Библиографическое описание:

Гончарова А. Е. Конъюнктурный обзор развития фармацевтического рынка Российской Федерации в 2008–2015 годах // Вопросы экономики и управления. — 2015. — №2. — С. 24-27.

 

На основе анализа данных в 2008–2015 годах сделаны выводы об уровне развития фармацевтического рынка Российской Федерации. В результате конъюнктурного обзора выявлено, что несмотря на динамичность своего развития фармацевтический рынок Российской Федерации имеет ряд проблем. Хотя, доля реализуемых отечественных лекарственных средств превосходит долю импортных почти в три раза, в натуральном объёме, их доля стоимостном выражении меньше.

Ключевые слова:фармацевтический рынок, социальная значимость, конъюнктура рынка, импортные и отечественные лекарственные средства.

 

Фармацевтический рынок Российской Федерации обеспечивает население нашей страны социально значимой продукцией [10]. Для его стабильного развития нужно отслеживать ситуацию на рынке, определять проблемы и перспективы развития, также как и регулировать деятельность основных субъектов [3]. Чтобы достичь данной цели необходимо исследовать фармацевтический рынок. Он может быть охарактеризован большим количеством показателей, отражающих его современное состояние, конкурентоспособность на международном уровне [11], [12]. Фармацевтический рынок Российской Федерации, являясь одним из самых быстроразвивающихся рынков мира [5], представляет большой интерес для исследования. Государственная поддержка национальных производителей крайне необходима для его успешного функционирования [4]. Более глубокому пониманию рыночной ситуации способствует конъюнктурный анализ фармацевтического рынка Российской Федерации [17], и в тоже время он позволяет обозначить важнейшие направления государственной поддержки и регулирования. Этим и обусловлена актуальность данного исследования.

Конъюнктура рынкапредставляет собой совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке, характеризующаяся определенным соотношением спроса и предложения, а также уровнем и соотношением цен [6]. Для анализа конъюнктуры рынка необходимо осуществлять непрерывный мониторинг спроса потребительских предпочтений, а также проводить огромное количество маркетинговых исследований. Следующие группы факторов определяют конъюнктуру рынка:

  1. динамика производства, основные фирмы-производители, динамика инвестиций, курс ценных бумаг, появление новых товаров и производителей;
  2. динамика и структура спроса и предложения, динамика оптовой и розничной торговли, НИОКР в данной сфере, емкость рынка, товарный ассортимент;
  3. состояние международной торговли, динамика, основные продуцирующие и покупающие страны, обслуживание;
  4. динамика оптовых цен в ведущих странах-производителях и потребителях товара, воздействие монополий и государственного регулирования на ценообразование.

Основные задачи при исследовании конъюнктуры рынка: дифференциация рынка, оценка состояния рынка и рыночной ситуации; оценка и анализ основных принципов развития рынка; характеристика объемов рынка; определение, оценка и прогнозирование основных тенденций развития; анализ цикличности развития; исследование уровня конкуренции.

Фармацевтический рынок Российской Федерации состоит из двух основных сегментов: коммерческого и государственного [15]. Первый включает в себя аптечные продажи, второй — аптечные продажи по программе дополнительного лекарственного обеспечения и реализацию через лечебно-профилактические учреждения. Ежегодно, коммерческий сегмент фармацевтического рынка Российской Федерации, в целом, показывает положительную динамику и интенсивно развивается. Согласно результатам исследования DSM Group, в марте 2015 года, фармацевтический рынок Российской Федерации увеличился на 3,8 % по сравнению с февралем и составил 55,9 млрд. руб (с НДС). За год рынок увеличился на 5,5 млрд руб., составляя в 2014 году 40,4 млрд. руб. (с НДС). По итогам аптечных продаж за март 2015 года, объем реализованной продукции в натуральном выражении равен 393 млн. упаковок, что на 4,1 % больше, чем за аналогичный период 2014 года [14]. В 2014 году объем составил 353,6 млн. упаковок, что на 2,4 % меньше, чем за аналогичный период 2013 года, что говорит о положительной динамике в 2015 году. В марте 2015 г., по сравнению с февралем 2015 г., возросла средняя стоимость упаковки лекарственного препарата на 1,9 % и составила 142,3 рубля, что в 1,2 раза больше, чем в 2014 году, когда средняя стоимость упаковки лекарственного препарата стоила 114,3 руб. [13]. Индекс Ласпейреса показывает, что на фармацевтическом рынке в течение февраля 2014 года цены в рублях уменьшились на 0,6 %. Всего же, с начала 2014 года инфляция по лекарственным препаратам увеличилась на 22,7 % [1]. Структура коммерческого рынка ГЛС в феврале 2014 г. по ценовым секторам, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года представлена в таблице 1. Согласно таблице 1, в 2014 году продолжилось сокращение доли лекарственных средств с ценовым диапазоном ниже 50 и 50–150 рублей за упаковку, а также усилили свои позиции лекарства стоимостью от 150 рублей [2]. В марте 2015 года тенденции сохранились — уменьшение доли рынка дешевых лекарственных препаратов (до 150 рублей за упаковку), увеличение доли лекарственных препаратов стоимостью свыше 500 рублей на 5,3 %, по сравнению с мартом 2014 [1].

Таблица 1

Структура коммерческого рынка лекарственных средств, март 2015 г. [1]

Диапазон цен, руб./упак.

Динамика рынка, февр. 2013–2014г., %

Результат, 2013–2014

Результат, 2013–2014

Результат, 2014–2015

<50

С 8,2 до 7,0

< на 0,8 %

с 6,9 % до 6,7 %

< на 0,2 %

50–150

С 22,5 до 20,4

< на 2,1 %

с 20,3 до 15,1

< на 5,2 %

150–500

С 47,4 до 48

> на 0,6 %

47,9 %

Нет изменений

>500

С 24,7 до 27,3

> на 2,7 %

25 % до 30,03 %

> на 5,3 %

 

В 2015 году лекарственные средства сохранили свою долю реализации по сравнению с отечественными лекарственными средствами за тот же период [7]. Соотношение импортных и отечественных лекарственных средств в стоимостном выражении на фармацевтическом рынке Российской Федерации на протяжении периода развития 2008–2014 годов характеризуется устойчивыми и неизменными показателями [8], которые приведены на рис.2.

C:\Users\Александра\Desktop\image002.png

Рис. 2. Соотношение ЛС отечественного и иностранного производства

(%, в стоимостном выражении) на фармацевтическом рынке Российской Федерации [9]

 

Таким образом, данные представленные на рис.2 свидетельствуют о сильной зависимости фармацевтического рынка Российской Федерации от импортных поставок лекарственных средств. Доля импорта на фармацевтическом рынке Российской Федерации за анализируемый период в стоимостном выражении составляла не менее ¾ всей емкости рынка.

ТОP брендов лекарственных средств по стоимостному объему аптечных продаж в России по итогам марта 2015 г. возглавил препарат «ЭССЕНЦИАЛЕ» (1,09 %). Второй по популярности препарат — «КАГОЦЕЛ» (1,0 %), третий — «АКТОВЕГИН» (0,83 % от совокупных продаж). Согласно исследованиям объемов продаж за март 2015 г., приведенным в таблице 2, наибольшим спросом пользуются препараты для лечения пищеварительного тракта и обмена веществ. В ТОP-5 так же вошли препараты для лечения сердечно-сосудистой системы, заболеваний нервной и костно-мышечной системы, а также противомикробные препараты системного использования [1].

Таблица 2

ТОP-5 групп препаратов в объемах продаж лекарственных средств, март 2015 г. [1]

АТС-группы I-го уровня

Доля от стоимостного объема продаж, руб., %

Доля от натурального объема продаж, уп., %

A Пищеварительный тракт и обмен веществ

19,46 %

16,93 %

C Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы

13,2 %

15,68 %

N Препараты для лечения заболеваний нервной системы

11,85 %

10,57 %

J Противомикробные препараты системного использования

11,81 %

17,25 %

M Препараты для лечения костно-мышечной системы

8,81 %

7,70 %

 

Согласно исследованиям розничного аудита фармацевтического рынка Российской Федерации DSM Group в декабре 2014 года, представленным в таблице 3, первое место в рейтинге 10 лекарственных средств за декабрь 2014, занимает «Кагоцел». Самым популярным брендом оказался «Эссенциале», самой востребованной фирмой-производителем оказалась фирма «SANOFI-AVENTIS» [16].

Таблица 3

Рейтинг лекарственных средств, декабрь 2014 г. [16]

Место в рейтинге

Наименование

Бренд

Фирма-производитель

1

Кагоцел

Эссенциале

SANOFI-AVENTIS

2

Эссенциале форте

Кагоцел

NYCOMED

3

Ингавирин

Нурофен

BAYER

4

Найз

Конкор

ОТИСИФАРМ ОАО

5

Алфлутоп

Ингавирин

NOVARTIS

6

Кардиомагнил

Актовегин

A.MENARINI PHARMACEUTICAL INDUSTRY'S GROUP LTD

7

Дюфастон

Линекс

SERVIER

8

Тизин ксило

Терафлю

ABBOTT GMBH & CO.KG

9

Экзодерил

АЦЦ

TEVA PHARMACEUTICAL INDUSTRIES LTD

10

Актовегин

Лозап

LEK D. D.

 

Таким образом, конъюнктуру фармацевтического рынка Российской Федерации можно описать с помощью следующих показателей:

  1. Объем коммерческого рынка ЛС в марте 2015 г. составил 55,9 млрд. руб (с НДС), и показывает положительную динамику роста.
  2. Объем реализованной продукции в натуральном выражении составил 393 млн. упаковок, что на 4,1 % больше, чем за аналогичный период 2014 года.
  3. Доля реализации отечественных средств в натуральном объеме составила 74 %, в стоимостном выражении — 44 %. Спрос поддерживается более низкой стоимостью отечественных ЛС по сравнению с импортными ЛС.
  4. Наибольший спрос показали препараты для лечения пищеварительного тракта и обмена веществ, тенденция прошлых лет сохраняется.
  5. Сохраняется тенденция подорожания ЛС и снижения доли препаратов стоимостью ниже 150 рублей за упаковку.

Таким образом, в результате конъюнктурного обзора развития фармацевтического рынка Российской Федерации в 2008–2015 годах, автором выявлено, что несмотря на динамичность своего развития на рынке существует несколько проблем. Хотя, доля реализуемых отечественных лекарственных средств превосходит долю импортных ЛС почти в три раза, в натуральном объёме, доля в их стоимости меньше. Такая ситуация связана с наличием на рынке дорогих импортных брендированных препаратов. Низкая стоимость отечественных медицинских препаратов не даёт производителям возможностей инвестирования в исследование и разработку новых технологий. Помимо этого национальные производители сталкиваются с проблемой устаревания производств, ростом себестоимости, отсутствием качественного отечественного сырья. Чтобы решить данную проблему, необходима государственная поддержка. Несмотря на то, что патентное право даёт возможность производителям сохранять монополию на рынке некоторое время, это оказывается недостаточным. Данный прием позволяет только окупить затраты, совсем не помогая на этапе проведения исследований и разработок.

 

Литература:

 

  1. Аналитический обзор рынка от DSMGroup. Март 2015г [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dsm.ru/docs/analytics/spravka_03_2015_2.pdf 2.
  2. Аналитический обзор рынка от DSMGroup. Февраль 2014г [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dsm.ru/docs/analytics/spravka_february_2014.pdf.
  3. Бельских, И. Е. Особенности российского фармацевтического рынка / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2010. — Т. 10. — № 13 (73). — С. 56–66.
  4. Бельских, И. Е. Реклама лекарственных препаратов в фармацевтическом маркетинге / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Маркетинг в России и за рубежом. — 2010. — № 4. — С. 74–80.
  5. Бельских, И. Е. Особенности регулирования цен на фармацевтическом рынке / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Международный бухгалтерский учет. — 2011. — № 14. — С. 37–45.
  6. Джинджолия, А. Ф. Международный маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / А. Ф. Джинджолия, А. В. Евстратов; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2011.
  7. Евстратов, А. В. Структурные параметры развития фармацевтического рынка Российской Федерации: закономерности формирования и основные тенденции / А. В. Евстратов // Экономика: теория и практика. — 2014. — № 4 (36). — С. 39–46.
  8. Евстратов, А. В. Структурные параметры фармацевтического рынка Российской Федерации в 2001–2014 годах: закономерности формирования и тенденции развития / А. В. Евстратов // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2015. — № 3 (158). — С. 31–43.
  9. Евстратов, А. В. Фармацевтический рынок Российской Федерации: основные структурные параметры развития в 2001–2013 годах // Современные технологии управления, 2015. — № 2 (50). — С. 27–36.
  10. Евстратов, А. В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А. В. Евстратов. — Волгоград, 2005.
  11. Измайлов, А. М. Особенности конкуренции и проблемы отечественного фармацевтического рынка / А. М. Измайлов // Актуальные вопросы экономических наук. — 2012. — № 25–2. — С. 233–237.
  12. Измайлов, А. М. Модель управления конкурентоспособностью фармацевтического предприятия / А. М. Измайлов // Российский академический журнал. — 2014. — Т. 27. — № 1. — С. 36–39.
  13. Консалтинговая группа ИНЭК: Обзор российского фармацевтического рынка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://inec.ru/consalting/marketing-researches/branch-reviews/obzorfarm.php.
  14. Папанова, С. Ю. Определение ключевых аспектов эффективного менеджмента аптечной организации в условиях серьезных преобразований российского фармацевтического рынка / С. Ю. Папанова // Белгородский экономический вестник. — 2015. — № 1 (77). — С. 79–86.
  15. Папанова, С. Ю. Маркетинговые аспекты управления ассортиментом товаров аптечных организаций: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / С. Ю. Папанова. — Белгород, 2007.
  16. Рейтинги лекарственных препаратов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dsm.ru/ratings/
  17. Evstratov, A. V. Mergers and acquisitions of companies in the global pharmaceutical market in 1999–2012 / A. V. Evstratov // World Applied Sciences Journal. — 2014. — № 32 (7). — pp 1400–1403.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов