Библиографическое описание:

Афенкина Е. М. Доходы местных бюджетов, пути их роста // Вопросы экономики и управления. — 2015. — №1. — С. 12-14.

Ключевые слова: экономика, финансовая система, финансы, государственные и муниципальные финансы, государственный бюджет, бюджетная система РФ.

 

Растущий уровень развития экономической деятельности России приводит страну к усложнению работы и к расширению функций местных органов власти. Бюджетная система нашей страны является основной финансовой составляющей органов государственной власти и местного самоуправления в сферах экономического, социального развития всех территорий государства, где сформировано довольно большое число местных бюджетов. В связи с масштабами страны внешний контроль над движением бюджетных средств, а также контроль бюджетного процесса в целом, практически не осуществляется или отсутствует. Сегодня руководители муниципальных образований сталкиваются с проблемой постоянной нехватки средств на текущие нужды и развитие городов, районов, округов и поселений. Трудности осуществления быстрого укрепления доходной базы местных бюджетов и развития их самостоятельной работы усложняет и приостанавливает процесс финансового оздоровления страны.

Местные бюджеты — важная составляющая финансовой системы государства, так как это источники финансирования широкого круга мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения в муниципальных образованиях страны. Местный бюджет является формой социальных и экономических отношений, которые строятся в процессе формирования, распределения и использования муниципальных финансовых ресурсов, предназначение которых финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления [1, c.50–98].

Из бюджетов осуществляется финансирование и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь, местной промышленности, коммунального хозяйства, объема предлагаемой продукции и услуг, необходимых для удовлетворения спроса населения.

К муниципальным финансам относятся финансы сельских и городских поселений, городов, районов и округов. Более 12 тыс. муниципальных образований Российской Федерации имеют утверждённый статус. Примерно половина из них не обладают самостоятельным бюджетом [2, c.25–33].

Общеэкономическая эффективность использования муниципальных финансов напрямую зависит от законодательно установленных функциональных полномочий органов местного самоуправления. В нашей стране закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет ряд действия в области местного самоуправления на территориях муниципальных образований. Во-первых, осуществляется формирование и изменение уставов муниципальных образований, контроль над соблюдением всех условий документов, во-вторых, распоряжение и пользование муниципальной собственностью и местными финансами, в-третьих, принимаются меры по формированию, утверждению и исполнению местного бюджета, по введению местных налогов и сборов, по решение других финансовых вопросов местного значения.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, местный бюджет муниципального образования является формой образования и расходования денежных средств, направляющихся на выполнение функций и решение задач, отнесённых к предметам ведения местного самоуправления. Местные бюджеты имеют своё назначение и функции, отражающие их экономическую сущность:

-          формирование денежных фондов, обеспечивающих финансирование деятельности местных органов власти;

-          распределение и использование этих фондов между отраслями местного хозяйствования;

-          контроль над финансовой деятельностью предприятий, учреждений и организаций, подотчётных этим органам власти [3, c.99–108].

Муниципальные бюджеты занимают немаловажную роль в осуществлении общегосударственных, экономических и социальных задач, таких как, распределение государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества России. Данные средства распределяются через систему местных бюджетов, включающих городские, районные, поселковые и сельские бюджеты, что способствует эффективной реализации социальной политики государством.

Рассматривая роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов, стоит охарактеризовать следующие значимые факторы.

Во-первых, за счёт консолидации финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования, местные органы власти получают финансовую базу для реализации своих полномочий согласно Конституцией РФ, в которой указано, что «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». А также «Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют управление муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, организовывают охрану общественного порядка, и решают иные вопросы местного значения». Главное предназначение местных бюджетов обеспечить создание финансовой базы.

Во-вторых, образование бюджетов муниципалитетов и сосредоточение в них денежных ресурсов даёт финансовую самостоятельность в расходовании средств на социальное и экономическое развитие субъекта. Благодаря местным бюджетам органам муниципальной власти обеспечивают планомерное развитие учреждений медицинского и образовательного обслуживания, культуры, жилищной и дорожной инфраструктуры.

В-третьих, местные бюджеты позволяет осуществлять выравнивание уровней социально-экономического развития территорий государства. Для осуществления данной цели формируются и реализуются различные региональные программы, адаптированные на социальное и экономическое развитие регионов, связанное с благоустройством поселков и городов, с развитием дорожных путей и восстановлением культурных памятников.

В-четвертых, органы муниципальной власти, управляя финансовыми средствами бюджета, уменьшают, либо увеличивают нормативы финансовых затрат на оказание услуг в непроизводственных учреждениях (в больницах, школах, и др.).

В-пятых, концентрация части финансовых ресурсов в местных бюджетах даёт возможность органам исполнительной и представительной власти централизованно направлять данные ресурсы на решение стратегических задач по улучшению благосостояния и приоритетных отраслей региона.

В-шестых, местные бюджеты дают возможность финансовым органам муниципалитетов воздействовать на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, осуществлять эффективное использования трудовых и материальных ресурсов, создавать новые условия для открытия и ведения местного производства и бизнеса.

Подчёркивая роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать макроэкономический климат экономики России, где, например, нынешний уровень инфляция вызывает ослабление национальной валюты, бюджетный дефицит и ухудшение работы финансовой системы страны. Это не позволяет местным бюджетам в полной мере проявлять свою роль.

Однако, сегодня перед государством стоит задача повышения роли бюджетов в экономическом и социальном развитии регионов, для чего предпринимаются меры по обеспечению бюджетного финансирования местных органов власти и расширению их прав в соответствии с Законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Организационно-правовая основа формирования доходов местных бюджетов представлена взаимосвязанной системой нормативно-правовых актов и норм, регулирующих принципы образования доходов местных финансов, их источников и направлений использования денежных поступлений местных бюджетов.

Функционирование местных бюджетов РФ происходит на основе целостной нормативно-правовой системе актов, разработка которых проводилась на федеральном, местном уровнях и уровне субъектов федерации. Основным документом федерального значения, который обуславливает деятельность органов местного самоуправления и функционирования местных бюджетов, является Конституция РФ. [4, c.58–69] Другие федеральные нормативные правовые акты представлены в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в Бюджетном и Налоговом Кодексах РФ. В главе 8 Конституции РФ представлены права, обязанности, основные принципы организации местного самоуправления, возможности и формы ответственности органов местного самоуправления.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регламентируются общие территориальные, правовые, экономические принципы организации местного самоуправления в РФ. Глава 8 «Экономическая основа местного самоуправления» данного закона помимо общих положений, экономических и финансовых основ местного самоуправления в РФ, определяет принципы межбюджетных отношений. Данные положения устанавливают полномочия муниципальных образований по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, структуру собственных доходов муниципальных образований, принципы зачисления федеральных налогов и сборов в местные доходы, подходы по выравниванию обеспеченности местных бюджетов.

Налоговый кодекс РФ в статье 15 определяет перечень местных налоговых сборов, нормативно-правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, которые принимаются представительными органами муниципальных образований. Раздел «Местные налоги» НК РФ указывает плательщика местных налогов, объект налогообложения, порядок исчисления и уплаты местных налогов.

Информация по вопросам функционирования местных бюджетов представлена в Бюджетном кодексе РФ. Первая часть Бюджетного кодекса Российской Федерации формирует бюджетное законодательство РФ, определяет компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления в сфере бюджетных правоотношений. Глава 9 БК РФ регулирует состав налоговых и неналоговых поступлений местных бюджетов, закрепляя ряд норм, касающихся бюджетного регулирования. Статья 64 регламентирует полномочия органов местного самоуправления в вопросах формирования доходов местных бюджетов. Глава 16 «Межбюджетные трансферты» статьи 135–136 регулируют формы и условия предоставления безвозмездных платежей местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ. В статьях 137, 138 оговаривается процесс установления порядка распределения и расчёта дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и поселений. Статьи 139, 140 указывают порядок установления цели и условия предоставления субсидий местным бюджетам, методики распределения субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ.

Конституции республик, законы и уставы субъектов РФ относятся к нормативно-правовым актам органов государственной власти субъектов РФ, регулирующие финансовые отношения по поводу формирования и использования местных денежных фондов в процессе их оборота. Немаловажными правовыми документами также считаются акты президентов республик, глав администрации субъектов, правительств и других органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и постановления законодательных органов государственной власти субъектов РФ. Положения по вопросам функционирования местных бюджетов, содержащиеся в уставах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить основным условиям, принципам организации местных финансов, которые закреплены Конституцией РФ и федеральными законами.

В качестве вывода, можно сказать, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления в настоящее время признаются самостоятельной и независимой от органов государственной власти системой, но подчинённой Конституции и законам РФ. Правовые документы издаются муниципалитетами, советами и представителями самоуправляющихся территорий, таких как городские и сельские поселений.

 

Литература:

 

1.         Годин А. М. Бюджетная система российской Федерации: Учебник. — М.: Дашков и К0, 2011. — C. 150.

2.         Барский А. Финансовая база местного самоуправления // Вопросы экономики. — 2008. — № 5. — С. 225

3.         Годин А. М., Бюджетная система российской Федерации: Учебник. — М.: Дашков и К0, 2011. — С. 301.

4.         Тютина Ю. В. Состав и особенности правового регулирования местных финансов // Финансы и кредит. — 2009. — N 6. — С. 156.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов