия индустрии туризма производят конкретные туристские услуги, которые востребуются благодаря труду туроператоров, формирующих туристский продукт из всего многообразия туристских услуг. Поэтому можно сказать, что индустрия туризма — ресурсная база для деятельности туроператоров. С другой стороны, качество туристского продукта определяется как совокупность свойств туристских услуг и процессов обслуживания по удовлетворению обусловленных или предлагаемых потребностей туристов. Качество туристского продукта характеризуется качеством услуг и культурой обслуживания. Обязательные требования к качеству туристских услуг: безопасность жизни и здоровья; гарантия предоставления услуг согласно ваучеру; сохранность имущества туристов и экскурсантов; охрана окружающей среды. При этом критерий качества выражается через систему показателей, отражающих различные виды деятельности по обслуживанию туристов.

Из отмеченного выше следует, что широкий спектр оказываемых услуг в сфере туризма требует как универсальности знаний специалистов, работающих в этой области, так и навыков управления на самых разных уровнях: от аниматора до руководителя гостиничного комплекса или транспортного предприятия. Поэтому по мере развития туристического бизнеса наибольшая потребность, по крайней мере в последнем десятилетии, возникает в подготовке специалистов по экономике и менеджменту для туристской отрасли.

Таким образом, требования, предъявляемые к современному специалисту туристской отрасли, предполагают, прежде всего, высокий профессионализм и компетентность. (1)

Иногда теоретики и практики по-разному воспринимают эти понятия. В одном случае — это высококвалифицированный специалист, в другом — хороший организатор. И всегда на первое место выдвигаются самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску. Выделенные требования к специалистам сферы туризма показывает, что единой концепции менеджмента в туристическом обслуживании не существует. Сущность руководства заключается в диалектической взаимосвязи двух процессов — единоначалия и самоорганизации группового поведения. Распределение функций между членами коллектива подводит к главному: руководство — есть особый вид деятельности, центральное звено которой — управление совместным трудом людей.

Отмеченные особенности организации управленческого труда в туристской отрасли накладывают определенные требования и к формированию специфических личностных признаков руководителя, к которым относятся:

          адаптационная мобильность -склонность к творческим формам деятельности, углубленность знаний, инициативность, желание качественных изменений в организации и содержании собственной деятельности, стремление к нововведениям и др.;

          контактность — общительность, интерес к людям, способность располагать к себе людей, умение разрешить конфликтную ситуацию;

          стрессоустойчивость — интеллектуальная и эмоциональная защищенность в проблемных ситуациях;

          динамичность — властность, честолюбие, стремление к лидерству.

Кроме того, специалист туристской сферы должен досконально знать дело, быть профессионалом в нем; мыслить стратегически; постоянно добывать новую информацию; обладать высокими моральными качествами; быть исключительно честным. При этом, менеджер должен иметь глубокие знания в области экскурсионной теории и методики; знать основы психологии, педагогики и экскурсионной пропаганды; обладать ораторским искусством, должен уметь формировать интуицию -способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Вместе с тем, серьезные перемены, происходящие в отечественном образовании на современном этапе, обусловили определение новых принципов и методологических средств содержания образования. (2).

Появилась концепция непрерывного (сквозного) образования человека. Исследованием различных аспектов теории и практики непрерывного (сквозного) образования человека занимались многие ученые. По мнению некоторых из них понятие непрерывности образования, охватывает четыре основных субъекта, на которые направлены цели профессионального образования: личность, общество, производство и саму сферу образования:

          (образование — личность) — гуманизация профессионального образования как коренной поворот от технократической цели — обеспечения производства кадрами, их приспособления к нуждам производства, к гуманистическим целям профессионального становления и развития личности;

          (образование-общество) — демократизация профессионального образования, как переход от жесткой централизованной и повсеместно единообразной системы организации профессионального обучения к созданию условий и возможностей для каждого образовательного учреждения, каждого преподавателя и учащегося наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

          (образование-производство) -опережающее профессиональное образование: уровень общего и профессионального образования людей, развития их как личностей должен опережать уровень развития производства, его техники и технологии;

          образование, вытекающее из рефлексии (обращения объекта на самого себя) категории образования — ведь «потребителем» образования является сама система образования. И, наконец, идея непрерывного образования, как переход от определения «образование на всю жизнь» к конструкции «образование через всю жизнь». (3)

Анализируя принципы диверсификации образования можно отметить, что многоуровневость системы обеспечивает развитие непрерывного профессионального образования, превращая его в «образование через всю жизнь», и это условие позволяет разрабатывать разнообразные программы с учетом возраста и особенностей личности. Вариативность и гибкость обеспечивают широкий выбор знаний, профессий, специальностей, специализаций. Многофункциональность системы подчеркивается широким спектром функций профессиональных образовательных учреждений в сфере подготовки кадров.

Основными принципами функционирования диверсифицированной педагогической системы являются:

          соответствия — удовлетворение социально-экономической потребности в квалифицированных кадрах, способных решать комплексные задачи;

          качественности — повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки в образовательных учреждениях и уровня требований к квалификации профессиональных кадров;

          личностной направленности -удовлетворение потребности личности в многообразии образовательных услуг;

          свободы выбора — расширение возможностей профессиональных учебных заведений в предоставлении образовательных услуг. (3)

Таким образом, важным компонентом диверсифицированной педагогической системы профессионального образования является личностный компонент. Поскольку в процессе обучения участвуют две стороны (обучающие и обучаемые), личностный компонент педагогической системы профессионального образования может быть рассмотрен с двух позиций.

Во-первых, многоуровневая (диверсифицированная) педагогическая система учитывает особенности формирования и становления личности, совершенствует функциональные механизмы психики, способствует формированию индивидуального стиля деятельности, и, в конечном счете, позволяет обучаемому в соответствии со своими возможностями, потребностями и способностями выстроить индивидуальную образовательную траекторию.

Во-вторых, такая педагогическая система создает условия педагогу для собственного дальнейшего развития в плане получения дополнительного образования и повышения профессионального уровня.

Названные тенденции развития непрерывного и многоуровневого образования вызваны объективными условиями, нередко реализуются в практике как ответ на запросы рынка труда, уровня современной техники и технологии, на потребности и требования субъектов процесса обучения, в том числе туризма.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что мировой опыт подготовки специалистов в области туризма переживает в настоящем трудный этап своего становления под влиянием двух социально-экономических факторов:

          во-первых, это интенсивное внедрение в национальную систему элементов непрерывного образования и практики многоуровневой подготовки, поиск новых форм профессионального образования;

          во-вторых, отраслевой фактор, поиск способов подготовки научно-педагогических кадров в соответствии с потребностями развивающегося рынка туристского бизнеса.

Кроме того, говоря о качестве образования (с точки зрения реализации образовательного потенциала), необходимо учитывать факторы, отражающие особенности образовательного учреждения. К ним относятся: конкретная структура образовательной программы, нормативы объемов дисциплин, устанавливаемых учебным заведением, господствующая методика преподавания, квалификация и специализация преподавателей, существующая система контроля знаний.

Исследование указанных особенностей показало, что качество туристского образования и подготовки специалистов туристской деятельности получили широкое отражение в документах ООН, ЮНЕСКО, МОТ, ВТО и в других международных актах.

А в Гаагской декларации по туризму определены меры, обеспечивающие качество туристской подготовки, в частности: принятие эффективных мер по подготовке специалистов для организации путешествий и туризма путем включения изучения туризма в учебные планы школ и высших учебных заведений; поощрением молодежи к выбору карьеры в области туризма; созданию сети учебных заведений, способных предоставлять не только обучение, но и образование в области туризма на основе стандартизированного на международном уровне учебного плана, который облегчил бы взаимное признание дипломов и обмен туристским персоналом. (4).

Следовательно, можно утверждать, что в профессиональной подготовке специалистов в области туризма идеи совершенствования качества образования играют ведущую, доминирующую роль.

 

Литература:

 

  1. Бордовский Г. А., Нестеров А. А., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.
  2. Горчакова А. А., Сибирская М. П., Кочетков В. И. Многоуровневое образование в профессиональном лицее. — СПб.: ИПКСО, 2001.
  3. Гуляев В. Г. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности. — М.: Финансы и статистика, 2002.
  4. Касаткина Н. Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: Автореф. дис. доктора пед. наук. — М., 1995.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов