Библиографическое описание:

Серёмина Р. Н. Финансы компаний воздушного пассажирского транспорта // Вопросы экономики и управления. — 2015. — №2. — С. 58-61.



 

В данной статье рассматриваются основные аспекты формирования финансов компаний воздушного пассажирского транспорта, а также указываются ключевые постулаты формирования финансовой модели российских авиакомпаний.

Ключевые слова: финансовая модель, финансы авиакомпаний, воздушный пассажирский транспорт.

 

Ни для кого не секрет, что финансы любой компании или фирмы являются ключевой составляющей совокупной финансовой системы нашей страны. Экономическая политика страны в значительной степени влияет на организацию финансов различными субъектами хозяйствования, так как они напрямую зависят от последовательности проведения мероприятий в сфере экономики. Не является исключением и сфера компаний авиационного пассажирского транспорта, в которой формирование финансов происходит особым, специфическим образом в зависимости от множества влияющих на нее факторов, в первую очередь, макроэкономического характера.

Прежде чем рассмотреть основные аспекты содержания и механизма формирования финансов авиакомпаний, необходимо сделать акцент на общих особенностях финансов транспортной сферы.

Так, специфика организации финансов транспортабазируется на его экономических особенностях и организации производства и управления, которые обусловлены производственным процессом.

С позиции отрасли экономики транспорт имеет определенные особенности, а именно:

                    транспортная продукция не имеет вещественной формы, транспорт не производит вещей, а только лишь перевозит товары;

                    предмет труда не принадлежит транспорту;

                    цену на транспортную продукцию складываются на основе тарифов на грузовые и пассажирские перевозки;

                    характеризуется неравномерностью использования в течение года транспортных средств (то есть наличием «сезонных пиков»);

                    транспорт не создает и не добавляет ничего вещественного к перевозимому товару и прочее. [1, с. 33–36]

Переходя непосредственно к рассмотрению аспектов формирования финансов компаний воздушного пассажирского транспорта, не будет лишним отметить, что финансирование развития сферы авиации в целом осуществляется с помощью выделения средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Развитие же авиационного транспорта с точки зрения конкретных авиакомпаний в большинстве случаев зависит от состояния аэропарка.

Если говорить о формировании финансовых ресурсов авиакомпаний, то существуют два источника их пополнения: внутренний и внешний.

Внутренний источник представлен амортизационными отчислениями и прибылью, которые образуют собственные финансовые ресурсы компаний воздушного пассажирского транспорта.

Внешний источник представлен: кредитами банков, заемными средства других авиапредприятий, кредиторской задолженностью компаниям авиационного сектора (обычной и просроченной), средствами бюджетов и внебюджетных фондов, прочими каналы привлечения средств извне.

Собственные средства авиакомпаний формируются благодаря эффективной производственно-хозяйственной деятельности главным образом за счет прибыли и амортизационных отчислений.

Основную часть доходов компании авиационного пассажирского транспорта получают от перевозок пассажиров. Доходы от таких перевозок зависят от объема оказываемых услуг, тарифа и договорных цен. Так, в основу транспортного тарифа для авиакомпаний положены вид воздушного судна, класс перевозки пассажиров, а также расстояние.

В зависимости от степени регулирования уровня тарифов их подразделяют на фиксированные, регулирующие, договорные и свободные.

Так, фиксированные тарифы на авиационном пассажирском транспорте централизованно устанавливает Федеральное агентство воздушного транспорта Российской Федерации по согласованию с государственными органами. Данный тип тарифов является обязательным к использованию для всех участников авиационного пассажирского транспортного процесса. Такие тарифы могут быть установлены едиными для всей территории России, а также едиными для территории конкретного региона, республики, края, области, города.

Что касается регулируемых тарифов пассажирских авиационных компаний, они устанавливаются ими самостоятельно с учетом системы налогового регулирования доходов авиакомпании. Данные тарифы могут быть введены на период стабилизации цен.

Договорной тип тарифов устанавливается на условиях соглашения с заказчиками исходя из требуемых затрат на авиаперевозки, а также нормального уровня их рентабельности, которые регулируются и утверждаются государственными органами и составляет около 35 % расходов.

Свободные тарифы авиационного пассажирского транспорта устанавливаются самостоятельно авиакомпаниями, учитывая спрос и предложение на рынке авиационных транспортных услуг. [4, с. 33]

Упоминая о таком аспекте, как прибыль авиакомпаний, необходимо обозначить, что прибыль от основной деятельности компаний авиационного пассажирского транспорта включает в себя результаты эксплуатации воздушных судов, вспомогательных хозяйств, а также прочих хозяйственных операций. Если говорить о прибыли от эксплуатации авиационного транспорта, а именно — самолетов, она определяется как разность между доходами от транспортной работы и расходами эксплуатационного характера.

Финансовая макросреда компаний гражданской авиации зависит от множества факторов, которые прямым или косвенным способом влияют на формирование финансовых ресурсов авиакомпаний.

Говоря об объеме авиаперевозок, следует отметить факторы макроэкономического характера, которые влияют на данный аспект деятельности авиатранспортных компаний. Их подразделяют на факторы, стимулирующие рост, и факторы, его сдерживающие.

К первой группе относятся:

                    всемирный и национальный рост;

                    смягчение валютных ограничений;

                    рост населения;

                    скидки и реклама;

                    появление новых сегментов рынка и др.

К сдерживающим факторам можно отнести:

                    девальвация валюты;

                    спад ВНП;

                    рост стоимости путешествий и прочие.

Финансовая макросреда компаний авиатранспортной направленности зависит от множества факторов, которые определяют основные условия ее формирования и функционирования. Факторы макросреды должны быть предметом пристального внимания руководства всех компаний отрасли гражданской авиации, чтобы осуществлять успешную деятельность по инвестированию средств и извлечению более высоких доходов (прибыли) для компаний. [3]

В заключение хотелось бы указать на особенности финансовой модели компаний пассажирского воздушного транспорта.

Финансовая модель — это математическая модель будущего или же существующего положения компании, позволяющая произвести оценку изменения финансово-экономических показателей деятельности компании, а также эффективности исходных параметров деятельности. Финансовая модель моделирует такие аспекты компании, как:

                    прогноз продаж компании;

                    затраты компании на материальные, трудовые, финансовые и иные виды ресурсов;

                    финансовые показатели деятельности;

                    экономическую эффективность деятельности компании;

                    показатели эффективности деятельности с точки зрения чувствительности;

                    общее обеспечение деятельности финансовыми ресурсами, а также доходы инвесторов, предоставляющих денежные средства.

Типовая структура финансовой модели авиационной отрасли подразумевает под собой наличие следующих аспектов:

                    стоимость ресурсов, используемых авиакомпаниями;

                    план продаж авиакомпаний;

                    нормативные показатели расхода ресурсов;

                    финансовый план;

                    финансирование авиакомпаний.

Не будет лишним сделать акцент на том, что на построение финансовой модели влияет огромное количество различных факторов. Некоторые из них могут быть следующими:

                    широта оказываемых услуг авиакомпаниями, выражающаяся в географической сетке направлений;

                    численность работающего в авиационных компаниях персонала;

                    характер рынка, на котором функционируют компании;

                    источники финансирования основной деятельности и прочие. [2]

Таким образом, исследование основных аспектов и элементов финансов авиационных компаний воздушного пассажирского транспорта демонстрирует их практическую значимость как в рамках конкретной компании, так и в масштабе всего авиационного кластера.

 

Литература:

 

  1.                Е. В. Костромина, Экономика авиакомпании // учебное пособие, высшая коммерческая школа «Авиабизнес», Москва, 2007;
  2.                Интернет-портал «Bizzplan.ru», статья «Финансовая модель авиакомпаний» // [Электронный ресурс]: режим доступа: http://bizzplan.ru/sample_finansovaja_model_aviakompaniya/, дата обращения: 11.10.2015г;
  3.                Интернет-портал «Financepredpr.ru», статья «Особенности финансов транспорта» // [Электронный ресурс]: режим доступа: http://financepredpr.ru/shpargalki-po-finansam-organizaczii/184-osobennosti-finansov-transporta.html, дата обращения: 05.10.2015г;
  4.                Воздушный кодекс Российской Федерации по состоянию на 1 февраля 2015г. // глава IX. Авиационные предприятия.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов